Sep. 2nd, 2023

transurfer: (Default)
Из тг-канала Анастасии Жичкиной:

КПТСР в отношениях выглядит так, как будто есть что-то, что управляет отношениями, помимо сознательной воли людей.

1. «Болевые точки» в отношениях – человек взрывается, страшно расстраивается или отмораживается по непонятным, нюансным поводам.

(попадать по болевой точке может все, что угодно – отдаление, близость, совет, молчание, тон - подробнее здесь)

Как будто в отношениях есть третья воля, которая создает в них ссоры и дискомфорт.

Предложение договориться словами через рот не работает вообще. «Скажи словами, если тебе что-то не нравится»? Хорошо бы еще понять до того, как со мной это случилось, что именно мне не нравится. «Остановись, ты наносишь ущерб»? – Как я могу остановиться, если я защищаю себя?

«Я тебе не верю» – и ни семь лет вместе, ни двое детей – не повод для знакомства. Внутренний Станиславский говорит: не верю, ты предашь меня, все так делали.

«Я верю тебе всем сердцем, наконец-то я тебя нашел (нашла)» - до первого разочарования, после которого никакие доказательства, что мы все еще связаны, не принимаются – и тогда прощай.

«Джекил и Хайд» - хочу быть вместе, но что-то во мне саботирует или портит отношения. Не получается регулировать это сознательно, нельзя избежать, - оно само.

2. Второй план в отношениях.

Иногда мне говорят прямо: я чувствую в тебе что-то еще.

«У меня ощущение, что ты не здесь», - хотя я физически здесь и добросовестно поддерживаю контакт.

«У меня чувство, что ты на меня сердишься» - я не чувствую, что сержусь, странно, что это чувствует за меня партнер.

Как вариант: человек с комплексной травмой ходит с каменным лицом, а вокруг корежит всех, неизвестно почему.

Человек может не знать о своем пострадавшем «Я» - но другие его ощущают.

3. «Мы смерти смотрели в лицо». Если комплексная травма какой-то гранью связана с переживанием смертного ужаса, в отношениях будет звучать тема избавления от смерти.

Это может быть чувство «где-то есть тот единственный, кто избавит от страданий» – Джудит Герман пишет, что одна из особенностей отношений при кПТСР – это повторяющиеся поиски спасителя, - но не только.

Опыт смертного ужаса где-то глубоко помнится – и человек может искать максимально надежного союзника, того, кто прикроет спину, с кем можно пойти в разведку. От партнера ожидается особая устойчивость и исключительная честность – и эти же требования адресуются терапевту.

И одновременно, если когда-то было чувство, что этот человек спас вас от смерти – вас будет связывать более яркая, сильная и глубокая привязанность. Если партнер помог в момент флэшбэка. Или если он случайно попал по болевой точке, вызвав опыт, связанный со смертным ужасом – а затем вел себя очень заботливо, и это помогло. Переживание чудесного избавления от смерти привязывает к человеку, который рядом.

Но если между партнерами был абьюз – эмоциональные качели тоже могут интерпретироваться как «этот человек меня спас там, где я чуть не пропал». Сильная привязанность, основанная на чувстве благодарности к как бы избавителю, может не давать уйти из абьюзивных отношений – и этот опыт лежит в основе стокгольмского синдрома.

4. Навыки: жизнь меня не к этому готовила.

Отношения получается поддерживать, если вы активный, чувствующий и верящий себе и в себя человек.

Все эти способности подрывает комплексная травма, говоря: ты не уйдешь, тебе некуда уйти, кому ты нужна (нужен); тебе никто не поможет; не чувствуй, не чувствуй, не чувствуй, что все это тебе поперек горла, все равно уходить тебе некуда, не защищай себя, иначе будет хуже; не будь уязвимым и не открывайся, если ты уязвим.

В сухом осадке остаются: неспособность чувствовать, доверять себе и партнеру, открываться, верить, что хорошие отношения в принципе возможны, пытаться повлиять на отношения, выбирать самому (самой), а не ждать, когда выберут тебя, невозможность себя защитить.

Колючий человек, который торпедирует попытки его поддержать и отталкивает руку помощи.

Это – результат опыта. Чтобы было по-другому, нужен другой опыт - и решение его взять.
transurfer: (Default)
Пост Анастасии из ее канала хорошо объясняющий тему:

Нелюбовь может выражаться в конкретных действиях, когда ожидаешь человеческого отношения к себе, а тебя стыдят, критикуют или высмеивают. И нелюбовь может выражаться как «ничего же не было» - и непонятно, как то, чего не было, может так сильно задевать.

То, как сильно действует «ничего», хорошо заметно по маленьким детям:

В кабинете Дэниэла Стерна сидит мама с младенцем. Она держит его на руках, они смотрят друг на друга и улыбаются. Затем матери даётся указание перестать улыбаться и отвернуться. Видеосъёмка замедляется, и мы видим, как младенец продолжает смотреть на мать и улыбаться. Когда он понимает, что она на него не смотрит и больше не улыбается, его улыбка постепенно застывает. Он отворачивается и смотрит в сторону. Его улыбка исчезает. Несколько секунд спустя он снова ищет взгляд своей матери с остатками улыбки – и когда он снова его не находит, его собственный взгляд затуманивается. Он пытается ещё раз, теперь без улыбки, но с озадаченным выражением лица, на котором всё больше отражается шок. Затем его голова откидывается набок. С этого момента он перестаёт смотреть на неё. Его голова опускается, взгляд застыл, рот слегка приоткрыт, из уголка вытекает слюна.

Винникотт писал, что ощущение существования матери длится «X» времени. Если мать отсутствует более «X» времени, то её образ в психике младенца исчезает. Ребёнок расстроен, но это вскоре проходит, потому что мать возвращается через «X+Y» времени. За «X+Y» времени ребёнок не изменился. Но «X+Y+Z» времени оказывается для него травматическим опытом. Через «X+Y+Z» возвращение матери уже не исправит его изменённое состояние. Травма подразумевает, что ребёнок столкнулся с разрывом в непрерывности жизни. На службу тут же приходит то, что называют «примитивными защитными механизмами»; психика перестраивается для защиты от повторения этой «немыслимой тревоги», возвращения спутанного состояния распада зарождающейся структуры, переживания того, что ты сходишь с ума.

На стадии абсолютной зависимости длительное и накопившееся отсутствие матери приводит к переживанию психической смерти.

Годы спустя, взрослый клиент приносит с собой в терапию замороженного и опустошённого младенца. Скорее всего, он будет жаловаться на какие-то «взрослые» проблемы, но за кулисами его души будет витать чувство тщетности, к которому присоединяются стыд, вина и глубокая внутренняя несостоятельность, связанная с неверием в доступность другого, в собственную способность оказывать на него влияние, и это будет идти рука об руку с чувством беспомощности (наряду с безнадёжностью). Чуть поглубже – огромная не оплаканная потеря. И еще глубже – абсолютный шок, содержащий семена протеста и ярости, которые ещё не дали ростков.


(Александр Левчук, https://facebook.com/story.php?story_fbid=10225220668316569&id=1016919734 )

Травмировать может больничный опыт, если ребенок родился в тяжелом состоянии и часть раннего детства провел в больницах. Или опыт ненужности и заброшенности в собственной семье. Или опыт помещения в детский сад в раннем детстве, где на ребенка не обращали внимания. Именно с этим опытом связано ощущение тоски или потерянности на фоне полного благополучия.

Поэтому триггером может быть не только критика, советы или другие активные вмешательства - но и когда «ничего не было» - когда на вас нет вообще никакой реакции.

Ранний опыт неприкаянности и одиночества оставляет не менее глубокие следы, чем смертельная опасность.
transurfer: (Default)
Из фейсбука психолога Александра Левчука:

Если на заре жизни ребенка (в начале строительства домика его личности) что-то пошло не так, он становится в какой-то степени бездомным, ему не на что опереться внутри себя.

Порой к такому исходу могут приводить события, с которыми его психика справиться не в состоянии, а заботящиеся лица не смогли помочь своему чаду "переварить" случившееся.

В результате в его домике разгуливает ураган, грозящий разрушить и без того еще хрупкие помещения. Чтобы справиться с нависшей катастрофой, психика "замуровывает" комнаты, на которые обрушилось стихийное бедствие, оставляя для проживания небольшие кусочки жилплощади, островки безопасности.

Завывание сквозняков, возня крыс, скрипы, шорохи испуганно принимаются за присутствие чудищ-юдищ за заколоченной дверью. И мне приходится прятаться от самого себя.

Диссоциация, засучив рукава, укутывает целые куски меня в забытье, изолируя то, что невозможно пережить, туда, где его невозможно найти. «Ты себя больше не побеспокоишь».

В результате сужается экспериентальный размах себя, возможность быть живым определенным образом. Теперь разнообразия Кать/Петь внутри этой Кати/Пети становится меньше.

В этом плане диссоциация – это всегда маленькая смерть. Ради жизни. Мне нужно стать немного мертвым, чтобы продолжать оставаться «живым».
«Умерщвляет» не травма, «умерщвляет» диссоциация (травма – это когда ты последний раз был живым). Мощные диссоциативные защиты ответственны также и за последующее горестное знание, что существует жизнь, которая чувствуется отобранной, непрожитой.

Несмотря на все эти выселения, с травматическим опытом есть парадоксальная проблема: он не забывается. Он не просто спокойно лежит за каменной стеной. Все наоборот, он никак не может быть здоровым образом забыт, это — узник, который навечно застрял в настоящем.

Он беспризорник. Который отчаянно стучится в дверь нашего сознания, чтобы наконец обрести дом. Быть услышанным, пережитым и осмысленным в контексте первоначальных событий.

Мне здесь всегда вспоминаются страшилы из фильмов ужасов. Какая-нибудь девочка-привидение, которая достает всех, пока те наконец не узнают ужасную историю о ее жизни и смерти, после чего она перестает мучить героев фильма. Как будто все, что хотел этот призрак, этот быть познанным и соразделенным в своей невыносимой истории.

На всякий случай напоминаю, что размещаемые здесь ссылки на тексты психологов не означают, что я автоматически считаю этих психологов годными и рекомендую их. Ссылки это просто ссылки. При этом обсуждение этих психологов очень приветствуется. Если что-то знаете по них и качество их работы - делитесь обязательно.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 11:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios