Делимся опытом
Feb. 16th, 2018 08:41 pmЗдравствуйте! Хочу затронуть очень болезненную и для многих страшную тему. Если Эль решит опубликовать этот вопрос, очень надеюсь на бережность и доброту участников дискуссии друг к другу.
Я сейчас нахожусь в поисках нового терапевта, и в процессе столкнулась с предложением одного терапевта заключить "контракт о несовершении суицида". Оставим в стороне валидность такого контракта - кому предъявлять претензии, если его нарушат? Меня честно говоря очень напрягло это предложение. Как ни страшно для большинства это звучит, я живу с такими мыслями, они у меня есть. В какой-то степени они меня утешают, мол эта дверь всегда открыта, я туда успею если что, а не попробовать ли пока справиться с болью иным способом? Я себе пытаюсь представить, что я поднимаю вопрос о суициидальных мыслях на сессии, а терапевт мне говорит - у нас контракт, ты не вправе этого делать. Мне это точно не поможет. Получается, терапевт боится моего возможного суицида и по сути не может работать с этой частью меня? Или я что-то не поняла, и такие контракты - популярная практика?
Расскажите, что вы думаете или слышили ли когда-нибудь о таких "контрактах"?
Отвечать можно анонимно.
Просьба к авторам вопросов: отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2018-02-17 04:47 am (UTC)С моей тер у меня есть устная договоренность, что на темы суицида и мыслей о суициде она со мной будет работать только в том случае, если я ей покажу, что помимо суицидальной части во мне присутствует и участвует в ситуации Взрослая часть, которая будет гарантировать, что суицида не произойдет. Возможно, ваша тер от вас хотела бы того же самого как условия при разговоре о таких мыслях. Спросите у нее.
У нас тут, кстати, медицинский врач может официально отказаться работать с пациентом, если тот лихачит со своим здоровьем на грани фола и не соблюдает предписания, потому что никому не охота потом судиться и нести ответственность за смерть лихача.
no subject
Date: 2018-02-17 05:06 am (UTC)Как я поняла его цель - он как раз нужен, чтобы работать с мыслями о суициде. Мы периодически обновляли контракт, например, у нас сессия раз в неделю и мы в особо тяжелые периоды договаривались, что я не совершу самоубийство до следующей сессии. Потерпеть неделю я всегда соглашалась, это не так уж и много. Еще тер меня направляла к психиатру за фарм.поддержкой.
Никакого запрета на то, чтобы говорить о суициде не было, наоборот, мы работали с этими мыслями. То есть ситуация, когда терапевт скажет "атата, ты на контракте, не смей думать и говорить о суициде", возникнет очень вряд ли.
Получается, терапевт боится моего возможного суицида и по сути не может работать с этой частью меня - опять же, как я поняла, контракты как раз нужны,чтобы работать с этой частью. Просто для того, чтобы контролировать действия этой части, нужна еще и взрослая (с ней и заключается договор). Грубо говоря, внутренний взрослый, который будет вас водить на терапию и "пасти" между сессиями, пока вы не доберетесь до истока этих мыслей и как-то это не проработаете.
Вот так я понимаю смысл контрактов.
no subject
Date: 2018-02-17 06:00 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 06:33 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 06:35 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 06:46 am (UTC)У нас тоже был подобный контракт, хотя мы его так и не называли. Мы договорились, что если даже если ему очень хочется что-то с собой сделать, то он просто дождется моего возвращения с работы. И это работало.
no subject
Date: 2018-02-17 07:14 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 07:54 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 08:01 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 08:53 am (UTC)Мой терапевт хотел от меня этой части, которая готова бороться. Это привело меня как раз к попыткам суицида. Пока люди, даже не терапевты, не пытались влиять на эту часть, принимая ее и допуская, что имею полное право это сделать (а не должна остаться в одиночестве или лечь в психиатрическую клинику!), мне от разговоров становилось легче... А вот терапевты всегда ищут эту часть, которая борется, и это тут же приводит к большому и продолжительному (в несколько лет) регрессу... В конце концов я и перестала ходить, потому что не понимаю, чем оно мне помогает, если только усиливает эти мысли.
Не ожидала, что Ваша мягкая и поддерживающая тер так работает! И я даже понимаю, что тут страна такая, это закон, но все равно... Как тут работать, как строить доверительные отношения?((( Вам эта договоренность не мешает?
no subject
Date: 2018-02-17 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 09:10 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 09:20 am (UTC)Меня договоренность по-началу царапала, но потом я ее поняла.
Еще тут надо понимать, о чем вообще суицид. Он практически никогда не о желании реальной физической смерти. Нередко желание суицида - это единственная доступная возможность сказать "Нет!" обстоятельствам, которые невозможно изменить. Чаще всего желание суицида происхоит от убеждения, что в этой жизни нет возможности проявиться живой, настоящей части себя, потому что стоит ей выйти в мир, ей сделают очень больно. И тогда травматичная защитная часть психики хочет уничтожить человека физически, чтобы предотвратить эту боль. Это кажется нелогичным - убить, чтобы спасти - но с точки зрения этого механизма это единственная опция.
Так что работать исключительно над тем, чтобы в клиенте возник борец - это да, спровоцировать его на попытки суицида. В качестве протеста. И как крик о помощи "Услышьте меня, наконец!!!" Работать тут надо над пониманием, что именно решает суицид, о какой именно боли речь и как найти этой боли место, чтобы она была услышана.
no subject
Date: 2018-02-17 09:25 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 09:29 am (UTC)Когда клиент обещает, что со своей стороны будет делать все, чтобы суицида избежать - это человек, который берет на себя роль взрослого, который привел на терапию суицидального ребенка, чтобы научиться его понимать и научиться, как стать ему хорошим родителем. Терапевт может помочь этому внутреннему родителю - контейнировать его чувства, поддерживать его, учить его справляться, показывать ему, как заботиться о ребенке, подставлять плечо, когда у него нет сил или знаний это сделать. В свою очередь, этот родитель будет спасать своего ребенка.
Когда клиент не хочет давать это обещание - это он пришел, скинул ребенка на терапевта, а сам умыл руки и изчез в тумане. В этом случае я даже не знаю, чем терапевт может помочь, потому что удочерить чужого внутреннего ребенка, взяв на себя полную за него ответственность, он ни физически, ни психологически не сможет.
no subject
Date: 2018-02-17 09:40 am (UTC)Было дело, я когда- то, переживая сильные чувства по поводу расставания с мужем, пошла к беспланому психологу. И тот попросил меня написать расписку о том, что я не покончу с собой во время терапии, и носить в кармане. Я очень смеялась, помнится( тихо, про себя, чтобы не смущать терапевта) : можно подумать, что, если я решу самоубиться, меня остановят какие- то там договоренности или бумажки!!! Наивные люди эти терапевты, право слово))).
Думаю, вопрос о том, подразумевает ли такая договоренность возможность работы с суицидальными мыслями, стоит задать терапевту- зачем пытаться догадываться, если можно просто спросить и на основании его ответа решить, устраивает ли вас такой формат терапии?
no subject
Date: 2018-02-17 09:49 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 10:02 am (UTC)Терапевт вроде не работал над возникновением борца, он как раз говорил то же, что и Вы, — что кто-то же меня привел сюда и просит помощи. Но мне всегда становилось от этого только хуже... Я чувствовала, что мое желание умереть не слышат, а пытаются отмахнуться в красивой научной форме. Ну и я чувствовала, что это неправда, что от меня отмахиваются, потому что ну нет во мне части, которая хочет продолжать бороться.
И в моем случае, увы, желание умереть было в основном не протестом, а желанием избавиться от физической боли и недомогания(( Я на тот момент не могла из-за своего физического состояния делать практически вообще ничего. И тем более — вещи, которые я люблю.
"Это кажется нелогичным - убить, чтобы спасти - но с точки зрения этого механизма это единственная опция."
Почему же нелогично? Абсолютно логично!
"Когда клиент не хочет давать это обещание - это он пришел, скинул ребенка на терапевта, а сам умыл руки и изчез в тумане. "
А разве это не та терапия, которая правильная? Сначала ведь терапевт, если ко енту надо, должен как раз побыть родителем, усыновить его. Разве нет?
no subject
Date: 2018-02-17 10:02 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 10:31 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 10:40 am (UTC)Мне кажется, что "совсем нет" не бывает. Могут быть какие-то завышенные представления о том, что такое взрослая часть. Человек ведь ходит на терапию, как-то ее оплачивает, заботится о себе (как минимум, ест и одевается), значит взрослая часть есть. Может она и не соответствует всем канонам, но существует.
no subject
Date: 2018-02-17 10:43 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 10:44 am (UTC)no subject
Date: 2018-02-17 11:17 am (UTC)плюс то что во мне есть желание, которое разрушающе действует на значимую фигуру (это привет маме, из-за кого собственно терапия-то и началась).
но наверное на текущий момент такой контракт - наиболее экологичный компромисс. конечно важны акценты и интонации в обсуждении
no subject
Date: 2018-02-17 11:40 am (UTC)