Делимся опытом
May. 25th, 2020 08:38 pmДобрый день.
Где-то месяцев так восемь назад я написала сюда пост с вопросом о том, как снизить чувствительность.
Все сошлись на том, что высокую чувствительность снизить нельзя. Так вот, это не совсем так, и я бы хотела поделиться тем, что я нашла на эту тему.
Существует такая вещь как ПТСР, посттравматическое стрессовое расстройство, и оно обычно ассоциируется с людьми, пережившими военные действия, но существует также детское ПТСР.
И дело в том, что детское ПТСР развивается не только в случае каких-то ужасающих событий вроде стрельбы или дтп, но также из-за неблагоприятного детского опыта.
Существует опросник НДО (ACE, Adverse Childhood Experience), если вы набрали больше 4 баллов, у вас с высокой вероятностью есть ПТСР.
НДО и жизнь в хроническом стрессе в детстве формирует мозг специфическим образом, в том числе это приводит к гиперреакциям. То есть гиперчувствительность к стимулам может быть не только врождённой, но также сформированной в результате детского опыта. И хорошая новость в том, что это поддаётся компенсации.
Конечно, мозг уже сформировался так, как сформировался, и изменить его не получится, но можно научить кору головного мозга тормозить эти чрезмерные реакции. Так как основной функцией коры как раз является торможение (например, произвольное поведение можно рассмотреть как торможение всех импульсов, которые не ведут к цели), то кора это умеет очень хорошо, и этот навык вполне себе развивается до уровня автоматизма, то есть не требует сознательного контроля.
И это работает.
У меня есть ~3 лет терапии, но вот именно с чувствительностью помогла именно направленная работа с ПТСР (я с удивлением узнала, что у меня были флешбеки, так-то думала, что просто люблю повспоминать и пожалеть себя). Примерно за полгода это всё действительно перешло в автоматизм (вроде чистки зубов) и не требует сознательного контроля, но требует, чтобы кора была отдохнувшей. То есть если я устала, не выспалась, перегрузила кору экранным временем и скроллингом, то торможение перестаёт работать.
Что касается обстоятельств жизни, то они скорее стали сложней, чем были, а чувствительность - лучше (адекватней), чем была. Я бы не хотела переходить к обсуждению обстоятельств, т.к. в прошлый раз всё обсуждение свелось к смене обстоятельств, но, если это кому-то важно, могу написать.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-05-26 03:44 am (UTC)Спасибо, что так подробно расписали свой опыт. Про сложную травму (C-PTSD) все верно, это не обязательно одно ударное событие, это может быть череда повторяющихся (игнор потребностей, вербальное насилие и так далее). Я это все условно называю "детской травмой" здесь в журнале, но научно это будет "сложный птср".
Бывает еще, что такая травма ложится на высокочувствительную психику (мой случай). Поскольку высокая чувствительность - это врожденное, даже после исцеления травмы она никуда не девается, с ней надо учиться жить. Для людей с такой психикой даже условно нормальное детство, где обычному ребенку хватило бы заботы и внимания, может само по себе быть травматичным, а если еще и реальную травму наложить, получается "копим деньги на лет 10 терапии" )
no subject
Date: 2020-05-26 04:01 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 04:16 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 05:07 am (UTC)Из своего опыта могу сказать, что в целом была довольно активной в социальном плане, пока не скатилась в депрессию к 20 годам. Тогда у меня очень обострилась реакция на свет и звуки (про эмоциональные реакции вообще молчу), а еще по жизни очень боялась лающих собак. Сейчас, по результатам кучи выпитых колес и терапии, все это пришло в норму. Я даже собак перестала бояться как раньше - тогда просто вставала и замирала и очень трясло, сейчас физических ощущений, кроме мысли "О, громкая собака" вообще нет. Параллельно открыла для себя взаимосвязь - что боязнь громких звуков и собак ушла вместе с боязнью, что на меня наорут.
Но, как Эль писала ниже, высокочувствительная психика тоже может быть, хотя мне тут не понятно, действительно ли она биологически предполагалась стать высокочувствительной, или там мозг сформировался, потому что внутриутробное развитие было так себе. Младенцам вроде не делают МРТ, чтобы посмотреть, все ли у них там нормально в плане отделов, ответственных за настроение.
К.
no subject
Date: 2020-05-26 05:14 am (UTC)А физическая чувствительность точно обретенная. До 20 с чем-то была толерантна к шуму, любила громкую музыку, никогда не тошнило и не укачивало, энергии было много. Сейчас от шума быстро устаю.
no subject
Date: 2020-05-26 05:14 am (UTC)Травма не ее дает, а нерегулируемое состояние, когда человека носит между крайностями, черным и белым, адом и раем, без чего-то посередине, потому что в результате травмы, как ТС верно написала, мозг не научается саморегуляции в том возрасте, в котором она должна появиться. Терапия позволяет саморегуляцию развить, и человека перестает мотать.
no subject
Date: 2020-05-26 06:33 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 07:21 am (UTC)Тогда почему каждый раз такая реакция идёт с вашей стороны на попытки пишущих сказать о том, что психотраввмированные люди изначально были хм...хм...скажем так, иными в сравнении с теми, к о прошел аналогичные травмы или хуже, но не сломался и прекрасно справился с жизнью в отличие от?
Почему вы не допускаете, что не только высокая чувствительность становится причиной печальных последствий для травмированных?
no subject
Date: 2020-05-26 07:35 am (UTC)Это всё-таки, я думаю, и от человека зависит. Я бы в похожих условиях не смогла расслабляться даже в отдохнувшем и ресурсном состоянии. Мне нужно личное пространство и личное время.
no subject
Date: 2020-05-26 07:37 am (UTC)https://transurfer.livejournal.com/650560.html
Мне несколько стыдно за то обсуждение, я там во многом неправа, и мы многого не поняли с комментаторами.
no subject
Date: 2020-05-26 08:30 am (UTC)А некоторые особенности, да хоть тот же болевой порог, остаются такими как были. При усталости и плохом самочувствии, а также в условиях дополнительного и долго прессинга торможение и впрямь работает хуже. Вон тот же карантин этой весной неожиданно уронил в подростковые флешбэки со всем тогдашним ментальным насилием. Что, как ни странно, хорошо, потому что по своей воле перепроживать это добровольно я бы не стала, а так ощущение, что авгиевы конюшни разгребла =)
no subject
Date: 2020-05-26 08:52 am (UTC)Да, это я, только без бегемота, с птичкой :)
С тех пор годовас превратился в двухгодоваса (привет, terrible twoes), наступил всеобщий карантин, и ребёнок больше не с няней, а дома, и я дома, муж дома, и работа полный день наступила тоже из дома (вместо двух больших мониторов один крошечный + постоянные проблемы с соединением), все мы с утра до ночи тусуем на одной территории.
И терапия именно ПТСР очень помогла, где-то за полгода жизнь перестала меня выносить.
+ снижение экранного времени. Это оказалось чертовски важно. Но, наверное, всем уже давно очевидно.
+ (наверное, стоит об этом тоже упомянуть, хотя я не уверена, что это относится к делу), через два месяца от того поста у меня начались сильные мигрени как по расписанию раз в неделю по выходным на весь день, и невролог в числе прочего лечения выписал мне ад в субтерапевтической дозировке (50 моих против 100-150 терапевтической). Это очень помогло, хотя некоторые терапевты считают, что это был эффект плацебо.
Но у меня всё ещё очень поддерживающий партнёр, однушка всё ещё 60 м2 (у нас огромная кухня и огромная комната и ещё большой балкон, куда я хожу летом прятаться от всех и смотреть
на дом напротиввдаль). И у меня было время одной, не по щелчку пальцев в любой момент времени, по расписанию, но было, и довольно много, однако я проводила его ухудшая своё состояние. И это тоже часть ПТСР.То есть всё это не выглядит как то, что сразу представляется при словах "в однушке с мужем, младенцем и птичкой", это был не лучший риторический приём, и мне за него стыдно.
И важно, если уж говорить об этом, сказать, что три с половиной года назад я работала из дома очень мало, ребёнка не было даже в планах, партнёр уходил из дома на весь день работать (казалось бы, вот она, доступность быть одной в каждый момент времени), а меня бесили чайки за окном, мусоровоз и прочие стимулы в таком же духе, я совершенно не могла сосредоточиться.
no subject
Date: 2020-05-26 09:13 am (UTC)Да, конечно, вы абсолютно верно пишете.
Субъективно я не могу определить, где заканчивается чувствительность и начинается реакция, а как это можно определить?
no subject
Date: 2020-05-26 10:00 am (UTC)Вообще, я думаю, здесь разные феномены могут быть:
и врожденная высокая чувствительность (что регулировать сложновато, с этим надо учиться жить)
и привычка с детства постоянно мониторить окружающую среду, отслеживать малейшие сигналы (это конечно корректируется созданием более безопасной среды вокруг); при этом чувствительность к другим людям и среде может сочетаться с бесчувственностью к самому себе
и влияние триггеров/флэшбеков
и дефицит в детстве заботы, контейнирования - что часто ведет к сложностям с регуляцией эмоций и умением успокаиваться
В общем, некий элемент везения еще есть - у кого много этих факторов сразу, тем гораздо сложнее :(
no subject
Date: 2020-05-26 10:11 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 10:30 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 10:34 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 11:13 am (UTC)Эх. Сочувствую!
no subject
Date: 2020-05-26 12:11 pm (UTC)Моя реакция на людей с активной "травмой", по другому моя чувствительность, сильно изменилась благодаря терапии. Если раньше, до терапии, это было на уровне физических ярких ощущений :головогружения, в нос ударяло словно шампанским, усиливалось сердцебиение, ноги ватными становились, мысли путались(иногда сны снились странные, иногда я словно смотрела на какую то часть тела человека и если спрашивала про нее, то очень удивляла, что эта часть или болела, или беспокоила) +букет эмоций, с выпадением в зону дискомфорта, депрессии и развала, так что я могла собирать себя неделями, после такого общения.А если такое общение было с близким челом, то добавлялись симптомы.
Потом, в терапии, я заметила, потому что поднимала этот вопрос на сессии, что "шампанское"перестало ударять в голову, паника прошла, но я стала эмоционально зависимой, словно подцепляла чужие состояния, там горе, страх, гнев и прочее, словно грипп, но это уже не на недели вышибало меня из колеи, а на дни.
В результате закрытия травмы, реакции перешли на уровень анализа и у меня есть время на выбор реакции и восстановление и стабилизация себя происходит от минут до нескольких часов. Однако постравматический рост связан для меня с выдерживанием себя и помощью себе и своим частям, самостоятельному выбору между прибеганию к помощи терапевта или работе с чем то самостоятельно. И это я думаю благодаря моей врожденной чувствительности, хотя в процессе терапии кинестетический канал очень сильно расширился и развился. Работа с травмой научила меня самоуспокоению, самоутешению, отвлечению на новую деятельность, поиску смысла, думаю это и есть методы как справляться со стрессом и выносить сильные эмоции.
Но моя нервная система навряд ли изменилась. Просто теперь я могу понимать, это вот про травму, а это норм. и таким образом оставаться больше в норм. или хотя бы быстрее восстанавливаться в случае сильных эмоций и влияний.
Наверное это можно сравнить с реальной раной, когда она болит кажется ты весь обостренный, обнаженный,и когда она заживает чувствительность снижается, но реакции нервной системы не изменяются. Они перестают идти в перегрузе травмы.
no subject
Date: 2020-05-26 12:15 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 12:22 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 02:59 pm (UTC)ой ой, про 60 метров это я сильно ошиблась, чуть меньше 50 м.
Но это всё равно много.
no subject
Date: 2020-05-26 03:07 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-26 03:11 pm (UTC)Простите, но я с Вами не согласна.
Всё-таки, эти обстоятельства на меня не с неба свалились, а я сама из создала шаг за шагом из достаточно ресурсного состояния.
Да, восстановление ресурса при сочетании работы и маленького ребёнка - это нетривиальная задача, но конкретно из моего состояния она оказалась решаемой, хоть и не "в лоб".
Разумеется, я абсолютно не спорю с тем, что для других людей такие обстоятельства будут невыносимыми. Да и для меня в другой период времени - тоже, в страшном сне бы не привиделось.
Но я категорически не согласна с тем, что нужно только терпеть, и ничего иного.
no subject
Date: 2020-05-26 03:23 pm (UTC)