Делимся опытом
Apr. 27th, 2020 07:07 pmЗдравствуйте! Хотелось бы услышать мысли и идеи читателей этого журнала вот о какой ситуации : мне сложно замечать и принимать поддержку. Чаще всего я беру её из кино или текстов. Очень нравятся статьи некоторых психологов-блогеров, которые будто напрямую, нежно и щедро поддерживают и берут на ручки внутреннего ребёнка. Я понимаю, что вижу это даже без отношений с теми людьми, от которых получаю. Часто в этом журнале между читателями тоже можно увидеть очень поддерживающие комментарии.
В терапии я почему-то ничего подобного не получаю.
Когда-то давно я прочитала про человека, который не мог плакать у психолога. Психолог на это сказал "вам не обязательно передо мной плакать, чтобы я понял, что вам плохо". После этого между ними установилось доверие. Всего одна фраза и в точку. Я бы очень хотела, чтобы мне сказали что-то подобное, потому что всегда чувствую себя неловко, будто страдаю из-за ерунды и давно пора перестать.
Я сравниваю то, что мне говорили психологи с тем, что иногда здесь описывают читатели или Эль и чувствую очень сильную злость на своих психологов, потому что кажется, что меня держат на жёсткой диете, словесной поддержки не дают вовсе. Либо дают не там и не тогда. Формально не придраться к последней терапии, но в ней снова вакуум, ведь терапевт говорит, что я остаюсь одна со своими переживаниями и не несу их ей. Но лучше бы она не призывала раскрыться вопреки привычке, а сказала что-то, что позволит ей доверять.
Не могу разобраться, где тут моё неумение брать и видеть поддержку, а где правда сухость и немногословность терапевтов. Стоит ли просить больше поддержки выражать словами, или если терапевт не даёт сам, то очевидно, что мне нужен кто-то теплее и не стоит тратить силы, чтобы это налаживать?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-04-28 02:22 am (UTC)Может, вам не слова, а действия нужны? И поэтому слова кажутся пустыми?
У меня есть такое личное наблюдение, что клиенты ищут терапевтов по тому же бессознательному принципу, что и партнеров - выбирают ровно тех, кто может дать именно столько поддержки, сколько клиент в состоянии осилить, и не больше. В некоторых случаях это может означать ноль поддержки, потому что это ровно столько, сколько психика может осилить, а если дать больше, вылетит в дисбаланс и панику. Причем, знание клиента о самом себе может не совпадать с реальностью - он может считать, что готов получать поддержку (а на деле первым же делом от нее убежит) или может считать, что не готов (но желание развить эту способность настолько сильное, что психика готова терпеть панику ради получения поддержки).
Так что возможно сочетание факторов. Но от терапевтов, которые не в состоянии адекватную и теплую поддержку давать, лучше уходить. Лучше сидеть, получать поддержку и пускать ее по касательной, и работать с тем, чтобы учиться ее усваивать, чем находиться в "зоне комфорта", где поддержки столько же, сколько от родителей было (дырка от бублика). Нет смысла платить за то, что дома и так бесплатно есть. Терапевт должен быть "на вырост".
no subject
Date: 2020-04-28 03:29 pm (UTC)точно! на вырост!
представила себе малыша с "обшоколаденной" рожицей или который обмазал все вокруг кашей. всяко лучше иметь больше и учиться это жевать или сосать или даже размазывать по полу, чем плакать от голода
no subject
Date: 2020-04-28 07:20 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-28 08:22 pm (UTC)Мне от прошлого тер стало мало, пришлось расставаться, это было мучительно. С текущим пока хватает, но понятия не имею, есть ли там «на вырост».
no subject
Date: 2020-04-28 10:51 pm (UTC)Я своей тер описывала это как: я пришла в ожидании, что мне дадут три корочки хлеба, как я привыкла, ну, может быть еще чаю нальют, что вообще было бы шикарно, а вы накрыли для меня стол из десяти блюд и беспокоитесь, не пересолили ли вы один из пятидесяти салатов.
Это когда она обращала внимание на такие мелочи, как недостаточно оказала поддержки в какой-то не самый важный момент разговора, и ей важно, чтобы я знала, что она понимает, что не полностью была со мной и она постарается в следующий раз сделать лучше.
no subject
Date: 2020-04-29 11:39 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-30 10:20 am (UTC)Спасибо, Эль! Мне всё же кажется, что я не чувствую поддержки из-за того, что её нет. И уж тем более, нет "на вырост".
no subject
Date: 2020-04-28 11:50 am (UTC)Но в любом случае даже если считать, что терапевт типа вас все время поддерживает, а вам не удается это "услышать", то все равно это задача терапевта работать с тем, чего вам не хватает в терапии, а не ваша задача "Надо над собой сделать усилие как-то".
no subject
Date: 2020-04-30 10:23 am (UTC)Поддержку мы не обсуждали пока, да. Я лишь говорила, что не чувствую её.
no subject
Date: 2020-04-30 02:53 pm (UTC)Эти ваши слова наводят меня на мысль, что дело не в каком не "неумении видеть поддержку", а в том, что вам нужна определенного рода "поддержка" и вообще определенное взаимодействие терапевта с вами. Такое, чтобы вы там имели возможность безопасно регрессировать в младенческое состояние и оттуда не должны были внятно и ясно сообщать о своих потребностях, а быть уверенной в том, что терапевт сам будет бережно и внимательно понимать ваши неартикулированные потребности и удовлетворять их. И это может быть такой важнейший и совершенно необходимый период в терапии, чтобы оттуда уже двигаться дальше. Если же терапевт по какой-то причине вам предлагает (прямым или косвенным образом) в терапии быть взрослым человеком (или хотя бы достаточно взрослым ребенком, чтобы взять на себя часть понимания своих потребностей и чувств и их внятной артикуляции), то, скорее всего, вам такой терапевт не подходит. Потому что вам совсем другое сейчас нужно.
Вы в другом комментарии пишете "А я не знаю, чего хочу и пришла узнавать... Бывало, что меня возвращали во взрослое состояние, заявляя, что я должна сама сформулировать и сказать себе всё, что мне нужно и хватит уже родителей винить" - это вот настолько неуместно, настолько абсолютно ненужно и вредно в такой ситуации, что просто слов нет.
no subject
Date: 2020-05-01 02:33 pm (UTC)Это было в другой терапии, давно. Я тогда ещё хуже понимала, что мне нужно. Спасибо за сочувствие
И это может быть такой важнейший и совершенно необходимый период в терапии, чтобы оттуда уже двигаться дальше. Если же терапевт по какой-то причине вам предлагает в терапии быть взрослым человеком, то, скорее всего, вам такой терапевт не подходит.
Мне кажется, Вы меня поняли. Осталось только найти такого терапевта, который сможет подобное) Я пока даже примерно похожего не встречала.
no subject
Date: 2020-05-03 09:58 am (UTC)no subject
Date: 2020-04-28 01:26 pm (UTC)Плюсуются к тому, что, необходимой вам поддержкой могут быть не обязательно слова, но и действия. Тут сложно предсказать, какие именно, к сожалению.
У меня был такой опыт: терапевтка могла пообещать написать, чтобы уточнить время сессии, например, но писала позже, чем договаривались. Время сессии тоже могла переносить, спрашивала в последний момент, а удобно ли мне будет начать попозже. Меня это по началу не настораживало, потому что я сама такая же, у меня проблемы с пунктуальностью и мне казалось, что так даже легче, что ч нашла «своего» терапевта, нам проще будет договориться и подстроиться. Но со временем появилось и усилилось ощущение, что мной пренебрегают, про меня забывают, я не в приоритете. Вот тут меня сильно начало тригерить, поскольку точно такая история была с мамой, которая что-то мне обещала, потом затягивала, откладывала или отменяла, потому что находились дела поважнее и я же оказывалась виновата, если требовала и протестовала. Терапевтка, конечно, не точно так же себя вела, но даже краешком попадался в этот патерн, отбрасывала меня в то самое ощущение, что я никому не нужна, не важна и не интересна. Мы это обсуждали и она словами пыталась донести до меня, насколько это не так. Слова были вполне тёплые, но поведение не менялось. Это не работало!!!
Новая тер попалась очень четкая ттт, если договорились списаться и уточнить время, она ВСЕГДА пишет в оговорённый день, рано утром, как будто проснулась с мыслью обо мне и это ее самое приоритетное дело за день :) И это то, что оказалось для меня пресловутой поддержкой, вот кто бы мог подумать. Хотя никаких особенных слов она не произносит, во всяком случае, ничего такого, чего бы не было в прошлой терапии.
no subject
Date: 2020-04-30 12:38 pm (UTC)Раньше не задумывалась про действия, интересно.
no subject
Date: 2020-04-28 02:09 pm (UTC)Могла ли я попросить терапевта ртом типа подчеркивать мою субъектность, хвалить те мои качества, на которые я опираюсь и т.п. Во-первых, в трудных ситуациях не всегда доползаешь в таком состоянии, чтобы найти силы четко это сформулировать. Во-вторых, можно ли поверить словам, которые я сама подсказала терапевту? Я вот не могу, к тому же уже на ранних этапах терапевт показала свою негибкость в способах поддержки, что сильно подорвало мое доверие. Короче, для меня вот эта необходимость постоянно озвучивать и отслеживать ничем хорошим не закончилась, у меня было ощущение, как будто я вынуждена руководить хирургом, пока меня оперируют(
no subject
Date: 2020-04-28 03:54 pm (UTC)обнимаю вас! хочу сказать "держитесь", хотя наверное это непросто
no subject
Date: 2020-04-30 10:43 am (UTC)no subject
Date: 2020-04-30 10:28 am (UTC)no subject
Date: 2020-04-28 03:25 pm (UTC)я бы тоже чувствовала сильную злость к таким психологам. это почти привычный образ родителей (из-за которых во многом мы и пошли на терапию) с их любовью невпопад или внезапной и пугающей ураганной нежностью, с требованием быть откровенными и рассказывать "все-все" как будто это так просто сделать с такими родителями и как будто откровенность является синонимом близости или, в случае с терапевтами, хорошей продуктивной работы...
я не знаю, что сказать, если честно. но мне показалось, что у вас есть внутреннее понимание, как вам нужно и как вам не нужно, чтобы было в терапии. можно пробовать работать с этим и смотреть, сломается ли терапевт (станет явамнемамкать) или это была просто естественная подгонка и притирка.
удачи вам!
no subject
Date: 2020-04-30 10:32 am (UTC)Про родителей Вы очень точно написали
no subject
Date: 2020-04-28 09:47 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-29 09:18 am (UTC)в том-то и дело, что никто не сможет точно сказать, какие слова ему нужны, или как ему нужно, чтобы человек обнял, да просто протянул руку: так или эдак, потому что это не наука, это спонтанность, может быть искусство. но на этом "незнании" можно выстроить целый абьюз. и мне показалось, что вы проиллюстрировали именно его(((
читала в фем-сообществах про такие микро-абьюзы в парах: "ну я же не ясновидящий! ты давай сама говори, как тебе нужно, чтобы я тебя поддержал, а то вот полтора года назад я попробовал тебя успокоить, а ты вон какую истерику закатила. ну и все! не приняла тогда - до свидания. чего ты теперь хочешь? говори четко - я сделаю"
no subject
Date: 2020-04-29 01:17 pm (UTC)Во во. Если человек выпал в травму, то откуда он может знать что ему нужно? Это должен уметь терапевт (учиться этому много лет, отрабатывая в собственной терапии и на супервизии).
Откуда новорожденному или малышу уметь выразить что именно он хочет? Чтобы укрыли, взяли на руки, голос подали, на воздух вывели, тугую одежду сняли или покормили? Ему плохо, и точка, а как плохо и что надо не хватит знаний и навыков объяснить. Окружающие пробуют давать и такую поддержку, и такую... и наблюдают по отклику, нравится ли это малышу, то ли что ему нужно. Учатся науке понимания малышей и умению взаимодействовать, и в следующий раз интонациями и заботой создают более благоприятные условия, учатся считывать состояние и потребности, уметь договариваться и поддерживать.
Какие-то безрукие терапевты с нулевой эмпатией.
no subject
Date: 2020-04-30 10:47 am (UTC)ТС Я сталкивалась с таким в своей терапии неоднократно. И это было очень больно. Когда терапевт будто издевается, требуя сказать, что и как я хочу услышать. А я не знаю, чего хочу и пришла узнавать... Бывало, что меня возвращали во взрослое состояние, заявляя, что я должна сама сформулировать и сказать себе всё, что мне нужно и хватит уже родителей винить. Выросла ведь! Что-то садистическое есть для меня в этой теме. Поддержку нужно именно выпрашивать, поплясать ради неё. Терапевты сами просто так не дают.
Про абьюз знакомо - я была автором таких фраз и слышала подобное в свой адрес. Очень жаль и очень стыдно. Когда увлеклась идеями ответственности за своё состояние, могла подобное ляпнуть. И в глубине души считаю, что должна сообщить, как меня поддержать. А если не могу, то справедливо будет сидеть на сухом пайке.
no subject
Date: 2020-04-30 10:34 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-01 08:06 pm (UTC)Только недавно поняла, что мне нужна какая-то опора и поддержка, кроме той, которую даю себе сама, понадобилось полгода, чтобы прийти к этой мысли. Когда пришла, поняла, что терапевт пробудет мне ее дать, но я как человек, который много лет не ел, во-первых не верит больше в еду, во-вторых физически не не может больше воспринимать.
В слова терапевта просто не верю, слышу их, но присвоить не могу, как будто просто фильм на фоне, который ко мне не имеет отношения. Поговорила об этом, вижу, что пытается найти какие-то ключи. Прочитала все комментарии, теперь рада, что она не стучится к моей взрослой части, не пытается отдать ответственность за это мне.