transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Здравствуйте! Хотела бы спросить совета в такой ситуации.
Я росла в неблагополучной семье (мать-одиночка-алкоголик). И одним из ощущений, преследующих меня в детстве было "в любой момент может случится п**дец, и мне придется иметь дело с последствиями". Не моральный, а вполне физический: мать попадала в больницу, теряла деньги, нас выгоняли со съемных квартир и тп. В связи с этим у меня выработалась привычка жить пытаясь подготовится к возможным (но не понятно каким) проблемам.
Потом, во взрослом уже возрасте, по ряду причин этот патерн повторялся: что-то происходило, я огромными усилиями как-то справлялась с последствиями, проходило полгода, случалось что-то еще. После нескольких таких циклов моя психика истощилась и я оказалась в депрессии.
Я пошла к психотерапевту, мы работали несколько лет со старыми установками, травмами и тд. И сейчас, объективно говоря, все хорошо. Я классная, мир классный, люди не пугают меня, цели видятся понятными и достижимыми. Но я как будто все еще постоянно жду что случится какой-то п**дец. Я не чувствую тревожность по этому поводу, но как-будто постоянно стою на чеку - и на это уходит прорва ресурса.
Сталкивался ли кто-нибудь с таким? Как решали, в терапии и вне ее?
ПС. Антидепрессанты пью, возможности для телесной терапии и ЕМДР к сожалению не имею.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

on 2019-01-17 01:58 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это повышенная вигильность. Развиватся в результате травмы (той, что вы описываете). Это такой устаревший навык мозга всегда быть начеку. Устаревший, потому что в прошлом он был нужен, а сейчас нет, но механизм продолжает работать в полную силу. И работать не смотря на то, что пользы от него уже давно нет, а вред может быть вполне ощутимый: этот механизм начеку по отношению к ситуациям, которые ему известны из прошлого (мама попадает в больницу), и забивает этим эфир настолько, что реальных, текущих опасностей вы вовремя заметить не сможете.

Из немедикаментозного:
- Медитации
- Дыхательные упражнения
- Практики заземления

Делать все это нужно до тех пор, пока не выработается автоматический навык по всем трем пунктам.

Из медикаментозного - фарма от тревоги.

on 2019-01-18 02:13 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Большое спасибо вам за ответ, особенно за термин "вигильность". Я долго ходила, и просто не понимала, что со мной - все обычно говорят про тревожность, но то что я чувствую, на определение тревожности не похоже. Вот теперь знаю, и сразу легче.
Сама тоже потихоньку пришла к дыхательным упражнениям и медитациям - с заземлением у меня благо итак все в порядке. Но очень сложно конечно делать это регулярно, а эффект есть только так.

on 2019-01-18 05:51 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Нужно именно регулярно, чтобы дефолтной реакцией мозга на жизнь было заземление и спокойствие. Нужно деактивировать старые нейронные связи, которые поддерживают повышенную вигильность. Сейчас это шестиполосное шоссе, а новые связи, которые в результате упражнений появились - это пока что тропинка в лесу. Мозг очень ленив, и он по умолчанию выберет накатанную дорогу, а не тропинку, поэтому ваша задача - сделать шоссе из новых связей, чтобы старое быльем поросло.

on 2019-01-18 07:46 pm (UTC)
Posted by [identity profile] timeandtext.livejournal.com
не тс
Спасибо большое!

on 2019-01-18 08:23 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
На здоровье :)

on 2019-01-19 07:22 am (UTC)
Posted by [identity profile] nanalor.livejournal.com
Извините, может, немного не по теме, не знаю где лучше спросить. Мы с терапевтом докопались до мощной травмы моего детства. До этого временами приближались - то ли было, то ли нет, а тут как-то стало очевидно и все сходится. У меня от этого наступило просто огромное облегчение - что весь подспудный непонятный ужас, который я ощущаю-ожидаю от людей, жизни, событий - он относится туда, к тому месту, а не к жизни вокруг. + многое становится про себя понятно. Стало очень просто как-то с людьми - без этого второго дна, и самое главное - все страхи потеряли глубину - просто поверхностно опасаюсь, катастрофы уже не жду (т-т). Ну очень легко (т-т)

Так вот я хотела спросить - может быть, что так и останется, или это временное облегчение - и моя привычка бояться-тревожиться-ждать катастрофы (шестиполосное шоссе) возьмет вверх и я вернусь туда, где и была и с этим придется еще работать и работать? Было ли у вас такое? (внезапное обнаружение травмы, после кот все восприятие поменялось, стало в разы легче, и насколько это оказалось стойким?) Как мне этот результат закрепить (если это возможно)

on 2019-01-19 09:07 am (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Надо смотреть, что дальше будет. Возможно, все нужное вы уже дорастили и починили в терапии, и не хватало только вот этого финального понимания, откуда у проблем ноги росли. И ваше шоссе - это просто память, а на самом деле вы уже давно проложили новые дороги.

Но возможно, что это был просто инсайт. Инсайт - это такой прыжок вверх, на тот уровень понимания, до которого психика еще не доросла. В прыжке многое становится видно, как на ладони, и все чисто интеллектуально становится на свои места. Но потом идет возвращение на существующий на данный момент уровень цельности и здоровья психики, и если шоссе все еще активно - оно будет продолжать работать в прежнем объеме. И нужно в терапии продолжать разбирать, чинить, доращивать и осваивать новые навыки.

Посмотрите у меня посты по тегу "терапия ранней трамы", особенно эти:
https://transurfer.livejournal.com/280914.html
https://transurfer.livejournal.com/281336.html

По постам будет понятно, все ли нужное было сделано на терапии, и если нет, то на какие области нужно обратить внимание.

on 2019-01-19 09:12 am (UTC)
Posted by [identity profile] nanalor.livejournal.com
Спасибо огромное!

on 2019-01-17 07:00 am (UTC)
Posted by [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Мне с этой проблемой помогла эмиграция. Стало понятно, что 99% проблем просто не случаться. А из того что случится, все решаемо, даже если и с трудом.

Но сейчас квартиру снимаю с человеком, которой может, например, входную дверь не закрыть. Тревожность сразу вернулась. :(

on 2019-01-18 02:16 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
ТС.

Да конечно, чем лучше жизнь тем меньше ээтого, но мне все таки хотелось бы найти внутреннее, а не внешнее решение.

on 2019-01-19 07:18 am (UTC)
Posted by [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Знаете анекдот?

"Альпинист упал в пропасть. Товарищи ему кричат:
- Вася, ты жив?!
- Жив!
- Руки целы?
- Целы!
- Ноги целы?
- Целы!
- Так подымайся!
- Не могу, я еще лечу.'"

Это про меня. Я за пять лет поменяла три страны, сейчас поступаю в колледж в четвертую. Пока что жизнь совсем не лучше.

И это именно внутреннее, хоть стимул был и внешний. Осознание того, что все в итоге посильно. Мы же до сегодняшнего дня дожили. Находили варианты.

on 2019-01-17 07:17 am (UTC)
Posted by [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
Результаты вашей терапии отличные. Тревожность такого рода уходит довольно долго. Особенно, если подкрепляется событиями извне. Поэтому работа с ней должна быть регулярной и продолжительной. Находить подтверждения того, что все хорошо. Проговаривать чего вы боитесь и почему это не страшно и как вы с этим можете справиться сегодня.
Дыхание, заземление, самомассаж очень помогают.
Становится легче, хоть и не сразу.

on 2019-01-18 02:21 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Проговаривать чего вы боитесь и почему это не страшно и как вы с этим можете справиться сегодня.
У меня в том и дело, что я ничего не боюсь.
У меня к примеру так. Я еду на отдых, сначала с пересадкой в самолете, а потом поездом. Я сразу думаю - что может пойти не так.
Может опоздать самолет. Но оба крыла одной компанией, так что это ее ответственность.
Могут потерять багаж. Ничего страшного, я знаю, что делать в этой ситуации, а все важные вещи в ручной клади.
Могу не успеть на поезд. Ничего страшного, у меня будет телефон, смогу нагуглить хостел, благо еду в несезон, места будут.

Пугают ли меня эти ситуации? Нет. Но на этот процесс обдумывания, что может пойти не так, в каждой ситуации уходит много "оперативной памяти", а он абсолютно бесполезен - все эти решения пришли бы мне в голову и в момент события, это не то, к чему надо готовится.

on 2019-01-19 07:49 am (UTC)
Posted by [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
Конечно, сегодняшней вам это не страшно по-настоящему. Но ребенку, который не мог положиться на взрослых, было страшно. Планировать и предусматривать оказалось способом уменьшить этот страх. Так как это спасало вас тогда, оно и сейчас для психики важно.
Вы правильно говорите, что уходит ресурс. А куда бы вы его использовали, если бы у вас был выбор? Как вигильность( действительно, емкое слово) делает вашу жизнь хуже? Как бы вам хотелось? Если попробовать идти не "от", а "к"?

on 2019-01-17 11:19 am (UTC)
Posted by [identity profile] dechicot.livejournal.com
Я росла в условно-нормальной семье, но вот это чувство "в любой момент может случится п**дец" у меня тоже в полной мере присутствует, для себя я назвала его "вратарь" - я все время стою на воротах.
С тревожностью работаю, локально успехи есть, но глобально состояние это никуда не делось.

on 2019-01-17 01:54 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Скажите,пожалуйста,а как справляетесь? Я вот буквально живу в тревоге и меня это замучило.

on 2019-01-18 03:41 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
dechicot
Тревога изнуряет, это да.
Работала с терапевтом по методу КПТ, хочу в этом году продолжить. Периодически записываю в дневник триггеры и причины тревоги и потом перечитываю - очень часто оказывается, что беспокоилась я зря. Медитация вот никак не приживается, но я не оставляю попыток - читала, что дает очень хорошие результаты.
Если совсем тяжело - таблетки.

on 2019-01-18 02:22 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Да, "стоять на воротах" хорошее определение, именно так я себя и чувствую. Все время напряженно ждешь очередного "мяча".

ТС.

on 2019-01-17 02:22 pm (UTC)
Posted by [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Помимо EMDR, еще есть TRE - trauma and tension resolving exercises. Это про телесные техники, о которых вы говорите, что пока доступа нет, но они достаточно простые, как и EMDR, и нацелены конкретно на работу с травмой. Я, кстати, осваивала EMDR с психологом по скайпу, и это оказалось не сильно сложно. Есть еще некоторое количество видео, где шарик скачет по экрану - если интересно, то можно поискать возможности освоить это даже с небольшими затратами и далеко от городов.

Что касается травматических переживаний. Насколько я понимаю этот механизм, после травмы психика, будучи неспособна переработать произошедшее, оказывается зажата между необходимостью эти эмоции прожить и извлечь опыт (про это все флешбеки) и невозможностью этот опыт выдержать и интегрировать. Получается такая расщепленность, когда одна часть личности, скажем, дико боится собак, потому что когда-то был неприятный инцидент, а другая хочет быть сильной, инцидент забыла и вообще считает, что собака - друг человека. Тогда человек, пытаясь загородиться от воспоминаний о собаках вообще и будучи не в силах понять, что же в этом такого страшного, может тайком от себя выбирать необыкновенно длинные маршруты, главное - подальше от дворов, где гуляют собаки, - или вообще избегать лишний раз выходить из дома, если довести это состояние до крайности.
Продолжая этот предельно упрощенный пример, основной подход к фобиям, так или иначе - начинать потихоньку выдерживать то, что страшно. Ключевым здесь будет приобретение нового опыта, который записывается поверх страха. И для этого нового опыта нужна поддержка терапевта - выбрать дозу страшного для каждой новой встречи, поддерживать в процессе, отпраздновать победу. Еще очень важный момент - присутствие доброжелательного сочувствующего наблюдателя помогает вырасти внутреннему ребенку (который до сих пор начинает громко плакать, когда соседский пудель подходит его обнюхать).
То, что вы описываете - гораздо сложнее, тут многое завязано на отношения с другими людьми, но механизм примерно тот же: встретиться со страшным, рассмотреть поближе, прожить по частям до конца; понять, чего не хватало, чтобы эту встречу выдержать, дорастить постепенно эти ресурсы, дорастить себя с помощью этих ресурсов, освоить новые способы взаимодействия - не выбрасывая старый опыт, а наращивая его.
То, что вы можете делать сейчас - отслеживать свои мысли и чувства в каждой такой тревожащей ситуации, делиться ими с теми, кто способен вам выразить сочувствие и поддержку, и сверять свои внутренние убеждения и правила с тем, как ту же ситуацию оценивают другие люди. Я говорю в очень логических понятиях, но в основе этой работы лежат чувства - ваши чувства тогда, сейчас, чувства других людей в подобных ситуациях и по отношению к вам, когда вы с ними делитесь.

on 2019-01-17 03:23 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Л
Интересно.

А можно ссылку на видео упражнения с шариками? И контакты терапевта, который может научить или провести емдр сеансы по скайпу?

А если основные страхи и печальные мысли накрывают ночью или утром при пробуждении, то какими техниками можно самостоятельно проработать пока горячо? К обеду все рассеивается, а до терапии пока донесешь, окончательно расходится. Но жизнь отравляет сильно.

on 2019-01-17 04:00 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Я не тс,но большое спасибо за комментарий! А шарик (emdr) это где можно найти? Нет возможности по финансам на emdr идти,может так освою. Есть ли инструкция как делать и какова регулярность? Спасибо заранее.

on 2019-01-18 02:24 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Я вот писала выше chistajaradost, что вроде ничего конкретного меня не пугает...Но все равно, спасибо большое за ваш комментарий, попробую еще присмотреться к себе и хорошенько подумать над этим.

ТС

on 2019-01-17 05:21 pm (UTC)
Posted by [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Эль, я могу изложить здесь эти инструкции?

чтобы мой комментарий про EMDR не потерялся, я сделаю его в корневой ветке.

Дисклеймер: это те вещи, которые работают для меня. Я не сертифицирована в этом методе. Я делюсь информацией, которую, как я предполагаю, можно будет обсудить с терапевтом - проследить, насколько его советы соответствуют опыту других и проч.

Я нашла сейчас пару ссылок на видео. Первая - EMDR Self Administered with 528Hz Harmonics https://www.youtube.com/watch?v=DALbwI7m1vM&index=1&list=PLmcPXSu0u_wyPuA83pDHEmOwA4HYcZg6j&t=0s (не знаю, можно ли здесь вставлять живые ссылки, на черном фоне зеленый шарик с размытыми краями) - он показывает плавность и ритм движения. Там еще наложен звук, который тоже как-то выравнивает ритмы мозга, но про это я ничего не знаю. В этом ролике шарик движется только по одной оси, на самом деле двигают в разных направлениях, пример здесь Clinical EMDR Self Administered Video Session (Switch to Fullscreen https://www.youtube.com/watch?v=0wUO561NIGY) - красный шарик на бежевом фоне, с красной звездочкой посередине. Важно, чтобы глаза доходили до крайних точек, по ощущениям - аж за череп, при всяком движении конечная точка должна быть как можно дальше.

Про технику безопасности: нельзя сжимать челюсти и прижимать язык к нёбу во время упражнений. Если что-то из этого неудобно - можно открыть рот, так будет проще.
Еще я в других инструкциях видела, что когда делают движения по кругу - то только против часовой стрелки. Мне движение по кругу было некомфортным, поэтому терапевт мне предложила делать по дуге (по нижней - слева направо и обратно, и так же по верхней).
С чем работают: 1) травматические воспоминания, например, когда продолжать разговор невозможно, потому что клиента переклинило и он перестал контролировать себя от эмоций. Я слышала, что бывают флешбеки визуальные и эмоциональные. Вторые сложнее бывает отследить, и длятся они по несколько дней (вот просто грустно или страшно, как раньше бывало). 2) Либо просто регулярные сессии. Я какое-то время так двигала глазами каждый вечер, потому что от тревоги невозможно заснуть.

Во время упражнения надо удерживать внимание на эмоции / картинке. По ходу упражнения могут всплывать другие эмоции и другие картинки - можно об этом сказать терапевту, обсудить; либо сосредоточиться на них и двигаться дальше. Судя по разным видео, нормально делать это в течение 10-15 минут; тяжело может быть физически - двигать глазами, и эмоционально - думать об ужасном в течение 15 минут. Для этого полезен терапевт - заставить двигаться дальше, но и успокоить, если эмоции слишком сильные. Еще я читала, что у кого-то сессия проходит так: клиент делает 24 таких движения до крайних точек, потом останавливается и обсуждает свое состояние с терапевтом, потом продолжают, сфокусировавшись на прежней или новой неприятной эмоции. Так же, говорят, можно закреплять позитивные эмоции - думать о новой картинке или образе и двигать глазами в разные стороны.

Можно сидя и лежа.
Не надо вращать головой - двигаются только глаза.
Сидеть надо прямо.
И не забывать дышать )

По этому методу я работала по скайпу с Александрой https://barabusik.livejournal.com/, сотрудничество в целом у нас скорее не сложилось, но ее инструкции по этому методу были очень понятны и доступны.

on 2019-01-17 05:45 pm (UTC)
Posted by [identity profile] transurfer.livejournal.com
Расскриню, хотя лично я против самостоятельного использования емдр без присмотра специалиста. Как минимум, будет неэффективно. Худший вариант - вскроется что-то, что самостоятельно запилить обратно будет очень сложно (

on 2019-01-18 08:44 am (UTC)
Posted by [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Спасибо!
Поделюсь своим опытом, если можно. Для меня была очень важна помощь терапевта в том, чтобы понять механику и в целом инструкции, самостоятельно так хорошо освоить не получалось. С другой стороны, с терапевтом я тут же ушла в диссоциацию, делая требуемые движения глазами, и сессия прошла довольно поверхностно. Собственно проработкой травматических воспоминаний и флешбеков я не могла заниматься с ней никак, это мне лучше делать одной.
С терапевтом, с которой я работаю сейчас, я нахожу сложные чувства и области, где я проваливаюсь и чувствую себя слабой и неспособной справиться. Это я сделать сама не могу. Свои реакции с помощью EMDR мне опять-таки удобнее прорабатывать в одиночестве - я просто не понимаю, зачем мне нужна ее помощь, и мне очень важно выдерживать оптимальный для меня темп и быть полностью сосредоточенной на своем состоянии, а присутствие кого-то еще будет меня отвлекать, и она эту позицию вполне разделяет.

on 2019-01-18 04:58 am (UTC)
Posted by (Anonymous)
Л
Огромное вам спасибо!!!

on 2019-01-18 02:15 pm (UTC)
Posted by (Anonymous)
Огромное спасибо за ответ, особенно за термин "вигильность". А то я долго не понимала что со мной - все обычно говорят про тревожность, а я ее не испытываю. Теперь знаю что это, и сразу легче.
Сама тоже пришла к необходимости медитации и дыхательных упражнений - с заземлением вроде итак все хорошо. Но конечно очень тяжело делать регулярно, а эффект появляется только так.

ТС

on 2019-01-19 01:52 am (UTC)
Posted by (Anonymous)
А какие техники дыхания используете?

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

June 2021

S M T W T F S
   1 2 345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 1st, 2025 02:55 am
Powered by Dreamwidth Studios