Помимо EMDR, еще есть TRE - trauma and tension resolving exercises. Это про телесные техники, о которых вы говорите, что пока доступа нет, но они достаточно простые, как и EMDR, и нацелены конкретно на работу с травмой. Я, кстати, осваивала EMDR с психологом по скайпу, и это оказалось не сильно сложно. Есть еще некоторое количество видео, где шарик скачет по экрану - если интересно, то можно поискать возможности освоить это даже с небольшими затратами и далеко от городов.
Что касается травматических переживаний. Насколько я понимаю этот механизм, после травмы психика, будучи неспособна переработать произошедшее, оказывается зажата между необходимостью эти эмоции прожить и извлечь опыт (про это все флешбеки) и невозможностью этот опыт выдержать и интегрировать. Получается такая расщепленность, когда одна часть личности, скажем, дико боится собак, потому что когда-то был неприятный инцидент, а другая хочет быть сильной, инцидент забыла и вообще считает, что собака - друг человека. Тогда человек, пытаясь загородиться от воспоминаний о собаках вообще и будучи не в силах понять, что же в этом такого страшного, может тайком от себя выбирать необыкновенно длинные маршруты, главное - подальше от дворов, где гуляют собаки, - или вообще избегать лишний раз выходить из дома, если довести это состояние до крайности. Продолжая этот предельно упрощенный пример, основной подход к фобиям, так или иначе - начинать потихоньку выдерживать то, что страшно. Ключевым здесь будет приобретение нового опыта, который записывается поверх страха. И для этого нового опыта нужна поддержка терапевта - выбрать дозу страшного для каждой новой встречи, поддерживать в процессе, отпраздновать победу. Еще очень важный момент - присутствие доброжелательного сочувствующего наблюдателя помогает вырасти внутреннему ребенку (который до сих пор начинает громко плакать, когда соседский пудель подходит его обнюхать). То, что вы описываете - гораздо сложнее, тут многое завязано на отношения с другими людьми, но механизм примерно тот же: встретиться со страшным, рассмотреть поближе, прожить по частям до конца; понять, чего не хватало, чтобы эту встречу выдержать, дорастить постепенно эти ресурсы, дорастить себя с помощью этих ресурсов, освоить новые способы взаимодействия - не выбрасывая старый опыт, а наращивая его. То, что вы можете делать сейчас - отслеживать свои мысли и чувства в каждой такой тревожащей ситуации, делиться ими с теми, кто способен вам выразить сочувствие и поддержку, и сверять свои внутренние убеждения и правила с тем, как ту же ситуацию оценивают другие люди. Я говорю в очень логических понятиях, но в основе этой работы лежат чувства - ваши чувства тогда, сейчас, чувства других людей в подобных ситуациях и по отношению к вам, когда вы с ними делитесь.
no subject
on 2019-01-17 02:22 pm (UTC)Что касается травматических переживаний. Насколько я понимаю этот механизм, после травмы психика, будучи неспособна переработать произошедшее, оказывается зажата между необходимостью эти эмоции прожить и извлечь опыт (про это все флешбеки) и невозможностью этот опыт выдержать и интегрировать. Получается такая расщепленность, когда одна часть личности, скажем, дико боится собак, потому что когда-то был неприятный инцидент, а другая хочет быть сильной, инцидент забыла и вообще считает, что собака - друг человека. Тогда человек, пытаясь загородиться от воспоминаний о собаках вообще и будучи не в силах понять, что же в этом такого страшного, может тайком от себя выбирать необыкновенно длинные маршруты, главное - подальше от дворов, где гуляют собаки, - или вообще избегать лишний раз выходить из дома, если довести это состояние до крайности.
Продолжая этот предельно упрощенный пример, основной подход к фобиям, так или иначе - начинать потихоньку выдерживать то, что страшно. Ключевым здесь будет приобретение нового опыта, который записывается поверх страха. И для этого нового опыта нужна поддержка терапевта - выбрать дозу страшного для каждой новой встречи, поддерживать в процессе, отпраздновать победу. Еще очень важный момент - присутствие доброжелательного сочувствующего наблюдателя помогает вырасти внутреннему ребенку (который до сих пор начинает громко плакать, когда соседский пудель подходит его обнюхать).
То, что вы описываете - гораздо сложнее, тут многое завязано на отношения с другими людьми, но механизм примерно тот же: встретиться со страшным, рассмотреть поближе, прожить по частям до конца; понять, чего не хватало, чтобы эту встречу выдержать, дорастить постепенно эти ресурсы, дорастить себя с помощью этих ресурсов, освоить новые способы взаимодействия - не выбрасывая старый опыт, а наращивая его.
То, что вы можете делать сейчас - отслеживать свои мысли и чувства в каждой такой тревожащей ситуации, делиться ими с теми, кто способен вам выразить сочувствие и поддержку, и сверять свои внутренние убеждения и правила с тем, как ту же ситуацию оценивают другие люди. Я говорю в очень логических понятиях, но в основе этой работы лежат чувства - ваши чувства тогда, сейчас, чувства других людей в подобных ситуациях и по отношению к вам, когда вы с ними делитесь.