transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Скажите, пожалуйста, а как вы относитесь к молчанию терапевта? У меня уже не первый раз такое, что я рассказываю что-то, а в ответ тишина. Вроде как я понимаю, что она со мной и слушает, но иногда хочется услышать что-нибудь в ответ. Как вы бы отреагировали на такое молчание?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.

Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2018-06-04 04:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
Меня угнетает тишина во время сессии, я очень сильно тревожусь, особенно в паузах. При этом у меня ощущение, что меня не слушают. ПОэтому предпочитаю, чтобы терапевт вокализировал свое присутствие.
Послушаю, что люди скажут.

Date: 2018-06-04 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] ziggi5460.livejournal.com

Когда я говорю, то тер молчит, чтобы не перебивать меня. Потом я, как правило, говорю: "Скажите что-нибудь", и она говорит.

То есть я знаю, что потом по моему запросу тер что-нибудь скажет, поэтому не тревожусь. А так да, тишина в ответ напрягает

Date: 2018-06-04 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] dechicot.livejournal.com
Не припомню такого. Думаю, что сильно тревожилась бы. Т.е. реагировала бы так же, как и в жизни при общении со значимым мне человеком - тревожилась при отсутствии обратной связи.
Edited Date: 2018-06-04 10:06 am (UTC)

Date: 2018-06-04 08:35 am (UTC)
From: (Anonymous)
Долгое время тишина была катастрофой. Но шаг за шагом мы пришли к той точки, когда просто молчать рядом - это о близости.
Когда не хочешь убежать, заполнить чем-то тишину. А когда чувствуешь то, что есть на данный момент и не избегаешь этого.
Мой терапевт как-то всегда улавливает когда нужно говорить, а когда нужно дать мне пространство.
Вначале сессии я иногда жду от неё чтобы она что-то мне сказала или как-то встретила меня ,отреагировала. Хочется её отклика. И она откликается на самом деле. Просто по-разному, то о чём-то спросит, то сидит вся во внимании и ждёт, что скажу я.
Была сессия после долгой разлуки, когда я пришла вся обиженная и не захотела с ней разговаривать. Мы сидели и молчали пол часа. Но я за эти пол часа что только не пережила. Хотела, чтобы она взяла всё в свои руки. Потом начала злиться, что она ничего не делает. Мне казалось, что она меня бросила. Но потом, оказалась, что всё то, что я пережила за пол часа - она пережила вместе со мной. И в точности описала то, что я чувствовала. Она просто дала мне пространство выразить злость через тишину.
И для нас эта тишина каждый раз говорит о разном. Тоже как часть процесса. И она (тер) очень хорошо улавливает, что там в этом процессе происходит. А если мне невыносимо молчать, то я говорю об этом. И мы начинаем выяснять, что это значит.

А буквально на прошлой неделе. Я говорила, о тяжёлых переживаниях и в какой-то момент уловила, что меня слушают. Она просто сидела и молчала, но я чувствовала, что она рядом. Меня СЛЫШАТ. Это для меня, конечно, открытие. Это как погрузится на глубину, зная, что тебя держат за руку. Я такого ещё, пожалуй, никогда не переживала.

В тишине тоже есть участие. Это некий контейнер, куда можно положить что-то важное.
Да, по-началу трудно довериться, потому что не знаешь, что будет, когда выложишь свою «больную боль», но черт, когда всё же решаешься, обнаруживаешь, что тебя принимают и поймают.

Date: 2018-06-04 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] lyuka-psy.livejournal.com
Бывают моменты тишины. Судя по тому, что через некоторое время терапевт дает интерпретацию того, что я рассказываю, она в этот момент собирает информацию и ощущения (что точно делает — мне с кушетки не видно). И, честно говоря, я все равно в такие моменты нервничаю. Даже знаю, что скоро ситуация разрешится, и всё равно нервничаю.
Может быть, это даже полезно для меня — это характерный страх "ааа, человек меня не слышит, не видит, не хочет слушать". И то, что я не получаю мгновенной реакции, как раз воспитывает с одной стороны, доверие к терапевту (я знаю, что реакция последует после паузы), а, с другой стороны — мою независимость.
Но что было бы, если хотя бы раз после такой тишины мои потребности в диалоге, в обратной связи не удовлетворились? Мне кажется, это было бы очень травматично.

Date: 2018-06-04 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Очень сложный вопрос для меня, мне кажется, бывает очень разное молчание (я Кэп, да) - иногда мне было достаточно что-то рассказывать всю сессию, потом терапевт после некоторого молчания говорил что-то абсолютно банальное (такой, насколько я понимаю, вербальный эквивалент угуканья), но меня это совершенно устраивало. Видимо, если терапевт активно слушает и присутствует, то молчание не угнетает, но хорошо умеющих молчать терапевтов мало, как я теперь понимаю(

Date: 2018-06-04 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] agra-ra.livejournal.com
У меня так было с психоаналитиком. Я воспринимала ее молчание как отвержение и игнорирование меня, моих переживаний. Это было очень болезненно. Травматично даже. Хуже, чем просто со стеной разговаривать. Обсуждали это с психоаналитиком, она говорила, что я вообще любую ее интервенцию воспринимаю как отвержение (но мне так не казалось, что любую). В итоге с психоаналитиком расстались, я такой стиль работы не могла вынести (хотя конечно это именно от направления, как мне кажется, и зависит). Сейчас гештальт-терапевт, он не молчит. Даже когда я долго плачу, он что-то поддерживающее тихонько проговаривает рядом. Я чувствую огромную разницу.
Если кратко - молчание - это для меня откровенное отвержение, это очень больно и неприемлемо в работе с терапевтом.

Date: 2018-06-04 10:32 am (UTC)
From: (Anonymous)
Долгое время тишина была катастрофой. Но шаг за шагом мы пришли к той точки, когда просто молчать рядом - это о близости.
Когда не хочешь убежать, заполнить чем-то тишину. А когда чувствуешь то, что есть на данный момент и не избегаешь этого.
Мой терапевт как-то всегда улавливает когда нужно говорить, а когда нужно дать мне пространство.
Вначале сессии я иногда жду от неё чтобы она что-то мне сказала или как-то встретила меня ,отреагировала. Хочется её отклика. И она откликается на самом деле. Просто по-разному, то о чём-то спросит, то сидит вся во внимании и ждёт, что скажу я.
Была сессия после долгой разлуки, когда я пришла вся обиженная и не захотела с ней разговаривать. Мы сидели и молчали пол часа. Но я за эти пол часа что только не пережила. Хотела, чтобы она взяла всё в свои руки. Потом начала злиться, что она ничего не делает. Мне казалось, что она меня бросила. Но потом, оказалась, что всё то, что я пережила за пол часа - она пережила вместе со мной. И в точности описала то, что я чувствовала. Она просто дала мне пространство выразить злость через тишину.
И для нас эта тишина каждый раз говорит о разном. Тоже как часть процесса. И она (тер) очень хорошо улавливает, что там в этом процессе происходит. А если мне невыносимо молчать, то я говорю об этом. И мы начинаем выяснять, что это значит.

А буквально на прошлой неделе. Я говорила, о тяжёлых переживаниях и в какой-то момент уловила, что меня слушают. Она просто сидела и молчала, но я чувствовала, что она рядом. Меня СЛЫШАТ. Это для меня, конечно, открытие. Это как погрузится на глубину, зная, что тебя держат за руку. Я такого ещё, пожалуй, никогда не переживала.

В тишине тоже есть участие. Это некий контейнер, куда можно положить что-то важное.
Да, по-началу трудно довериться, потому что не знаешь, что будет, когда выложишь свою «больную боль», но черт, когда всё же решаешься, обнаруживаешь, что тебя принимают и поймают.

Date: 2018-06-04 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] seify1.livejournal.com
У меня похожее ощущение, что в молчании есть глубина, доверие и поддержка.

Date: 2018-06-04 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] seify1.livejournal.com
А мне кажется молчание это нормально. Мне наоборот казалось, что когда во время молчания тер начинает что-то говорить, он делает это потому что ему тяжело молчать, а не чтобы мне помочь.

Date: 2018-06-04 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] maple-lady.livejournal.com
думаю, что есть разные виды молчания. когда терапевт даёт пространство - это ощущается как благо. важно чтобы молчание было к месту. когда хочется отклика, а его нет, и когда это происходит не раз и не два, то это скорее травмирующие ситуации, нежели терапевтичные. короче, всё сильно зависит от того, как чувствует себя клиент и как обходится с этими чувствами (клиента) терапевт.

Date: 2018-06-05 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] seify1.livejournal.com
Согласен с вами.

Date: 2018-06-04 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] maydayrain.livejournal.com
Меня бы напрягало.
Можно ведь хотя бы "ммм" сказать или головой кивнуть.
А в просто молчании в ответ мне видится что-то неодобрительное.

Date: 2018-06-04 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] maple-lady.livejournal.com
Выше в комментариях словно с моего прошлого психоаналитика списали. Она тоже любила так "помолчать". Скажешь ей что-то, а в ответ тишина. и не понятно то ли она думает, что сказать, или ей сказать нечего. паузы, на мой взгляд были до неприличия долгими, мне было крайне дискомфортно. и вообще ситуация раздражала, по-этому я ей прямо так и сказала об этом. на что она сказала тоже что-то из серии про моё восприятие и всё. Ситуация в этом плане не изменилась. Я почувствовала себя не просто неуслышанной, а услышанной и проигнорированной. И то, что она не стала что-то решать в этой ситуации (отвечать быстрее или работать с моей тревогой) для меня стало одним из первых звоночков. Потом набралось достаточно и других негативных факторов и в итоге я от неё ушла. Моя позиция - если во время сессии у меня возникает тревога, а терапевт с этой тревогой никак не работает, ну такое.

Date: 2018-06-04 06:40 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Когда тишина молчание переваливает за границы моего ОК, то говорю что-нибудь вроде "думай вслух, пожалуйста" или "думай погромче, пожалуйста".
В мою сторону то же правило действует. Мне тоже ОК сказать такое и я стараюсь тогда озвучить процесс своих размышлений терапевту. А то иногда задумываюсь над чем-нибудь и могу не заметить, как подзависла в размышлениях.

Date: 2018-06-04 07:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У вас какой метод работы?
Из всех терапевтов подобное было с аналитиком, она много молчала, но она сразу предупредила, что говорить буду я 80 % .
Меня бы это напрягало тоже.

Date: 2018-06-04 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mss-inna.livejournal.com
В такой ситуации пытаюсь угадать мысли терапевта и причину молчания. Временами мне кажется, что тер молчит из скромности, т.е. не уверен в своих мыслях. В любом случае, если реакция нужна, я спрашиваю. У меня добрый терапевт, если к нему обращаться, то он отзывается.

Date: 2018-06-04 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] adrenali-n.livejournal.com
а у вас в опыте отношений со значимыми лицами бойкоты были?

Date: 2018-06-05 04:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
я автор вопроса.

Да, к сожалению. В целях воспитания, если я напакостила или сделала что-то не так, мама со мной переставала разговаривать. Так могло продолжаться от одного дня до недели. :((( Для меня это до сих очень травматично, хотя прошло много лет.

Date: 2018-06-06 07:04 am (UTC)
From: (Anonymous)
И у меня в семье бойкот всегда следовал за конфликтом, и сейчас это так. Терапевт однажды выключил эмоции и замолчал, я пыталась как-то начать сессию, но натыкалась на это лицо, как мне казалось недружелюбное. В итоге через три минуты тупика провалилась в травму. Он считает. что я должна решить эту ситуацию.
К.

Date: 2018-06-06 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] vanilla1sky.livejournal.com
я говорила, что мне важно его/её, терапевта, мнение.

Date: 2018-06-06 04:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Моя тоже молчит иногда. Но при этом она телом показывает что слушает, кивает например, или "ага" "ыхы" какие то говорит.
Сейчас мне это молчание вполне комфортно.
До этого была другая, она иногда как будто в ступор впадала. Но и я была не очень адекватна в остром состоянии. Это было некомфортно.

Date: 2018-06-07 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] zoi-site.livejournal.com
Я думаю, очень многое зависит от характера ситуации, состояния клиента (в острой фазе я бы молчание не советовала использовать в лоб, игнорируя запросы) и его прошлого опыта. В некоторых случаях это может стать серьезной провокацией.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 02:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios