Делимся опытом
May. 23rd, 2018 07:35 amЗдравствуйте!
Хотелось бы обсудить ситуацию, когда кажется, что тебе никто не поможет. Я начала терапию 12 лет назад, в 2006. Практически все терапевты, с которыми я встречалась, работали в гештальт-подходе. Мой первый терапевт после нескольких сессий отказалась от работы со мной. Это произошло после того, как на сессии я подняла одну тему (возможный инцест), терапевт её свернула, не захотела поддерживать, и я практически потеряла сознание. После этого инцидента терапевт сказала, что ей со мной небезопасно и закончила нашу терапию.
Для меня это было травмой. До этого я думала, что больших поломок у меня нет. Обратилась по поводу социофобии, сильной застенчивости, зажатости во всех аспектах. Но после разрыва я почувствовала себя сильно дефектной, и эта травма до сих пор со мной. Меня ранило то, что причина отказа была личной – «я не могу быть с тобой». Терапевт не говорила о недостатке квалификации и подобных вещах, меня это очень ранило.
После этого я попала в программу подготовки гештальт-терапевтов (по рекомендации первого терапевта – «Возьмите эту девочку, не знаю, что с ней делать»). Пошла на личную терапию к руководителю программы. С ней работала дольше всего. С перерывами около 7 лет. Терапевт довольно долго меня поддерживала, "напитывала", а потом в один прекрасный день заявила, что я как бездонная бочка, насытить которую невозможно, и она не видит эффективности в такой работе. В целом в процессе терапии было много её самой, советы и т.п. Как-будто, она хотела показать, как правильно, исходя из своей колокольни.
Ушла я в начале этого года, поскольку терапия стала восприниматься как тупик. Все мои проблемы по-прежнему со мной. Я очень одинока, друзей нет совсем, на работе те же проблемы (трудоголизм, постоянный поиск признания), два развода. Меня очень раздражает мой ребёнок – своей нетаковостью, аутистическими чертами. Все мои планы на эту жизнь полетели в тартарары. Ощущение, что жизнь не удалась и уже прошла.
Но если раньше я была «тихой овечкой», то сейчас я превратилась в нетерпимого, постоянно раздражённого человека. Тревожность, которая всегда со мной, тоже усилилась. Одним из результатов терапии стало появление злости в адрес родителей. Но я застряла на этом этапе и дальше продвинуться не могу.
Были эпизодические пробы других терапевтов (по паре встреч). Не понравилось, ушла.
Уже около двух месяцев я в терапии с новым терапевтом. И у меня к ней много злости. Мне кажется, она не со мной, но у меня много стыда за свою злость. Я рассказала ей обо всех своих злоключениях, но она как-то перевела внимание на меня – «а имела ли терапевт вообще право прекратить работу с тобой?». Попытки показать мне, что у моей мамы своя реальность (на рассказы о том, что мама отрицает реальные факты прошлого, которые ей не нравятся или развенчивают её образ вечной жертвы, а я чувствую, что схожу с ума). Я говорила, что всё это прекрасно понимаю, но мне нужно, чтобы кто-то сказал, что я нормальная, что то, что я чувствую – это нормально. Мне нужен тот, кто будет со мной.
После последней сессии мне стыдно за свои рассказы (в нашем городе все терапевты друг друга знают, а я рассказывала в личностях), за своё раздражение… Несколько раз возникали мысли по поводу ухода от неё. Кажется, у меня сформировалось что-то вроде переноса. Много раздражения в адрес терапевта. Среди других моментов – мне не нравится, что в кабинете всё в беспорядке – вещи разбросаны, какие-то пакеты, пыль, грязь. Видно, что для терапевта это не значимо, а мне режет глаз.
Что касается неё, она пытается меня поддерживать, но пока я этой поддержки не чувствую. Вместо этого я чувствую, что, наверное, я настолько нарушена, что мне никто не сможет помочь… При этом терапевт кажется специалистом, долгое время работала клиническим психологом, но мне опять кажется, что это что-то не то... Я уже прошла этап полного разочарования в терапии (для себя, не для других людей), но недавно у меня снова появилась надежда, и этому очень способствовало чтение журнала Эль: историй, комментариев, обсуждений. Но я боюсь, что и эта надежда уйдёт...
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-05-23 04:53 am (UTC)По вашему описанию не складывается ощущение, что вы безнадежно нарушены.
То, что человек работал клиническим психологом, совсем не означает, что он может правильно работать с эмоциями. Я как раз сейчас начала читать книгу на эту тему, и автор упоминает, что классический психоаналитический подход, например, ставит себе целью обсудить эмоции в поисках инсайта, а экспериентальный динамический подход, например, ставит себе целью откопать под защитами чувство, которое хочет быть прожитым, и прожить его с опорой на терапевта. Вполне возможно, что клинический психолог этим техникам просто не обучен.
Человек, мне кажется, бывает бардачным не только потому, что ему все равно, а еще потому, что у него альтренативные представления о порядке. Может быть, она считает, что главное - это встреча клиента и терапевта, а пакеты ей не мешают.
Про гештальт комментарии излишни. Чем больше про него слышу, тем больше мне кажется, что гештальт - это не направление, это повод для личностей с нарушениями определенного типа называть себя нормальными и калечить других людей за их же деньги.
С мамами и папами история всегда одна и та же: свои креативные версии прошлого, глубокое отрицалово, самозащита агрессией или обидой. Пока терапия идет, с ними лучше не общаться на темы своего детства, чтобы не устраивать себе откат. С мамой потом разберетесь.
Традиционный вопрос: обсуждали ли вы конкретно вот это все (вашу злость на нее, вашу потребность быть увиденной и потребность в валидации вашего опыта) с вашей тер? Что именно она сказала?
no subject
Date: 2018-05-23 05:49 am (UTC)Эль, спасибо, что опубликовали мой вопрос! И за ваши мысли по теме тоже спасибо, ценно для меня.
Да, ярости очень много, особенно отчётливо я её чувствую на сеансах терапии. Кажется, что внутри только злость. Но я действительно не вижу, чтобы терапевт была готова встретить меня с этими чувствами. По моим ощущениям, ей тяжело в этом. Возможно, в силу каких-то своих ограничений.
Когда я рассказываю об отрицании со стороны моей мамы (она утверждает, что отдельных и, зачастую, значимых для меня событий просто не было или же всё было не так, как я "себе напридумывала"), которое реально сводит меня с ума, в ответ я слышу размышления о том, что мама такой человек, со своими травмами, что она действительно этого не помнит. То есть, терапевт становится на сторону моей матери, пытаясь показать её "правду". А зачем мне это? Тогда я начинаю злиться и обижаться на терапевта, а она не понимает - "Да, ты видишь это вот так. Но я хочу тебе помочь".
На одной из последних сессий она выразила сомнение, что я вообще не смогу сказать ничего хорошего в адрес мамы. Это не так, могу и очень легко. Но мне важно выразить свою злость и быть принятой с этим.
Я всё это проговаривала. Вообще, можно сказать, что в этой терапии я веду себя довольно смело. Я говорю то, что думаю. Проговариваю сомнения - но всё потому, что пока не чувствую терапевта значимым для себя человеком. Предыдущему терапевту я так сказать не могла, несмотря на годы встреч (или из-за них).
На последней встрече я озвучила, что чувствую злость по отношению к терапевту, что чувствую, что она не со мной, что возможно это перенос, потому что чувства интенсивные. Я писала об этом в пятничной перекличке. Очень тяжёлая сессия для меня оказалась. Я всю её просто прорыдала, но не увидела того отклика, который ждала. Потом ещё целый день очень сильно болела голова.
Терапевт говорила о том, что чувствует бессилие и обесценивание, когда я направляю злость на неё. Что это, скорее всего, перекликается с моими отношениями с мамой - с ней я чувствую себя так же, но не всегда, мама человек непостоянный. Возможно, она права, но мне эти слова как-то не сильно помогли. Мне хотелось услышать что-то другое - что она со мной, несмотря ни на что.
Когда-то у меня был важный для меня опыт, на психологической конференции. Я пошла на демо-сессию к одному из терапевтов. На тот момент основная тема для меня была про токсический стыд. И вот он меня пригласил поработать (формат групповой терапии). Мы сидели в кругу, несколько человек. И мне было очень трудно, всё тело сковало и мне хотелось провалиться сквозь землю от этого непонятного стыда, который я обычно чувствую в группе людей. А он просто сказал: "Я вижу, что тебе сложно, но я рядом, я с тобой". Для меня это было инсайтом. Это как хороший родитель: он не стыдит, он не исправляет, он принимает и готов поддержать. У меня после этой короткой "встречи" выросли крылья и я до сих пор вспоминаю эту сессию с теплотой. Жаль, что человека этого больше нет...
Своему текущему терапевту я рассказывала этот случай, чтобы она поняла, чего я ищу. Но, кажется, не поняла. Возможно, у неё какие-то свои соображения на этот счёт.
Вспоминала и ваш, Эль, журнал. Без опознавательных знаков, конечно. Как важно то, что вы делаете. Как лично для меня было важно начать читать ваш блог, комментарии, обсуждения. Мне показалось, что терапевт обесценила мою восторженность: это просто интернет, там нет личного общения, а написать можно всё, что угодно. Стало обидно.
Я всё больше склоняюсь к тому, что наша следующая встреча станет последней. Руки периодически опускаются. Появляются мысли о тщетности этой затеи и собственной "неизлечимости". Но надежда ещё жива.
Терапевт, кстати, согласилась, что мне можно попробовать фарм.поддержку и дала контакты проверенного психиатра. Что неплохо, наверное. Хочу проконсультироваться с ним.
no subject
Date: 2018-05-23 06:26 am (UTC)Попробовать фарму стоит. Если правильно подобрать, то она поможет снизить градус эмоции и дать возможность в более устойчивом состоянии дальнейший план действий разработать.
По поводу фактов из прошлого - не важно, какие были факты. Единственное, что важно для вашего процесса исцеления - это каков был ваш личный опыт с происходящим. Это ваша история, и кроме вас никто не может знать или даже утверждать, что знает, как оно все для вас было.
no subject
Date: 2018-05-23 06:32 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 06:47 am (UTC)Читаю ваш комментарий и хочется плакать.
Мне очень жаль, что на вашем пути встречаются такие терапевты.
Испытывать любые чувства по отношению к терапевту абсолютно НОРМАЛЬНО и ЕСТЕСТВЕННО.
Другой вопрос, если вы не доверяете этому человеку, тут трудно как-то двигаться дальше.
Пожалуйста, не воспринимайте это на свой счёт.
Терапевт и нужен для того, чтобы прийти к нему в ЛЮБОМ состоянии.
no subject
Date: 2018-05-23 06:55 am (UTC)А.
no subject
Date: 2018-05-23 06:59 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 07:30 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 07:33 am (UTC)У меня вообще с доверием плохо. Предыдущему терапевту, с которой проработала несколько лет, доверяла. Сначала вообще воспринимала её как свет в окне. Но в ходе терапии были моменты, после которых это доверие ушло.
Спасибо вам за поддержку)
no subject
Date: 2018-05-23 07:33 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 07:42 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 08:29 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 08:41 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 08:46 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 09:25 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 09:38 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 09:53 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 10:01 am (UTC)Психотерапевты все разные, тут не угадаешь, кто поможет.
Кажется, у Вас сильно выражена травма отверженного по Лиз Бурбо.
Это когда человека не принимают, не важно, какой он, что делает, просто не принимают и все.
Ну и человек пытаясь от этого защититься, сам это же дальше и поддерживает.
Я конечно не знаю, может все и не так. В смысле, может у Вас что-то другое.
Но любого человека можно довести до такого и еще худшего состояния.
А гештальт-подход, разве это не жесткий подход? Это не такое, где человека провоцируют что-то о себе рассказывать и он плачет?
Может быть Вам попробовать что-то более мягкое и с другими психотерапевтами.
Я вообще с психотерапевтами в основном по скайпу общалась, можно толкового специалиста найти, лучше, чем в небольшом городе.
Ребенок скорее всего раздражает, потому что он похож на Вас. Будете меняться, ребенок тоже поменяется. Дети очень сильно снимают программы с родителей.
Инцест - абсолютно нормальная тема для терапии. Где такое и обсуждать, как не на терапии? Это классическая тема, она должна была рано или поздно вылезти. Это то, что все люди подавляют.
В общем, удачи Вам.
no subject
Date: 2018-05-23 10:09 am (UTC)Особенно про терапевтов. У меня было в прошлом два терапевта по два-два с половиной года каждая, обе гештальт, первую плохо помню, вторую получше.
Так вот особенно остро меня задела Ваша фраза про "Терапевт говорила о том, что чувствует бессилие и обесценивание, когда я направляю злость на неё. ". Это мое больное место в прошлой терапии, я постоянно думала, что что-то не так со мной, постоянный стыд мой спутник по жизни и в терапии - и эта фраза тоже присутствовала и вызывала стыд (только там было не про злость а бессилие и беспомощность из-за того что терапевт не знала, что со мной делать). Так вот именно эта ситуация в тот раз вызвала у меня стыд, ощущение того, что я должна спасать терапевта, как то улучшаться уже, как то успокоить ее. Это было совсем не то, что нужно, конечно. Совсем не то. Словно я не могу опереться на терапевта.
Мне кажется это какая-то особенность какой-то так скажем ветви гештальта, передаваемая из поколения в поколение - эта абсолютная ценность чувств терапевта и необходимость высказать их клиенту, мол, я тоже человек живой. туда же входили фразы терапевта про: я живой человек, а ты относишься ко мне как будто как к функции, ты меня перебиваешь, ты говоришь в стену как будто тут может сидеть любой человек и я чувствую себя одинокой. И в целом человек-то она была неплохой, выслушивала, сочувствовала, но вот это акцентирование "я живой человек" и выкладывание мне своих чувств вообще мне было не в тему и мы стали как-будто подружки. То есть вроде она неплохая, а я себя постоянно сдерживаю. И да были фразы про мою ненасыщаемость и сильное поощрение активных действий (и моя неспособность их совершать), ее растерянность от отсутствия улучшений, слова о моем обесценивании терапии и вообще всего.
Мне казалось, что что-то не так со мной базово, что я неизлечима, пока так активно сопротивляюсь и обесцениваю, что возможно мне-то нужно просто вот это: "А он просто сказал: "Я вижу, что тебе сложно, но я рядом, я с тобой"." Но где это найти...
В итоге сейчас у меня новый терапевт, которого нашла по совету подруги, очень сомневалась и долго не шла, потому что уже никто не поможет и стыдно не имея задора активничать и воли к жизни идти к кому-то, тем более снова гештальт. В итоге гештальт оказался совсем иным и нынешний терапевт именно такая, как нужно, пусть улучшений нет (видимых, только боль-боль-боль-чуть злости-наконец теперь появилась плюс к апатии), но реально возможно найти адекватного терапевта (даже в гештальте), который будет воспринимать слова травма, травматик, безопасная привязанность и вот это вот мне тоже надо, я читаю блог, где пишут вот так и я хочу вот так. Который адекватно реагирует на мою речь в стену, на перебивание "Простите я буду Вас перебивать - Да ничего, вам можно вы же клиент, значит что-то вспомнилось, пока я говорю".
Это оказался первый терапевт, который стал со мной говорить о детстве, маме, заподозревал депрессию, снова детство и еще детство. Все совершенно иначе и пусть нет улучшений физических, эту терапию на данный момент расцениваю, как хорошую, питательную. Это первый терапевт, с которой НИ РАЗУ НЕ БЫЛО чувства отвержения и стыда за себя, который бы догонял и не отпускал и о котором я не могла сказать, за 8 месяцев по две сессии в неделю. Я думала это моя особенность чувствовать во всем отвержение и стыд, даже там где этого нет, в простых фразах, интерпретациях. Оказалось это зависит от профессионализма и можно вообще без этого, вообще.
Я все еще думаю, что я ненасыщаема и мне ничто не поможет и жизнь уже прошла и профукана, но я точно теперь знаю, что если терапевт ДОБАВЛЯЕТ к этому ощущению и страданию еще сверху боль - это не есть обязательно и это не есть хорошо лично для меня.
Обнимаю Вас и желаю Вам хорошего терапевта на пути и сил на тот период, когда эта надежда пропадает. Желание иметь такого терапевта, который возьмет на себя функцию хорошей мамы на какое-то время - совершенно нормально и полезно и возможно. Решит ли это все проблемы и даст ли улучшение не знаю, но то что терапия может быт не поверхностной и при этом поддерживающей - это да, даже гештальт.
no subject
Date: 2018-05-23 10:17 am (UTC)Люди врут. Близкие люди врут. Почти постоянно. В важном врут, в пустячном, крупно и по мелочи... Однажды я даже эксперимент провела: спрашивала об одном и том же событии (до моего рождения случившемся) разных родственников, каждого по отдельности. Показания ни разу не сошлись, вплоть до полностью противоположных и у каждого какие-то свои выверты. То есть каждый излагает, как удобно ему.
Прошу прощения, если что-то прозвучало резковато.
Советов у меня нет и быть не может, я не специалист. А вот кое-что своё сказать захотелось. Я ведь нечасто тут пишу. Может, это вообще впервые.
no subject
Date: 2018-05-23 10:32 am (UTC)У меня очень много злости на мать, я прекратила с ней общение. Когда она звонит мужу, я злюсь на ее дурь и ругаюсь матом вслух. Если бы моя тер.на минуточку встала на сторону матери, я бы тут почувствовала и отреагировала. Если бы она защищала мою мать, я бы не смогла с ней работать далее.
Она всегда говорит, что моя злость справедлива, что я много пережила. Что мать меня никогда не видела и продолжает не видеть. Грустно, что вам попался не очень терапевт.
Я вам очень желаю найти подходящего.
Хочется вас обнять)
no subject
Date: 2018-05-23 10:39 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 10:42 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 10:44 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 10:53 am (UTC)