transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Расскажите, как у вас дела в терапии на этой неделе, и заодно двайте обсудим такую тему:


Интересна тема "все мои недостатки - это продолжение моих достоинств". Есть ли что-то что вы считаете своими сильными сторонами, ресурсами и счастливыми обстоятельствами, появившимися из-за травмы (или благодаря травме), ее последствий и необходимости как-то приспосабливаться и что-то с этим делать?
Давайте поговорим о преимуществах людей, которым пришлось столкнуться с травмой и ее последствиями, и чинить это в терапии?


Мой ответ:

В чем преимущества терапированных травматиков:

1. У них Самое Страшное уже произошло, и, тем не менее, они выжили. Их мир взорвало на куски в том возрасте, когда нет ни понимания, ни ресурсов справиться с этим. Они видели самое дно ада. Во взрослом возрасте катастроф такого масштаба просто не бывает.

2. Они себя хорошо знают. На терапии они себя разобрали на запчасти, тщательно изучили каждую, убрали ненужное, починили сломанное и дорастили то, что не получило шанса адекватно сформироваться. Или находятся в процессе всего этого. У них практически нет слепых пятен и неприсвоенных частей себя.

3. Позади у них Самое Страшное, зато впереди - Самое Интересное. Например, встреча с собой настоящим и открытие своих подлинных особенностей, талантов и качеств.

4. Они знают, как выживать в кризисе, потому что прожили в нем большую часть жизни, а на терапии научились с ним справляться.

5. Они знают, как себе помочь и вообще, как искать помощь.

6. Они хорошо понимают свои чувства, потому что учились этому на терапии, или находятся в процессе активного изучения своих чувств.

7. Они умеют строить близкие, аутентичные отношения или активно этому учатся.

8. У них голова меньше замусорена (см п. 2) - просто потому, что весь мусор в свое время на терапии пришлось выгрести.

9. Они умеют быть честными и открытыми (тоже навык с терапии).

10. У них обычно больше одного инструмента справляться с трудностями и сложными ситуациями. И они учатся расширять свой арсенал инструментов.


Согласны?

Добавляйте свои пункты.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2020-06-19 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] mimafi.livejournal.com
Если говорить о травме в широком смысле, то просто подпишусь под вашим списком. За исключением п.1, который актуален только для ПТРС.

Date: 2020-06-19 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Он актуален для ранней травмы.
ПТСР бывает при любой травме.

Date: 2020-06-19 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] mimafi.livejournal.com
Травма может быть и дном ада, и просто мелкими, но постоянными событиями. Конечно, сравнивать силу воздействия невозможно. Во втором случае все то же самое, за исключением п.1. Это я и имела в виду.

Date: 2020-06-19 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мы в этом журнале имеем ввиду раннюю. Со взрослой тут участников не бывает.

Date: 2020-06-19 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Дописала :)

Date: 2020-06-19 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Я бы сказала, не из-за травмы, а благодаря терапии травмы, а так все попадает, все.
Я умею видеть людей. Я умею находить своих, да таких, что психотерапевты завидуют. Я умею находить таких, что терапией обложилась со всех сторон, даже на работе.
Я свободна, но я наверное всегда была свободна, и чем меньше травмы, тем свободнее. Я выбираю как жить, чем заниматься, куда идти. Всегда только я, с детства. Если б не мешали, то я не могу даже представить, где бы я оказалась. А все потому, что родители и все взрослые вокруг были ни на что не годны и опасны. Соответственно и слушать их ни к чему. Но без опоры мне хотелось просто умереть. Я до самой терапии была страшно одинока, не адаптирована и ничего не умела. И была вынуждена искать себе людей. Продавать себя за любовь и поддержку целыми кусками. Так что вся эта суперсила очень, очень дорогая. Как наверное и у всех.
Ещё мудаков вычисляю по аватару. А моя способность отличить хорошего терапевта от плохого, как говорит моя тер, должна быть монетизирована.
Edited Date: 2020-06-19 07:12 am (UTC)

Date: 2020-06-19 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] homeawayfromhom.livejournal.com
Мне кажется, что основное достоинство осознанных и/или проработанных травматиков это внутренний запрет на манипулирование эмоциями других людей. "Мы" не сливаем автоматически свою агрессию, грусть в тех, кто оказался рядом. Не организуем других обслуживать наше эго и комплексы, как это делают "нарциссы".

Date: 2020-06-19 07:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

А по мне вы очень и очень крутая. Просто не нашли сферу применения своим качествам. Будь вы мужчиной с таким набором качеств или человеком в другом месте, возможностей точно было бы в десятки раз больше. И возможностей это монитизировать либо получать огромные нематериальные бонусы в виде реализации, какого-то важного дела, разнообразие жизни.
Умение сохранять ровное состояние в самом трешевом стрессе, умение строить тяжелых людей, умение легко переносить сложные условия и невысокий уровень притязаний.

Из возможных сфер:
-Какие-нибудь очень крутые и необычные волонтерские проекты
-Корреспондент, фотограф, журналист в горячих точках или в других культурах. Например, куда-нибудь в Африку или Китай
-Управлять подразделением на заводе или где не самые простые люди и обстановка
-Управлять бизнесом (из вас был бы очень крутой управленец)
-Политика (знаю, откажетесь), юриспруденция (много областей), сложные переговоры (дипломаты?)
-Экспедиции, работа вахтовым методом (там большие деньги и свой особый колорит) в сфере добычи или исследований
-Управляющий или главврач в медицинском учреждении или на каком-то проекте. Там где сложная сфера и нужна хорошая крепкая рука
-Педагог для каких-нибудь особых групп людей (тяжелых подростков?)

Date: 2020-06-19 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Очень мне близок этот комментарий. И про контрзависимость, и при этом верность и про проблемы с близостью.
Мы с вами очень разные люди, но вот тут вы будто про меня написали.
Эх. Наверное, нужно быть собой и жить, как живется.
Зато уровень внутренней свободы у нас большой.
Я пока никого свободнее или сильнее себя не встречала.

Date: 2020-06-19 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Для меня это несколько иначе звучит: "Многие мои достоинства - это продолжение моих травм (вернее, защитных механизмов из-за травм)".
Практически все, что позволяет мне быть очень хорошим профессионалом - это, к сожалению, выросло на обломках травм. Почему "к сожалению" - это потому что в ходе терапии я, понятно, с этими защитными механизмами расстаюсь, а выработать новые основы себя как профессионала в 40 примерно лет - это не самая простая задача в жизни.
У меня повышенная тревожность, поэтому я рассматриваю все сценарии, в том числе и самые негативные (которые часто оказываются банально реалистичными), и заранее с ними работаю. У меня болезненная внимательность к деталям, а в моей профессии детали - это всё (впрочем, вряд ли есть такие профессии, в которых это не так). В сумме это почему-то дает способность видеть the whole picture.
У меня нарциссическая травма, поэтому я стараюсь делать все так, как другие не делают. Чтобы иметь такую возможность, я (это отдельный момент) постоянно мониторю то, что другие люди делают в моей профессии. И постоянно учусь новому, потому что превратиться в никому не нужный обломок устаревшего прошлого невыносимо стыдно.
Для выживания мне когда-то пришлось научиться очень детально чувствовать то, что из себя представляет другой человек, поэтому моя способность к theory of mind очень развита, и это неожиданно очень пригодилось мне в профессии в последние лет пять. Раньше мне это просто помогало не сойти с ума от ужаса перед людьми, которых обязательно надо себе объяснить, чтобы убедиться в том, что они не опасны и что вообще они люди, а не нечто чудовищное из области психоделического сна.
Я вот иногда думаю, что если бы не травмы, то - как бы я работала? Кем бы я стала? И не могу ответить на этот вопрос, потому что это был бы совсем другой человек.
Когда повзрослело поколение Z (а я вижу, что у них детство часто складывалось гораздо благополучнее, чем у моего поколения X), мне поначалу было очень сложно с ними работать. Потому что мои ровесники - часто такие же травматики, как и я, и мы говорим на одном языке. А к людям Z в работе мне пришлось долго и с трудом приспосабливаться) как к инопланетянам практически))
Но это то, что касается моей работы. А вот все то, что не касается работы - тут я даже не могу найти ни одного момента, который был бы для меня преимуществом. Ну разве что из-за контрзависимости я медленно сближаюсь и не задумываюсь рву связи, что мне, наверное, помогало не попасть глубоко в какие-то токсичные и опасные для здоровья и жизни отношения. Правда, для меня это слишком маленькое утешение, хотя каждый раз, когда я о нем размышляю, я чувствую эйфорию безопасности)

Date: 2020-06-19 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
"Если бы я физически была мужчиной, из меня получился бы отличный муж. Надежный, как скала."
Из вас уже получился, я думаю, хороший друг, с такими-то данными)

Date: 2020-06-19 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
"Люди с чужой агрессией и чужими примитивными психическими импульсами обычно так управляться не умеют. Ну, может, за исключением профессиональных переговорщиков"
Может быть, профессиональными переговорщиками и становятся люди с вашим бэкграундом)

Date: 2020-06-19 11:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я чувствую что-то похожее на «как же хорошо, когда ничего не болит». То есть, нормальное состояние, это большая ценность, когда не скатываешься в депрессии, не просыпаешься с глубоким ощущением, что все бессмысленно и тебе целый день придётся как-то справляться с собой и с этой жизнью. Просто быть, без страха и отвращения к себе, это большой кайф. Можно слушать птиц, читать книги, общаться. Простые радости доступны, а так было не всегда. Вот это ценно!

Date: 2020-06-19 12:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

"Если бы я физически была мужчиной, из меня получился бы отличный муж. Надежный, как скала. "

Возьмите меня замуж))) Все женские обязанности возьму на себя))) (шутка).

Еще в список добавила. Вам можно коллектором работать (вышивозврвщать долги) за %. Идти к тем кто может вернуть, но не хочет. Хороших и стрессоустойчивых переговорщиков берут. Про все околоюридическое, расследовательское, переговорщецкое я уже сказала.

Date: 2020-06-19 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Мне кажется, что вы капец какая крутая! Извините, за лексикон, просто хочется выразить с его помощью эмоцию) Я ваши комментарии не всегда понять-то до конца могу (в том смысле, что у меня шестеренки в голове не могут многое из вашего опыта понять), а вы это всё на себе пережили и прошли! Это заслуживает очень большого уважения!

Date: 2020-06-19 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Я замечаю, что благодаря проработке травмы я начинаю видеть реальность.
Вижу, как люди используют друг друга в качестве контейнеров для своей злости и тревоги.
Вижу как люди наказывают друг друга отвержением и злостью.
Вижу насколько же многие взрослые - дети.
Вижу красоту, моменты, чудеса, нежность и заботу)
А ещё, удивительно, но я умею чувствовать! И это так классно!) 😌
***
У меня наконец-то началась терапия с новой терапевткой. Взяли вопрос с конфликтом с коллегой на работе, установку «я-плохая», и нашли событие в детстве, когда я чувствовала себя также: я случайно ударила маму, играя. Лет в 5-9, не знаю точно.
Я в какой-то момент чувствовала всё то, что чувствовала я-маленькая: большую вину, что я ударила маму, и она после этого ушла. Она подходила меня обнять, а я ее ударила, случайно, я не хотела, но я - виновата...
Я пообщалась с собой маленькой, и так удивительно вышло: малышка (я-маленькая) реально наказывает сама себя... Её никто не наказывает, она делает это сама!!!
В общем, в воображении я была в той ситуации: видела малышку, видела, что мама ушла. И не наказала. Я тоже не собиралась ее ругать. А малышка говорит - «я виновата, я сделала маме больно, меня надо наказать», я говорю - ну, я точно не буду тебя наказывать, ты же случайно, а мама всё давно уже забыла, и я уверена, что она не злится. Да и к тому же - она-то тоже тебя сейчас не наказала. Получается, что тебя некому наказывать. Выходит, что ты сама себя хочешь наказать...
В общем, я предложила малышке простить себя, как это иногда делаю я (взрослая). Пока малышка протестует, говорит - «как так- жить без наказания?! Тогда можно всё, что угодно делать и постоянно прощать себя за всё.»
***
Плакала, когда вспоминала это всё. Было искренне горько, что я сделала маме больно.
***
Спросила у мамы, она ничего не помнит, как обычно. Сказала, что это мелочь, и в этом ключе это было приятное для меня определение:)
Edited Date: 2020-06-19 01:39 pm (UTC)

Date: 2020-06-19 02:21 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.
Я опять думаю уходить от своей тер. Мы не сходимся в одном важном моменте. Я говорю, что прощать свою мать совершенно не планирую. То, как я прожила свои 26 лет - это пиздец, простите. И прощать своего насильника, это не мой путь. Тер говорит, что тогда я не избавлюсь от своей внутренней мертвой части, от внутренней мертвой матери. А я сопротивляюсь и говорю, что надо искать другой выход. Но вижу, что тер настойчива в прощении. А я нет...уже 3 сессии спорим и обсуждаем. Кажется, что я понимаю тер, но так же понимаю, что это не мой путь. А тер меня не понимает и я не знаю уже как это объяснить. И проще уйти.
В раздумьях...

Date: 2020-06-19 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] olifava.livejournal.com
У меня похожая по ощущениям ситуация, как у автора комментария, захотелось сказать от себя. Такие разруливающие качества в моем случае - компенсационные, а не добровольные. И деятельность эта не приносит счастья, психологически феномен больше похож на спасательство. В определенный момент я поняла, что не хочу тянуть бегемота из болота и не хочу утихомиривать (спасать) всех, это просто невозможно, пусть сами себя успокаивают или не успокаивают, я не должна отвечать за всех. Фокус ушел в себя, теперь там работаю)

Date: 2020-06-19 04:42 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Да пошла она... к вашей матери! Не хотите прощать мать - имеете полное право, учитывая, что она с вами и вам сделала.
Злюсь.

Date: 2020-06-19 04:44 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У меня была первая встреча с новым терапевтом в новом подходе. Благодаря последним постам на тему ПТСР тут задумалась о своих реакциях, так как было очень много похожего, пошла искать и читать информацию на тему, и поняла, что как минимум часть моих проблем с тревожностью - это от ПТСР. От ранних и более поздних травмирующих событий, которые уже наслаивались на ранние в том числе, и которые я так и не смогла нормально переварить.
Спасибо за наталкивание на мысль)

Date: 2020-06-19 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Спасибо, что поделились! Значит я не одна такая...
Для меня это так удивительно: как так-то? Детей никто не наказал, но они наказывают сами себя.... брр.. жуткова-то.
(Да, крылья - огонь!🔥😉)

Date: 2020-06-19 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Меня напрягает, когда кто-то (тем более, терапевт) навязывает прощение. То, что прощение помогло ей или ее клиентам, ещё не значит, что оно поможет вам!
Для меня это шаблонное мышление какое-то.
Ну и немного триггер тоже - наша мазохистко-терпило-христианская культура просто ПОМЕШАНА на прощении. Прощать нужно всех и всегда (кроме себя, конечно).
Хотя ну нет никаких четких доказательств того, что без прощения нельзя прорабатывать старые травмы или что с прощением они обязательно будут проработаны и пережиты... Ну нет же! Все люди разные, и кто-то нормально справится без этого навязшего на зубах прощения.
Edited Date: 2020-06-19 05:19 pm (UTC)

Date: 2020-06-19 05:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.
Согласна с вами. Пыталась достучаться, но больше не хочу. Мне жить мою жизнь, в конце концов

Date: 2020-06-19 05:27 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.
Я очень с вами согласна. И про шаблонность и про остальное. Все это озвучивала. Я накатала такое огромное письмо о моем возмущении и зачитала его на сессии, что просто вау. Однако со временем оказалось, что все это терапевтом не было принято и она все ещё за прощение...

Date: 2020-06-19 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Они ставят телегу впереди лошади. Прощение - это нечто, что человек может решить сделать, когда он уже проработал свою травму. Пока она не проработана, прощение (если оно нужно) не будет действительно искренним и идущим от "всего человека целиком", причем, идущим из взрослой позиции. Оно скорее будет попыткой не иметь дело со сложными чувствами вроде злости в отношении родителя, и будет способо затолкать эти чувства подальше, замазав сверху толстым слоем из вранья самой себе. Более того, это не только будет оправданием тех, кто совершал насилие, но и внутреннее присоединение к ним против свого внутреннего ребенка.

Когда травма проработана, все нужное дорощено, внутренний ребенок отогрет и накормлен, тогда и можно занять мета-позицию, посмотреть на прошлое в контексте обстоятельств и ограничений и принять решение простить. Но не раньше.

И еще можно выбрать не прощать, даже из этой взрослой и проработанной позиции.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 06:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios