transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Эль, здравствуйте! По итогам постов последних дней у вас в журнале я подумала, как было бы здорово, если бы вы сделали пост на тему "Когда "терапия" не является терапией: список того, чем там быть не должно" (как-то так примерно). У вас, если я не путаю, есть пост о злоупотреблениях в терапии, но там перечисляются вещи, которые увидеть совсем не трудно (в основном), а тут речь могла бы идти о тех вещах, по поводу которых у кого-то могут возникнуть сомнения ("Это у меня лыжи не едут или все-таки у терапевта"). Может, к этому посту комментаторы смогут еще от себя нужные вещи вспомнить, и тогда получится очень, очень полезный пост.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2019-02-06 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Ну, для примера:

- Реакции на рассказ клиента в стиле "А вот у меня...!" и далее байки терапевта про то, как она успешно справляется с такой же ситуацией или как у нее в сто раз тяжелее, но она не жалуется.

- Вываливание на клиента своей необработанной, неотфильтрованной эмоциональной реакции без учета того, насколько это реально полезно для клиента. В диком российском гештальте считается, что это полезнее некуда, потому что клиент должен знать, как на него люди реагируют.

Date: 2019-02-06 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] benazir.livejournal.com
Совсем недавно столкнулась с таким "психологом". Даже писала о нем у себя.
1. (и тут же 2). несет в терапию себя, по пути ставя оценки: "Впервые вижу пациента, который..." Если возникает желание как-то оправдаться, это сразу не оно. Тем более, если присутствует речь в первом лице (тут согласна с первым комментарием).
3. Попытка подавления своим авторитетом: "Если скажу "прыгай", в ответ ожидаю услышать "как высоко?" (мне реально так было заявлено)".
4. Навешивание ярлыков, типа "это у Вас синдром того-то и того-то".
5. Обесценивание и/или попытка отмены чувств и мыслей клиента. Разные предложения с "просто". "Просто, возьмите себя в руки, просто простите, просто не думайте, просто переключитесь и тэпэ".

Date: 2019-02-06 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] i-wish-spring.livejournal.com
я не в терапии. Но однозначным маркером токсичного человека для меня является, когда на меня пытаются навесить чувство вины. Если я, не дай бог, почую это - всё, я разворачиваюсь на 180 и ухожу.

Date: 2019-02-06 05:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
Если клиент заикается о том, что хочет разорвать явно неудовлетворительные личные отношения, то заявить, что это совсем не обязательно, мол, в терапии меняется клиент и отношения могут измениться вместе с ним (превед достославному АГ, если бы он эту мысль мне не высказал, то, может, я ушла бы от тогдашнего бойфренда и его аццки мозговыносящей семьи - и до полноценного тревожно-депрессивного эпизода и не дошло бы).

Сравнивать клиента с другим клиентом, назвав имя и фамилию этого другого. В ответ на "это неэтично, сделаете так ещё раз - уйду" аккуратно замять разговор. Советовать поверить в бога и найти любовь. На просьбу называть не паспортным именем, а никнеймом ответить "ой, да я не запомню, я имена девушек моего сына не запоминаю". На законное возмущение, какого фига специалист забыл о месте встречи, закатить скандал, что-де как клиент тут смеет специалисту выговаривать, у него в жизни стооолько проблем - и перечислить их все. Все неугодные реакции объявлять психзащитами и настаивать, что это не он накосячил, а клиент не так чувствует и не эдак думает. На телефонный звонок клиента с претензией, что после этого самочувствие ухудшилось, заявить, что клиент не хочет работать, а хочет только болтать, снова перечислить кучу своих проблем, добавить, что всё это слышат пять коллег, с которыми специалист прямщас куда-то едет, и завершить разговор тем, что-де он вообще сделал клиенту одолжение, разрешив звонить, "такое мало кому позволено, патамушта ты - депрессивный суициднег".

Все проблемы клиента объяснять отсутствием у него личной жизни, а все остальные занятия полагать сублимацией. Во время сессии без запроса оценивать внешность клиента, всё равно как, положительно или отрицательно.

Эти чудеса и красоты набраны у трёх разных специалистов, два из них не российские.

М.

Date: 2019-02-06 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Какая страна у тех, не-российских, если не секрет?

Date: 2019-02-06 06:11 am (UTC)
From: (Anonymous)
Латвия, Рига.

М.

Date: 2019-02-06 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Как каталог сделаю в ближайшее время, давайте их туда добавим.

Date: 2019-02-06 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com
Оборонительная позиция в ответ на недовольство клиента чем-либо, когда вместо поиска решений и способ улучшить ситуацию терапевт оправдывается, виноватит явно или неявно клиента, философствует и т.д.

Date: 2019-02-06 06:45 am (UTC)
From: (Anonymous)
ОК.

Date: 2019-02-06 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Самолюбование. Например, 3 раза за час напомнить, сколько у нее часов личной терапии. "Я уже в 17 лет помогал отцу на бизнес-переговорах".
"Не понимаю, почему вы не..." - дальше что угодно.
Вообще любые сравнения, неважно в чью пользу, любые ранжирования (когда я оказываюсь выше или ниже среднего, или ровно посередине по какому-то признаку), если это не констатация проблемы или обозначение ресурса.
Любые сообщения, не обязательно словами, про свою тяжелую жизнь и как сложно нынче работать, и клиенты бывают утомительные - неважно, включает меня в этот список или нет.
Неожиданные изменения цены или места, особенно если я чувствую, что моя реакция не интересовала терапевта или я согласилась вынужденно.
"Я тут обсуждал ваш случай с коллегой".
Интерпретации, от которых я чувствую себя небезопасно - хочется закрыться, или стыд, неловкость, чувство вины.
Ощущение, что между нами что-то большее, чем просто я даю денег, психолог со мной работает (намек на романтику у мужчин, намек на особое взаимопонимание у женщин)
Обесценивание и критика других психологов, даже в ответ на мои жалобы на них. (В этом журнале, спасибо, Эль, мы можем обсуждать такие вещи, но не на сессии)
Навязывание интерпретаций, особенно вопреки моим протестам.
Психолог меня перебивает (случайно может быть 1-2 раза за сессию, но если больше - для меня это тревожный звонок, как бы хаотично я ни реагировала в диалоге).
Вообще глухота, когда то, что я говорю, игнорируется в угоду собственной картинке в голове.
Небрежность с тем, что для меня важно - необязательно обесценивание, может быть просто недостаточно уважения (к моему хобби, мои родителям, как бы плохи они ни были, к чему угодно).
Преуменьшение или преувеличение проблемы, о которой я говорю. Т.е., к примеру, я сообщаю, что у меня эмоциональные проблемы, и я даже подозреваю, что они могут быть обозначены таким-то термином, но не уверена, конечно. Психолог может согласиться или не согласиться (по моему опыту, нормально, если свое мнение обозначит не сразу, а через несколько сеансов - если даже я сомневаюсь, как он/а может знать точно), но если я не запрашиваю прямо это мнение - лучше его не высказывать; если я хочу понять, присутствуют ли какие-то признаки, необходимые для применения конкретного термина - хорошо, если на эти признаки психолог укажет. Но прогноз моей жизни до старости или даже будущего моих детей - недопустим. Или если я ощущаю проблему как серьезную, а психолог говорит, что ничего не видит такого (не как предисловие для его уточняющих вопросов, а как окончательный вывод) - для меня это значит, что пора заканчивать разговор. Или если мне сообщают, что у меня все плохо по жизни и дальше будет хуже.
Вообще комментарии о чем-то, помимо запроса (например, попытка угадать причины моего развода, или заявление, что причины развода ей/ему непонятны, хотя вопрос про бессонницу сейчас) - откровенное нарушение границ.
Если к тому, что я говорю, отношение как к чему-то, не относящемуся к делу. Если я спрашиваю, какие иностранные языки она изучала и как оценивает свои знания в них - значит, мне это надо (на самом деле, реально меня это беспокоило: было что-то в ее произношении, что я никак не могла идентифицировать. Оказалось, она несколько лет жила в Шотландии, и за моим вопросом о языках угадала, что именно это меня озадачивало в ее манере говорить, и меня это иногда действительно отвлекало и напрягало, пока было непонятно). Есть этика, есть границы, и я буду благодарна, когда мне о них напоминают, если вдруг я что-то нарушаю (когда нынешняя терапевт очень твердо прервала мои расспросы о других ее клиентах, я почувствовала себя защищенной). Но откровенно заскучать, когда я рассказываю, например, о детстве моего дедушки - нехороший признак. С правильным терапевтом во время и после такого рассказа либо успокаивается тревога, либо становятся понятными какие-то вопросы - сами собой, просто от того, что меня услышали.

Date: 2019-02-06 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] rumi111.livejournal.com
добавлю свои пункты)
- называть какие-либо реакции или чувства клиента сопротивлением
- слишком много рассказывать о себе, своих детях, друзьях родственниках и т.п.
- как выше писали, рассказывать о других своих клиентах, про их проблемы, не скрывая имен, и "внешности" ("вот до тебя была Маша, юрист, только что вышла, у нее похожие проблемы...")
- понижать значимость терапевтического сеттинга и других правил, говоря что он достаточно опытен для всего этого.
- всячески принижать и высмеивать методы работы других терапевтов. "Я могу и без тестов ставить диагнозы, в этом нет смысла", "Психолог и психотерапевт это одно и то же". На вопрос в каком подходе она работает: "Я могу работать одновременно в разных направлениях, иногда применяю психоанализ, иногда поведенческую терапию, по ситуации"
- часто указывать на то, в чем ты отличаешься от среднестатистического человека, даже если запроса на это не было. "У тебя сейчас должен быть парень"
- прерывать рассказ клиента, пытаясь уличить его во лжи или указывая на какие-то ошибки, не состыковки и т.п. В моем случае когда я рассказывала о том, что дедушкина сестра умерла, от того, что ходила часто босиком, не утеплялась, и потом уже начала кашлять кровью. Терапевт прервал и сказал что это может быть только от туберкулеза. Было ощущение, как будто меня уличили во вранье или врали мне бабушка, мама и все остальные. Потом я конечно загуглила и узнала, что кашлять кровью можно от многих причин, в том числе при заболеваниях возникших от переохлаждения. К тому же в то время в деревню некому было занести туберкулез.

Date: 2019-02-06 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Несоблюдение временных, пространственных и этических рамок:
приём не в кабинете, а в кафе, на улице,в помещении где одновременно работают другие и т.п.,
постоянные опоздания,
постоянные растягивания сессий,
сильная нерегулярность сессий (это не терапия-терапия, а консультирование - т.е. решение психологичеких проблем, или поддерживающая терапия, в них ничего плохого нет, но стоит понимать что за процесс происходит),
постоянное отвечание на звонки на сесси,
постоянный выход к приходящим в офис или кабинет,
частые жалобы или похвала, частые рассказы о себе,
просьбы, обмен услугами, любые отношения вне терапии кроме прямо имеющих к ней отношение по договорённости (если нужны звонки или переписка между сессиями),
приглашние в другие свои проекты.

Про реулярность пишу потому что если, например, терапевт что-то один раз про себя сказал, это не значит что он плохой - может, думал, что это будет уместно, но клиенту не подошло или было в не в тему рассуждений. Телепатов не бывает, терапия - не совершенно точный процесс. Но если что-то происходит регулярно и постоянно, это плохой знак - или про непрофессионализм, или про то, что терапевт не подходит.
Почему важны границы - потмоу что поддерживается безопасность терапевтического пространства, со временем с ним появляются положительные ассоциации, легче раслабиться, лучше работается. То же самое с регулярностью - появлются ожидания, об них и сознательно, и бессознательно начинаешь ориентироваться, в этом смысле это похоже на то что для детей лучше всего подходит знакомая предсказуемая обстановка с чёткими правилами, принимающими и чувствительными родителями.
Затягивание сессий - один из неочевидных признаков. Есть разные виды терапии, где-то границы чёткие, где-то нет. Понятно, что если клиент в тяжёлом состоянии, стоит его подсобрать и выделить под это чуть больше времени. Но вообще если терапевт не выдерживает рамок, я больше видел, что это говорит о проблемах терапевта - например, много жалости к клиентам, и стогда терапевт хронически в позиции спасателя, и клиентов бессознательно инвалидизирует, считая что они вообще не способны собраться после стандартной сессии, что бы там не происходило, надо их всё время долечивать. На этом примере, наверное, понятно как соблюдение границ и отношения вокруг них позволяют многое обнаруживать, так что это еще одна причина почему хорошо когда есть чёткие границы.
Edited Date: 2019-02-06 08:16 am (UTC)

Date: 2019-02-06 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Еще про общение между сессиями. Мне очень важно знать, что я могу обратиться за поддержкой вне сессии; мне важно понимать, каковы границы этого общения. Небрежность психолога в момент такого разговора убивает любое доверие сразу и навсегда

Date: 2019-02-06 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Вот по последнему пункту особенно согласна, знакомо(

Date: 2019-02-06 08:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я бы хотела вынести свой коммент на пост Сидни (https://transurfer.livejournal.com/608866.html) и здесь. Мне кажется, это важно и подходит.

"
Я все еще думаю про Ваш пост и как-то не могу успокоиться. Мне очень понравилась четкая позиция комментирующих тут, а у меня самой на некоторые вещи, Вами опубликованные, было "нучетакого". Я понимаю, что я не вижу эмоционально накала и всего такого, но, возможно, я еще по-прежнему очень многое терплю и на "вопиющие" - вещи слепое пятно. То есть пока "не прозреешь", не увидишь. А вот как прозреть, что бы и самой ошибки видеть и не допускать их. Вот это меня заботит....

И да, мне помог опыт с моим вторым тером, когда она очень бережно отнеслась к моим "недовольтсвам". В первой терапии у меня ушло три года на то. что бы сказать теру, что я ее боюсь. Во второй терапии я ориентируюсь на свои чувства. Было очень страшно ей даже мелочь сказать, но так, как она отнеслась, меня очень подбодрило и придало мне уверенности исследовать МОИ НЕДОВОЛЬСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕЙ ВМЕСТЕ с ней. Если бы этого опыта не было, я бы, наверное, так и не могла учится видеть вещи, которые мне "нехорошо". Например, на последней сессии, тер меня спросила:" Что случилось?" Она работала с моими ногами. А я даже не заметила, что начала терпеть боль, что мне больно. То есть у меня просто нет навыка замечать боль, сразу терпение включается, и нет опыта об этом говорить, нет опыта, что я могу воздействовать на боль извне и прекратить ее...
"

Date: 2019-02-06 08:49 am (UTC)
From: (Anonymous)
Нн
В фб тер недавно сделала репост политического поста (речь идет о конфликте двух стран). Совсем не нейтрального поста. Там одну сторону выставляют жертвой (страна тер), а вторую виноватой.
Расстроилась. Никак не ожидала такого от любого сознательного человека, а тем более, терапевта. Даже мои далекие от терапии знакомые за нейтральность, мир в мире, не делят мир на хороших и плохих.
Причем, тер эта работает по скайпу, и клиенты у нее из самых разных стран мира, включая те 2 страны. Мне никогда в голову не могла придти, что внутри тер есть болячка на национально-политическую тему, которую она хотя бы сдержать публично не смогла.

Date: 2019-02-06 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
вот еще с чем столкнулась, не знаю как покороче обозвать - пожалуй, попытка предсказаний (как правило, с позитивным исходом, подкрепляющих всемогущество клиента). когда-то ходила несколько месяцев к психологине, которая называла себя психоаналитиком, рассказала ей ситуацию из отпуска, был физически тяжелый поход и плюс к этому мне казалось, что мои соседки по палатке испытывают ко мне очень явное раздражение (они были не разлей вода, а тут меня к ним подселили, ну помеха же). но потом когда поход закончился и нас ничего не связывало, мы довольно тепло попрощались, они хвалили мои фотографии, им понравилось. на что психологиня дала такую интерпретацию, что они на самом деле уже жалеют о своем поведении и пытаются сделать все, чтобы остаться со мной в отношениях и все исправить. несколько раз важно повторила, что точно жалеют и стремятся починить контакт, я потому и запомнила. даже тогда было немного смешно это слышать. и мне могло привидеться и они могли не раскаиваться, а даже и вовсе не рефлексировать, подумаешь, раздражение. и конечно они ни к какому общению не стремятся уже несколько лет как:))) и еще про что-то она пыталась ванговать вплоть до уверенности, что этот человек непременно одумается и позвонит ну 100%! детсад короче, попытка слиться с клиентом.

и еще нечто похожее. разговаривала со своей подругой, психологом по специальности, она в декрете с детьми пыталась работать, но еще пробовала консультировать взрослых. она топит за позитив. сказала так, что всегда пытается дать позитивное напутствие, мол так держать, все у вас получится, все будет хорошо, вы добьетесь и так далее. считает это поддержкой. а у меня прямо резкий протест возник. минусы такого подхода вижу, плюсов не могу разглядеть.

Date: 2019-02-06 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] simplycat.livejournal.com
Попытки оценить чувства/действия людей, о которых пт знает только со слов клиента. Всяческие мама вас на самом деле любит, ваша подруга не хотела ничего плохого и прочее.
И хочется разобраться с чаем/другими напитками во время сессии. В каких случаях они допустимы и не сигналят о желании пт не вовлекаться?

Date: 2019-02-06 09:59 am (UTC)
From: (Anonymous)
Требование запросить помощь строго определенным способом.
Рассказы про "неправильных клиентов".
Вообще, полный набор из этого поста:
https://inisvitrin.zeropoint.online/?p=738

Мне кажется, или это реакция на то, что у нас обсуждается?



Date: 2019-02-06 10:09 am (UTC)
From: (Anonymous)
Вот у меня так было, про сеттинг, мол он только для слабых неопытных терапевтов, которые не могут внутри себя разобраться, а грамотный и без сеттинга сможет держать границу внутри себя.
И про вранье, рассказываешь что-то, а тер уточняет, почему не в тем лицом, для таких историй лицо надо более грустное к примеру.

Date: 2019-02-06 10:12 am (UTC)
From: (Anonymous)
Мой тер.пьет (не знаю, что с очень большой кружки) раз 10 за сеанс минимум, я попросила ее этого не делать.она сказала угу и дальше продолжает...вот даже не знаю, как это понимать..

Date: 2019-02-06 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
- Любые реакции в категории "Вам так кажется", обесценивающие чувства клиента или его картину мира. Например: "Мне очень тяжело на работе, меня там все ненавидят - Вы такой симпатичный человек, сложно представить, что вас могут ненавидеть", или "Мне очень тяжело на работе, меня там все ненавидят - Но вы же только на прошлой неделе рассказывали, как вам здорово на этой работе работать".
- Неспособность выносить любые "сложные" чувства клиента в свой адрес, появление в том или ином виде защитной реакции. Например, в ответ на сообщение о том или ином некомфортном чувстве в адрес терапевта - ответное сообщение о том, что намерения терапевта были самые добрые (то, что это может сопровождаться извинениями терапевта перед клиентом, погоды не делает)
- Даже самый слабый, зыбкий намек на недовольство у терапевта прогрессом клиента или любым другим его бытием в терапии
- Терапевт забывает важные вещи, которые рассказывал клиент, или не всегда помнит какие-то маленькие договоренности
- Чувство клиента, что у него нет абсолютно гарантированного пространства для безопасного выражения своих мыслей, желаний, чувств и тд (он будет прерван; он будет оценен в положительном или отрицательном ключе; клиент узнает о личном отношении терапевта к высказанным чувствам, мыслям или желаниям без своего очень четкого вопроса-запроса; от него будут ждать (или даже настаивать), чтобы он продолжал говорить на тему, на которую он не хочет говорить). Говорю тут о чувстве клиента, потому что это самое надежное, а "внешние" обстоятельства тут могут быть такими разнообразными, что для их описания понадобится объем "Войны и мира"))
- Чувство, что здесь, в терапии, всё происходит так, как это решает терапевт, а желания, намерения или оценка процесса клиентом считаются менее компетентными и менее важными
- Чувство, что терапия - не место для 100% бережного отношения к клиенту

Date: 2019-02-06 12:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Соглашусь. Тоже с таким столкнулась. Оно либо ранит и травмирует, давая ложную надежду, либо раздражает как дешевый прием. Раньше бывало что вместо того чтобы помочь разобраться с моим душевным состоянием и проработать, тер начинала меня убеждать, расписывая как прекрасно все будет. Время прошло.... не стало так.
Недавно опять начала. Я говорю: стоп, не надо. Мне легче принимать, ничего не ждать и спокойно жить. Лучше уж ничего ждать не буду, а если случится хорошее - обрадуюсь. Чем в иллюзиях, обманываться, а потом раниться. Сказала ей что в свое время сама ходила по гадалкам, которые говорили "вижу, вижу, счастье уже на пороге, вот-вот ворвется в жизнь", я успокоюсь... время пройдет, бегу за очередной порцией успокоений. А теперь мне такого не нужно.

Date: 2019-02-06 12:16 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Однажды тер поставила моей маме диагноз с моих слов. Шизофрению, что ли. Мне пришлось ее переубеждать что она не больна, а травматик.
Потом моей сестре поставила тоже какие-то диагнозы, когда я принесла на сессию обиды на сестру. А сестра более целостный и гармоничный человек чем я.
Чтобы поддержать меня (тер так видела поддержку), бывало что выпаливала гадость про моих знакомых, едва я скажу что комплексую на их фоне или чувствую себя виноватой.

Date: 2019-02-06 12:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Ужасно выглядит когда терапевт клиенту говорит "какой сложный случай", "у вас такая сложная проблема" или еще как-то выражает что-то о клиенте (про "тяжелого клиента" из этой же оперы). Впечатление как от доктора, который на маленький чих или прыщ пугает как будто бы там как минимум, смертельная болезнь.
Выглядит либо как слабый специалист, не видавший ничего, и не способный ни с чем справиться. Либо как строгая виноватящая училка. Либо тупо как мошенник, желающий запугать клиента, а потом вить из него веревки.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 05:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios