transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

В свете поста о формулировках запроса и обсуждении абстрактного запроса.

Не только в жизни, но и в терапии сталкиваюсь со сложностями формулировки как запроса, так и конкретной волнующей проблемы.
До терапии были большие сложности не только в обобщении, но и выделению главного из того, что волнует. Если и формулировала запросы, то очень абстрактного плана. Как сейчас понимаю, это, оказывается, сильно влияло на мою жизнь с детства и в том числе сейчас.

С одной стороны, это сильно замедляет процесс работы (как в терапии, так и в обычной жизни), а с другой - крайне сложно разобраться в происходящем (лично мне).
Терапевт всегда понимал меня даже среди этой наваленной каши, поэтому особо и не акцентировала внимание на эту свою неспособность формулировки. Он понимает, работает с состоянием, я укрепляюсь.
Дополнительная сложность, как показало обсуждение абстрактной темы, в том, что, быть может, я бы и хотела подобраться к обсуждению своей проблематики и вынести ее как есть (как правило, стыда на обсуждение нет), но нет возможности четко сформулировать. Плохо развит навык, топчусь на месте и вокруг да около.

Вопрос такой: кто как научился / умеет работать с формулировкой запроса? Не только в терапии, но и в обычной жизни? Как для себя точно понимаете, что "это оно" и рабочее? Связано ли с целеполаганием и осознаванием чего бы то ни было?
Может у кого-то есть техники, методики, упражнения, навыки (неважно откуда подчерпанные: терапия / детство или в работе и т.д.)?
И еще: как считаете, от чего зависит способность точной формулировки?

Спасибо!


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2018-03-14 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Публикую без очереди, потому что тему уже начали обсуждать, но не пришли пока к решению, что делать в случаях, когда запрос невозможно нащупать. Надеюсь, по итогам обсуждения темы мы общими силами составим методичку "Как нащупать свой вопрос/запрос".

Date: 2018-03-14 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] dimavladimirych.livejournal.com
Часто запрос отражается тем или иным ощущением в теле. Это ощущение можно представить в виде образа. Любого. И уже с ним можно работать.

Date: 2018-03-14 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Я отталкиваюсь от вопросов:
- что в запрошенном материале доставляет наибольший дискомфорт?
- что раздражает (бесит)? что злит? (это разные чувства и очень интересно видать как по-разному они дают подсказки
- что из запрошенного человек чувствует часто. а что кажется более новым?
- есть ли в состоянии ощущение привычности "так уже было"? и через какого человека\ситуацию возникает это ощущение?

Здесь вырисовывается "ядро запроса", т.е. то, что "горячей" всего - с тем и работаем

Дальше уже идет работа с ассоциативной частью, с образами, формулировками, мифами, личными историями. Если нет доступа к образам , то сперва идем в телесные ощущения, а дальше человек потихоньку учится активировать "условно правополушарные" техники и на их основе формулировать (вычислять и давать имя) происходящему. Фактически я вовлекаю человека в игру и через нее он получает доступ к тому, что было заблокировано раньше защитами или было принято как "запретный опыт", т.е. в ту сторону и смотреть было нельзя

С собой работаю по той же схеме. Выслеживаю, наблюдаю, даю имя, создаю контакт, взаимодействую.
Edited Date: 2018-03-14 05:37 am (UTC)

Date: 2018-03-14 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Я не уверена, как эта проблема выглядит у других, но у меня это выглядело так: рефлексии много, фантазии много, а толку ноль. То есть я постоянно придумываю новые и новые идеи что со мной не так, но из этих идей совершенно ничего не следует, они не имеют ни начала, ни конца.

После долгих мучений я себе такую структуру выстроила:
1. поплакать и побегать кругами с криками АААаааААААааа
2. попробовать написать хоть что-то, хоть слова "всё лень"
3. поныть в письменном виде ещё, ещё. Именно поныть, постараться выплеснуть всё эмоциональное напряжение, не особо включая попытки рефлексии и рационализации. Первые несколько записей получаются ужасно сумбурные, с кучей отступлений, повторений, я сама не понимаю что я хочу сказать. Первичный запрос у меня в духе "мнеее очень плохо.... мир таааак сложно устроен.... у меня ничего не получается.... у других людей, у которых всё хорошо, есть что-то такое чего у меня нет и не будет никогда". На этом моменте я вообще не представляю, что это может как-то реально разрешиться.
4. где-то в этом хаосе, когда я уже три раза написала всё что только могу на эту тему, наступает какой-то момент относительной осознанности, когда я способна перечитать всё написанное и немного структурировать. Там я очень часто формулирую запрос ОЧЕНЬ простыми и очевидными словами, но они какой-то магический эффект имеют. Ну буквально в духе "я постоянно хочу сделать много разных вещей, но почему-то почти ничего из этого не делаю. Как мне понять, почему я этого не делаю?"
На этом этапе я уже начинаю ну хотя бы хотеть, чтобы мне стало лучше и как-то интересоваться, а что тут можно попробовать сделать-то? У меня ключевым оказывается момент, когда я внутренне готова перейти вот к этому вопросу "а что я могу сделать, чтобы мне стало хоть чуть-чуть лучше?"
Вот этот запрос часто уже осмысленен и его можно выносить в люди, и получив какую-то информацию по нему и осмыслив, дальше как-то формулировать уже с новыми сведениями. Но желательно всё, что хоть чуть-чуть показалось полезным, записывать и перечитывать. Если не записывать всю новую поступившую информацию, можно забыть важное и снова начать ходить по кругу.

Date: 2018-03-14 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] position-avtor.livejournal.com
Вообще, когда передо мной оказывается очень сложная проблема, я постоянно делаю шаг назад. Условно, я чувствую себя невыносимо ленивой и самобичую себя за лень. И всем два года ною, как же победить лень, читаю мотивирующие статьи, придумываю тонны новых объяснений, почему я такая ленивая: потому что у меня мало сил, много других дел, мне это всё равно не доставит удовольствия, и т.д., я уже сама начинаю путаться в версиях.
Особенно меня беспокоит, что я никак не могу заставить себя скосить траву перед домом. Окей, это уже конкретная штука, с неё можно начать.
Потом я начинаю прописывать запрос и ВНЕЗАПНО понимаю, что я это никак не делаю, потому что я так и не научилась работать с газонокосилкой, ну наверно всё просто же? взять и прочитать инструкцию.
Потом я понимаю, что я даже не могу заставить себя прочитать инструкцию к газонокосилке, потому что я ненавижу разбираться с новыми приборами, я не верю что я это смогу, и ещё какая-то тонна ненависти вдруг выплёскивается.
Потом я понимаю, что моя проблема -- в чувстве страха и стыда, которое у меня появляется перед возможностью неудач.
Где-то на этом моменте я уже ненавижу газон, газонокосилку, инструкции к газонокосилке, себя три года назад, посадившую эту траву, и сколько можно, почему бы мне просто не попробовать сделать хоть что-то? На волне ненависти я читаю инструкцию, я завожу газонокосилку и, умирая от ужаса перед жужжащей машинкой, кое-как кошу крошечный участок метр на метр.
С трясущимися руками иду пить чай и получаю важную эмпирическую информацию: у меня возникла такая сильная тревожность, что я даже не способна порадоваться и не могу как-то закрепить положительный опыт.
Ага! то есть даже газонокосилка пока для меня слишком большое и сложное дело, я НАСТОЛЬКО не умею осваивать новое, что мне нужно начинать с совсем-совсем маленького опыта, и потихоньку набирать и набирать знания о том, как я вообще осваиваю новое, как и когда мне это приятно, что способствует тревожности, а что её убирает. Хм, надо купить картофелечистку, например.
...и вот потихоньку освоив за полгода картофелечистку, яйцерезку и блендер, я вдруг понимаю, что не так уж и боюсь этой жуткой вонючей жужжачей газонокосилки, да и бурьян за окном надоел -- сил нет.

Но вот самое интересное и важное в запросах -- это вот этот бесконечный шаг_назад, и постоянная эмпирическая проверка. Если проблема в лени, то почему я не попрошу кого-нибудь покосить мне за денежку/пирожок? хммм, а мне важно сделать это именно самой! почему бы мне не сделать это самой на этих выходных? ууу, у меня куча дел! а когда у меня не куча дел? окей. давай попробуем сделать вот тогда. ооо, оказывается мне нужно больше времени, потому что мне надо не только покосить траву, а прежде разобраться с газонокосилкой... окей, почитать инструкцию дело вообще нескольких минут, почему я не начну это прямо сейчас или например завтра после работы?.. и так далее.

Date: 2018-03-14 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] nanalor.livejournal.com
Интересно, как один-в-один с меня списано. Та же самая проблема, вот от первого до последнего слова. Постою, послушаю)

Date: 2018-03-14 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Моя тема.:) Что могу сказать по опыту...

В общем случае способность сформулировать и донести суть проблемы или запроса для собеседника определяется наличием навыка, обусловленного обычными тренировками. У травматиков таких тренировок в детстве зачастую было недостаточно или вообще не было, поскольку за предъявление себя можно было получить не удовлетворение потребности, а по мозгам. Корректируется постоянной практикой, тренируемся, пока не начнет получаться. При этом стоит учитывать, что определение запроса внутри себя, его точная формулировка внутри себя и предъявление собеседнику "снаружи" - это три отдельных навыка, каждый из которых может проседать. А еще - что на формирование каждого нового навыка требуется время и не надо себя пинать за неудачи.

Дополнительные отягощающие факторы:

Провал в травму, обусловленный самой попыткой сформулировать. Например, если ребенка прицельно наказывали за предъявление себя или постоянно искажали смысл сказанного. Корректируется осознанием причинно-следственной связи, проработкой этого аспекта травмы.

Интроекты. препятствующие осознанию собственных чувств и потребностей. Например, "злиться плохо, я не злюсь, это что-то другое". Сюда же - несоответствие чувств или запросов образу себя. Например, "я сильный и самостоятельный, я не нуждаюсь в заботе" при потребности получить заботу. Корректируется длительной работой в терапии.

Невозможность выйти в метапозицию (взглянуть на себя и ситуацию со стороны), чрезмерная эмоциональная вовлеченность. Корректируется отвлечением, позволением себе взять паузу, временным переключением на что-то другое.

Переутомление, обусловленное слишком долгими и напряженными попытками сформулировать или какими-то другими жизненными обстоятельствами. Корректируется отдыхом и мероприятиями, перечисленными в предыдущем пункте.

В целом принципы работы с этой проблемой можно сформулировать как "тренироваться, не перенапрягаться, давать себе время на прочувствывание и обдумывание".

Date: 2018-03-14 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Для случаев, когда плохо, но не понятно точно, от чего плохо, можно использовать тот же метод, что и для вычисления еды, которая вызвала несварение/отравление. Мысленно перебирать людей и обстоятельства, пока кто-то/что-то из этого явно не усилит ощущение "мне очень плохо".
Edited Date: 2018-03-14 06:04 am (UTC)

Date: 2018-03-14 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] kiseiko.livejournal.com

Я считаю, что способность как увидеть и сформулировать свою внутреннюю проблему, так и поделиться ею с кем-то, напрямую связана со степенью проработанности стыда. Именно стыд затуманивает способность "видеть себя", а также заставляет думать, что ты такой один поломанный и лучше сидеть и не отсвечивать, чтобы никто (включая терапевта), не дай бог, не осудил и не отпинал по самому больному дополнительно.

Date: 2018-03-14 06:44 am (UTC)
From: (Anonymous)
+++
Я тоже вижу связь со стыдом. Когда я это в себе увидела ,признала,проработала ,стала сама себе яснее и проблема абстрактного вопроса ушла и многое другое отвалилось. Вообще считаю тему стыда ключевой.

Date: 2018-03-14 06:58 am (UTC)
From: (Anonymous)
А можно работу с первым фактором из дополнительных раскрыть как-то более подробно, ну или ссылки на статьи, если есть. ГТ и КПТ с этим хоть как-то работают?
За это "предъявление себя" можно было не только по мозгам, а и вполне себе кулаком в голову/ладонью по губам, внезапно, в том числе и от мамы. Самопредъявление моих сверстников при этом глоталось "на ура" и поддерживалось/развивалось вообще без проблем, это было её профессией.

Date: 2018-03-14 07:33 am (UTC)
From: (Anonymous)
М.б. и чисто рефлекторная реакция на физ. воздействия в том числе. Говоришь про себя и свои чувства - жди кулак в лицо и "а обо мне ты подумал" сразу за ним.
И да, реально такой поломанный - один в окрестности, может и был кто в ПНД, но их же не видишь, а неспособность сходить в магазин или общаться со сверстниками за рамками учебного материала, ибо на любое обращение к личности - бесконечная немая стена, а любой сбой скрипта фатален - вот она.

Date: 2018-03-14 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] plennitzaudachi.livejournal.com
Как вариант. - Не можете сформулировать запрос, значит не подошли к нему близко и именно это проблема от вас еще далека, на ее тему пока есть только внутренний хаос. Когда подойдете к ней ближе, станет понятнее и появится запрос. Если форсировать, то может получиться так, что название вашей проблемы вы получите прежде, чем готовы переварить даже ее наличие, что может быть травматично, а ее решение может оказаться натянутым, преждевременным. Все приходит в свое время, тогда, когда для этого есть место в вас. Терапевт видит вашу готовность и умело управляет процессом, помогает вам укрепиться. У вас есть процесс и он идет с вашей индивидуальной скоростью, гибкость вашей психики тоже индивидуальна. Поэтому, лучше работать в своем темпе и получать от этого удовольствие :)

Date: 2018-03-14 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] plennitzaudachi.livejournal.com
>к телеснику>, >на тренинги по вокалу> - >для проживания блока на самовыражения> - очень согласна. Но на это нужно еще куча времени, денег, сил. Где б все это взять?)
Хороший такой секс до лежания тряпочкой еще помогает)).

Date: 2018-03-14 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] mimafi.livejournal.com
Если вас это проблема вообще по жизни, и страха говорить о проблемах нет, имхо, вам на курсы по написанию текстов - сочинений, резюме, научных работ, черта в ступе. Только на хорошие курсы, а не "как написать сочинение, которое понравится учительнице".

Date: 2018-03-14 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] hudorozhkina.livejournal.com
Хороший метод для выведения неясных чувств в осознанность, я уже как-то приводила его в комментариях: взять лист бумаги и писать. Писать все подряд, что приходит на ум. Если зависает одно слово - писать его столько раз, сколько оно просится. Идея в том, чтобы сделать лист нечитаемым, для этого можно писать в разных направлениях и наслаивать слова друг на друга.

Image

Подробнее здесь (https://hudorozhkina.livejournal.com/345825.html).

Сначала сложно, непонятно, о чем писать. Первым пойдет текст с верхнего уровня особнанности, а потом можно выйти в глубину к болящему месту. Главное писать непрерывно и без цензуры. И пройти через пик переживания.

Это хороший способ понять, что беспокоит, когда просто размышлениями не получается добраться.
Edited Date: 2018-03-14 08:40 am (UTC)

Date: 2018-03-14 08:54 am (UTC)
From: (Anonymous)
Не все терапевты работают с телом. Мой тер.никогда не предлагал мне сформулировать заппос через такой поиск.

Date: 2018-03-14 09:14 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я для себя думаю, что у меня не запрос неформулируется, у меня просто много разных запросов, и надо их пройти по очереди. У меня было, что допустим обидел человек, и я писала ответ на письмо, и у меня несколько дней получалась каша и много текста зафсе, и я это письмо переписывала, и переписывала, заново каждый раз когда у меня был новый приступ обиды и новые детали, в итоге когда успокоилась уже, оставила пару предложений с более-менее основной претензией и решила, что сойдет. В общем, у меня спутанность наверное возникает тогда, когда формат предлагает мне выразить проблему короче, чем она есть у меня внутри, и тогда мне нужно идти ее где-то выражать. Но я это у себя считаю не спутанностью, а вроде как метафорически мне в комнату из свежепоявившегося шкафа вывалилось много мусора и ценных вещей и мне нужно потратить время, чтобы расставить все по полочкам и выкинуть не нужное. Включая все "боже кто оставил тут ржавую спицу" и "ух ты моя любимая плюшка сто лет искала".

Date: 2018-03-14 09:15 am (UTC)
From: (Anonymous)
Как Вы сочно описали! Очень Вас понимаю )) У меня так же! )
Я очень хочу купить качественную аудиосистему. Уже несколько лет. Потому что музыка меня поддерживает. Но вот все так как Вы описываете: Это ж надо разобраться, что надо, остановиться на определенной марке, куда-то пойти, начать что-то спрашивать в магазине. ой, я не знаю, какие вопросы задавать и что делать, если у меня спросят что-то такое вот техническое... И так далее по кругу. И это уже не первый год. Единственная подвижка, что мне стало ясно, что я могу начать со специализированного магазина, в котором меня могут проконсультировать, что бы я определилась, что мне на самом деле надо....
И умаю, такое распространяется на многие сферы....

Date: 2018-03-14 09:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
А есть еще алекситимия (из вики):

Алекситимия (от др.-греч. ἀ- — приставка с отрицательным значением, λέξις — слово, θυμός — чувство, буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

- затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и, как следствие, эмоций других людей;
- затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
- снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
- фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.

Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

Date: 2018-03-14 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] plennitzaudachi.livejournal.com
Теоретически, наверное и так. А практически все совсем по-другому. Почему, тогда вы до сих пор не сели на самолет и не долетели до места назначения?

Date: 2018-03-14 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] dimavladimirych.livejournal.com
Соглашусь. Запрос мне тоже показался вполне внятным.

Date: 2018-03-14 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] ekaterina-beads.livejournal.com
Ооо!
Спасибо за такой развёрнутый комментарий. Действительно всё так и работает и все пункты важны. И побегать с криками и всё подряд записывать не фильтруя и каждый раз делать шаг назад. И закрепление положительного опыта отдельный этап. Сохраню себе и буду перечитывать когда в очередной раз покажется что я просто тупая и безнадёжно ленивая. )
А если не секрет, ваш терпевт помогает пройти все шаги или вы делаете это сами? У меня пока каждый такой цикл занимает несколько месяцев и что-то я не могу найти терапевта который бы меня поддержал в этом процессе.
Edited Date: 2018-03-14 09:39 am (UTC)

Date: 2018-03-14 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] nicolica.livejournal.com
Я на терапии на том этапе, когда вся ценность в том, что терапевт выдерживает меня именно такой - путано формулирующей, ошибочно интерпретирующей и очень плохо осознающей, что со мной происходит. Я себя хорошо знаю и по жизни я очень ясная, четкая, с хорошо очерченными границами, с сильной самоподдержкой и т.д. Но есть во мне и та часть, которая очень плохо осознает, то с ней происходит. И тогда мне надо много и бессвязно говорить и при этом не проваливаться в стыд от того, что не замечаю за собой и не могу сформулировать каких-то очень очевидных вещей. И вот только работу с этой частью на данный момент я воспринимаю как истинную терапию. Когда я прихожу с конкретным запросом, я предаю себя, предъявляю в контакте хорошо социализированные подконтрольные части. А мне нужна разделенность не в этом, а в том трудновыносимом для всех, кроме родителя, диффузном состоянии напряжения. Тогда мой "честный" запрос - просто самопредъявление в состоянии "мне плохо". Все остальное - враки. Поэтому именно сессии, где я - такая, для меня являются самыми лечебными.

Это я к тому, похоже, что наличие запроса для конкретной сессии или терапии не всегда является обязательным, а иногда даже может идти во вред. По моему опыту, запросы проще формулировать на начальных этапах терапии, когда разгребаются вполне конкретные и относительно легко устраняемые сложности, но чем дальше в лес, тем толще партизаны :) Чем глубже терапия, тем больше она происходит через отношения, а не через работу над проблемами.

В том же, что касается вопросов про целеполагание "в жизни", они довольно расплывчаты и мне не очень понятно, что писать в ответ, хотя у меня точно много успешного опыта в этой теме.

Date: 2018-03-14 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] rukkola-rukkola.livejournal.com
и я соглашусь с вами и в этом.
Действительно, даже называние проблемы и осознание происходящего как проблемы может травмировать, может вызвать наплыв переживаний из травмы.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 05:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios