Делимся опытом
Sep. 10th, 2023 07:42 pmПриветствую всех читателей этого журнала и благодарю Эль за размещение здесь моего опыта в психотерапии. Я решила поделиться моей историей, чтобы получить от читателей поддержку и оценку ситуации.
Очень сложно решиться на анализ прошлой терапии, потому что вместе с ним понимаешь, что психологическая работа, которая должна была улучшить твое состояние привела к обратному. В этом опыте много страха, стыда и почти нет поддержки, за которой я когда-то пришла.
Немного про мой первый опыт длительной терапии. Его нельзя назвать совсем провальным, так как там было много работы с младенческими довербальными нуждами, было ощущение, что меня донянчивали, добаюкивали и плюс некоторые инсайты оказались действительно полезными и даже до сих пор мне помогают.
Но при этом эта психолог поспособствовала серьезному размыванию моих едва сформировавшихся границ. Мне ею было сообщено много личных фактов про нее, потому что «мы же устанавливаем близкие отношения, это же в обе стороны». Например, она рассказала, что учувствовала в оргиях, о своем неудачном первом браке и тд. Я влезла в очень сложный любовный треугольник с женатым мужчиной где-то после года терапии. И в какой-то момент она консультировала и меня, мужчину, его жену, их вдвоем, нас вдвоем, вроде это подавалась под соусом « надо же всем помочь».
Первая терапия длилась примерно 2,5 года и как-то плавно и постепенно прервалась. Потом я пошла на терапию снова. «Специалистов» я нашла по совету подруги, начинающего психолога.
«Психологи» мне подавались и сами позиционировали себя как высококлассные специалисты. Еще, вспоминается, они говорили об использовании каких-то жестких методик, подавалось это под соусом «Если действительно хочешь изменить свою жизнь, то надо делать это так». Запрос у меня был, затыка - потолок в работе. На тот момент я была очень успешным фотографом, продавала фото за границу но хотелось бы чего-то дальше и больше, развития, творчески и финансово. И я продолжала жить с тем самым мужчиной, если вкратце, абюзером и патологическим изменщиком. Жизнь наша напоминала жизнь двоих соседей, раздельный бюджет, раздельные поездки, скандалы и измены с его стороны. Первую встречу не помню точно, работали они вдвоем, являясь супругами(мужчина и женщина). Они это объясняли тем, что так имитируется модель взаимодействия с матерью и отцом, какой-то новый и очень эффективный подход.
После первой диагностики, на которой они сделали схему, написали на листочке всякие кружочки и квадратики, обозначающие мою семью и наши отношения и вписали всех когда-то существующих мужчин у меня. Не помню точно, сколько было таких сеансов, но мне было в какой-то момент озвучено, что нужно непременно придти на сеанс с моим мужчиной. Помню, что я упоминала мою детскую семейную травму, но на это никто не обратил внимания.
Вспоминается сейчас ощущение страха и непонимания и какой-то неполноценности своей, когда они вдовем сидели и что-то спрашивали меня. Но я была убеждена, что это новое и прогрессивное и это поднимет меня на новые высоты в моей работе.
Напомню, мой запрос был – рост в карьере, пробивание потолка, новые креативные вещи. Почему мне не показалось странным, что мне зачем-то в это надо тащить партнера, я не знаю. На тот момент у меня были весьма здравые сомнения, оставаться ли с ним или нет и ими я даже в какой-то момент делилась с психологом (по моему запросу она могла быть одна на консультациях). И она сказала, что конечно же, оставаться, вот это я помню точно! Не уверена, говорила ли я ей про его измены, но про его агрессию и кучу проблем они совершенно точно знали. В какой-то момент, во время парной терапии, во время обсуждения вопросов, касающихся нашей жизни, они как будто все внимание переключили на моего мужа и терапия велась только с ним.
Надо сделать важную ремарку - в плане оплаты и времени занятий эти «психологи» прямо на самом первом месте находились по нарушению всевозможных границ. Во-первых, хоть и была озвучена цена за час, никогда сессия не длилась час, она всегда продлевалась как-то то ли по их желанию, то ли по динамике. За временем они даже не пытались следить, часто про него говорила я. И из-за этого всегда стоимость оказывалась выше ожидаемой. Это очень пугало, выбивало из колеи, но я не смогла решиться это обсудить. Обычно после терапии я выходила из кабинета, и девушка администратор называла суммы, а психологи уже в это время ретировались и я, краснея, выскребала последние деньги из кошелька после двухчасового сеанса.
Вообще если сейчас пытаться вспомнить сеансы, в которые приходила одна, это было ощущение постоянной тяжести, напряжения и никогда облегчения. На парных консультациях мы изучали какие-то штуки, которые были призваны облегчить наше с мужем взаимодействие, как будто скрепить нашу пару. По факту у меня было ощущение, что они как бы валидировали его абьюз (психологический, вербальный) и не считают это чем-то ненормальным.
В какой-то момент мне было объявлено, чтобы реально решить мою проблему, мне надо сделать циркулярное интервью. Это означало собрать всех возможных родственников в одной комнате. Уговаривая на интервью, мне ясно дали понять, что я могу спасти таким способом моего брата от сумасшествия, иначе оно неизбежно. Ни смысл интервью, ни его механизмы мне потом не были объяснены толком. Также велась видеозапись, по которой мне сказали, я смогу спустя годы сделать какие-то выводы. По итогу, запись, которая у меня оказалась, состояла из двух частей одного и того же, финальная часть, где собственно проводятся реакции людей на вопросы, не была сохранена. Стоило это по тем временам космических денег. Мои ожидания были, что вот сейчас то моя карьера катапультируется или, по крайней мере, будет обещанный прорыв. Но ничего не случилось.
Через год после всего этого я забеременела, причем, перед этим как будто тоже спрашивала «разрешения» стоит ли, мне сказали, что «рано». Но тут уж как-то я не стала следовать их советам. Терапия прерывалась на мою беременность, потом после родов я ходила опять, наверное в общей сложности все длилось 2,5-3 года.
Надо ли говорить, что моя подруга уже работала у них, была их клиентом и даже подругой психотерапевтки. У них была постоянная переписка, подруга спрашивала все на свете у этой «специалистки». Эти отношения у них до сих пор, нарушение или отсутствие границ, даже тогда, когда я в этом мало понимала, мне это казалось очень странным.
В паузе от этой «терапии» я попробовала альтернативную, в результате которой мне пришло осознание, что я в детстве отказалась от своей мечты быть художником, и я стала самозабвенно рисовать. Все это продолжалось несколько лет, я обучалась. Пробовала разные стили, хотела стать художником и зарабатывать этим деньги. В итоге опять возникла как будто стена и я прекратила это занятие.
С запросом об очередной стене и ее преодолении я вернулась в этот «центр психологии», спустя год-два перерыва. На этот раз, я занималась только с одной психотерапевткой, без ее мужа. Были порывы неоднократно уйти из этой терапии, но в то время была такая мысль в голове, что специалистов менять вредно. Я читала про сопротивление и как бросают терапию. У меня все наоборот, я буду ходить, и не буду бросать, даже если мне больно и неправильно. В продолжающихся консультациях было много треша, например, психолог на меня вывалила свою травму и, я никогда это не забуду! Она стала вдруг резко как мумия и, глядя куда-то в пустоту со слезами на глазах, повторяла фразы «Не бросай меня мама» или что-то такое. Или, на пустом месте, подавалась идея, а чего бы мне второго ребенка не родить «это же так классно, родить саму себя» ( я – второй ребенок в моей семье). Или, когда я сказала, что у меня есть заболевание щитовидной железы, мне было заявлено, что где-то там за границей обязательно человека наблюдают у психиатра с таким заболеванием, есть риск слететь с катушек.
Часто сессии записывались на видео. Не помню вообще, осуждалось ли мое на то разрешение. Мне кажется, я так и не получила ни одной толковой записи от них, везде были какие-то проблемы. Кому они показывались и зачем мне не сообщалось. А еще в конце каждой сессии у меня просили у меня обратную связь, не помню в целом, что я им там мычала, сейчас поймала, что их боялась.
Ну и из последнего, в какой-то момент, зная мое разочарование и сопротивление работе фотографом, она меня пригласила работать у них в центре, отснять всех специалистов и их самих. Надо ли говорить, что запрос с творческим затыком не решился совсем, в какой-то момент стало совсем невыносимо и я перестала ходить к ним. Спустя годы, у меня появлялись разные мысли на тему эффективности этой «терапии», и только после того, как я встретила более менее адекватного специалиста и нашла этот журнал у меня появились силы посмотреть на мой опыт и проанализировать его, может быть, что-то придет еще спустя годы, может, что-то благодаря фидбэку от этого сообщества.
Я не могу представить, как бы сложилась моя жизнь без этих терапий, и, конечно, не снимаю, свою ответственность за свои действия. Сейчас у меня появилась надежда на то, что моя жизнь может измениться и именно, в сторону, которую я хочу. На пути к этим изменениям я и решилась рассказать свою история.
- Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
- Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
- Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
- Поделиться хорошей сессией - тут.
Почитать отзывы о терапевтах можно тут