transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Еще одно интересное видео (англ.) от того же чувака. В нем он подробно рассматривает такой феномен, как неспособность жить нормальной, здоровой и спокойной жизнью.

Причины:
- Мозг с детства привыкает к хаосу, непоследовательности, непредсказуемости и отсутствию безопасности, и для него хаос, кризис, драма - это зоны комфорта. Он привык к хронически повышенному кортизолу, и без него жизнь ощущается пустой и пресной. Когда не требуется все время выживать и преодолевать, наступает скука, которую травматик пытается разогнать путем создания нового хаоса.

- Когда ты выживалец и не знаешь другой жизни, ты занят тщательным устранением в себе любых слабостей и уязвимостей. В эту категорию попадают все чувства, которые делают человека замечательным: любовь, эмпатия, чуткость, эмоциональная уязвимость. Травматик заталкивает их все как можно дальше, теряя способность их чувствовать. Одновременно с этим он гасит в себе способность осознавать, что он это с собой сделал. Это приводит к эмоциональному отупению и ощущению, что ты мертв внутри и живешь как робот.

- Когда ты вырастаешь с постоянными негативными эмоциями и тебе некуда от них деться, ты начинаешь блокировать все свои чувства, и негативные, и позитивные, и от этого чувствуешь себя мертвым.

- Эмоциональная анорексия как стремление избегать теплых чувств (как давать их, так и получать) как следствие вышеуказанного. Человек перестает вообще хоть что-либо чувствовать. Он, поэтически выражаясь, сидит за огромным и богатым столом с разнообразными вкусными блюдами, но предпочитает лишь крошки и объедки. При этом испытывая острый голод по любви, радости, удовольствию от жизни, но стоит ему разрешить себе что-то чувствовать, он почувствует и все свои хронические негативные эмоции. А именно этого он и пытается избежать.

Чтобы спастись от эмоционального омертвения, травматик призывает на помощь кортизол и адреналин, создавая в своей жизни кризис, драму и хаос. Только так он может хоть что-то почувствовать.

Еще ряд причин зависимости от хаоса:

- Когда за хорошее не хвалят, а за плохое жестко критикуют, ребенок усваивает, что внимание ему оказывают только тогда, когда он был плохим. А раз так, то он будет плохим изо всех сил, и будет сеять хаос и кризисы.

- То же самое, когда родители слишком заняты собой и своими проблемами, чтобы налаживать с ребенком связь. И обращают на него внимание только тогда, когда он накосячил. Ребенок видит косячение как единственную возможность получить хоть какой-то коннект.

- Когда коннект с друзьями или группой идет через сплетни о других, а особенно, когда в этих группах ценятся те, кто может раздобыть свежие сплетни.

- Когда с друзьями общее только то, что у вас схожие проблемы и травмы, и ничего больше.

- Когда травматик хочет сделать свои отношения хорошими и близкими (согласно его представлениям; см. предыдущий пост). Например, когда в отношениях все слишком спокойно и хорошо, или когда в них наметились какие-то проблемы. Травматик создает драму, хаос, кризис, разрыв, за которыми следуют бурные примирения и новый "медовый месяц". Но эта стратегия работает лишь до поры, потому что со временем "медовые месяцы" становятся все короче, и градус хаоса постоянно приходится увеличивать.

В какую сторону работать:

У травматиков сильно нарушен баланс между симпатической (отвечающей за бей/беги) и парасимпатической (отвечающей за покой и восстановление) нервными системами. Первая десятилетиями пашет на повышенных оборотах, вторая почти не получает шанса включиться. В идеале они должны работать посменно: после всплеска активности в ответ на решение какой-то задачи должен случаться период отдыха и восстановления. У травматика во время формирования всех систем не было такой роскоши, как покой, поэтому он привык все время жить на стреме.

Когда симпатическая пашет без остановки, у травматика много энергии, с которой он не справляется - у него плохой сон, он все время, как на иголках, у него повышенная тревожность и гипервигильность. Чтобы хоть как-то угомонить нервную систему и дать ей передышку, парасимпатическая система запускает депрессию. Депрессия в данном случае становится единственным способом заставить человека сбавить обороты и перестать прожигать свои силы. Если же человек продолжает себя усиленно загонять, у него случится нервный срыв. Здесь также в ход идут алкоголь и наркотики.

Также может развиться сопротивляемость к кортизолу и адреналину - вместо того, чтобы чувствовать от них прилив сил, травматик чувствует себя так, словно его грузовик сбил.

Шаги к исцелению:
- Признать, что симпатическая и парасимпатическая системы работают очень криво: одна пашет без выходных, вторая практически не включается.
- Работать над прокачиванием своей парасимпатической системы (что обязательно будет ощущаться как страшная скука). Требуется много времени, чтобы научить обе системы работать по-новому.
- Понимать триггеры, которые включают симпатическую систему (как негативные, вроде стресса, неизвестности, ярости, так и позитивные, когда все идет хорошо). Знать, как в теле ощущается включение этой системы (бессонница, повышенная тревожность, ватная голова, трудности с концентрацией, усталость), и успевать отслеживать, что ты в "опасной зоне" в плане перегрева своей психики.
- Развить привычку в течение дня включать осознанность, чтобы отслеживать свое состояние: какие мысли, какие чувства, что происходит и тд.
- Практиковать глубокое дыхание, оно включает парасимпатическую систему.
- По вечерам сознательно практиковать покой насколько это возможно - никаких остросюжетных фильмов, сложных эмоциональных разговоров и так далее.
- Перед сном завести ритуалы расслабления.
- Сделать свою жизнь структурированной, соблюдать режим дня.

Помнить, что симпатическая нервная система расслабляться не любит и будет этому сопротивляться. Спокойная жизнь будет ощущаться чудовищно скучной. По мере укрепления парасимпатической системы жизнь будет становиться спокойней, в ней станет гораздо меньше кризисов, ссор, негативных людей и нездоровых отношений. Многие люди не выдерживают, срываются и срочно организуют старый, добрый хаос. От спокойной жизни очень сильно подскакивает тревожность, ведь, когда все хорошо, это самый главный признак, что скоро прилетит, откуда не ждешь! АААААААААА! Лучше заранее все хорошее разрушить, чтобы не накликать.

Date: 2024-03-28 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Жизнь заставляет заниматься упорядочением. И есть некоторый опыт, что чем больше порядка тем интереснее веселее проще и спокойнее. Но что-то внутри орет: нет! Нельзя! Тревога! Тревога! Не ложись! Еще одно дело! И еще одно! Нет никакого завтра!
Этот парадокс я с трудом начинаю потихоньку понимать. Спасибо.

Date: 2024-03-28 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] serenada-vesne.livejournal.com

Это я, от и до ((

Date: 2024-03-28 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com

Я бы ещё добавила, что похожие проблемы может давать СДВГ, так как там дофамина вечно не хватает/он как-то неправильно работает, и всё время хочется интриги/сильных эмоций. Ну а кптср + сдвг это вообще комбо)

Date: 2024-03-28 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dioskurra.livejournal.com

Ну а кптср + сдвг это вообще комбо)

О дааа... Мир ощущается НАСТОЛЬКО скучным... У меня это выражается как сильное желание новизны во всём. Поэтому хочется исследовать неизведанное, и, вместе с тем, новое — это всегда так страшно. И в итоге получается, что воз и ныне там, лебедь, рак и щука. (

Edited Date: 2024-03-28 01:55 pm (UTC)

Date: 2024-03-28 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] 23e01.livejournal.com

а мне кажется, что хаос может быть и от безресурсности. Это когда рутина уже в подкорке, тогда она облегчает жизнь. А в безресурсном состоянии пытаться рутину отстроить и закрепить очень тяжело((

Date: 2024-03-28 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] b1ackbird-fly.livejournal.com
100 %
Когда измотан, хочется забить на всякие массажи для лица и йоги перед сном.

Date: 2024-03-28 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tornado-wave.livejournal.com

По описанию это я. Целиком и полностью. B вообще это как записи с моих последних сессий):


Я: Могу уже пару дней прожить без тревоги. Мозг не понимает что просиходит и меня накрывает тревога от того что нету тревоги.


Терр: Угу. Незнакомый покой — с ним пока познакомишься устанешь тревожиться


Я: И вообще из опыта если внезапно наступило затишье то потом такой пипец рванет что лучше что бы оно не наступало. Этот самый покой это точно предвестник бури.


Я: Да и вообще а что люди делают если им не надо бегать по стенке, постоянно быть в напряге? Это же скучно)

Date: 2024-03-28 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Тут нередко причина и есть следствие. Т.е. отсутствие парасимпатических периодов дает безресурсность, а безресурсность дает хаос.

Date: 2024-03-28 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Я думаю, не обязательно иметь какие-то сложные рутины. Например, можно просто почитать вечером хорошую книгу вместо новостной ленты или соцсетей.

Date: 2024-03-28 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Эт я )) Только у меня после терапии вместо драмы, хаоса и кризисов — поиск счастливых и очень ресурсных состояний (а они жрут примерно столько же ресурса, сколько драмы и кризисы).

Date: 2024-03-28 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com

Я думаю, что у "если внезапно наступило затишье то потом такой пипец рванет" есть и исторические корни — одна война за другой, революция, коллапс СССР, дикие 90-е, пандемия, СВО. Ни одно поколение не прожило в состоянии покоя.


Edited Date: 2024-03-28 07:03 pm (UTC)

Date: 2024-03-28 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] 23e01.livejournal.com

да, замкнутый круг(

Date: 2024-03-28 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] b1ackbird-fly.livejournal.com
Согласна со всем. Все знакомо. По поводу депрессии тоже верное замечание. Перед тем, как я сваливалась в очередной депрессивный эпизод, происходило нечто, из-за чего симпатика работала на 200%, мозг просто перегорал и тормозил себя. Саморегуляции в психике отсутствует. Терапия выправляет.
Edited Date: 2024-03-28 07:07 pm (UTC)

Date: 2024-03-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com

Для меня оказалось, что я всегда ждал войны, и когда она настала, даже отпустило что-то внутри, о чем я и не подозревал. Советское детство с военными ужастиками, необходимость быть только героем, раз ты пионер, жуткие книги про войну, Ленинград, предполагаемая ядерная война с США в любой момент... все же знакомо, все ожидаемо, типа, когда же моя очередь. Я даже стих написал.


Свершилось вдруг, проклятый день настал
Оркестр у поезда играл
"Прощание славянки". Нам не внове,
Мы провалились в прошлое, до крови
Царапаясь об острые края.
Безумно-синими смотрела вдаль девчонка
В углу скулила битой собачонкой
Мать. Уходили сыновья.
 
И круг замкнулся. Не было последних
Десятков лет. Ведь все вчера, намедни,
И не терялось прошлое во мгле:
Кричали женщины, валялись на земле тела 
Ненужными мешками, юдоль павших.
Не выблевать из связок ком застрявший,
Безумные чернели углем снова
По деревням горелые остовы,
И техника на запад шла.

А на вокзале говорили речи,
И пели про опущенные плечи
Платочек падал, ожило кино...
Сто грамм за тех, кто не пришел давно,
Псалом за тех, кто не вернется завтра

Будь проклят снова этот чертов день.

Date: 2024-03-28 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] 23e01.livejournal.com

я от усталости часто даже зубы вечером не могу себя подвигнуть почистить. Уже не до книг и новостей((

Date: 2024-03-28 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com

Да, у меня СДВГ даёт драйв к решению сложных задачек во всех формах, хоть в работе, хоть в развлечениях, и это помогает направить всё это в здоровое русло)

Date: 2024-03-28 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com

Я с 2011 была уверена, что в России при отсутствии смена курса будут либо большие репрессии, либо (не исключающее либо) Россия начнёт большую войну, и вопрос только в том, что будет первым. Тоже испытала странное облегчение в стиле "я не сумасшедшая, эти ощущения были неспроста, я не преувеличивала"

Date: 2024-03-28 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com

Нет, я думал о мировой войне, о войне как принципе. То что делается и почему для меня не секрет, но экзистенциально, как глобальное переживание, это подспудно было всегда. Как будто такие вещи в крови, и этот культ страдания и героизма самоповторяется. Если вспомнить общее советское прошлое, то и напротив такие же люди. С тем же фатализмом. И процесс будто обязан был начаться. Это страшно.

Edited Date: 2024-03-28 09:20 pm (UTC)

Date: 2024-03-29 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] skazojnik.livejournal.com

У меня ни когда не было хаоса в голове, единственное что я отмечал это желание действовать, работать, зарабатывать деньги.
И любовь у меня есть и эмпатия, и вседозволенность присутствует, только хаоса нет

Edited Date: 2024-03-29 01:15 am (UTC)

Date: 2024-03-29 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] mak-h.livejournal.com

Я именно поэтому всё не могу отказаться от чая, он подстёгивает симпатику, без него как-то скучно становится. А если уговаривать себя перетерпеть скуку, внутри сильный протест - итак столько всего неприятного пережила, теперь ещё и специально скуку терпеть.

Date: 2024-03-29 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] severda.livejournal.com
Я поэтому очень увлеклась травяными чаями — полгода назад открыла,что не обязательно покупать готовые сборы, можно мешать их самой! Так и вкус каждый раз разный получается. Теперь я черный чай пью только утром, максимум днем, а вечером — успокаивающие травы. Котрых уже с десяток наименований собралось на кухонной полке:)


Да, описанное в посте мне очень знакомо, увы:(я давно ищу способы справляться с излишним возбуждением
Edited Date: 2024-03-29 09:47 am (UTC)

Date: 2024-03-30 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] mak-h.livejournal.com

Да, я тоже чай пью только в первой половине дня. Хочу попробовать не пить вообще, посмотреть как изменится самочувствие.

Date: 2024-03-30 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] d-la-luna.livejournal.com
Расскажите, пожалуйста, про травки. Какие это травки, в какой расфасовке продаются? Их надо заваривать при определенной температуре или долго кипятить и отстаивать? С чего лучше начинать, если хочется найти альтернативу чаю?
Мои попытки с травами и травяными смесями не удавались из-за их горького вкуса и фактуры. Может я не в ту сторону ищу? Вкусные травяные чаи пробовала в заведениях, поэтому знаю что они в природе есть

Date: 2024-10-20 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] severda.livejournal.com
Здравствуйте. Только сечас обнаружила ваш комментарий, извините за долгий неответ.

Меня учили так, что травяной чай должен нравится на вкус:) если не нравится — то пить его не стоит, а то навредит. Но вкусы меняются, это не константа, и поэтому тут следует внимательно прислушиваться к организму, что ему сейчас хочется-не хочется.
Например, ромашку я лет 10 назад пить не могла из-за горечи, а сейчас она мне вкусная.

Я покупаю сушеные травы на озоне, на продуктовых рынках или в специальных магазинах, например "русские травы". Беру каждую траву в отдельнос пакете, а затем смешиваю их в обычном заварочном чайнике, заливаю кипятком, и пью как обычный чай. Если останется, убираю остывший в холодильник, на следующий день кипятком разбавляю.
Мяту и чабрец иногда собираю и сама сушу, когда бываю в местах их произрастания.

Для меня беспроигрышное сочетание 3-4х трав: мята, чабрец, ромашка и лаванда — получается очень вкусный успокаивающий вечерний чай:)
Чабрец можно заменить душицей(она же орегано) только не кладите душицу и чабрец вместе в один чайник — они друг с другом не сочетаются(и это единственное категорическое несочетание, которое мне известно)
Еще люблю липовый чай, особенно в холодное время года он хорош, и-или когда очень устала и почти заболеваешь. Липу иногда мешаю с цветками бузины, но чаше пью просто так. При покупке старайтесь выбирать пакетик, где больше цветков и меньше листьев. Вообще мечтаю собрать и высушить липовый цвет сама, но и в этом году не сложилось.
Еще из необычных травок для чая — иссоп. Я его пью либо в смеси с вышеперечисленным, либо иногда хочется только его вкус ощутить, и завариваю моночай.

Весной я собирала цветки и лепестки плодовых деревьев (яблоня, груша, вишня)и заваривала в чай, вот их рекомендуют по отдельности заваривать — 1 вид цветка на 1 заварку. Можно добавить мяты, собранной под тем же деревом:)
Замечательный успокаивающий чай со снотворным эффектом. Жаль, он жестко привязан к месту и времени, лепестки очень хрупкие, их так запросто, как мяту, не сохранишь и не засушишь.




Date: 2024-10-20 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] d-la-luna.livejournal.com
Огромное спасибо!

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 11:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios