Делимся опытом
Dec. 14th, 2023 08:58 amДобрый день, наткнулась вот на такого психолога. Занимается мышлением и школьным образованием. Я лично — с удовольствием послушала, но меня интересуют мнения наших участников.
Что думаете?
- Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
- Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
- Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
- Поделиться хорошей сессией - тут.
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2023-12-14 09:06 pm (UTC)Нашла еще кусочки ее выступлений на сайте Иматон, в частности "Почему дети должны читать молча?". Тоже из раздела мифов! На самом деле "озвучивание и осмысливание - две параллельные операции, они не слиты даже у взрослых". Очень яркий пример она там привела.
no subject
Date: 2023-12-14 11:10 pm (UTC)no subject
Date: 2023-12-17 09:29 pm (UTC)А.а.
Как интересно!
Поделитесь, пожалуйста, информацией об эффективном обучении! Это очень интересная тема!
no subject
Date: 2023-12-18 04:43 pm (UTC)Второй кит эффективного обучения — это интервальное повторение, повторение одной и той же темы со все большими промежутками (час-день-три дня — неделя — месяц — два месяца). В хороших курсах оно достигается порой само, потому что более сложные темы опираются на более простые.
В -третьих, очень полезно учить мозг работать с контекстом — решать задачи без привязки к тому, «а на какую это тему», различать эпохи и музыкальные стили в разной музыке и т.д. Всячески тестировать знания в непривычных условиях, привязывать знания к собственному опыту и окружающему миру.
Если кратко, то вот так) на эту тему есть очень неплохая короткая брошюра «Джедай самообучения» у Татьяны Смирновой, и это все основано на исследованиях + согласуется с моим опытом и как ученика, и как учителя.
no subject
Date: 2023-12-15 07:10 am (UTC)Большое спасибо за видео, посмотрела его на одном дыхании с большим интересом и удовольствием.
В целом, я думаю, что это нужно знать сейчас каждому родителю.
С чем я не то, чтобы прямо поспорила, но скажем, отметила бы. Она говорит исключительно про развитие и навыки, но не говорит про среду, в которой растет ребенок, и возможный травматизм, который он получает в семье. Вспоминаю себя, я хорошо училась в начальной и средней школе, при этом считала себя тупой, потому что тормозила. Учительница объясняла какой-то пример, все его поняли и решают, я ни черта не поняла, и до меня доходит все только через неделю. Мне дико стыдно, я боюсь эту тупость обнаружить и тогда испытать еще больший стыд и от него умереть.
Не так давно, уже будучи в терапии, учась на психфаке, я узнала, что вот это торможение в учебе и "тупость" — признак травмы. Вы не представляете какое облегчение я испытала от того, что со мной, оказывается, все в порядке было.
Второй момент, Людмила топит за науку и за то, чтобы детям давали именно научные знания как можно раньше, что именно на этой основе строится логическое мышление. Честно? У меня нихрена не выстроилось, а я в школу пошла в 86 году. И здесь много факторов: и обстановка в школе, учителя тоже были не все прекрасны, многие хреново объясняли, кто-то оскорблял. Плюс предметы вообще не были связаны между собой. Ну, например, по математике мы проходим одно, по физике другое, по химии третье и эти предметы как будто отдельно друг от друга, находятся, в вакууме. И в последствии я не понимаю зачем мне все это нужно. Или, вот, в пятом классе по литературе читаем Капитанскую дочку, а по истории древний Египет, и про восстание Пугачева вообще ни сном ни духом еще. Про социальное устройство в 18 веке тоже, почему например Гринев еще не родился, а его уже записали в полк сержантом, и куча подобных вопросов. Короче, в школьной программе 80-х тоже было дохрена несооветствия предметов друг другу, их разрозненность, а соответственно, невозможность связать одно с другим.
Я довольно долгое время была убеждена, что я просто тупая, гуманитарий, что одно и то же. Сейчас понимаю, что просто преподавали хреново. в 8 классе меня пытался натаскать по физике дедушкин брат (доктор наук), я ни черта не понимала, потому что он не умел объяснять.
Логическое мышление у меня стало развиваться в терапии, в каких-то конфронтациях тера, в распутывании клубка травм, в выстраивании правильных связей, которых я не видела, выстраивании новых связей. А также мне помогло проживание и общение с человеком, у которого с таким мышлением был порядок (муж). Это что касается прекрасной советской школы.
Ну и еще про советских людей с хорошим техническим образованием. Собственно, она и говорит, что тесты и у Выготского, и более поздние тесты выясняли, что процент людей с логическим мышлением очень небольшой даже у таких людей. Так вот, помните в конце 80-х Кашпировского с Чумаком? Практически все эти инженеры, доктора наук и другие специалисты с техническим образованием заряжали тазики и прислонялись больным местом к экрану телевизора :)))) Сейчас меня это мягко скажем поражает :)
Так что исключительно научный метод познания с раннего детства совершенно не гарантирует, имхо, того, что из ребенка вырастет человек, умеющий видеть причинно-следственные связи, выделять главное, видеть принцип и применять его на другие сферы, что он адаптируется к жизни, станет хорошим специалистом, реализуется в карьере, если им пренебрегали родители во всех смыслах.
При этом, безусловно, Людмила говорит крайне важные вещи о подготовке и обучении в школе.
no subject
Date: 2023-12-15 08:37 am (UTC)Я просто поплачу здесь, я нашла свой триггер.Неплохое видео.
А жизнь нынче страшная. Я рада только, что нет у меня детей. Я бы не вывезла. Я сама преподаю и это ппц. В моей семье ставили высокие планки, требовали с себя, с детей, со школы — и я понимаю, что образование хорошего качества мне сейчас совсем не по карману. Прежняя функция общеобразовательных школ извращена, а вкусы и запросы аудитории наоборот, расширились.
По теме могу предложить почитать Джона Гатто, там больше об этом.
Пожалуй, напишу больше после сессии, а то меня разрывает на сто маленьких кусочков.
Добавлю, что проблемы в принципе одни и те же и в Испании, и в Англии, Новой Зеландии и США. Ковид это обнажил и ткнул носом даже самых несознательных.
no subject
Date: 2023-12-15 10:59 am (UTC)в видео обсуждаются вопросы возрастной психологии интеллекта. это невероятно интересно. я, собственно, как сейчас понимаю, и пошла учиться на психфак на второе высшее, чтобы про себя понять: я действительно такая беспросветная тупая неадекватная дура, как меня в родительской семье всю жизнь убеждали, или что-то ещё можно исправить? тот факт, что у меня дипломы с отличием топовых отечественных и зарубежных вузов — не считается. это я, самозванец, экзаменаторов всю жизнь охмуряю и обманываю, а так — дура-дурой, ведь у меня даже ученой степени нет, как у всех тёток в нашей семье.
хорошо, что я сейчас понимаю, что существуют разные виды интеллекта, и развиваются те, которые используешь. и себе можно развить до приемлемого уровня какие угодно способности, если какое-то дело достаточно интересно, чтобы этим регулярно заниматься. и что мне больше всего подходит разбираться во всем самой, а когда кто-то что-то объясняет — я не пойму, потому что он объясняет на своем языке, а не на моем. на моем языке мой мозг объяснит себе всё сам, если его погрузить в соответствующую деятельность)
no subject
Date: 2023-12-15 11:45 am (UTC)Если позволите, выскажу личное мнение.
Мне кажется, что с вами все в порядке. Человек, сумевший успешно пройти защиту дипломов, получивший, в том числе, зарубежное образование на неродном языке, просто по определению обладает достаточным интеллектом для того, чтобы считать себя умным и образованным человеком.
И тот факт, что родственники в голосину орут при виде вас, объясняется всего двумя вещами: их самооценка, истинная самооценка, а не то, что транслируется "в мир", болтается где-то в районе колен, примерно как колготки у трехлетки в детском саду, а единственный способ подержки своего сраного колченого эго для них это бесконечные попытки жрать тех, кто уязвим.
И вот эта вот лютое возгорание афедрона при виде чужих успехов не имеет к вам отношения. Это о них, про них, про их чувство ничтожности и зависти к более успешным — хоть в чем-то! — людям.
А вы в порядке. Вот прямо сейчас, вот сию минуту. И были в порядке всегда.
И чем больше успехов и реальных результатов у вас будет — тем громче будут орать чаечкой ваши родственники.
no subject
Date: 2023-12-15 02:41 pm (UTC)я тоже так думаю, спасибо!
жаль только того, сколько лет жизни проходит, пока ты высунешь голову из подземелья самоуничижения, к которому приучили,
и научишься не бояться, что те самые обладатели самооценки в районе колен, умрут, не выдержав такой твоей наглости, а ты потом всю жизнь в их смерти будешь виноват..
(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-15 11:51 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-15 03:07 pm (UTC)Как-то давно мне попалась женщина молодая, она стала художницей в зрелом возрасте, родом из одной южной республики СССР, "южного" вида, девушка. Она рассказала про свое образование, как ей вдалбливали, что наука это хорошо, а все остальное — на вторых ролях. Как только в свои 30 с хвостиком она, наконец, от совет- невроза избавилась и зажила полной жизнью. По памяти говорю. Вот эта тётенька мне напоминает олицетворение СССР невроза, измерение гармонии линейками и насилие под флагом математики. Ничего хорошего из этого на моем опыте не вырастает. И вообще учителей со стажем из России я особо не люблю. Ни одну ещё не встречала, которая не робот внутри.
Мое очень субъективное мнение, в споры не вступаю, чужие мнения уважаю
no subject
Date: 2023-12-15 03:49 pm (UTC)no subject
Date: 2023-12-15 04:00 pm (UTC)Это я о том, что не нужно пичкать детей, тем более их не нужно пичкать точными науками. Потому что от ненависти к точным наукам люди оправляются редко, легче полюбить ненавистную литературу, на мой взгляд.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-16 07:08 am (UTC)У меня всегда один вопрос к таким восхвалениям системы образования СССР — как так вышло, что умная, обученная толпа людей фасилитировала Советы к развалу, а теперь сидит и воет о том, как было хорошо там, и как плохо тут? А где все эти обученные инженерами люди, способные решать проблемы, и бороздить космос? Их же больше, чем мои ровесников — лентяев и бездарей, живущих только для себя.
Извините, бомбит каждый раз от такого несоответствия.
Ну и так, если в интернет выйти и почитать, что пишут рожденные 60-х и старше, то тоже признаков особого логического мышления обнаружить не получается. Где эти чудо-люди, воспитанные научным методом и т.п.?
no subject
Date: 2023-12-16 09:45 am (UTC)Она говорила, что большинство умных и образованных уезжают зарубеж.
Так и есть, особенно в науке.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-16 11:14 am (UTC)Почему распался союз и какой тут вклад обычных людей — это отдельная тема, а насчёт того, где эти обученные инженерами люди, так это же элементарно.
Ушли из профессии, либо уехали за границу, поскольку научные и инженерные разработки были не востребованы и не финансировались в течение 20 лет (последние 10 лет финансируются кое-как). Инженер, который 30 лет не работал по профессии, а делал свой бизнес, уже не инженер и бороздить космос не сможет.
no subject
Date: 2023-12-16 09:37 am (UTC)Из того что не понравилось — ее однобокость по поводу точных наук и заточенность только на ум и логику, как будто бы больше ничего в мире не существует. Все дети и люди разные, и не всем надо заниматься именно наукой и иметь именно такую логику и интеллект какой она требует. Педагог/психолог должен учитывать в развитии ребенка также такие вещи как мелкая и крупная моторика, двигательная активность, эмпатия, эмоциональный интеллект, коммуникации, здоровая атмосфера, адаптивность к жизни, творчество, доброта. А не быть помешанным только на одной стороне жизни.
Также мне не понравилось обесценивание гуманитарных наук будто бы они не так развивают мышление и интеллект. В реальности они еще как учат критически мыслить и видеть причинно-следственные связи.
Я полностью не согласна с тем, что иностранные языки даются хорошо только физикам и математикам, потому что те хорошо понимают логику. Язык это не только грамматика и на одной грамматике и умение видеть логику хорошо ему не обучишься. Наоборот многие впадают в ступор и не могут сдвинуться с места. Я скорее соглашусь с мнением, что язык дается хорошо тем кто занимался музыкой и в связи с этим хорошо улавливает звучание и разные ньюансы.
Она демонизирует раннее изучение языков. Отстала бы от людей, у всех разные ценности в жизни. Не всем хочется иметь мега мозг заточенный на науку, кому-то может с детства интересно взаимодействовать с людьми других культур, понимать другие языки, читать книжки и слушать песни на другом языке. А то что люди науки в универе прекрасно выучивают иностранные языки и потом выступают на конференциях (это она приводила пример) — это дается с огромными сложностями и миллионом комплексов и неуверенностью в себе за то что не выучил язык в школе, теперь и с пониманием туго, и произношением плохое, и выступления саботируешь как можешь.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-16 06:02 am (UTC)я посмотрела, мне кажется, если применять к нашей теме, то как раз многие терапевты не обладают понятийным мышлением — не умеют читать книги по профессии, поверхностно слушают вебинары, не умеют ориентироваться в социальной ситуации, но при этом, например, считают, что они способны "распутать" когнитивные нарушения клиента, я уж не говорю про работу с комплексным осложнённым ПТСР.
Судя по вопросам в рубрике "Делимся опытом" у самих терапевтов часто когнитивные искажения...
no subject
Date: 2023-12-16 11:43 am (UTC)У меня есть Иматоновский сборник тестов, которые сейчас используют в колледжах, лицеях и просто школах для тестирования детей и это не просто методичка,а стандарт Российский отдельно для начальной, средней и старшей школы, так вот он разработан автором, Ясюковой, которая так ярко в красках описывает интеллект и выступает на видео.
Проблема интеллекта и его измерение, всегда была, потому что как измерить то, что не видно и я во многом согласна с Ясюковой, и ее позицией в образовании. Она занималась адаптацией тестов зарубежных авторов под российский вариант.Например тесты Ровена, Амтхауэра, содержат ряд вопросов, которые не актуальны в действительности, потому что тесты Иматон разрабатывал в 2000 годах, а прошло почти четверть века и очень жаль что новые разработки приостановлены, тесты таким образом теряют свою актуальность.А значит я как родитель не могу обладать инструментами помощи своему ребенку, в части определения профессии, а значит он будет вынужден терять.
Я для себя поднимала эту тему в прошлом году, когда хотела понять что у меня с ребенком, а в школе Иматоновские тесты не проводят, пришлось самой искать, проходить курсы чтобы зачерпнуть суть и самой помочь своему ребенку, хоть бы и с выбором профессии.
Если кого то смущает вид и манеры Ясюковой! то препады универов, работающие в направлении разработки методик тестирования и диагностики не лучше. Как говорит сама Ясюкова, требуется интеллект на разработку годных тестов, я сама имею высшее экономическое образование и про расчет корреляции знаю не по наслышке.Я понимаю на сколько сложно набрать оптимальное количество вводных, описать их, составить тест, чтобы понимать, что он будет измерять.
Сами тесты Ясюковой имеют много полезного, можно например определить в чем проседает интеллект, как помочь ребенку в том или ином случае,интеллект это кстати не столько знание, но сколько способность мыслить в экстренных ситуациях и под давлением.
P.S. интеллект к стати при психотравме не повреждается, у детей в психотравме идет отставание в развитиии зпр,что в принципе можно нагнать при желании,другое дело если интеллекта не было, как когда я была на занятиях, были детские психологи, которые при прохождении теста на интеллект не сдали его, меня это очень удивило, так как я не психолог, не учитель, родитель.Поэтому я бы поставила тесты Ясюковой для обязательной сдачи в Минобре и школе, хоть бы и у учитилей.А то детей таскают с интеллектом, а сами?
no subject
Date: 2023-12-17 01:02 am (UTC)видео было интересно, я ещё порылась — нашла и про творчество в её выступлениях и про эмоциональный интеллект.
Но вот что.
Она в этой лекции показывает картинки — собачка, ёжик, вроде бы лиса и зайчик, не помню. Кто лишний? Я совершенно растерялась.
И только после того, как она сказала, что тут домашние/дикие животные (существенный признак), понятно, кто лишний.
Но для того чтобы знать про домашние и дикие животные (я представила себя в детстве) — мне должны были бы это объяснить или обучать перед прохождением такого теста.
А так реально смотришь по несущественному признаку — мягкие/колючие и т. д.
no subject
Date: 2023-12-17 05:38 am (UTC)Ещё я учёл, что мало кто из людей сможет отличить по картинке кролика от зайчика.
Сначала я решил, что лишняя тут лиса, лишь она одна тут однозначно дикая.
Потом догадался, что тест-то для горожан. Тогда лишняя собака. Лишь собака однозначно домашняя и её согласится осмотреть обычный городской ветеринар. По городским ветеринарным меркам, и ежи, и даже кролики считаются "экзотическими" животными.
no subject
Date: 2023-12-17 06:52 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-17 08:09 am (UTC)Или вопрос: гусь, курица, индюк, орел.Сын ответил что хищники и не хищники, что тоже не правильно, домашние и дикие- правильно, хотя я могу и поспорить.
В тесте Векслера и Амтхауэра и др.тесты на интеллект, включают в себя вот такие вопросы, входящие в подтексты на логику.
И я например их прохожу ближе к нижней границе нормы, я как то не могу для себя разграничить ведущие признаки, вроде знаю, но ...Эти вопросы для меня мучение, хотя наверное можно подтянуть знания)))
Зато тесты на объемное восприятие пространства и геометрию, я сдаю с повышенным коэффициентом, потому что мне кажется тут все очень просто: нет двойных стандартов, если овал разрезать на части, то только из этих частей его потом и можно собрать.
Но опять же суть вопросов не в правильности ответов, а в реакции психики на агрессивную среде, в тестах это ограничение времени.
Подтексты в тесте Амтхауэра помогают выявить где психика более приспособлена, и если их соединить по темам, то можно предположить в чем( профессия) ребенок будет успешен и потратит меньше здоровья на развитие.Так тесты на логигу входят в профессии: например медицины.
Тут я так понимаю суть не в том что путаешься, а в том что именно мой мозг не заточен под это.
Недавно слушала одного невролога, который сказал, что если бы рабочие места занимали люди способные к этим профессиям мы бы могли лишний раз не вставать на грабли недоразумений.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-24 04:19 am (UTC)Я когда-то давно пытался пройти тест IQ. Не помню, который, просто друзья дали. Логические и математические задания я решал предельно легко и быстро, это у меня сильная сторона, я обычно решаю гораздо быстрее других.
Но на языковых заданиях я заглох намертво: вылезла та проблема, что я полиглот, я не мыслю на одном языке. Например, когда просят составить слово из набора букв — надо же найти такое слово, какое справится понять составитель теста, а не любое! Приходится сидеть перебирать и отсеивать слова, неизвестные составителю, на этом потеряешь время.
Вторая сложность то, что при решении этой задачи очень помогают знания про словообразование. И если ты знаешь 10 языков, то это как идти на скорость по лабиринту, который по размеру в 10 раз больший, чем у менее образованных людей. И они справится быстрее не потому, что они умнее, а так как тест написан под них.
no subject
Date: 2023-12-20 02:47 pm (UTC)