Делимся опытом
Feb. 27th, 2023 09:06 amЭль, хотелось бы обсудить такой вопрос:
часто тут у Вас в журнале встречаю информацию о СДВГ у взрослых.
Хотелось бы узнать:
— как удалось получить диагноз
— в чем выражается СДВГ, какие симптомы
— как и что помогает приспособиться к жизни с такими симптомами?
— как отделить СДВГ от травмы, депрессии? Что СДВГ, а что все-таки травма, депрессия?
— как получается работать с концентрацией, изучением чего-то нового?
— что особенно сложно, а что наоборот и не симптом для вас вовсе?
— удаётся ли вам заниматься медитацией и практиковать осознанность
Очень буду признательна за ссылки на источники, где про все это можно почитать (СДВГ в общем, как организовывать пространство, туду листы (например, Bujo или другие методики) и работать над концентрацией.
Спасибо!
- Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
- Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
- Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
- Поделиться хорошей сессией - тут.
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2023-02-27 07:34 pm (UTC)В плане практических советов по организации жизни мне помогло cooбщество ADHD на reddit на английском, но там много людей выпускают пар или обсуждают препараты, поэтому надо фильтровать сильно.
no subject
Date: 2023-02-27 07:46 pm (UTC)У меня СДВ.
— как удалось получить диагноз
Психиатр, который работал со мной много лет над депрессией и тревожностью, заподозрил СДВ по результатам теста. Тест не имел никакого отношения к СДВ, этот психиатр просто использует тест на разные виды мышления как способ следить за прогрессом у пациентов.
Причем, я классический опросник на СДВГ заполняла перед каждой сессией. По нему у меня все чисто. Потому что:
— в чем выражается СДВГ, какие симптомы
Трудности с концентрацией внимания, прокрастинация, туман в голове, депрессия и тревожность.
— как и что помогает приспособиться к жизни с такими симптомами?
Мне больше всего помог тот факт, что меня диагностировали. Всю жизнь мне папаша говорил, что я просто ленивая, и всю жизнь я считала себя браком производства, потому что мне невероятно тяжело "просто взять и сделать". Теперь, знаючи, что у меня фабричный дефект в мозге, я отношусь к своим трудностям гораздо спокойнее, и организую свою жизнь с их учетом.
В плане средств помогли стимулянты. Причем, концентрацию внимания они не сделали идеальной, но убрали примерно 80% депрессии и тревожности.
Я тут выкладывала книгу о добавках, которые помогают снизить симптомы. Гляньте по тегу "сдвг".
— как отделить СДВГ от травмы, депрессии? Что СДВГ, а что все-таки травма, депрессия?
Я для себя отделяю так: мне трудно "взять и сделать", независимо от того, какое у меня настроение и насколько задача сложная. Вот классический пример: у меня на полу неделю валялась швабра. Поднять ее и положить в кладовку занимает примерно 4 секунды. Это простейшая, легчайшая задача. Я неделю переступала через эту швабру.
Задачи, которые нейротипичный человек сделает не думая, от сдвгшника требуют силы воли. А сила воли — это не бесконечный ресурс, его в день выдается ограниченное количество. Если потратил слишком много на одно, на другое уже не хватит.
При этом у сдвгшников бывают периоды гиперфокуса, когда они могут часами и сутками делать какую-то задачу, не отвлекаясь. Вот ту швабру я подняла, когда у меня случился гиперфокус на уборке.
no subject
Date: 2023-02-27 07:46 pm (UTC)— как получается работать с концентрацией, изучением чего-то нового?
Главное — знать, что как у нормотипика не будет. Сесть, читать и запоминать не получится, будешь все время отвлекаться и прокрастинировать.
Мне техника Помодорро помогает: 20 минут концентрации, 10 минут отдыха, 20 минут концентрации, 10 минут отдыха. Или стимулировать гиперфокус, что трудно, потому что раз на раз не приходится.
— что особенно сложно, а что наоборот и не симптом для вас вовсе?
Сдв(г)шники известны тем, что все время опаздывают, пропускают дедлайны, теряют ключи и телефоны. У меня такого нет, и это из-за тревожности — опаздывать, пропускать и терять важные вещи очень страшно, поэтмоу в этих областях я прилагаю дополнительные усилия. В результате чего на другие области остается меньше.
Сложнее всего то, что практически все рутинные дела требуют силы воли. Встать, умыться, одеться, вовремя прийти на работу, завершить дела, готовить еду, заниматься спортом, ложиться вовремя, оплачивать счета, убираться, ухаживать за внешностью, делать звонки, встречаться с людьми и все остальное. Ничего легко и просто не выходит. Для каждого дела нужно применять силу воли.
Еще невыносимо тяжело уложить себя спать вовремя. Борюсь с этим не первый год, проигрываю.
— удаётся ли вам заниматься медитацией и практиковать осознанность
Осознанность — да, медитацию — нет. Я как-то прошла двухмесячные курсы медитаций с сайлент ретритом. Ретрит был на полдня, но это был сущий ад. Мой мозг умирал от скуки.
Важно: у женщин симптомы СДВ(Г) обостряются, когда снижается эстроген. Это происходит за примерно неделю до месячных, а также в предклимаксе и климаксе. Фарма, включая стимулянты, работают гораздо хуже в этот период. При СДВ(Г) неделя до месячных бывает сущим адом — депрессия, тревожность, туман в голове, агрессия. Большинство врачей игнорируют этот вопрос. Лекарства, как я выше говорила, тестирутся, в основном, на белых мужчинах, т.е. на людях с равномерным гормональным фоном без флуктуаций. Я со своим психиатром бьюсь уже который год, и прогресс слабый. На Реддите читала, что более продвинутые врачи на неделю до месячных прописывают дополнительные дозы стимулянтов.
Меня сейчас в связи с другими медицинскими проблемами посадили на оральные контранцептивы, и я чувствую положительный эффект равномерного гормонального фона — нет больше этого кошмарного ПМСа.
no subject
Date: 2023-02-27 07:57 pm (UTC)У меня СДВГ всю жизнь. Получила диагноз официально только недавно, буквально перед Новым годом (клиника "Эмпатия", Москва, врач Шиманова, она мне очень понравилась).
Ну, как приспособилась: все записываю. У меня 2 тетради — общая с пружинкой (*в которой пишу вечера план на завтра. И по ходу дела — когда меняются планы — тоже туда пишу. Все буквально, мне так легче жить. Ношу пристегнутую ручку к этой тетради.
Вторая тетрадь — ежедневник.
Все важное — выделяю цветом (использую набор фломастеров).
Приучила себя прощать себе потерю вещей, не грызть себя за это. Стараюсь, чтобы всего было по 2 или по 3 (чтоб не искать).
У нас в жж есть alla_maria, у нее про СДВГ отличные советы в ее журнале.
Мне легче — когда в жизни присутствует а) спорт б) отдых (прямо часа три выделяю на ощущение "я отдыхаю, ничего не делаю, просто валяюсь/читаю/смотрю кино). Если моментов отдыха МАЛО — мне труднее потом переключаться.
no subject
Date: 2023-02-27 08:03 pm (UTC)вот это — из коммента выше "Сдв(г)шники известны тем, что все время опаздывают, пропускают дедлайны, теряют ключи и телефоны. У меня такого нет, и это из-за тревожности — опаздывать, пропускать и терять важные вещи очень страшно, поэтмоу в этих областях я прилагаю дополнительные усилия..."
— я тоже так делаю, не люблю опозданий. Для меня прийти вовремя означает:
— взять белый лист бумаги заранее;
— написать печатными буквами, во сколько надо быть;
— отложить полчаса "на всякий случай" еще;
— поставить звонок будильника на "пора выходить". Не выключать будильник, пока сапоги и пальто не будут надеты уже. Как-то так, Да, это усилия.
no subject
Date: 2023-02-27 10:00 pm (UTC)Подскажите, кто вам поставил диагноз, невролог или психиатр? Сейчас читаю книгу "Рассеяные умы" Матэ, много моих симптомов, пока только подозрение..
no subject
Date: 2023-02-27 10:14 pm (UTC)Эль, подскажите диагноз сдвг взрослым ставит психиатр или невролог? Детям точно ставит невролог..
no subject
Date: 2023-02-28 12:18 am (UTC)Я в этой теме не очень. Чаще всего слышу, что психиатр.
no subject
Date: 2023-02-28 06:46 am (UTC)А вы не в курсе, диагноз СДВ - это когда все время есть эти симптомы? Если они появляются в уставшем состоянии - это норма, или тоже уже СДВ?
no subject
Date: 2023-02-28 07:20 am (UTC)Можно спросить ваши впечатления от книги? Я в связи с поднявшимся здесь обсуждением СДВГ как раз нагуглила эту книгу и думаю, покупать или нет
no subject
Date: 2023-02-28 07:26 am (UTC)Я не спец в теме, могу только про себя сказать. Они всегда есть, просто в отдохнувшем состоянии с ними легче справляться.
no subject
Date: 2023-02-28 08:00 am (UTC)Насколько я понимаю, люди которые не получают медикаментозной поддержки вырабатывают копинговые механизмы чтобы выживать с СДВГ. Чаще даже бессознательно. Но эти механизмы требуют дополнительной ментальной энергии. Когда ее мало, копинговые механизмы перестают работать и вылезает больше СДВГ проблем.
no subject
Date: 2023-02-28 08:17 am (UTC)сначала — самодиагностика
в этом году психиатр Шиманова Анастасия (Москва, клиника Эмпатия)
no subject
Date: 2023-02-28 10:07 am (UTC)У Мате знакома с книгой " Когда тело говорит НЕТ".
Эту книгу еще не читала, спасибо, что пишите о ней.
Мне собственно не чем вам помочь, могу лишь сказать, вы подняли одну из важных тем.У меня есть опыт работы с травмой, но как при этом закрылся или нет СДВ не могу сказать, так как точного диагноза не было.
Сейчас у меня предменопаузальный период и отголоски детства всплывают при падении гормонов это пустота как туман в голове, трудности с фокусированием внимания, сбои сердечного ритма брадикардия, боли ЖКТ, головные и метеочувствительные боли, неуклюжесть, сложности с начинаниями нового.Все как когда-то уже было.Может конечно это и не оно.
СДВГ знаю больше у детей и то специалистов мало, кто мог бы отличить СДВГ( хотя он есть с гиперактивностью и без) от травмы или от халатности учителей в школе, потому как я уже написала мало кто понимает и может рассматривать все симптомы в совокупности по крайней мере у нас здесь.
Так у меня с сыном сейчас происходит, в этом есть сложность и я тоже пока не знаю как подступиться к проблеме и проблема ли это.Разные нейропсихологи выдают разные результаты от ничего страшного, до капец что это у вас?Пугают не понятными формулировками, без четких планов действий и помощи.
При чем неврологи и нейропсихологи это же разное, но нейропсихологи выдвигают и заявляют себя как гуру.Невролог участковый отправила на ЭЭГ потому что я настояла, но ни чего не выявили, а так показаний особо она не увидела, сказала что возможно перекос на правую сторону, ему тогда было 7лет и он предпочитал самокат и правая сторона толчковая, что неворолога не удивило и он предложил поменять ноги и только. Нейропсихолог месяцем позже поставила диагноз-СДВГ и что кататься на велике не будет, и на коньках, и время будет путать, и чего только не наговорила. Я рыдала.Пошли к другой нейропсихологине, та глаза округлила, снова сына проверила, диагноз отменила.
Дальше прошло 3 года.Плавал, массаж, телеска.
Что наблюдаю сейчас интеллект не поврежден, катается и на велике и по катам ходит, во времени и пространстве ориентируется.
Имеется сложность с математикой и русским языком.Нет внимания, память подводит, нет плана действий и ему нужно оооочень много сил для того чтобы начать, еще больше чтобы переключить деятельность.
Как сдаст ВПР даже и не знаю(
Появилась тахикардия, при психоэмоцтональных( умственных, информационных) перегрузках пульс сбивается и бывают головные боли.
Были у кардиолога, выписал калиевую диету.
Психиатр отклонений не выявил.
Невролог на мед.осмотре опять написала здоров.
Но я вижу что у него тоже самое, что было и у меня в таком же возрасте-у меня: аритмия, головные и желудочные боли.Диагноз так не был мне поставлен, так как в далеком 1984 никто не мог расшифровать ЭЭГ сделанную мне.Лечение невролог назначила со слов матери мыть голову мятной водой, что она и делала на протяжении года.И когда боли перестали, аритмия прошла где-то к 13 годам, пришли месячные, мама перестала мыть меня в травах.
В то время я была маша- растеряша и девочка, витающая в облаках, с переломаными руками и пальцами на руках.Мама говорила, что меня только за смертью можно посылать, я быстро отвлекалась.Боялась темноты, подъездов.
Училась в целом неплохо, но вот многие другие вещи давались тяжело, музыка например, шитье, вязание, иностранные языки, физика, химия.
Я начала все это осваивать после школы.
Поэтому, не скажу даже кто в нашей стране вообще может помочь с этим. Пишут в книгах и на сайтах хорошо, но вот на самом деле помочь. Вот статья о глицине и СДВГ, как влияет и группы экспериментальные https://biotiki.org/pdf-stati/28-ekkert-sdvg.pdf
Моя тер по образованию детский психиатр-гештальтерапевт, только улыбается, когда я начинаю эту тему с установкой диагноза, она считает что в моем случае больше нужна терапия, чем медикаменты.И я хочу спрятаться за диагнозом.В чем-то она права.
Хотя глицин рекомендовала пропить курсом как в статье написано.
Простите что так много написала, я еще послушаю, что другие участники говорят.
no subject
Date: 2023-02-28 11:45 am (UTC)Вокруг себя и СДВ размышляю где-то с полгода. Натолкнуло провериться прочитанное в этом журнале.
Самодиагностировался по тестам отсюда: https://iyaroslav.ru/test/sdvg-diagnostika/
Что из симптомов у себя точно отслеживаю: сложность после высоких когнитивных нагрузок очень сложно успокоиться (писать сложный технический текст под подкасты на скорости 1,5-2,0 это кайф, но откаты потом лютейшие), сложности с ориентировкой в пространстве (бывает, умудряюсь растеряться в квартале, где живу 20 лет). В настоящее время продолжаю разбираться, что еще есть, а что уже скомпенсировано проявлениями аутистического спектра, и про «отделить СДВГ от травмы, депрессии».
Между «сконцентироваться»/«изучать новое» и плывущим вниманием, проблемами с памятью, прокрастинацией идет постоянная борьба. Заставить себя делать что-то, а потом перестать это делать – требует оч.много сил.
Еще на яркость проявления каких бы то ни было симптомов влияет фарма и солнечное излучение (насчет последнего – вел календарь самонаблюдений полгода сверяясь с https://tesis.xras.ru/magnetic_storms.html или https://www.spaceweatherlive.com/ru/otchety/prognoz-na-3-dnya.html Синхронизация творящегося в голове с поведением солнца имеет место. Пока по теме есть только личная эмпирика, литературу не искал).
Из свеженакопанного: похоже, прокрастинация это производная от тревожности (противотревожная фарма помогла)
Насчет опозданий и потерь вещей/ключей/пр – тревога от такого возможного заставляет приходить раньше, многократно проверять «все ли на месте».
В медитации мне скучно. Осознанность прокачивается трудно.
Недавно попалось видео: https://www.youtube.com/watch?v=67fGVoi6zPA Респектище вот прям много. Больше всего впечатлило, что человек спокойно говорит о своей нейроотличности. Одно дело читать, совсем другое увидеть своими глазами (имхо). Мне бы так обуздать своего внутреннего критика, а то уже подутомился оправдываться.
Не знаю, смог ли чем-то быть полезен ТС. В любом случае – поддерживаю Вас.
no subject
Date: 2023-02-28 11:56 am (UTC)Насчет "спрятаться за диагнозом". Моя пт, аж целый травма-терапевт
(сарказм), буквально на прошлой встрече выдала аналогичное.Хоть к Рихарду за снеговой лопатой беги.Подозреваю, что это либо модная в пт-кругах книжка, либо их кто-то покусал, инфицированный этой идеей, на каких-то курсах.Потому что не бьется весь ранее пройденный вместе с этим терапевтом путь с этимивот словами. Казалось бы кто лучше пт видит и отвагу, и желание построить себе лучшую жизнь!..
Зря они так цитируют, не разобравшись.
swan_the_snow (https://swan-the-snow.livejournal.com/), сочувствую, что Вам пришлось столкнуться с такой глупостью и бестактностью от значимого человека
no subject
Date: 2023-02-28 12:23 pm (UTC)О том, как я получила диагноз.
Женщина, 40 лет. Американская клиника на Ближнем Востоке.
Я назвала психиатру свои сложности с управлением вниманием (сложно сосредоточиться, рассеянность, туман в голове; приступы запойного гиперфокуса и полного упадка сил после него; неудачи в работе и низкая самооценка в связи с ними). Он предложил пройти тестирование на СДВГ и передал меня психологу, которая этим занимается.
Диагностика была в трех частях.
1) Очное тестирование. Она давала задания на логику, память, пространственное мышление, вербальный интеллект.
2) Заполнение опросников. Вопросы касались гиперактивности, внимания, депрессии.
3) Тест в виде игры на компьютере. Игра очень простая: на экране на долю секунды мелькает квадратик. Квадратик может появляться либо вверху, либо внизу экрана. Когда квадратик появляется вверху, надо нажимать кнопку. Когда квадратик появляется внизу, кнопку нажимать не надо. Таким образом, тестируется сразу два параметра: внимательность (если ты не нажал кнопку, когда было надо нажать, ты невнимательный) и контроль импульсов (если ты нажал кнопку, когда надо было не нажимать, ты импульсивный).
Обработку результатов заняла у психолога три с лишним недели. Для их обсуждения мы с ней поговорили по зуму. Распечатку отчета с заключением я получила позже в клинике.
no subject
Date: 2023-02-28 12:41 pm (UTC)Зацепилась взяглядом что вы пишите про глицин. У меня ребенок которому сначала диагностировали СДВГ, потом сняли и оставили только Гиперактивность, плюс знакомые у которых сдвг позже превратился в астено-невротический синдром. И мы и они уже несколько лет успешно принимаем препарат на основе атомоксетина(страттера и другие), у него нет побочек и при этом довольно широкий спектр действия, при учете снятых диагнозов сдвг, он отлично на нас работает. Про глицин и прочие вещи два невролога говорили мне что это очень слабо действующий препарат при сдвг, и принимали его в давние времена, когда ничего другого не было. Предвосхищая вопросы — нейропсихолог с психотреапевтом у нас тоже есть.
no subject
Date: 2023-02-28 04:49 pm (UTC)А если не секрет, что врач посоветовал делать с этими симптомами? У меня тоже основная проблема постоянные циклы гиперфокус и истощение, сто мыслей одновременно в голове и отсутствие удовлетворения от сделанных дел и достижений. В России не знаю, имеет ли смысл идти с этим к врачу, если большинство фарм. препаратов не доступно.
no subject
Date: 2023-02-28 07:22 pm (UTC)no subject
Date: 2023-02-28 07:38 pm (UTC)И я не считаю, что пт.ошибается, хотя приятно что вы мне написали.
На счет травматерапевта, у меня вторая пт. была травматерапевт и говорила тоже самое))
Дело в том, что диагноз это решение конфликта, то что позволило выжить и осталось как напоминание.
У меня к примеру хронический холицестит, пью лекарства добрую половину жизни, и ни кто меня еще таблетками не вылечил от такого.
А вот бородавки были на руках как у лягушки их хирург прижигал азотом, я думала помру как все болело, я столько витаминов выпила, не могла вывести, они разростались все больше и больше.Потом целительницу встретила, два сеанс и они сами собой сошли, вот это я понимаю.
Я очень ценю своих пт.за их веру в жизнь, в здоровье.
Про спрятаться, по статистике недавно где-то читала, матери детей инвалидов часто не хотят возвращаться к нормальной жизни, и даже наносят вред ребенку лишь бы диагноз не сняли.
Другое что знаю,когда дают группу медицинскую, действует тот же эффект и человек не выздоравливает, знаете как в анекдоте когда больной просит санитара увезти его в палату, а санитар ему отвечает, что доктор сказал в морг, значит в морг.Это мое мнение.
no subject
Date: 2023-02-28 07:40 pm (UTC)>>>И я хочу спрятаться за диагнозом.
Само вот это построение извращенное какое-то. Желание прекратить свои страдания поскорее — это прятаться? По мне так ничего нормальнее нет, для этого к врачам и ходят.
no subject
Date: 2023-02-28 07:43 pm (UTC)Я уже писала, что в детстве без таблеток просто мытье по субботам головы и полоскание в воде с заваренной перечной мятой, тоже имело свой эффект.
Или вы считаете, что лечение должно быть особенным?
Мы ведь ничего особенного не делаем чтобы заболеть, так почему должны особенно стараться чтобы выздороветь?
no subject
Date: 2023-02-28 08:44 pm (UTC)Нуштош, снова я со своей колокольни промахнулся)) Извините, пожалуйста, что коммент не в тему.
Насчет матерей детей-инвалидов тоже что-то читал или слышал. Согласен, такие "прятки" имеют место.
Для меня же диагноз — это верификация моих особенностей (их вижу не только я, ого, проблема имеет место и это не мои выдумки) и указание пути, где можно искать пути/способы адаптации и единомышленников.
Сворачиваю свои речи, но продолжаю поддерживать Вас на Вашем пути.
no subject
Date: 2023-03-01 01:45 am (UTC)Вы не могли бы поделиться ссылкой на это сообщество? Я не знакома с реддит.
Спасибо!