Делимся опытом
Dec. 6th, 2020 07:59 pmЧасто в обсуждении бывает тема переноса. Я пересмотрела все ДО с этим тегом, но про негативный перенос ничего не нашла. А мне сейчас очень актуально это обсудить. Я хочу поделиться, как это происходит у. меня и с благодарностью почитаю про ваш опыт, если таковой есть.
У меня вторая терапия сейчас. Первая прервалась из-за того, что тер не выдержала мой негативный перенос. Там негативный пришёл на смену позитивному, до этого момента терапевтке все нравилось, она даже как-то призналась, что я ее любимый клиент. А потом, когда я начала проявлять негативные чувства, написала мне, что дальнейшие встречи будут не эффективны и никто из нас не виноват. Через пол года я оставила отрицательный отзыв на ее сайте, она под ним отметила, что признаёт свои «ошибки и ограничения» и сожалеет о наша работа вызвала у меня такие переживания, однако предлагает мне посмотреть на «свой вклад в свои состояния». И в личку мне написала, на случай, если я не увидела ее ответа, что сожалеет, что ошибалась и из-за своих ограничений не справилась с. моим негативным переносом. В личке она хотя бы не перекидывала на меня ответственность этим позорным «своим вкладом».
Как это чувствовалось мной в первой терапии? Тер, ещё до того, как перенос развернулся, говорила, что на неё злиться и сообщать об этом - можно. Но, когда я это делала, в разных формах, я ни разу не почувствовала от неё достаточной поддержки и принятия моих негативных чувств. Помню, что я на неё то ли обижалась, то ли злилась в первый раз и молчала почти весь сеанс. Я тогда совсем не умела выражать свою злость, говорить о ней, могла только в пассивной форме, не идти на контакт, не открываться. Она вроде бы ничего не требовала от меня тогда, но и помочь не пыталась. У меня осталось смутное чувство, что я «не такая», а она правильная и нормальная. А потом я как-то потихоньку начала злость озвучивать, там был с ее стороны ряд объективных нарушений, на которые я имела полное право злиться, но перенос тоже имел место, причём и позитивный и негативный поочередно, сменяя друг друга. У неё был некий лимит принятия моего негатива, не большой, потом она начала защищаться, явно принимая все на свой счёт. Даже меня, не очень опытного клиента, это удивило, я сама понимала, что эта злость только в небольшой степени ей адресована. Мне очень хотелось выражать свои чувства: злость, ревность, обиду. Хотелось, чтобы она меня услышала, поняла, позволила эти чувства разместить в пространстве терапии и чтобы мы с этим работали, смотрели, кому эти чувства могут быть адресованы изначально, кому я их не выразила в своё время. Для меня большим ударом было то, что тер отказалась со мной работать и я чувствовала себя ужасным клиентом.
На прошлой сессии я почувствовала злость на терапевта и это вызвало много чувств: испуг, что новая тер тоже не выдержит и сольётся. Стыд, что я неисправимо злобная и скандальная. А, когда после сессии я немного успокоилась, то почувствовала драйв, азарт, что я чувствую злость, обиду, раздражение и возможно, в этот раз у меня будет возможность выразить это! Вот в этом мести много энергии и радости, но я, как эмпат с пожизненным стажем, беспокоюсь за терапевта - а ей это вообще ок? Кто-то в обсуждении эротического переноса писал, что чувствует в происходящем оттенок проституции - как будто он платит за возможность видеть. Наслаждаться терапевтом. А в моем случае, получается, что я плачу за возможность на тер злиться и ругаться, как на мальчика для битья?!
Помогите пожалуйста разобраться!
Заранее благодарна за ваши мысли!
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-12-07 04:03 am (UTC)Терапевты обучены работать со злостью и обучены быть ее объектом и не разваливаться. Это часть работы - предоставить клиенту безопасную возможность адресовать злость очно и напрямую, даже если она является переносом. Вас не должно волновать, как это для нее, потому что это не дружеские отношения, а терапевтические.
Вы б моей тер понравились :) Она очень приветствует выражения злости, считает это одним из самых исцеляющих опытов в терапии. Считает, что возможность адекватно выразить злость - это первый признак здоровых отношений.
no subject
Date: 2020-12-07 02:39 pm (UTC)Мне очень приятно и я полностью согласна с вашей тер! :)
Но зацепилась за слово: адекватно. Мне кажется, это и есть ключевой момент моего беспокойства: а адекватно ли я выражаю злость?
Понимаю, что научиться этому - не быстрый процесс и путь лежит через неадекватное, возможно, зашкаливающее выражение злости. И навык терапевта ещё и в том, чтобы это выдержать и не развалиться. Но должен ли терапевт давать обратную связь, про адекватность? Как это измерить вообще?
no subject
Date: 2020-12-07 04:08 pm (UTC)Когда вы свою злость проработаете, будете вместе с терапевтом искать такие способы ее выражения, которые не разрушают обычные отношения.
no subject
Date: 2020-12-08 12:54 am (UTC)А она говорила, что умеет работать со злостью..чтобы это проверить нужно время и деньги. К сожалению реальность Российской психотерапии.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 06:27 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-12-07 04:45 am (UTC)no subject
Date: 2020-12-07 07:23 am (UTC)В теории должны, на практике - так могут единицы.
Или могут до какого-то предела.
На своем опыте убедилась.
И я даже не кричала на них матом, например.:)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 01:30 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 06:46 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 10:22 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 06:52 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 07:08 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 01:15 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-12-07 05:46 am (UTC)А сейчас я злюсь, изучаю это чувство, и никто не пострадал. Терапевт меня поддерживает, принимает мою злобу. Я говорю — но как, это же так страшно, я же могла вас ударить? А она спокойно говорит, что мои переживания совершенно адекватны процессу) и что она меня понимает и сопереживает, как-то так.
В общем, это дело вполне проходимое, как оказалось. И вот это — драйв, азарт, энергия, радость — вот это прямо супер, это как награда за страдания сдерживания чего-то очень очень важного в душе. Кстати, я стала и чужую злость приветствовать, вижу и чувствую за ней жизненную силу, что ли, а не тупо негатив.
АА.
no subject
Date: 2020-12-07 07:45 am (UTC)Злость несколько иное чувство, это не выраженный застрявший,пассивный гнев, контейнируется у меня в районе печени и желчного пузыря и это тема про то,что Мама ты совсем меня не чувствуешь!Ты меня не выдерживаешь!Это чувство относится к более взрослой части и переплетается с ненавистью.
А вот ненависть я еще не прожила,но очень близка к ней.
Попробуйте посмотреть на ту часть,которую присваиваете пт.( она ранится, она не сможет... сколько ей лет,какая она?),и какая ваша часть , что отзывается на это смотрит на это и мнит о своем всесилии и состоянии что все и всех порвет( такое детское всемогущество),возможно стоит с этими частями поработать и возможно вы перестаните выбирать ранимых пт.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 10:06 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 07:17 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 07:13 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-12-07 08:03 am (UTC)Я вот задумалась, а как вообще терапевт должен работать со злостью и переносом? Так чтобы не было что терапевт оправдывается/объяснчется или переключает на самого человека (у клиента может быть ощущение что он справедливо злится, а терапевт вместо того чтобы признать делает его "это у тебя перенос"). В своей истории помню единичные удачные сессии по работе со злостью, но чуть в длительной перспективе выходил провал. Как будто теры врут и притаоряются что принимают и уважают, а потом их все равно глючит.
no subject
Date: 2020-12-08 08:57 am (UTC)no subject
Date: 2020-12-07 08:19 am (UTC)Мопед не мой, но я от одного терапевта слышала, что на какой-то пси-конференции был даже круглый стол на тему чем психотерапия отличается от проституции. И шуточный итог был, что особо ничем, кроме того что возраст идет не в минус, а в плюс :)
Мне до сих пор кажется, что в большинстве случаев я на своего терапевта злилась обоснованно, а не в переносе. Но поначалу мою злость удваивал сам факт, что мне приходится на него злиться, хотя он и исправлял свои косяки.
Потому что родительский перенос на него у меня все-таки был. И одновременно был и запрет, мне мама в детстве прям так и говорила:"на маму злиться нельзя". И вот раз я на него злюсь, он не может быть мне мамой. Клиенту не докладывают маму! Непрофессинальная козлина. А потом прожила этот опыт, что можно одновременно и злиться на человека, и продолжать его любить, и он тебя не бросит и останется твоим терапевтом, а не мальчиком для битья, останется мамой. Но все равно злиться как-то неприятно, лично для меня это не должно занимать значительную часть терапии (если не идет период конкретной осознанной проработки этой эмоции), просто эпизоды.
no subject
Date: 2020-12-07 12:10 pm (UTC)Я в итоге ушла в телесную терапию, у меня возникла усталость от постоянных разговоров и интеллектуализации, и надоело платить деньги вкупе с тем, что мне все равно надо быть "удобной" клиенткой чтобы не выкинули, потому что иначе все время сталкиваюсь с вопросами о том, если ты всем недовольна, то чего ходишь грубо говоря. ) Хотя с моей стороны это недовольство это попытка установить контакт, я хожу не чтобы мучать терапевта, а пытаюсь объяснить что меня задевает, чтобы мы починили разрыв связи и мне опять было уютно с ней, помогаю изо всех сил! У меня еще частая для травматиков гипер-эмпатия, и тер очень утомляло, такое впечатление, что я ловлю по микро выражениям лица ее чувства, и потом допытаюсь, что мол ну вы ж были уставши и недовольны мною? И ей приходится сознаваться, что да, была. А у меня сразу негативный перенос, как же так, что делать, тер от меня устала. )
no subject
Date: 2020-12-07 06:21 pm (UTC)От момента выражения злости вслух (теми же словами даже говорит) до гипер эмпатии. Он ловит любые мои изменения на лице и понеслось((((
Я очень устаю, потому что не понимаю зачем меня ловить на моих проявлениях и тут же выражать свои недовольства. «Причем тут я?» - обычно думаю.
В итоге тоже приходится признаваться, что я устаю и мне больно, я злюсь.
Это попадает мне на мои травмы и вот готовый плацдарм для ретравматизации(
свое тащу в терапию и разбираюсь. Идет очень тяжело((
Хотелось бы лучше понять такие мотивы, о которых Вы пишете. Может, это отчасти даст понимание как в своей ситуации себя вести...
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 08:29 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 10:24 am (UTC) - Expand(no subject)
From:no subject
Date: 2020-12-07 06:51 pm (UTC)no subject
Date: 2020-12-07 08:35 pm (UTC)(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 02:40 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-09 03:04 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-09 02:31 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-12-07 12:41 pm (UTC)маматерапевт отвернётся от меня.no subject
Date: 2020-12-07 02:10 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-12-07 01:02 pm (UTC)no subject
Date: 2020-12-07 02:33 pm (UTC)Большое спасибо всем за комментарии, мне очень важно поговорить о злости и услышать, как это происходит у вас.
Я спросила у тер на прошлой сессии, как для неё ощущается моя злость и колючесть, она сказала что никакого напряжения это не вызывает у неё, что я как цветок алоэ - очень хороша и красива со своими колючками :)
Я очень благодарна всем за поддержку. У меня есть чувство огромной важности этого процесса - дать проявиться своей агрессии, как будто только так я смогу узнать, кто же я настоящая, какая я, на что я способна на самом деле. А мне это ужасно интересно!
Но в то же время, я чувствую, что мне нужны границы и у меня вопрос: достаточно ли стандартных терапевтических границ, таких как: не бить, не разрушать и ограничений сеттинга. Или в каждом конкретном случае тер должен свои границы поставить? Я даже не знаю, как конкретно это может выглядеть, просто в дружеских или партнёрских отношениях это очень взаимный процесс с тонким балансом - выражение агрессии и границы. Своим детям я тоже считаю нужным дать и то и другое: чтобы они свободно проявляли агрессию, но и чувствовали мои границы и обратную связь, в частности, что что-то меня может ранить или какие-то обвинения я считаю не справедливыми.
У тер спросила в конце сессии, как у неё с другими клиентами выглядят границы, она сказала, что да, как живой человек может ранится, но готова видеть мою боль под агрессией и искать, как мне помочь.
Спасибо за ваши ответы и готовность обсуждать эту тему!
no subject
Date: 2020-12-07 02:52 pm (UTC)Я хотела ещё добавить, что в первой терапии с границами сеттинга все было очень плохо, сессии не начинались ровно в определенное время, а всегда немного в разное. Сессии затягивались по времени, отменялись внезапно и ещё - была активная переписка, в начале очень поддерживающая, а потом - довольно острая, в которой мог развернуться конфликт и вот так протекать - в переписке. Допустим, тер. внезапно отменила вторую встречу подряд и я начинала ей высказывать резкие претензии письменно.
Видимо тер приняла решение на супервизора переписку свернуть и с какого-то момента начала отвечать - поговорим при встрече. При этом, мне она ничего не сочла нужным объяснить.
В общем, у меня от всего этого было ощущения очень размытых границ и нестабильности. Возможно, при четком сеттинге и хороших его границах, любые не физические проявления агрессии клиента вполне переносимы для терапевта? Возможно, у меня просто пока не случилось позитивного опыта, а опыт с первой тер повторил треш, который был с родителми (размытые границы и запрет на агрессию)?
no subject
Date: 2020-12-07 06:19 pm (UTC)На этом месте уже ярко видно, что компетентность у человека низкая.
Мой терапевт постоянно наводил меня вопросами на мою злость и агрессию, такое было чувство, что он ее ждал - когда же я наконец все ему выскажу, но я не смог. Моя система этики была категорически против ругать человека "ни за что". Ничто - это мои негативные чувства, хотя тогда я этого не понимал - я не мог их ощутить и назвать. Они были вне кабинета, а внутри исчезали.
А так - да. этого терапевт ждал. Их обучают контейнировать эмоции, не разрушаясь, и вообще, у порядочного терапевта должен быть супервайзер, которому он несет свои чувства, когда пациент его задевает. Отсутствие супервизии - звоночек.
no subject
Date: 2020-12-07 06:59 pm (UTC)Столкнулась сейчас с этим. Хотя внутри много чего лежит(
Пытаемся как-то через "проигрывание" обнаруживать: то есть в моей жизни произошла ситуация, где много злости и трудности с выражением, ибо "недостаточный повод", и в терапии проигрывается то же самое и пытаемся вытащить её. Повода тоже особо не нащупывается, но с крохами пытаемся работать.
Как-то получилось актуализировать злость в Вашем случае? Что-то помогало? И причина "есть вне кабинета - внутри исчезали" помимо описанной Вами была ли?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-12-07 07:00 pm (UTC)Про «любимого клиента» она мне написала постфактум, когда мы завершили, это было первое завершение, такое мимими и все на окситоцине, мне казалось, че уж, хоть попрощаемся по человечески. А потом агрессия догнала постфактум и я ей высказала! Потом была ещё одна встреча, где терапией и не пахло и мне казалось, что меня отчитывают. А потом тер написала: никаких больше встреч. Слилась, в общем.
Да, да, она тоже ждала и приглашала злиться и потирала руки, когда я начала. Но мы как-то быстро добрались до ее предела и я до сих пор иногда в себе сомневаюсь, может я совсем не чувствую меры и затюкала бедную?!
(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 09:29 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 09:36 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 04:11 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 04:07 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-12-07 07:03 pm (UTC)Раз в пару лет бывает какое-то мелкое недопонимание, но оно быстро решается разговором.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 09:42 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 09:33 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-09 03:02 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-09 06:59 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-07 10:28 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 02:39 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-08 05:01 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-12-09 02:48 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: