transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день!

Хотелось бы услышать тех, кому не подошел онлайн-формат сессии с терапевтом. У меня была одна сессия, и несмотря на то, что она прошла более или менее нормально, у меня осталось ощущение, что я влезаю в личное пространство, куда мне не место. После сессии была в очень растрёпанных чувствах, и не стала пока назначать следующую. Прекращать терапию в данный момент- совсем не планировалось, но скайп- тоже не вариант. Что тогда делать?

Спасибо всем.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2020-04-14 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Возможно, дело не в том, что терапия удаленная, а в том, как себя вела терапевт? Ходила двери открывать или котов заворачивать? С домашними разговаривала? На телефон отвечала? Дети на заднем плане ходили?

Date: 2020-04-14 08:09 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я автор вопроса. Спасибо за быструю публикацию.

Нет, она вела себя так же как и на сессии в живую. Никого на фоне не было, она была со мной вроде как. В начале сессии, она попросила секунду, отлучилась и отключила камеру. Возможно, меня это и задело. Я понимаю, все мы люди, и всякое бывает, но почему-то такая мелочь и не выходит из головы. :((

Date: 2020-04-14 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Ваши чувства вполне имеют право быть, потому что вас взяли и выключили, оставили одну с темным экраном, как в чулан засунули.

Date: 2020-04-14 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Знаете, для рациональной, взрослой части вроде как бы и ничего страшного нет в том, что тер на секунду отключился, тем более, что она сама вас попросила и предупредила. А для маленького ребенка такое прерывание контакта может быть ужасно болезненным, пугающим, непонятным, даже если тер почти тут же подключился обратно. Возможно вам стоит написать, проговорить эту ситуацию с терапевтом, и вы сможете продолжать встречи онлайн.

Date: 2020-04-14 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] yukkale.livejournal.com
вот да, хочется уточнить, в чем именно причина такого ощущения. у онлайн-терапии хватает минусов, но если проблемой онлайна становится именно ощущение вторжения в личное, возможно, терапевт не сумел выстроить достаточно профессионального и безопасного пространства? в его кабинете такого ощущения не возникало?

Date: 2020-04-14 08:10 am (UTC)
From: (Anonymous)
Нет, в кабинете такого ощущения не было.

Date: 2020-04-14 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Мне тоже хотелось бы уточнить что именно вас смутило или встревожило. Что делает или говорит терапевт? Как он выглядит, во что одет? Видите ли вы часть его домашней обстановки, какая она? Располагает ли?

Я дистанционно учусь и преподаватели проводят вебинары из дома. И вот некоторые совершенно не заботятся о том, что расположено за ними, что увидит студент, точнее много студентов. Один раз у препода на заднем фоне была незастеленная кровать, по которой шастал кот. Сама женщина выглядела замученной, на лице были замазаны какие-то прыщи, общее впечатление она производила очень неблагополучное. Я учусь на психолога, и преподаватель была психологом-практиком на минуточку. Как вы понимаете идти к ней на консультацию не хочется и рекомендовать кому-то тоже.

Что уж говорить о терапии, когда клиент может увидеть терапевта бог знает как выглядящего и бог знает где. У меня есть знакомая, юнгианский аналитик, работает преимущественно по скайпу. Ее рабочее место расположено так, что за ней стоит диван, который виден в экране, и она старается в этой обстановке ничего не менять вообще. Говорит, как-то сняла с дивана плед, который там лежал, и один клиент уже это заметил и занервничал. Мол, какие-то перемены у терапевта, забеспокоился стабильна ли она тогда сама.

Хорошо, если тер одевается так же, как и когда работает с клиентом очно, а не в домашней удобной, я уж не говорю затертой, одежде. У меня был очень давно опыт когда я ходила к гештальтистке домой и видела разницу как она выглядит дома и как на людях. Меня это смущало, но на тот момент я слабо осознавала свое смущение.

Возможно вам не нравятся такие тонкие, невербальные моменты, которые сложно сразу сформулировать.

Date: 2020-04-14 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Про плед интересно, конечно.
А про одежду поддержу: мой тер одевается также, как и в обычные оффлайн сессии. И меня бы смутило, если бы что-то было иначе (как и в случае с пледом).

Date: 2020-04-14 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Я думаю, что разные люди обращают внимание на разное. Кто-то больше на внешний вид, кто-то на обстановку в кабинете, кто-то на все разом.

Я сейчас вижу свою тер в скайпе в той же одежде, так же накрашенную и причесанную, с привычными украшениями, и мне от этого спокойней, потому что сами онлайн-сессии пока не очень привычны.

Date: 2020-04-14 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Про плед - очень верно.

Я у своей тер до сих пор кольца на пальцах по привычке пересчитываю. Много лет назад у нее появилось новое на безымянном (в стопочке с другими), похожее на обручальное, и я очень занервничала, что она вышла замуж и скоро в декрет уйдет. Недавно вот опять новое появилось )) Я про него расспрашивала и, само собой, внимательно следила, что и как мне отвечают )) Клиент - человек ужасно нервный.

Date: 2020-04-14 08:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я автор вопроса. Спасибо за мысль.

На самом деле, я толком и не видела никакую обстановку. Видела только терапевта, но почему-то это не дало ощущения такого же как и на сессии. Мне кажется, терапевт была в домашней одежде, но это мне совсем не мешает.
Вроде бы все было нормально, но осталось какое-то тяжёлое чувство после сессии. :(

Date: 2020-04-14 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Подержу комментаторов выше.
Мне не нравится онлайн, но в текущих условиях он единственный способ работы. Что касается обустройства сеттинга со стороны терапевта, то тут без изменений: я как в оффлайне видела его, сидящего напротив меня на фоне стены, так и в онлайне в окошке компьютера я вижу точно такое же. Никаких посторонних звуков (как и в оффлайне), никаких отвлечений (как и в оффлайне), поведение у него такое же (с поправкой на реалии онлайн). Ощущения нарушения личного пространства не возникает, я чувствую себя как обычно.

Date: 2020-04-14 07:52 am (UTC)
From: (Anonymous)
Прикольно. Я считаю онлайн формат неподходящим именно из за чувства недоступности терапевта. И да . это похоже на "я хочу вторгнуться -приблизться к терапевту" и нет возможности это сделать. Одним из существенных недостатков онлайна-невозможность нормально контактировать глазами.
Насчет самого своего желания вторгнуться-я воспринимаю его легитимным,но невозможным к удволетворению
Мне проще "уредить"число сеансов ,чем тратить деньги на самоизнасилоаание

Date: 2020-04-14 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Если обоим сесть на расстоянии к экрану, и если камера находится прямо по центру, то зрительный контакт становится практически нормальным.

Date: 2020-04-14 08:15 am (UTC)
From: (Anonymous)
А.а.

У меня пока была только первая сессия по телефону с тером, с которой я работаю в телесно-ориентированном подходе третий год. В принципе все хорошо прошло, но так как основным инструментом был ее голос, то мое внимание было именно на нем. Мне показалось, что ееее голос очень строгий и холодный (чего я никогда не ощущала в кабинете) и что сессия прошла очень хорошо, но как будто мы на самом деле РАБОТАЛИ. То есть подошли к очень важной теме и тер не хотелось с нее сходить, хотелось довести работу до конца (раз уж вышли при чем так глубоко). По итогу мы очень продвинулись, но мне кажется, что я повелась за ее строгим голосом местами и, воможно, в кабинете, на матрасе или в кресле по-другоме бы себя повела. Ну я не знаю, отвернулась, расслабилась бы. Я хочу это вынести на сессию и обговорить. Мне кажется, по крайней мере, в моем случае это была особенность новых условий работы и взаимодействия.

Date: 2020-04-14 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Поддержу прокомментировавших выше --- я когда-то вынуждена была с самого начала работать с терапевтом по скайпу (она была в другой стране), мне помогал "рабочий" фон за спиной у терапевта (книжный шкаф, какой вполне можно представить и в реальном кабинете) и такой же внешний вид терапевта, какой я бы считала приемлемым и в кабинете. И еще то, что этот фон был постоянным практически на всех сессиях.

Я бы тоже предположила, что или в кадр попало что-то "личное", или, возможно, дело вообще в том, что терапевт как-то транслирует собственный стресс от изменившегося формата/ситуации с пандемией в целом.

Date: 2020-04-14 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] eranwen.livejournal.com
Не отказывайтесь сразу, дайте себе несколько сессий на раскачку. Иногда сначала бесит, а потом привыкаешь. Новизна всегда стрессует - это нормально.

Можно без видео попробовать. Не всем это подойдёт, но кому-то очень хорошо заходит, гораздо спокойнее себя чувствуешь и легче сосредоточиться на себе, а не на терапевте, его одежде и фоне. Ещё, я знаю, люди уходят в формат переписки на время карантина.

В общем, варианты есть. Если желание продолжить правда сильное, то что-то обычно находится. А если острой потребности нет, то можно и остановить терапию.

Но лучше все равно завершить отношения нормально, обсудить итоги и пр., чтобы потом было проще вернуться - к этому специалисту или другому. Скайп пусть и не в привычном формате, но все же даёт возможность не обрываться резко, подготовить психику.

Date: 2020-04-14 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Не ТС, но все же добавлю.

На мой взгляд ситуация с вирусом, которая сейчас происходит, для если не всех, но многих, является не самой комфортной ситуацией и даже сказала бы стрессообразующим фактором. Для кого-то переход в онлайн также стресс.
Человек, который приходит в терапию, - рассчитывает на безопасность и стабильность, заботу и постоянность в лице терапевта.
И если в таких нестабильных условиях (у каждого свои) клиенту приходится сталкиваться с нестабильностью в том месте, в котором она по всем базовым правилам организации сеттинга должна быть, то для клиента это является дополнительным стрессовым фактором. Мира с его сложностями итак хватает, а стабильности хотелось бы больше. Для того и нужна терапия с безопасным, предсказуемым сеттингом.
Если у клиента возникает в рамках безопасного и предсказуемого сеттинга с таким же терапевтом сложные эмоции и чувства даже по поводу того же здоровья, обстановки, да чего угодно, то это перерабывается и обсуждается, но это не должно быть основано, не должно цепляться за базовые принципы терапевтического контакта. Иначе весь смысл теряется.
Терапевт, понимающих важность предсказуемого себя, так и собственного домашнего / телесного устройства, будет делать максимально для клиента, чтобы сохранить ему стабильность в очень нестабильных и без того внешних условиях жизни (не говоря уже о собственных травмах клиента).

Date: 2020-04-14 09:30 am (UTC)
From: (Anonymous)
Может быть дело в том, что это не привычный формат и нужно дать себе время к нему адаптироваться, прожить разочарование, что сейчас вот так и иначе не получится? Пожаловаться на это на сессии?
Я онлайн клиент, у меня не было очной терапии, но другие моменты перешли из офлайна в онлайн, поэтому я могу понять ваши чувства. Для меня в удаленном формате есть как минусы, так и плюсы. Даже то «вторжение в личное пространство» человека с которым у тебя строго профессиональные отношения воспринимается как маленький шажок к неформальному, личному между нами, мы об этом говорим с коленами, а уж с психологом сам бог психотерапии велел обсудить ))
На сессиях с терапевтом у нас часто бывают паузы на то, чтобы просто посмотреть друг другу в глаза. В офлайне, возможно, для меня бы это было слишком сильно, я бы этого избегала, а онлайн - самое то. Между нами пространство и экраны и долгий зрительный контакт не так уязвимо ощущается. Ещё в начале сессии я не бросаюсь сразу обсуждать проблемы, даю себе (и ей) время сонастроиться, посмотреть друг на друга, отметить какие-то перемены в образе или обстановке, если они есть. Забавная деталь: за спиной у тер книжные полки и на одной из них стоит фотография ее с бойфрендом. Я, как и комментаторы выше, слежу, чтобы ничего не менялось. Я вот сейчас думаю, может этот бойфренд уже давно не актуален, но фото она не меняет, чтобы клиентов не волновать? ;)
Ещё я рискну предположить, что вы очень чувствительны и то вторжение в личное пространство, о котором вы говорили, воспринимается, как слишком сильный раздражитель, как яркий свет или громкий звук. В таком случае у онлайн формата для вас будут и преимущества, вы у себя в домике, через расстояние и экран, как через фильтр, возможно так даже легче будет проявляться. Но, конечно, стоит с терапевтом обсудить ее интерьер, который вы видите и, возможно, попросить сделать его более нейтральным для вас.
Удачи!

Date: 2020-04-14 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nanalor.livejournal.com
Отозвался ваш комментарий)) особенно про посмотреть друг другу в глаза и сонастроиться. И те же мысли про преимущества онлайн формата:

вторжение в личное пространство... воспринимается, как слишком сильный раздражитель, как яркий свет или громкий звук

вы у себя в домике, через расстояние и экран, как через фильтр, возможно так даже легче будет проявляться

у меня терапия в скайпе, но несколько раз в год бывают очные встречи - так вот очно все чувствуется в разы сильнее и острее, в скайпе кажется намного безопаснее и ближе.

Добавлю еще одно преимущество - в скайпе можно отключить свое видео, когда эмоции зашкаливают. терапевт слышит, но не видит, и от этого это чувство "домика" - сильнее. У меня так пару раз было, очень кстати оказалось.
Edited Date: 2020-04-14 07:04 pm (UTC)

Date: 2020-04-15 12:29 am (UTC)
From: (Anonymous)
Здорово, что отозвалось!
Отключать видео я не пробовала. Но я, в каком-то смысле, экзибиционист, я даже когда плачу на сессии, часто думаю, что в слезах я, наверное, очень красивая, глаза блестят, на щеках румянец :)))))))

Date: 2020-04-15 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] nanalor.livejournal.com
я тоже реву постоянно и абсолютно свободно, не отключаясь))) Но была пара моментов, я уже не помню точно, в чем дело там было - то ли разозлилась сильно, то ли куча чувств сразу охватила - невыносимо было оставаться в кадре, я ей сказала - она говорит, можешь отключить видео. За считанные минуты пришла в себя. Потом в те трудные сессии то включалась, то отключалась. сейчас вспоминаю, что это убирало невыносимость момента, какой-то контроль над ситуацией - типа сохранения достоинства мне дало, и что-то вроде вредности по отношению к терапевту давало выразить. Она с пониманием отнеслась)) Это давно было, и буквально на 2х сессиях, если ничего не путаю, и очень помогло тогда.

Date: 2020-04-14 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] natsla.livejournal.com
Это настолько невыносимо (у меня ещё и компьютера нет, чатюсь с телефона — что тер — это же от английского T, да? — предложила сделать перерыв. Я попросила ее все же просто пропустить неделю, а не абстрактно договариваться "до когда тебе срочно понадобится" — так или иначе, тут нас целый тред, по-английски правда, плачущих о том, что в таком формате невозможно: https://www.reddit.com/r/TalkTherapy/comments/fzlx39/miss_my_therapist_during_quarantine_kind_of/

Date: 2020-04-14 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] natsla.livejournal.com
Здрасьте, а мой коммент пометился как спам

Date: 2020-04-14 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня ссылки от нефрендов скринятся по умолчанию, я потом их расскриниваю.

Date: 2020-04-14 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] msbochinski.livejournal.com
Я из тех кому не нравится онлайн формат. У меня нет нормальной видеосвязи, но это наверное, больше 'отмазка'. Некоторые работают через вотсап.
Как резервный вариант для себя рассматриваю написать письмо и в чате обсудить. Это если совсем надо будет.
Но пока у меня стремление к терапии меньше, чем от.

Мне неуютно сейчас от видеосвязи. И я горазда сделать перерыв.
Edited Date: 2020-04-14 05:33 pm (UTC)

Date: 2020-04-14 10:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Мне кажется, можно обсудить с терапевтом ваши чувства, ваше ощущение, что вы "вторгаетесь" в её пространство. Такое обсуждение может быть очень полезным и плодотворным, и может вам и полегчает.

Date: 2020-04-15 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Одна сессия не является показателем, первый раз практически в любой меняющейся терапевтиеской обстановке - больше про узнавание и привыкание, чем про терапию. Первый раз на группе, первый раз в личной терапии, первый раз после перерыва, и т.п.
Не воспринимайте телетерапию как продолжение личной терапии, вы занимаетесь другим процессом с тем же терапевтом. Поэтому если есть внутренняя убежденность, что по интернету все то же самое, только с проблемами связи, нет: часть особенностей реально из-за того в каком формате встреча, часть - из-за того что ожидаешь того же самом со знакомым человеком, а оно другое.

Сейчас многие терапевты перешли в онлайн, но информации по подводным камням мало. Поэтому, например, они могут специально не начинать оговаривать что это другой процесс. Нет опыта перехода из одного формата в другой с тем же человеком, поэтому не предлагают исследовать ожидания.
Дайте себе время, тут как с приходом к новому терапевту - если в течении нескольких сессий нет надежды и приспособления к формату, можно уходить, в вашем случае делать паузу.

Я очень часто пишу предложения ходить на группы, еще куда-то, потому что когда у тебя происходит один длинный процесс, меньше возможностей испытывать начало и конец, а это очень важные вещи. Клиенты, у которых было несколько терапевтов, кто ходил на разные терапевтические проекты, чаще замечают, какая у них есть способность приспосабливаться к началу, как они реагируют на большие изменения, новую ситуацию, даже просто изменение места проведения встреч, как быстро у них происходит процесс приспособление, как переживается и ощущается безопасность и т.п.
Например, может быть человек, который проблемы начала терапии объяснял тем что ему был непонятен формат - что это говорить про себя, чувства какие-то и т.п. А потом когда побывал на нескольких группах и поменял терапевта, со временем стало понятно что у него длительная стадия замирания в начале, похожая на шок после травмы. Все остальные уже присмотрелись друг к другу, пытаются взаимодействовать, а он в тихом ужасе и не понимает что происходит. В середине процесса первой терапии он эту особенность почти не обнаруживал, а жизнь организована так чтобы все было привычно, поэтому всегда считал сложности в начале просто тем что ситуация такая.
Edited Date: 2020-04-15 12:41 pm (UTC)

Date: 2020-04-15 05:50 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Я прочла выше, что тер отключилась,не надолго, понимаю Вас и так много сомнений, а еще и прерывание контакта.Попробуте это обговорить с тер.Возможно многое прояснится.По поводу онлайн сессий.
Хотелось отметить две вещи которые мне очень помогли проходить сессию в онлайн формате.Первое это понять,что недоверие часть травмы и определяется ее правилами,поэтому здесь важно найти ту часть которая испытывает голод по физическому присутствию рядом кого-нибудь , в частности терапевта ( у меня было много одиночества).Она ,эта часть,словно замерзла и ей важно согреться.У меня на это ушло с полгода, я третировала тер по поводу физического присутствия на терапии.Потом мне стали даже интересны онлайн сессии.У них есть свои плюсы,это не ехать за тридевять земеть к терапевту, безопасная обстановка дома,удобная одежда, мягкая подушка, и поле терапевта не так захватывает.Из преимуществ дистанционной терапии, это ограничение визуального канала и таким образом больше внимания на другие каналы и их развитие, если связь прерывается не по договоренности, это значит много энергии возбуждения или агрессии, можно использовать как информацию с поля.Так как терапевт тоже полностью не видит меня задает больше вопросов про то, что сейчас со мной и прочие, которые ей дают представление о том куда я иду,что делать,а мне это очень нравиться так как это повышает мою уверенность в том, что мы с ней работаем с моими состояниями, а не теми состояниями которые тер увидела и не назвала,но могла посчитать более важными, чем я это чувствую. Есть недостатки,это с телеской,но опять тер говорит где как приложить к себе руки или как снизить себе тревогу, в чем-то как обучение.Она очень подробно рассказывает как и что.Поэтому на ряду с недостатками есть масса достоинств.
Второй момент, когда будите на сессии онлайн поробуте разные позиции относительно монитора и камеры, отодвиньтесь на стуле подальше, придвиньтесь поближе, тоже самое пусть сделает терапевт для вас, можно стул приподнять смотреть на камеру , а так как? или опустить стул ниже, или монитор повыше поднять,или пониже сделать.Звук тоже имеет значение,попробуте по разному.Поробуте ходить по комнате.Короче важно найти такую дистанцию и положение относительно камеры и динамиков которая будет удобной,чтобы вы чувствовали себя не стесненной,далее тоже самое понять относительно терапевта, можно попросить ее смотреть в камеру и прочее.Мне было важно найти удобную позицию ,чтобы я могла оставаться в контакте с собой,своим телом и при этом держать контакт -слышать и видеть своего терапевта, все как в кабинете,найти безопасное место для сессии.Когда бывают групповые онлайн терапии, чтобы меня не захватывали чужие чувства и эмоции, я иногда отодвигаюсь от монитора или уменьшаю звук,чтобы нужно было прислушиваться, или наоборот,если мне важно донести свои чувства до терапевта ,я придвигаюсь к камере.
Не думаю что стоит отказываться от терапии, успехов вам.

Date: 2020-04-16 05:12 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У меня все с точностью наоборот. Все переходят из реала в онлайн. Я же когда-то перешла из онлайн в реал. Правда, поменяв терапевтов.

Местным терапевтам не доверяла никогда. Онлайн уважала за то, что там нет рамок, можно выбирать какого хочешь специалиста с любой точки мира, и расстояния этому не помеха. К тому же я не любитель передвигаться по родному городу, и стараюсь заранее планировать маршруты так, чтобы больше быть дома и меньше выезжать.

К реальному терапевту пришла случайно, когда изменения в теле стали сильно отставать от изменений в мозгах. Ощущала себя как в тюрьме: мозгами все понимаю, кажусь себе свободной и гибкой, а тело заблочено и не дает выходить за рамки узкого диапазона проявлений.

Когда ситуация стала невозможной, добежала до местного телесно-ориентированного терапевта. Тело и психика говорили спасибо, и я осталась. Когда отпала онлайн-терапия, телесница стала моей постоянной терапевткой. Достаточно поработав с телом, я полключила и разговорную терапию с ней. Правда, местный гештальт попер из всех щелей терапевта, и на этом терапия прекратилась.

Теперь я снова свободна выбирать терапевта по всему миру, не привязываясь к месту, а исходя из качеств. И для разговорной терапии рассматриваю только онлайн-терапевта, никаких больше местных.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 78910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 11:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios