Делимся опытом
Feb. 12th, 2020 10:00 pmБольшое спасибо Эль и всем участникам жж за создание такого поддерживающего пространства! Возник вопрос, связанный с сепарацией, "признанием самоограничений" и "опорой на себя". Читала о том, что кроме безусловной любви, в качестве внутренних опор могут послужить способности и личный опыт. Однако: как правило, травматика отличают парадоксальные реакции на внешние раздражители: ступор там, где нужны действия, и наоборот; нестабильный эмоциональный и энергетический фон, когда то, что сегодня решается проще семечек назавтра придавливает непредсказуемым неподъемным грузом, или случайный триггер "выстрелит" чуть ли не до выпадения из реальности... Как в таком режиме определить умения и способности? Я еще могу понять, что можно как-то научиться эту нестабильность выдерживать и относительно мирно с ней сосуществовать, но можно ли опираться на собственную неопределенность и непредсказуемость? А что служит у вас "опорой на себя?"
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-02-13 06:21 am (UTC)Тут опора находится не в том, чтобы всегда быть на ресурсе и в топовой психологической форме, а в том, чтобы уметь оставаться в контакте с собой через все эмоциональные взлеты и падения, проявлять к себе тепло и сострадание. Это опора в том, что "чего бы ни случилось, я себя не брошу". Если практиковать медитацию, заземление, укоренение в себе, то опора будет в знании, что как бы ни штормило на поверхности, глубина внутреннего океана всегда остается спокойной.
Вообще, в идеале сепарироваться надо с "полными чемоданами", то есть, накопив ресурса на терапии, и в ней же отыскать все свои сильные стороны, легализовать их, а также освоить инструменты самоподдержки. Но если так случилось, что сепарироваться приходится в срочном порядке с полупустыми чемоданами, и от этой полупустоты эмоционально сильно шатает, то опора может быть в фарме, которая поддержит биохимию в более-менее стабильном состоянии.
no subject
Date: 2020-02-13 08:39 am (UTC)Главное отличие травматиков от нетравматиков - вовсе не нестабильность и непредсказуемость. Главное отличие - привычка вешать на себя ярлык дефективного. Неспособность различить себя как личность от своих чувств и действий. Ощущение "я неправильный" вместо "я сделал неправильно". Из-за этого каждая новая ошибка превращается в катастрофу, подкрепляющую отношение к себе как к неправильному, нестабильному и непредсказуемому.
Абсолютно с вами согласна.
Любая ошибка раньше воспринималась как доказательство внутренней ущербности.
Сейчас уже намного лучше, но четко сформулировать не могу. Ощущение "стало лучше" есть. И есть бОльшая устойчивость в ситуациях мнимого или реального отвержения людей.
no subject
Date: 2020-02-13 11:00 am (UTC)это точно!
два года в emdr работала с помощью терапевта над ситуациями, в которых так или иначе было прошито ощущение своей неправильности и дефектности. искомое желаемое ощущение было "я в порядке" или "со мной все в порядке".
и вот спустя два года виднее стали попытки других загнать тебя обратно в эту дыру "ты ненормальная" - конечно, тех других, которые всю жизнь мечутся между полюсами нормальности и ненормальности. и обклеивают ярлыками "ты дефетный" окружающих, иначе им просто психически не выжить. там структура такая, что если дефектный кто-то другой, то значит он сам нормальный и имеет право жить спокойно, до следующей встряски. а если есть угроза собственноей нормальности со стороны другого (например, он упорно не желает втягиваться в эту проблематику и вообще держит себя устойчиво и уверенно) - то надо срочно что-то придумать, пока все не посыпалось
no subject
Date: 2020-02-13 11:04 am (UTC)Звучит очень страшно.:( А почему все не могут быть нормальными?
no subject
Date: 2020-02-13 11:44 am (UTC)наверное структуроопределяющая установка. или-или, достойный только один, нормальный только один, я начальник - ты дурак. похоже на нарциссические качели. может, они и есть.
довольно часто замечаю, так или иначе...
no subject
Date: 2020-02-13 01:34 pm (UTC)да, точно! плохость сбрасывается в другого или других
зависть, которая побуждает отбирать то, что можно отобрать, а что нельзя - уничтожать. реально или на символическом уровне
no subject
Date: 2020-02-13 11:35 am (UTC)Я на втором году емдр обнаружила себя в идентичной ситуации - ярлыки, моя дефектность, моё нежелание втягиваться в привычную динамику и нарциссическая личность во главе всего этого, которой реально важнее всего "я тут единственная нормальная".
no subject
Date: 2020-02-13 12:46 pm (UTC)если имеется такая проблематика (что как будто бы нужно признавать свою якобы дефектность), то по всей вероятности, где-то поблизости ходит нарцисс.
наблюдала такое, нарциссу возразили: "да нет же, N нормальный чувак. может, просто у вас недопонимание?" - в ответ моментально прыжок до потолка: "агаааа то есть это я идиот??!!"
на автомате срабатывает. нарциссизм здорового человека может принять, что нормальные все и надо просто договориться, а если не удается, то менять стиль общения. у нарциссизма больного человека выбор ограниченный, только два полюса и касаются они личностных качеств, а не поступков
no subject
Date: 2020-02-13 03:07 pm (UTC)И я как-то очень долго шла к тому, чтобы увидеть полную картину. Как именно процессы налажены, как происходит "поедание" людей вокруг. Я была настроена на картину прямого выливания злости и гнобления (как папа когда-то), а оказалось, что бывают нарциссы-спасатели, которые щедро дают, а потом также красиво сияют на твоём фоне в своём уме (и не только, когда есть перед кем покрасоваться).
Страшно подумать сколько лет я бы ещё сидела на этой игле, если бы из них не выливалась эта агрессия наружу хоть в каком-то виде. Вообще, злость на "не такой как я; не делает так, как я хочу; не хочет моей помощи" - оказалась мощным маркером.
no subject
Date: 2020-02-13 03:38 pm (UTC)дааа, именно!!!
подпишусь. все ждешь какой-то прямой агрессии - ну по понятиям, а ее нет и это запутывает.
видела где-то картинку про помощь такого нарцисса: он выбивает стул из-под ног у человека и следом его быстренько подхватывает с понтом "видишь, я тебя спас!"
и вы правы, к осознанию в таких ситуациях приходится продираться очень долго((( можно попасть к ним в слияние - а они работают именно оттуда, - ничего не заметив. никто не бросается на людей с наскока, все происходит постепенно, поначалу действительно выглядит как помощь. другое дело, вот допустим я попалась на крючок, а при этом наблюдала женщину, которая не побоявшись выглядеть невежливой, просто остановила ласковую нарциссиху. сказала достаточно жестко "не подходи ко мне, ты поняла?" - вероятно у той женщины хорошо сработало чутье, в целом, она была далека от психологии.
ну вот, а из слияния сложно что-либо увидеть. если только не начать различать свои эмоции и опираться уже на них: злость, не адекватную ситуации вину (спасатель же, помощник), стыд (это сам по себе индикатор неправильности происходящего).
ну а потом уже начинаешь видеть и рисунок манипуляции целиком.
времени вагон уходит конечно(
сочувствую, что вам пришлось пройти такой путь. надеюсь, что все уже позади
no subject
Date: 2020-02-13 06:01 pm (UTC)Так и было, да, через слияние.
Если я соглашалась быть частью её, я автоматически становилась неприкасаемой. Пока я была контейнером для агрессии к другим, я была вне обсуждений (а мб мне только казалось, и меня просто обсуждали в других кругах).
Мне кажется я всё это увидела очень ясно, когда случился мой первый конфликт с психологом. Я вдруг увидела, что конфликтовать - можно. Можно открыто высказывать то, что не так; то, что беспокоит. И можно быть услышанной при этом, отношения могут сохраниться. Это ведь именно то, что разрушает саму потребность обсуждать кого-то. Можно говорить о своих эмоциях напрямую с человеком! Как будто рассеялось наваждение, чары пали. Мне стало просто скучно.
По поводу истории с женщиной: забавно, что мои защиты работали на её попытки обсуждать моего мужа, даже просто на небрежные слова о нём, я очень чётко пресекала всё. И даже на вещи и котов потом стало распространятся ощущение чужеродности: "нет, не трогай!". Но на меня вот только недавно. Меня только недавно стало нельзя трогать.
К сожалению история не закончена, но этот разговор очень помогает, он ресурсен для меня, спасибо. Как глоток свежего воздуха из мира психологически цельных людей.
no subject
Date: 2020-02-14 03:43 pm (UTC):)) что-то их всех объединяет
вы все очень точно описываете, проходила через подобное.
- и бытие в качестве контейнера для слива агрессии и негатива по отношению к другим
- и появление детали, которая приводила к озарению и рассеиванию "чар". по-другому не скажешь, будто наваждение какое-то. а в сухом остатке скука - вероятно это то, что несет в себе на дне нарциссическая личность.
- и стремление защитить своих котов и людей от обсуждений (это вы прямо мощно заметили, никогда о таком не думала, хотя было). наверное, это своеобразные попытки защитить себя - если бы такое могло тогда прийти в голову, но увы, только спустя время...
- и вот это "не трогай!" ellie_mallbrrul выше точно сформулировала про зависть и проекцию. в моем случае было также: отобрать все что можно отобрать, а что нельзя - уничтожить, пресечь - если речь об эмоциях. тут нужно сказать: особенно если речь об эмоциях. ничто так не бомбит нарца как присутствие рядом обычного человека, у которого не атрофировались простые эмоции типа радости.
в общем, желание отогнать хищника и защитить от нападок свою территорию вполне даже закономерно и объяснимо. люди и коты - первый шаг к пониманию, что защищать приходится себя и свой внутренний мир.
сил вам в этой нелегкой ситуации! главное не вините себя, если что (проходила и через такое, было стыдно перед собой за свою слабость что ли). если затеется игра, у манипулятора выиграть практически невозможно. важно собрать силы и сделать шаг в сторону.
no subject
Date: 2020-02-15 02:41 pm (UTC)Оххх, блиа. У меня были длительные отношения с таким циклом. Я превратилась в кашу и однажды, когда я заметила это, то был шок. Уходить было тяжко из-за вины и прессинга человека, мол, бросаю его. Это страшно все, ультра разрушающе.
Насчет женщины с чутьем - апплодисменты. Порой такая реакция дороже золота.
no subject
Date: 2020-02-15 03:10 pm (UTC)и когда мне бывший, сидя на заначке с деньгами (выцыганенными у меня же на протяжении долгого времени) на шикарной съемной квартире в несколько комнат и поигрывая последним айфоном, о котором я и мечтать не могла, бился в истерике и клял меня, что я бросаю его в беде (ну да, я со 100 рублями в кармане, без денег на врача), он тоже не врал, он просто избирательно видел эту реальность ну и конечно обильно проецировал.
иметь чутье с ходу на таких людей и запрещать им приближаться - действительно очень ценное качество, наверное, это психическая цельность и хороший контакт с собой
no subject
Date: 2020-02-15 03:20 pm (UTC)В тот момент я считала его злым и умышленно причиняющим боль, а по итогу: он реально так видит.
И за аксиому взял такое поведение (это еще страшнее: когда акцептируешь собственную боль как "нормальное" явление и так должно быть).
Здесь я увидела разницу: когда делаешь специально больно другим (это клиника уже, я думаю), а когда делаешь боль другим, потому что так с собой обращаешься и считаешь это единственно верным. Вот он про второе был (есть?).
Хотя следом у меня был жуткий "жалящий" мужчина, который мне мстил и преследовал просто потому, что расстались.
Насчет чутья и цельности: угу, думаю, именно эти показатели.
no subject
Date: 2020-02-15 04:34 pm (UTC)Я не могла свои отношения с таким циклом осознать, если бы не была с тером в отношениях. Находясь внутри каждый новый цикл - это еще большее утягивание в трясину (понижение сознания). Интересно, есть ли такие конфликты, где каждый новый цикл ведут к обогащению каждого из участников пары?
Кстати, по теме. Вчера общалась с мамой и я сетовала ей на брак брата и его супруги. Я итак считала его деструктивным и очень токсичным и часто говорила маме об этом. А вчера обсуждали вопросы рядовые и она говорит: "Насть, ну, отношения, воспринимаемые людьми в паре и отношения со стороны - по-разному выглядят". Вот уж да.
Ребята считают свои отношения важными и очень искренними и по любви. А со стороны я видела как оскорбления друг друга сыпятся, обесценивания и прочее. И как тут увидишь себя в отношениях и отношение партнера к тебе, а уж тем более циклы, если ты и есть месиво отношений?
no subject
Date: 2020-02-16 12:32 am (UTC)Без содержания самой ситуации это, по крайней мере, так выглядит.
А то как в некоторых ньюэйджевых тусах, где любой агрессивный тип на самом деле чует твоё духовное неблагополучие.
no subject
Date: 2020-02-16 05:47 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-16 06:00 am (UTC)женщина-нарц естественно отнеслась крайне отрицательно, типа на пустом месте взяла отвергла, толком не объяснив. (я тогда слушала и думала "а ведь не так уж она не права...") и несмотря на это, она на протяжении нескольких лет пыталась к ней подкатывать "уладить отношения", видимо, у нее и правда могло быть что-то нужное, ну или по каким-то другим причинам. но та просто не подпускала ее к себе
no subject
Date: 2020-02-13 06:52 pm (UTC)Такая боль не предполагает опоры на себя, ничего надежного как будто нет. Новые чувства и ощущения были только под уколами, пока их ставили, да то препарат теперь запрещён. И ничего не помогает, ни опыт, ни способности, которые в такой ситуации развиваются очень медленно и при любой угрозе возникновения боли все скатывается. И я считаю, что со мной все в порядке, более того, я понимаю про свою ценность. Но есть нечто вроде рака, который не обращает внимания на мою ценность для меня. И терапия никак этому не помогает. Надеюсь, я в этой хрени уникальна и ТС может наполнить свои чемодены постепенно. У меня это наполнение происходит ощутимо и быстро, учитывая что чемоданы бездонны, но только в условиях, когда невозможно снова столкнуться с болью.
no subject
Date: 2020-02-14 07:42 am (UTC)Может, дело в этом?
Когда вы делаете что-то "неправильно" по вашему мнению (в кавычках, потому что для меня не существует правильного и неправильного), то сразу же чувствуете себя дефективной?
Если я вас неправильно поняла, то прошу не воспринимать на свой счет. Показалась интересной для уточнения ваша формулировка.
no subject
Date: 2020-02-14 04:19 pm (UTC)no subject
Date: 2020-02-15 03:49 am (UTC)Знакомое чувство.
no subject
Date: 2020-02-15 03:47 pm (UTC)no subject
Date: 2020-02-13 11:31 am (UTC)А в том, что вы существуете в реальности, вы уже какая-то, с личными способностями и умениями и на эту реальность можно опереться.
Ну вот например вы умеете писать. Не просто собирать буковки в слова, а понятно формулировать запрос, описывать проблему, свои эмоции по поводу проблемы, посылать этот запрос в профильное сообщество. В сложной ситуации вы можете опереться на эту способность и написать сюда. Конечно, существуют более надёжные опоры, но и у вас не ноль.
Или вот у вас есть деньги на интернет, это не миллиард евро в Швейцарии, но и это реальная опора, с интернетом многие вещи проще чем без сети.
Т.е. не надо себя обесценивать, надо видеть что у вас есть прямо сейчас, что вы можете использовать, на что опереться. А чего у вас нет, причем реально нет, и бесполезно мечтать, что вот если бы меня иначе воспитывали, я бы была устойчивее, работала бы на другой работе и воооот тогдааа... Реальность. Этот уровень стресса я могу, а тот не могу, проверила на опыте.
no subject
Date: 2020-02-14 09:21 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-15 10:56 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-14 02:53 pm (UTC)Спасибо всем поделившимся,
особенно за последний комментарий ellie_mallbrrul. К сожалению, подобной веры в правильность собственных импульсивных действий у меня нет, скорее наоборот. Однако именно это я и ощущаю: что при наличии "всяческих внутренних финтов" находить опоры очень затруднительно. Потому что внешний мир все-таки требует определенного уровня предсказуемости: справишься ли с этим объемом задач, выдержишь ли этот уровень стресса ну и т.д. Чаще всего люди аппелируют к проверке ситуации прошлым опытом. Однако для меня это маркер, который мало что гарантирует. В прошлый раз было вот так, как будет в этот -кто знает, ничего обещать не могу. Может поскачу козлом, может выпаду в осадок. Пока решений, кроме как дальше себя изучать, к сожалению, не вижу.