Делимся опытом
Nov. 8th, 2019 06:22 pmВсем здравствуйте! Я год назад пришла в терапию в очень плохом состоянии птср. В кратце что произошло: Предательство любимого человека, запредельная физическая боль, последствия для здоровья ( сейчас почти устранены), угроза жизни, отсутствие помощи и психологическое насилие от тех, кто должен был помочь. Состояние улучшилось уже после 3 мес терапии, но иногда и сейчас бывают срывы и флэшбеки. Поддержка близких у меня полностью отсутствует, наоборот, все пытаются присесть на мой ресурс и сделать вид, что со мной ничего не произошло. Поддержку получаю только от тера и да, имею к нему привязанность. Теперь к сути вопроса. Мне неловко, что я так долго не могу научится сама оказывать себе поддержку и купировать завалы, неловко за привязанность к теру. Я знаю, что если об этом скажу ему, то он скажет, что я сама должна решить, когда заканчивать терапию и формирование привязанности- моя ответственность. Но я каждый раз боюсь, что на следующей сессии он мне скажет, что возможности терапии исчерпаны и мне пора в свободное плавание. Мне уже кажется, что и администратор смотрит на меня странным взглядом, что я так долго у них болтаюсь. Кажется, что все это глупо, но я пока не могу сама. Были ли у вас такие страхи и как вы из них выходили?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-11-09 02:31 am (UTC)Оказание себе поддержки - это такой же навык, как, например, новый язык выучить. За год что-то подучить можно, но разговаривать свободно пока еще не получится. Тем более, ваше окружение вас постоянно откатывает назад.
Уходить будете, когда начнете дышать свободно, станете себе лучшим другом и в вашем окружении появится хотя бы один поддерживающий человек. А до этого момента - работать и работать. Причем, немаленькая часть работы будет просто приходить и получать поддержку, и делать это долго и много, пока не накопится достаточно ресурса самой себя поддерживать.
Мне кажется, где-то у вас там есть установка, что вы в принципе не заслуживаете помощи больше, чем абсолютно минимальная, и что вы абсолютно все должны сама делать (и еще кого-то на себе тащить). Ваши потребности регулярно игнорировались. До такой степени, что вы сама не чувствуете, что вообще в праве их иметь. Это значит, что в дополнению к недавнему ПТСР у вас есть ПТСР от детской травмы (а это минимум 4-6 лет работы в терапии).
Расскажите терапевту про свои эти страхи. Это может быть началом работы с вашей предыдущей травмой (которая, скорее всего, и привела к той недавней).
no subject
Date: 2019-11-09 03:41 am (UTC)no subject
Date: 2019-11-09 04:25 am (UTC)Можно уточнить у терапевта чтобы развеять сомнения: а что думает сам терапевт по поводу этого, нормально ли относится к тому если вы будете еще долго ходить на терапию, есть ли у него другие клиенты в долгосрочной терапии. Часто мы думаем что в глазах терапевта мы какие-то не такие, а все оказывается совсем не так.
Если он относится к "краткосросникам", можно с ним договориться что вы нуждаетесь в его поддержке и в ближайшее много времени хотите к нему ходить. А для долгосрочной терапии начнете искать терапевта позже и не спеша, чтобы плавно перейти. Просто если он "краткосросник" и ориентированный на конкретные результаты, то может быть не работает тщательно и долгосрочно, проводя через все этапы и закрепляя их. Лучше это прояснить и уточнить заранее.
no subject
Date: 2019-11-09 05:43 am (UTC)Я где-то читала, что с некоторыми расстройствами - терапия бывает пожизненно.
Но у меня вот возникла такая мысль - если вам кажется что "долго", делайте каникулы, что ли? раз в год на две недели перерыв (обязательно с ТОЧНОЙ датой встречи после каникул).
нууу....(*очень хочется помочь) - я бы посоветовала параллельно с текущим тер - найти арттерапевтическую группу (там можно рисовать - а не говорить). Может,вам покажется - это слабая поддержка, но "рисовать чувства" - это так здорово! Я пользуюсь, иногда.
(сорри, если мои мысли не в кассу - я такой же клиент,как и вы).
no subject
Date: 2019-11-09 06:34 am (UTC)Вы совсем недолго в терапии, чтобы делать такие выводы о своих "ненасытных" потребностях. Бывает, что нужны десятилетия. Это я о себе. Желаю вам получить принятие в терапии и начать сваливать на неё ваши ожидания и получать принятие снова и снова.
no subject
Date: 2019-11-09 06:55 am (UTC)no subject
Date: 2019-11-09 08:28 am (UTC)Спасибо!
Терапевт транслирует, что мы сами всегда несем ответственность за наши чувства и эмоциональные реакции, и никто не обязан соответствовать нашим ожиданиям. Как там: "Я - это я, ты - это ты " и далее по тексту. Поэтому в ответ на разговор о привязанности к нему я и ожидаю, что он скажет, что это моя ответственность. Я же понимаю, что не имею права требовать от него ответной привязанности- это, наверное, уже из опыта всех моих других отношений
no subject
Date: 2019-11-09 08:34 am (UTC)Гештальтист?
no subject
Date: 2019-11-09 09:04 am (UTC)Полагаю, что модет оыть еще связано с тем, что я читала, что с моей проблемой достаточно 6-8 , ну максимум 12 сессий, поэтому мне и кажется, что со мной что то не так
no subject
Date: 2019-11-09 09:20 am (UTC)Позиционирует, как Интегративный подход с преоладанием Эриксоновского
no subject
Date: 2019-11-09 09:36 am (UTC)no subject
Date: 2019-11-09 10:14 am (UTC)Меня подобные фразы как-то стыдят обычно, мол, что это ты себе там наожидала.
no subject
Date: 2019-11-09 11:32 am (UTC)Но я все же набиралась смелости и говорила о своей привязанности, как-то написала письмо, что не представляю, как буду жить без него. Он ответил, что привязанность в терапии - совершенно нормальное и необходимое условие, а раз я сейчас не чувствую сил жить самостоятельно, значит, еще не пришло время прощаться. Мой терапевт работал в психоаналитической теории.
Думаю, что Вам было бы полезно поделиться своими чувствами и опасениями с терапевтом. Либо он развеет Ваши страхи, либо ответит так, как Вы ожидаете, но я бы во втором случае задумалась, полезна ли Вам терапия с таким специалистом и достаточно ли он компетентен.
no subject
Date: 2019-11-09 03:17 pm (UTC)У "ответственности" три смысла - забота, наказание, авторство. Такое впечатление что вы ведете речь про наказание и как следствие наложение на себя вины за слабость, хоть это не психологическая ответственность а их уголовного кодекса.
Психологическая ответственность - это про то что вы осознаете что у вас мало ресурсов и плохое состояние, и просите людей помочь, пытаетесь опереться на других и осознаете что они могут отказать, и могут и не отказать. Если вам говорят что все обязаны отказывать, потому что "все сам", это тоже не про ответственность, и тем более не про вашу, это оправдание собственного нежелания помочь человека.
no subject
Date: 2019-11-09 04:46 pm (UTC)no subject
Date: 2019-11-09 05:34 pm (UTC)прекрасная аналогия!:)
и вы правы, психологи-тожечеловеки часто предлагают взять бедному клиенту ответственность за бессознательные процессы, с которыми, кстати, они-то и должны помочь клиенту, но манкируют.
no subject
Date: 2019-11-09 06:17 pm (UTC)У меня есть теория, что мы подсознательно выбираем таких терапевтов, которые могут дать нам ровно столько поддержки, сколько мы готовы принять. То есть, если мы верим, что не достойны особо поддержки, мы выбираем холодного терапевта. Это комфортно, хоть и вредно. Ваш, похоже, именно из таких - из тех, которые "я вам не мама", хотя "мама" - это одна из основных функций терапевта.
Похоже, у вас сейчас растет способность принимать больше поддержки, и одновременно с этим вы чувствуете, что на терапии ее получить не особо возможно. Вы по-старому пытаетесь видеть ситуацию как "проблема во мне, я много хочу, но мне особо ничего не положено", хотя на самом деле проблема в том, что ваш терапевт не способен на большее. Вы его понемногу начинаете перерастать.
Поэтому можно начать поглядывать по сторонам, смотреть, что еще есть для вас, где вы сможете проработать ваш следующий этап пути.
no subject
Date: 2019-11-09 07:35 pm (UTC)Спасибо!
Нет, я просто читала, что с моей проблемой нужно 6-8 , на крайняк 12 сессий, а я уже год и конца края не видать. Потом, он часто говорит мне, что мне выгодно мое состояние . И за эту выгоду мне тоже не удобно
no subject
Date: 2019-11-09 07:46 pm (UTC)И явно не разбирается или не хочет разбираться в реальных сроках терапии.
no subject
Date: 2019-11-10 05:56 am (UTC)Как то очень сложно это принять... Я ж ему доверяю, и уверена, что для меня он хочет выздоравления. Зачем тогда он это делает?
no subject
Date: 2019-11-10 06:32 am (UTC)no subject
Date: 2019-11-10 01:55 pm (UTC)no subject
Date: 2019-11-10 02:11 pm (UTC)Воистину, терапевтов "выбираем". Подсознательно ли, сознательно ли...
Я себе прошлую терапевтку выбрала с такими же тараканами как у меня. Она во многом безупречно подходило под мой внутренний типаж и психотип идеальной женщины. Помимо терапии я много прорабатывалась сама и всячески развивалась, и на меня со временем ее программы и ограничения стали сильно давить. Я начала бунтовать, злиться, спорить. Часть тараканов ушли сами после расставания с тер - не хотелось их тащить дальше, видела всю их ненормальность, остальные быстро проработалось в новой терапии. Новая терапевтка более профессиональная и адекватная. Тараканов тоже немного есть, но с моими не совпадают, и поэтому мне удается за них не цепляться, как-то обходить и вовремя заговаривать о том что так мне не пойдет. Терапевтка на переговоры идет, и тараканов своих корректирует. Да и мне еще есть куда в отношениях с ней расти и расти. Так и живем :-))).
Сейчас бы на экс тер и ей подобных в жизни ни клюнула. А раньше даже заместителя на время ее отъезда из похожих искала.
no subject
Date: 2019-11-10 06:02 pm (UTC)Спасибо!
no subject
Date: 2019-11-10 06:05 pm (UTC)Брать ресурс терапии... Пока не очень понимаю, как это...
no subject
Date: 2019-11-10 08:08 pm (UTC)Вообще чувства - это просто физиологические реакции. За них как-то трудно нести или не нести ответственность. Ответственность несут за слова, поступки, за то, что можно контролировать. Когда говорят "каждый ответственен за свои чувства" часто подразумевают "сам виноват". У меня некоторые увлеченные психологией приятельницы рассуждали о том, что они сами "приняли решение обидеться", и значит "могут принять другое решение". Имхо этот концепт - психологический садомазохизм. Давайте я ударю человека по лицу, а потом скажу ему, что он сам выбрал злится. Ага да
no subject
Date: 2019-11-10 08:46 pm (UTC)no subject
Date: 2019-11-10 09:15 pm (UTC)no subject
Date: 2019-11-11 02:09 am (UTC)У всех разное, по потребностям. Тер говорит, что я с трудом беру хорошее. Но мне пока и так нормально, и этого много.
no subject
Date: 2019-11-11 04:28 am (UTC)no subject
Date: 2019-11-11 10:20 am (UTC)И про выгоду глупости это все, конечно. Никому не выгодно страдать. Каждый справляется в этом страдании, как умеет, чтобы совсем не умереть. А вариантов справляться у каждого отдельного человека обычно очень мало, выбора-то между способами и нет.
no subject
Date: 2019-11-11 03:34 pm (UTC)У меня было так, что один терапевт помогал, помогал, а потом как-то все застряло (я года два была в терапии).
Потом через какое-то время, поскольку проблемы мои не решились, я пошла к другому человеку. Еще к разным обращалась. Еще всякие лекции и тренинги слушала, и старалась разобраться. Еще мне помогает читать про людей с проблемами похожими на мои. Со стороны хорошо видно. И вот потихоньку все улучшается.
А вообще мне знакомо, что окружающие как бы не замечают моих проблем.
Мне кажется, это потому, что мои проблемы в основном в том, что я чрезмерно подстраиваюсь под других людей, и поэтому другим людям просто удобно не замечать моих проблем. Ведь если я решу свои проблемы, то перестану подстраиваться, стану неудобной, и вообще мало ли что сделаю, с чем им придется смиряться.
Мне тоже было все неудобно, и казалось, что даже когда меня хвалят, то это так, ну просто потому что человек по профессии должен мне сказать что-то одобряющее, что это не всерьез.
Можете не стесняться и заявлять терапевту, что "Я так и не научилась оказывать себе поддержку. Хочу научиться. Хочу самостоятельности. Это мой запрос. Давайте разберем".
no subject
Date: 2019-11-12 05:23 am (UTC)Вы имеете право получать помощь и поддержку до тех пор, пока не почувствуете, что вам это уже совсем не нужно. Именно почувствуете изнутри. Придет такой момент. Это как семечко растения. Вам не нужно его откапывать и проверять, заставлять расти быстрее. Это не ваша проблема. Ваше дело – поливать, вырастет оно само, когда будет готово.
Вы за эту помощь платите деньгами, и всех, включая администратора, это устраивает. Вы не отнимаете ничье время «зря».
no subject
Date: 2019-11-12 07:22 am (UTC)Ну да, и вы тоже не обязаны соответствовать ожиданиям терапевта и вылечиваться, потому что он от вас этого ожидает и потому что прошел год. Вы - это вы, имеете право быть собой, на других не похожей, на свои потребности, не похожие на потребности других. Просто помните, что " я - это я, а ты- это ты" работает в ОБЕ стороны всегда. Если терапевт имеет право не соответствовать вашим ожиданиям, а вы его ожиданиям соответствовать должны - это манипуляция.
no subject
Date: 2019-11-12 08:16 pm (UTC)