Делимся опытом
Apr. 7th, 2020 09:15 pmУ меня такой вопрос: все мы - условно психически здоровые люди, можем свою агрессию в той или иной степени сдерживать, искать адекватные способы её выражения, избегать задевающих собеседника фомулировок, использовать я-сообщения. Это всё бережёт того, на кого агрессия напрпвлена и сохраняет социальные связи. Должно ли это иметь место в терапии, или терапия, это исследования и клиентской агрессии в том числе, поэтому не полезно её сдерживать? И тогда, если тер не выдерживает, надо искать более устойчивого и выдерживающего?
Мне тер долго говорила "отключи взрослую часть, деградируй, говори без цензуры всё, что в голову приходит, в том числе, негативные чувства ко мне". А потом, оба! : "А где твоя взрослая часть, девочка, ты что-то совсем себя не контролируешь". На том и расстались...
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-04-08 04:19 am (UTC)Прежде, чем научиться находить агрессии адекватное применение, с ней надо познакомиться и ее надо принять, и терапевт в этом должен помочь и тоже дать опыт принятия. А как ее изучать, если запрещено ее проявлять?
Если вы не кидаете в терапевта тяжелыми предметами и не пытаетесь его избить или переломать все в ее кабинете, ваше выражение агрессии на терапии находится в рамках адекватного.
no subject
Date: 2020-04-08 06:53 am (UTC)Но при этом есть несколько важных моментов, которые касаются как терапевта, так и клиента.
Во-первых, тер должен уметь выдерживать агрессию без страха и присвоения себе всего сказанного. Потому что в самом начале клиент просто будет "распахивать кубышку" и оттуда фонтаном рванут эмоции, это нормально до какого-то момента, потому что сперва задача просто увидеть, что злость возможна и она не развалит ни тебя самого, ни тера (важно для тех, чьи родители запрещали гнев в принципе или дозволяли гнев себе, а гнев ребенка подавлялся и переводился на него самого)
Во-вторых, задача не просто выплеснуть гнев, но и научиться с этим гневом управляться. В частности, тренировать включение одновременно и выхода гнева и состояние наблюдателя (когда эмоции выражаются свободно, но ты при этом также можешь в любой момент сказать, что с тобой происходит - в этом отличие просто выражения гнева от аффекта)
В-третьих, на простое безопасное выражение гнева очень легко подсесть. Типа, пришел, проорался, попустило, ушел жить дальше и менять ничего не надо. А задача не просто найти безопасное место для гнева, важно еще научиться управлять гневм, не подавляя, а помогая расчищать свое пространство. И вот здесь да, очень важно тренировать взрослую часть, которая просчитывает оптимальное выражение гнева для максимальной пользы делу и интересам. Но сразу это не получится. Сперва стадия кубышки, потом наблюдатель, потом только взрослая часть и управление.
Если вот эти три аспекта соблюдаются, то работа с агрессией пойдет очень хорошо. Не факт, что быстро. Но в перспективе такая работа очень полезна.
no subject
Date: 2020-04-08 08:31 am (UTC)(поэтому, кстати, мне не кажутся эффективными те или иные отыгрывания гнева - подушку там поколотить или как-то иначе)
no subject
Date: 2020-04-08 08:53 am (UTC)По моему опыту, свободное выражение агрессии - это один из нормальных и полезных этапов в терапии. Не думаю, что такая агрессия должна быть задавлена каким-то морализаторством. До более "взрослого" обращения с агрессией еще дорасти надо, но это доращивание подавлением чувств клиента совершенно не формируется.
no subject
Date: 2020-04-08 09:06 am (UTC)Отыгрывание как символическое выражение гнева лучше всего работают при совпадении векторов: тем, кто желает наносить удары, проще лупить подушку, а тем, кому важно высказать свое, чтоб восстановить границы, лучше подходят "шумные" способы, от крика до стука пластиковыми бутылками.
no subject
Date: 2020-04-08 09:56 am (UTC)То есть мне вообще кажется странным подход, когда от клиента требуется проявлять свои чувства не так, как он хочет, а так, как хочет терапевт (если это, конечно, не эксперимент, но и на эксперимент можно не соглашаться, если не хочется что-то пробовать). Задача клиента - выражать то и так, что и как хочется в данный момент выразить терапевту. Задача терапевта - принимать клиента. Вот если клиент хочет что-то выразить терапевту, а не может (хочется выразить злость, а не получается, например, или хочется плакать, но страшно и т.д.) - вот это уже имеет смысл с терапевтом обсуждать и тут уже терапевт может предлагать разные способы, которые должны помочь клиенту выразить желаемое. А если клиент не хочет злиться или плакать при терапевте, зачем его к этому призывать? Для того, чтобы рыдать при терапевте или ругать его в лицо нужно определенное доверие (уверенность клиента, что его с его эмоциями поймут и не отвергнут, что терапевт от них не разрушится), а если оно не сложилось, то требовать от клиента плакать или ругаться - уже насилие.
no subject
Date: 2020-04-08 12:45 pm (UTC)Ваш терапевт был нелогичен и непоследователен, конечно же. Бред какой-то.
no subject
Date: 2020-04-08 01:38 pm (UTC)декларируют они из терапевтической позиции, потом же из этой позиции технично выпадают, как только чувствуют эту самую агрессию. им кажется, что она адресована им как людям, а не им как специалистам помогающей профессии. если они не видят разницы между двумя агрессиями - то им на переподготовку. это все равно, что театральный режиссер будет думать, что на сцене настоящий брут убивает настоящего цезаря, а ему как свидетелю потом за это будет
no subject
Date: 2020-04-08 02:02 pm (UTC)Спасибо!!!
no subject
Date: 2020-04-08 02:57 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-08 03:02 pm (UTC)Спасибо, очень здорово вы написали!
Я именно такого развития событий и ожидала. Но стадии кубышки моя тер не выдержала и я, конечно, поверила, что это моя вина.
Мне важно было в начале терапии быть для неё хорошим клиентом, понимающим и поддерживающим. Мне кажется, к моменту, когда я поняла, что это перевернутые роли, она уже, в какой-то степени на это подсела и была в контрперенлсе.
no subject
Date: 2020-04-08 03:08 pm (UTC)Мне новая тер тоже так говорит. Я думаю: почему у меня тогда появилась вина, чувство, что я неправильно себя вела и все испортила? Вероятно, потому что тер воспринимала мою агрессию на свой счёт, перестала отделять личное от рабочего; я бы не могла ее поранить словом, если бы она не ранилась, а это уже вопрос ее компетенции и профессионализма.
no subject
Date: 2020-04-08 03:14 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-08 03:27 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-08 07:41 pm (UTC)Я бы на это так ответил, что она в монастырь на годик сбежала бы. Не перевариваю, когда со мной так разговаривают.
Когда я понял, что мне нужно выплеснуть ярость, гнев, я два дня сидел дома и рвал старые учебники. И один принес на терапию и порвал прямо там, ругаясь матом в адрес всех своих обидчиков. Пришлось потом убирать)) но я остался доволен. Терапевт нисколько, кажется, не переживал и только старался мне не мешать. С тех пор у меня ушла потребность в аутоагрессии (мне хотелось разбить что-то руками, и я не понимал, что хочу сделать больно себе).
no subject
Date: 2020-04-08 07:46 pm (UTC)Администрация:
--- Мы создаём этот пост, чтобы все участники могли свободно высказать своё мнение!
Участник:
* Высказывается *.
Администрация:
-- Всё абсолютно не так, это ваши личные проекции из-за ваших личных психологических проблем, это у вас истероидно-параноидный радикал с шизоидным отливом, и вообще мы обиделись!
Но там в общем-то клуб пафосных домохозяек, а тут вроде как профессионализм должен присутствовать. Включите взрослую часть, выключите взрослую часть... можно подумать, это раз плюнуть, нажала кнопочку и выключила.
no subject
Date: 2020-04-08 08:15 pm (UTC)Эта фраза, про девочку, которая не контролирует - не буквальная цитата, конечно. Послание было мягче по-форме, но смысл, в целом, такой. Мы говорили о том, что у меня очень много гнева и притензий вызывают ее действия, в частности, внезапные отмены сессий. Я тогда привела в пример своего 6-ти летнего ребёнка, который остро реагирует, когда я не могу выполнить обещания уделить ему время и что я к этому готова, если отменяю планы, то даю ему выплеснуть эмоции. Она на это сказала, что у шестилетии нет взрослой части, а у меня есть и не надо сравнивать. Ещё, что я ее обвиняю и, провидимому, с другими людьми я поступаю так же (на самом деле так у меня проявляется перенос, а он далеко не со всеми людьми возникает). А когда я хотела поговорить о том, что она выходит из терапевтической позиции, потому что, видимо, какие-то ее чувства мое поведение задевает, спросила, обижают ли ее мои обвинения, она ответила, что они ее раздражают. Вот, как-то так.
ТС
no subject
Date: 2020-04-08 08:18 pm (UTC)Блин, злит, конечно, дико!
ТС
no subject
Date: 2020-04-08 08:20 pm (UTC)Ещё и кинуть умудрилась с чувством вины (((
ТС
no subject
Date: 2020-04-08 11:02 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-09 06:29 am (UTC)— ага, а где ваш профессионализм и терапевтическая позиция? ты что-то совсем себя не проработала.
Простите😣
no subject
Date: 2020-04-10 12:22 am (UTC)Соглашусь, мне не помогало. Объекту гнева от этого ничего плохого не делается же.
no subject
Date: 2020-04-10 11:32 am (UTC)no subject
Date: 2020-04-12 10:52 am (UTC)