Делимся опытом
Jan. 5th, 2020 07:23 pmЗдравствуйте!
Хочу посоветоваться.
Мне 40+. В терапии я недавно, месяцев 5. Пошла к теру по настоянию сына. Сама считала свою жизнь вполне нормальной. Работаю, общаюсь с людьми, есть несколько хобби. Проблемы, конечно, были. Но не такого масштаба, чтобы идти к психотерапевту. В основном в общении. Поэтому изначальный запрос придумала: "Как работать с клиентами, если они меня раздражают?")
Хожу один раз в неделю. Сессия 1,5+ часа.
На терапии выкопали много детских травм. Однажды тер сказал мне "Как вы выжили после всего?"😯
Сейчас я почти в депрессии. У меня пропали силы и желание что-то делать, дома бардак, работаю по минимуму (я фрилансер). Мысли все время черные. Я без остановки "жую" все то, что мы раскопали. И у меня такая дикая жалость к себе. За все эти годы жизни, которые я могла бы прожить намного лучше, если бы не эти детские травмы. Постоянно на взводе. На слезах. Хотя раньше никогда особо плаксивой не была.
На последнюю сессию тащила себя за шкирку. И чувствовала сопротивление всему, что говорил тер. Сжимала зубы так, что к концу заболели челюсти.
Не могу решить - то ли бросать терапию, потому что стало хуже, чем было? То ли это нормальный рабочий момент и его надо просто пережить?
Теру об этом сказала. Он сказал, что это должно быть мое решение (логично).
Сам терапевт мне приятен. Никаких цепляющих за живое моментов не заметила. Да, задает вопросы, на которые сложно и больно отвечать. Но вроде за этим и пришла. У него специализация бодитерапия, но он не стал ее практиковать со мной, так как я не приемлю телесные контакты.
Не все однозначно плохо. Были и позитивные инсайты.
Если брошу терапию сейчас, то не останусь ли в этой черноте навсегда? Может это мое тяжелое состояние и сопротивление как раз и говорит о том, что здесь надо копать? Что именно в этом месте проблема, а организм меня от нее уводит?
Буду благодарна всем ответившим, особенно если у вас было так же.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-01-06 03:34 am (UTC)Раскопки - это вскрытие событий и, самое главное, тех эмоций из прошлого, которые были заблокированы с целью сохранения психики в более-менее устойчивом состоянии. В заблокированном виде с ними нет связи, но они продолжают бессознательно влиять на мысли и поступки, поэтому их раскапывают, прорабатывают и проживают, постепенно убирают их влияние.
Ваше сопротивление вполне объяснимо в этом контексте. Ваша психика перегружена найденным, и у нее нет инструментов, которые бы помогли найти облегчение.
Как ваш терапевт работает с вашей ресурсностью? Как он вам помогает не проваливаться?
no subject
Date: 2020-01-07 11:52 pm (UTC)Работала 2 года, копали-копали, было плохо и злобно, поддержки не хватало и я уходила. Да я говорила, что не хватает поддержки,тёр, могли спросить, какой хотите, но блин если бы я знала какой и могла бы ее себе дать, то не пришла бы в терапию... сейчас большой перерыв..мне не хуже в целом, а скорее лучше..питаю надежду, что начну искать терапевта.
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-01-08 01:48 pm (UTC)Не могу ответить на ваши вопросы, потому что не знаю. А как он должен работать?
Ресурсов у меня мало, по словам тера. И видимо слишком мало, чтобы проработать то событие, которое меня так выбило из колеи.
(no subject)
From:(frozen) no subject
Date: 2020-01-06 03:48 am (UTC)(frozen) no subject
Date: 2020-01-06 07:45 am (UTC)(frozen) (no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-06 08:00 am (UTC) - Expand(frozen) no subject
Date: 2020-01-06 08:09 am (UTC)(frozen) (no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-06 08:19 am (UTC) - Expand(frozen) no subject
Date: 2020-01-06 08:40 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-06 07:43 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-08 01:51 pm (UTC)Про рану очень понятно 👍. Прочла и поняла, что сейчас как раз открыли и чистим. Поэтому так тяжело.
no subject
Date: 2020-01-06 10:35 am (UTC)Мне кажется из текста, что изначально вы пришли не для этого. Терапия совсем необязательно должна быть болезненной.
Можно спросить у терапевта, что вам даст такая работа с прошлым кроме абстрактного улучшения качества жизни и понимания себя, и сколько примерно времени это займет. Возможно, эта цель придаст мотивацию работать или после этого вы решите не работать таким способом, а работать сейчас в таком стиле, который вы назвали позитивными инсайтами.
Сопротивление само по себе это очень полезная вещь, оно уберегает психику от опасных для нее ситуаций или, как минимум, от слишком быстрого их темпа, что тоже опасно.
no subject
Date: 2020-01-08 01:55 pm (UTC)Изначально я вообще просто так пришла. Работа с прошлым дает понимание откуда растут проблемы. И что это за проблемы. Думаю, сейчас идет постановка диагноза.
"Сопротивление само по себе это очень полезная вещь, оно уберегает психику от опасных для нее ситуаций или, как минимум, от слишком быстрого их темпа, что тоже опасно." Значит это показатель, что проблема именно тут. Согласна, что не стоит торопиться.
no subject
Date: 2020-01-06 10:35 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-08 01:59 pm (UTC)Мы и об этом тоже говорим. У нас вообще сессии очень эмоциональные. Или мы смеемся, или я плачу) Но просто "поболтать" я не хочу. Я вообще не люблю пустых разговоров. Лучше притормозить, как советовали выше. Но останавлиаться не хочу.
no subject
Date: 2020-01-06 11:12 am (UTC)Вот этого вот "без остановки жую всякую гадость а жизнь вокруг меня рушится".
Впечатление, что терапевт проводит раскопки на вашем личном кладбище - но вообще никак не помогает разбираться с толпой поднятых зомби.
А ведь его работа не только в том, чтобы раскопать очередного зомбака, но и в том, чтобы вас от него защитить и помочь упокоить его правильно, чтобы жить не мешал.
И уж точно не копать следующего упыря пока этот бегает.
Есть ли у вас возможность между сессиями получить поддержку от терапевта? Это самое время ею воспользоваться.
Ну и вообще хорошо бы обсудить именно этот момент - что у вас кроме терапии вообще-то есть жизнь и ответственность, и вам нужно как-то со всем этим справляться, а вот не получается. Если в ответ получите что-то про волевые усилия, соберись, тряпка, потерпеть и тд - это маркер, что терапевт у вас некачественный и надо уносить ноги. Примерно так же, как от хирурга, которому нормально разрезать пациенту живот да так и оставить его бегать кишками наружу.
no subject
Date: 2020-01-08 02:03 pm (UTC)У меня хороший терапевт. Ничего из сказанного вами нет. Я чувствую поддержку от него, он очень чутко реагирует на мои вербальные и невербальные сигналы.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-09 09:09 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-06 12:32 pm (UTC)Я уравновешивал это все легкой полумедитацией, любуясь миром, в котором нахожусь, искусством, перечитывая книги, которые стал понимать и открывать по-новому, любуясь людьми - ведь на них начинаешь смотреть по-другому. Оказывается, Ницше был очень наблюдательным и метким психологом. Гессе еще глубже, чем мне казалось, когда я влюбился в него. Старые мультики и сказки прелестны. А воспоминания есть и великолепные. Я сам стал писать, и мне это нравится.
И вы знаете, вам только до пенсии еще целую карьеру можно прожить, целую жизнь, эти наши нервные представления про уже 40 - с ними следует спорить. В цивилизованных странах в это время люди только жить начинают. Это не конец жизни, а середина. И если вы обретете психическое благополучие, то следующие 40 лет будут весьма богаты - новым восприятием, свободой, разумом. Так что, дорогие мои рыцари пятого десятка, готовьтесь продолжать жить. С терапией или нет - действительно только наше решение.
no subject
Date: 2020-01-07 09:14 am (UTC)Для меня это все еще открытые вопросы, но я подозреваю, что воспоминания прошлого и проживание боли из него сами по себе не помогают.
(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-08 02:11 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-06 01:15 pm (UTC)Уверены ли вы в том, что то, что вы выкопали, не является (хотя бы частично) плодом внушения со стороны терапевта?
Переход от состояния "считала свою жизнь вполне нормальной" к черной депрессии - вещь, вызывающая опасения.
Стоит проверить результаты на предмет здравого смысла, посоветоваться с близкими людьми.
Человек меняет свою жизнь и свое состояние не только под влиянием благотворного окружения, но также и неблагонамеренного, секты, к примеру.
no subject
Date: 2020-01-06 04:00 pm (UTC)Спасибо, что написали об этом.
Я обратила внимание ещё и на то, что автор пошла в терапию по настоянию сына, а запрос для обращения пришлось "придумывать".
Я думаю, когда нет собственного запроса на помощь или изменения, нет и достаточного понимания мотивации для дальнейших действий. А значит, и ресурсов для работы.
Я бы хотела спросить, как автор пришла к мысли о том, что прожитые годы могли бы быть лучше. Мне кажется, к этому пониманию люди приходят через год-два терапии, когда начинают понимать как именно была устроена их травма и чем пришлось пожертвовать ради выживания. Поэтому я согласна с другими комментаторами в том, что такое вскрытие (если это именно оно) слишком поспешное.
В любом случае мне хотелось бы Вас поддержать и сказать, что Вы правильно делаете, что пытаетесь разобраться.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-07 07:50 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-08 02:16 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-06 03:42 pm (UTC)Если вы "разваливаетесь" на сессии, вас должны к концу "собирать" обратно, помогать восстанавливаться. Брать кусочки поменьше, идти медленнее, посвящать сессии не только раскопкам, но и тому, как жить с тем, что вы раскопали.
Если ваш терапевт говорит вам какие-то слова поддержки, а они не дают вам её, не облегчают ничего, то что-то не так. Он должен предложить другие способы поддержать (он должен! не вы должны придумать, вы можете и не знать! а он!!!!). У вас должны быть опоры и навыки, помогающие вам восстанавливаться. И они должны быть взращены психологом ДО ныряния в глубины ужаса, иначе вы не выплывите.
Я, возможно, проецирую, но у меня тоже был опыт с мужчиной-психоаналитиком, где я полгода жила в депрессивном аду, и я тоже думала, что это закономерно, ведь мы говорим о болезненных вещах. Это не нормально!
Сейчас, когда терапевт говорит слова поддержки, я чувствую поддержку, потому что меня научили принимать её. Когда мне плохо или грустно, я знаю, что это пройдёт, потому что меня научили этому, и я знаю как помочь себе, у меня есть техники, есть список помогающих действий, есть очень много опор, к которым я могу обращаться. Есть даже контакты психиатра (выданные психологом), и свобода в обсуждении этого метода, если он будет необходим.
Пожалуйста, проявите заботу о себе, вам не должно быть плохо постоянно, что-то не так.
no subject
Date: 2020-01-08 02:24 pm (UTC)На сессии все норм. Выхожу с хорошим настроением и чувством хорошо проделанной работы. Просто я обдумываю все проговоренное после сессии. И, видимо, накручиваю себя.
Про слова поддержки - спасибо. Я попробую их услышать. Тут у меня тоже блок) Хотя общее ощущение от тера у меня очень позитивное.
Я не писала, что мой тер - мужчина). Психотерапевт - он, так же как ребенок - он.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-08 02:35 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-06 04:24 pm (UTC)no subject
Date: 2020-01-06 06:11 pm (UTC)no subject
Date: 2020-01-06 08:19 pm (UTC)no subject
Date: 2020-01-08 02:26 pm (UTC)Вы молодец, что не бросили! Полтора года - очень много. Я так понимаю, что потом все стало лучше?
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-08 06:03 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-09 02:15 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-07 07:57 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-08 02:29 pm (UTC)Я даже не думала, что мы быстро идем. Мне все время кажется, что мы топчемся на месте. Я очень быстрая в жизни. И на сессиях словно на скорости 0,25 живу)
Но, видимо, жизнь и терапия - разные вещи) Так что поговорю об этом с тером.
no subject
Date: 2020-01-07 08:02 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-07 08:31 am (UTC)Но вместе с выкапыванием терапевт должен также владеть техниками работы с выкопанным, чтобы это прорабатывать и трансформировать. В вашем случае, предполагаю что он умеет с выкопанным работать только телесно, и возможно что делает это на высоком уровне. Техники телесно-ориентированной психотерапии обычно позволяет легко и безболезненно работать с очень глубокими травмами и чувствами.
Похоже что телесную часть терапии вам урезали, а раскапывательную оставили на той же глубине. В идеале же должно быть так, что у вас что-то всплыло, и вы на месте это проработали, и ушли решившая или как-то сдвинувшая этот вопрос. А в следующий раз эта тема уже не болит, либо всплывает что-то следующее, другие грани. Но оно не копится.
Для работы с глубокими раскопками в разговорном жанре терапевт также должен уметь хорошо контейнировать чувства, помогать проживать, поддерживать, обращать внимание на осознанность и т.д., чтобы всплывшая боль и чувства трансформировать. Чем более теплый, безопасный и принимающий терапевт, тем легче все проживать.
no subject
Date: 2020-01-08 05:09 am (UTC)Поскольку у вас все разворошили и вам плохо, я бы порекомендовала сходить к врачам, проверить здоровье, при необходимости получить медикаментозную поддержку.
Эндокринолог, невропатолог, либо психиатр для фармы. Проверить ферритин, витамин Д, общие анализы. Пить необходимые добавки.
Может быть что ретравмами и какими-то событиями растрясли нервную систему и эндокринологию. Либо в организме копился какой-то дефицит, и сейчас вместе с новыми факторами проявился.
Укрепления здоровья поможет психологически справляться. Если дальше находиться в вашем разобранном состоянии, может упасть иммунитет. Берегите себя.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-08 02:45 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-07 10:17 am (UTC)Здравствуйте!
Возможно, имеет смысл предъявить терапевту свой истинный запрос. Раз вы не сбежали с первых сессий, запрос на помощь и изменения у вас действительно есть.
Я сейчас проецирую свою ситуацию (со стороны дочери), но если вы пошли по настоянию сына, то он может звучать примерно как "я хочу чтобы сын меня любил".
При раскопках действительно актуального запроса, даже если на сессии больно, в целом в жизни наступают и промежутки просветления и облегчения, просто от самого открытия правды. И от того, что другой человек готов принять твою боль и не убегает от нее. Энергия запроса или истинная боль - как компас - помогает выйти из чащи. А если ориентир не доставать из рюкзака, то можно долго блуждать. Странно, что терапевт этого не ощутил. Возможно, его самого слишком захлестнули ваши беды, как вашего сына, и может действительно имеет смысл идти к женщине. А может он ждет и не хочет форсировать.
no subject
Date: 2020-01-09 02:20 pm (UTC)Вроде бы отвечала, но не вижу своего комментария.
Запрос есть, теперь он реальный. Успела обдумать и понять.
Сын меня и так любит, а настаивал он, чтобы я себя полюбила.
Психотерапевт - слово мужского рода). Я не вижу во врачах мужчин и женщин.
no subject
Date: 2020-01-07 10:50 am (UTC)Процесс принятия этих открытий и переоценки своей жизни в соответствии с новой информацией у меня идет до сих пор и идет не просто. Отчасти потому, что пока ни одна из 4-х пт (все женщины) не захотела меня поддержать. Тут у меня вопрос, может ли ваш пт перейти в режим обсуждения и оплакивания этого куска жизни и много слушать, как вам больно и тяжко принимать реальность, и сможет ли он делать это без поучений, только сочувствуя. И да, 5 месяцев это очень мало для оплакивания и принятия, с учетом того, сколько лет вы смотрели на этот период по-другому.
Мне кажется, что терапию бросать не стоит, потому что забыть все всплывшее и жить по-прежнему вы уже не сможете, все равно надо что-то делать. Но и продолжать копать сейчас, мне кажется, нельзя (я прошу прощения за такую категоричность). Возможно, вам придется сменить терапевта.
Про черноту и "остаться в ней навсегда". Нет, вы не останетесь в ней навсегда. Это очень тяжелый период, но он закончится. Он обязательно закончится. Вам постепенно будет становиться легче по мере того, как ваша психика будет принимать новые обстоятельства. Я ходила консультироваться с психиатром и он сказал, что очень многое зависит от гибкости психики (у меня вот негибкая совсем). В этом жж есть много полезного для самопомощи. В частности, я использовала (и наверное еще буду использовать) теорию ложек, которую выкладывала Эль. Она поможет вам понять и пережить бардак дома и то, что сил хватает только на самое необходимое. Если вы еще не используете tapping, можно попробовать, вдруг будет помогать. Также мне периодически очень помогает TRE(trauma releasing exercises), но про него лучше сначала почитать, потом пробовать. Вы обязательно найдете что-то, что будет облегчать вам принятие.
no subject
Date: 2020-01-09 02:28 pm (UTC)Писала вам ответ, но не вижу его. Так что продублирую.
Все что вы написали - очень верно в моем случае. Похоже так и произошло. Маленький звук вызвал горную лавину.
На каждый ваш абзац согласно киваю.)
И спасибо за практически советы в конце. Обязательно изучу и буду использовать!
Огромное вам спасибо за ответ!
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-01-08 03:00 am (UTC)Здравствуйте, спасибо, что поделились болезненными моментами.
У меня первых три года был один сплошной плач и гнев вместе. Не знаю, как пережила. Сейчас шестой год терапии. Открывается глубокое, болезненное, что нельзя бы было пережить раньше. Сейчас легче, процесс горевания проходит быстрее, есть хорошие светлые промежутки с чувством освобождения и нормальной пустоты.
В Вашем случае, мне кажется, важно не перепутать идёт ли горевание со всесторонней поддержкой терапевта, или же он не даёт времени пережить старое и копает новое. Так никаких сил не хватит. Немного смутило, что его специализация бодинамика, хотя это может ещё ни о чем не говорить.
Желаю Вам сил, поднятий со дна переодически, чтобы прийти в себя и поддержки терпевта.
no subject
Date: 2020-01-09 02:35 pm (UTC)Спасибо, что написали про свою ситуацию. Понимаю, что так бывает и это не повод бросать терапию.
Насчет "важно не перепутать идёт ли горевание со всесторонней поддержкой терапевта, или же он не даёт времени пережить старое и копает новое" - не уверена. И даже не очень понимаю, как это определить.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-01-11 10:09 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-01-08 11:13 am (UTC)no subject
Date: 2020-01-08 03:01 pm (UTC)