Делимся опытом
Dec. 1st, 2019 05:41 pmДобрый день, Эль и все читатели.
Спасибо за блог и обмен опытом, очень поддерживает. Я благодаря этому блогу многое переосмыслила и многое поменяла в терапии и жизни.
Хочу спросить, кто знаком с когнитивно-поведенческой терапией?
Подходит ли этот метод для ранних травматиков?
Поделитесь, пожалуйста, опытом и мнением.
Ситуация такая.
В терапии я уже три года.
Я этим методом только начинаю знакомиться.
Вроде всё правильно и всё логично. И я даже согласна с тем, что метод работает. Есть результаты. Терапевт поддерживающий.
Но при этом есть внутренняя печаль, что я вот с этим разбираюсь, убеждения меняю. А словно метод игнорирует тот ужас, из-за которого мои убеждения возникли. Всё время хочется говорить, что не от хорошей жизни я так начала думать. Я чувствую себя одиноко, когда осознаю причину. Вроде настоящее меняется, а горе прошлого никуда не девается. Перемены в настоящем подверждают мою историю, когда я со всем разбиралась сама.
Моё прошлое покоя не даёт. Столько было насилия, что я долгое время хотела просто умереть, т.к. думала, что никогда не приду в себя. Терапевты буквально выхаживали и учили плакать, смотреть в глаза, принимать поддержку, себя поддерживать и т.д.
Прогресс колоссальный. При этом осталось есть убеждение, что я никому, кроме себя, не нужна, меня никто, кроме меня, не будет любить и т.д. раньше у меня и поддержки от себя не было, вообще треш.
Посоветовали проработать убеждения через когнитивку.
Делаю первые шаги и чувствую какую-то покинутость и горе. Мол, всё сама. Тебе надо, ты и делай.
Может, я что-то упускаю из виду и потому такая боль?или метод просто не подходит для клиентов с ранней травмой.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-12-02 01:45 am (UTC)Я под постом прикрепила предыдущие обсуждения этого метода, гляньте те посты и комментарии.
no subject
Date: 2019-12-02 02:16 am (UTC)А что посоветуете для про работки прошлого? Уместно ли (и надо ли) одновременно работать с двумя терапевтами по обоим темам ли есть смысл найти такого, который умеет и КПТ, и про прошлое?
no subject
Date: 2019-12-02 03:06 am (UTC)Постою, послушаю.
Я сейчас пытаюсь пробовать трансактный анализ (хочется проработать тему создания здоровых близких отношений без скатывания в зависимости и контрзависимости) и тоже упираюсь в "нет ножек - нет и мультиков". Очень сходные ощущения с теми, о которых вы пишете. Спасибо, что подняли эту тему.
no subject
Date: 2019-12-02 03:13 am (UTC)Насколько я в вижу кбт, там основная идея звучит так: "Вы думаете, что ..., а надо думать, что ... ". Менять пытаются мысль.
Но я не Думаю так, а Чувствую.
Например, думаю я, что ценный человек, а чувствую, что не ценный.
Это принципиальная разница, которую они словно игнорируют.
no subject
Date: 2019-12-02 04:44 am (UTC)Зачем кпт вообще? Другие направления тоже работают с изменением убеждений, не работая в кпт вы ничего не потеряете.
Могу посоветовать психодинамику и нарративную терапию. Последняя особенно подойдет, если очень хочется именно с убеждениями работать.
С двумя терапевтами работать это головняк. У вас все время будет уходить на то, чтобы координировать их работу.
no subject
Date: 2019-12-02 04:47 am (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 07:37 am (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 08:09 am (UTC)Мысли и рассуждения - медленная, реакции и общие представления - быстрая, она сильнее сцеплена с эмоциями. Смысл КБТ да и всех остальных видов терапии - изменить реакции и быструю оценку, только когнитивщики сосредотачиваются на мыслях. Вот ты понял как работает, за счет этого (понимания в медленной системе оценки) останавливаешь себя много раз, и постепенно воздаешь другие реакцици и быстрые оценки ситуации. Эмоции в этом процессе вторичны, хоть и сильно сцеплены: начинаешь оценивать ситуации по-другому, появляются другие эмоции по этому поводу.
Можно и с прошлым так работать, убирая "триггеры", может, терапевт ТС этим не занимается?
Другие виды терапии сосредотачиваются, например, на эмоциях и стоящими за ними потребностями. "Потребности" часто являются желаниями, т.е. определенным способом удовлетворять более общую потребность (хочется есть, а ты хочешь картошки; хочется любви, а ты хочешь чтобы тебя признавао один конкретный человек - мама). То есть так тоже элемент быстрой привычной оценки, который ведет от потребности к эмоциям.
Можно сосредотачиваться на прошлом и какой-то истории, это будет рассмотрение воспоминание и актуализация быстрых оценок и реакций с вызываемыми ими эмоциями в контексте терапии. Тогда прораобтка проблемы происходит в процессе - вы не сами осознаете, а терапевт вас замедляет и обращает внимание. И этот процесс происходит дольше, так что представление о травме в медленной системе оценке реальности появляются не после директивных указаний, а в результате работы с терапевтом на равных в более медленной темпе.
И все равно в перспективе будешь заниматься самоуспокоением точно так же как в результате КБТ, только, может называть то же самое будешь другими словами и работа в терапии велась по другим принципам.
Разница по большей части в том как проходит процесс терапии, какое отношение с клиентом у терапевта в сеттинге, как долго терапевт помогает и т.п. Разным людям подходит разное - кому-то нравится КБТ, потому что или не любят прошлое, или есть предубеждение против говорения о родителях, не хочется чтобы терапевт онцентрировался на человеке и хочется просто работать с проблемой и все. Другим больше подходит работа с прошлым, диалогический подход вместо менторского, и больше поддержки и внимания к человеку, пост как раз про это.
Так что по мне в языке много путаницы, то что думаешь это все-таки мысли, впечатления и их думаешь, а не чувствуешь или ощущаешь. "Я так чувствую", "такое ощущение что" - это скорее степень оценки лёгкости появления, устойчивости, привычности, неспособности преодолеть какие-то мысли и оценки. А "думаю" обычно говорят про то что осознается как не идущая изнутри мысль, а родукт разума или что-то подобное.
А чувствуют и переживают все-таки эмоции, чувства и настроения; ощущают боль, легкость, прикосновения, тепло/холод, кручение, ломоту и т.п.
no subject
Date: 2019-12-02 08:11 am (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 08:28 am (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 08:38 am (UTC)К сожалению, у многих КПТ-терапевтов нет инструментов для работы с такого рода переживаниями, с переносом и контрпереносом. И есть риск, что если вы попробуете сказать вашему терапевту о том, что вам больно и вы страдаете от его интервенций, вы получите в ответ более или менее ласковые упреки в том, что вы не сотрудничаете.
Мне кажется, можно попробовать об этом с терапевтом поговорить. И если дальнейшая работа невозможна, то постепенно попрощаться и искать другого специалиста. Это нормально. Не со всеми можно пройти до конца.
no subject
Date: 2019-12-02 10:17 am (UTC)То что нет работы с чувствами или поддержки какой то особой?
В чем неподходящесть именно кбт для случаев травматичного опыта и подходящесть каких то других направлений на ваш взгляд?
no subject
Date: 2019-12-02 10:19 am (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 12:18 pm (UTC)Ну и на англоязычных формах я читал истории людей с успшной работой с травмой в КПТ, там, правда, была по большей части третья волна. В русскоязычном пространстве нет, не знаю почему
no subject
Date: 2019-12-02 01:14 pm (UTC)Особенно если у младенца не была развита речь?Мне думается что , развитие нервной ситстемы строится примерно так:сначала идет крупная моторика,затем мелкая моторика и потом как венец всего речь.
ТС я бы посоветовала телеску, психодинамику.
no subject
Date: 2019-12-02 01:43 pm (UTC)Я считаю, что КПТ - это больше про работу с взрослой частью. Я отношусь скептически к этому подходу, по крайней мере лично мне в силу тяжелых эмоциональных потрясений из прошлого КПТ не заходит из-за поверхностности.
no subject
Date: 2019-12-02 02:05 pm (UTC)У меня, например, рационализация и "думание вместо чувствования" - это психзащита, не уверена, что КПТ в таком случае хорошо подошла бы. Некоторые чувства отщеплены, хотя, может быть, вы и правы, и если уцепляться за мысли и через них добираться до чувств (или их отсутствия), то все будет нормально работать. Мне, правда, сложно представить, как можно НЕ отреагировать сильные эмоции из прошлого, а работать только с "сейчас", потому что в прошлом бывают "заперты" ресурсы, и часто само воспоминание и присоединение этих чувств и ресурсов сильно освобождает. Но опять же, я не очень знаю, работает ли с этим КПТ?
no subject
Date: 2019-12-02 02:30 pm (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 03:22 pm (UTC)Остальное гляньте в приклепленных внизу ее поста предыдущих обсуждениях.
no subject
Date: 2019-12-02 03:31 pm (UTC)Добавлю ещё, что у КПТ очень хорошая репутация, так как этот метод самый "доказуемый" в строго научном смысле. Очевидно, что для работы по страховке нужна довольно хорошо доказуемая эффективность, более измеримая, чем в психоанализе, например.
КПТ очень любят рациональные люди, которые доверяют науке и не хотят со всякой хней неведомой связываться. Попробуйте обсудить ваши чувства с терапевтом - что вы чувствуете к нему, что думаете о вашей работе, что бы вам хотелось выразить. Если такая работа не в рамках его подхода, то, наверное, лучше поискать другой.
no subject
Date: 2019-12-02 03:33 pm (UTC)Что такое третья волна?
no subject
Date: 2019-12-02 03:34 pm (UTC)no subject
Date: 2019-12-02 04:07 pm (UTC)Наука уже научилась измерять все залежи бессознательного, оценивать глубинный материал, все взаимосвязи их влияние на психосоматику, здоровье и будущее?
Доказуемость с точки зрения кпт - это замазал прыщи тональным кремом "его больше нет! работает!". Вместо долгого обследования кожи, жкт и гормонов, лечения, ребилитации.
no subject
Date: 2019-12-02 04:22 pm (UTC)А то со временем куча заболеваний от того что все желания души и чувства вытеснили, душа давно жить не хочет и желает сбежать из жизни, желания тела не распознаются. Даже работа с психотерапевтом будет бесполезна от того что всем управляет голова, контакт со всем остальным потерян.
no subject
Date: 2019-12-02 05:57 pm (UTC)Я с вами согласна, я немного криво выразилась. Пыталась сказать, что обычно для рациональных людей эмоции - это иррациональная неведомая хрень, потому они и любят КПТ.