Делимся опытом
Oct. 20th, 2019 05:41 pmНедавно после приступов утренней тревоги пошла прогуляться, и почувствовала себя хорошо - спокойно, устойчиво, благополучно. И через какое-то время стало немного не по себе в этом - пошло как вроде желание вернуться к предыдущим страхам. Подумала, что у меня есть очень привычная система координат, ориентиры в мире - где я маленькая, почти ни на что не способна, люди вокруг - злые и опасные, меня ждет катастрофа где-то в недалеком будущем, удел большинства - потери и страдания и тп - такая привычная слаженная картинка. И когда я оказываюсь в благополучии (стало получаться благодаря терапии) - я как в невесомости, без ориентиров - кто я, какие люди вокруг, что делать, что думать, от чего отталкиваться, на что ориентироваться - где я вообще нахожусь, где и какие теперь координаты. Их нет. И я сваливаюсь обратно. Я задавала вопрос терапевту - она прямо не отвечает, координаты не задает. Я поняла, что она не скажет и не должна, это наверное было бы неправильно, я, похоже это должна сформулировать для себя сама - но вот, хоть убей, не знаю как. Выписывать и переписывать свои убеждения о мире, себе и тп, как советуют в некоторых книгах? Ждать, пока, наконец, выкристализируется что-то само-собой (сколько ждать((, и дождусь ли)? Задать эти координаты от фонаря - так, как мне хочется (но это обманкой чувствуется). Очень хочется переместиться из этого неприятного места в другое, более просторное и доброе, но как это сделать, чтобы отталкивалось от реальности все-таки, а не стало типа аффирмаций-мыльных пузырей? Были ли у кого-нибудь похожие мысли-ощущения, как вы решили для себя этот вопрос?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-10-21 01:00 am (UTC)Благополучие - это навык. Нельзя быстро переместиться туда, где пока ничего нет, кроме идеи, как нельзя переехать в дом, который еще не построен.
Благополучие - это, во-первых, крепкие цепочкий нейронных связей, которые поддерживают это состояние. Во-вторых, это угол зрения, с которого видно безопасные, поддерживающие, дружелюбные аспекты жизни и людей. Скажу замызганное, но в состоянии благополучия люди вокруг действительно начинают проявлять свои лучшие качества в общении.
Для травматика в благополучии реально непривычно. Не понятно, что делать, что чувствовать и на что ориентироваться, поэтому в благополучие лучше добираться очень постепенно, чтобы осваиваться по мере продвижения вперед.
Аффирмации делать не надо, потому что это будут пустые слова. Начинайте с того, что вызывайте в себе то состояние спокойно, устойчиво, благополучно намеренно. Например, пять минут каждый вечер. Сначала получаться будет через раз или вообще не будет, но со временем начнет получаться.
Когда состояние будет возникать спонтанно, запишите все его детали - чувства, мысли, ощущения в теле, фантазии. Смакуйте его настолько, насколько вам позволят ваши страхи. Так будет легче его воспроизвести намеренно.
Ваша задача - растить нейронные связи для благополучия, и это тоже самое, как растить какую-то группу мышц - намеренные, регулярные, осознанные упражнения и поиск возможности эти мышцы применить на деле.
Отмечайте все, даже очень мелкие признаки благополучия там, где вы сейчас. Например, удобную кровать, приятную одежду, вкусную еду. Или даже факт, что пол/земля надежно поддерживает вас. Смотрите фильмы и слушайте музыку, которая вызывает это состояние. Главное, как я выше сказала, вырастить в мозге нужные связи путем систематичской их стимуляции.
Постепенно у вас сформируется картинка, что для вас благополучие, что с ним делать и как в нем жить.
no subject
Date: 2019-10-21 01:10 am (UTC)Откаты будут, обязательно. Это нормально. Травматичные нейросвязи - это восьмиполосные шоссе, а новые - это едва протоптанная тропинка через лес. Пока она станет главной дорогой, мозг, вследствие своей инетртности, будет возвращаться к старому. Я как-то тут постила ссылку на статью, почему мозг такая редиска и изо всех сил сопротивляется переменам (краткий ответ - таким его сделала эволюция).
Вернуться в привычное "я маленькая, неважная, слабая, я не выживу, а кругом очень злой, холодный мир и равнодушные люди" тянуло много. Там осталась важная мечта о том, что меня маленькую спасут из этого жуткого места, а если я буду благополучной, никто меня не будет спасать, и я буду жить в одиночестве и все тащить на себе. С этой мечтой в этом ее виде пришлось попрощаться, потому что она не давала мне исцелиться.
И еще антитревожная фарма очень помогает. Она помогает снизить страх, который вызывает состояние благополучия (страшно! небезопасно! нельзя! накажут!), и тем самым помогает больше, чаще, продолжительнее находиться в состоянии благополучия и укреплять его.
no subject
Date: 2019-10-21 07:58 am (UTC)У меня просто скорее негативный опыт в прошлом по той причине, что я сфокусирован очень на психических симптомах и люьые побочки в этой сфере меня пугают очень.
Как будто это некое сопротивление фармакотерапии - я не готов просто отдаться лечению и ждать... У меня тревожное расстройство обострилось последнее время и изза этого в терапии стало тяжело работать потому что тревога мешает очень.
Сейчас надо опять залезать на антидепрессант, а там такие побочки в аннотации вплоть до галлюцинаций и меня это очень пугает. У меня один из страхов - страх сумасшествия поэтому все что около этой темы меня пугает. Вроде и врачу доверяю но все равно вот так...
no subject
Date: 2019-10-21 10:33 am (UTC)Галлюцинации - это не бред, когда не отличаешь фантазию от реальности, это просто несуществующие звуки или изображения. Когда нет расстройства, которое мешает трезво мыслить (деменция, шизофрения), их можно отделить от реальности, и прекратить принимать этот препарат.
no subject
Date: 2019-10-21 10:40 am (UTC)Я наверно просто не понимаю как это устроено, вот в золофте среди побочных эффектов указан психоз и суицид. Как это понять? :) вот выпил человек таблетку чтобы тревожность полечить и стал вместо невротика психотиком? И теперь надо психоз лечить?
Или как это устроено объясните пожалуйста. Типа лечили простуду, а в результате лечения больной помер :))
no subject
Date: 2019-10-21 02:19 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 02:32 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 02:57 pm (UTC)Я еще не пила антидепрессанты, я пила только фарму от тревожности (три разных препарата). У нее обычно эффект быстрый (или сразу или через две недели), и не надо ждать месяцами, когда она заработает. Побочки у меня лично никакой.
no subject
Date: 2019-10-21 03:05 pm (UTC)Антидепрессанты и от па и от тревожности просто тоже назначают.
Начал пить стрезам (мягкий транк) - но пока только 3 дня может рано еще эффекта ждать...
no subject
Date: 2019-10-21 03:18 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 07:03 pm (UTC)Простите, что вклиниваюсь, но это не совсем так. В начале приема АДов (SSRI в основном) увеличивается риск попыток суицида, особенно у подростков и молодых людей. Это объясняется тем, что при тяжелой депрессии нет сил на действия, в том числе и на суицид, а тут силы появились, а жизнь всё ещё не лучше. Поэтому психиатр должен часто встречаться с пациентом в начале лечения и корректировать дозу или менять лекарство, если что.
Бензодиазепины, применяемые при тревоге, тоже вызывают суицидальные мысли, и там еще столько всего "интересного", что больше недели я бы не советовала.
no subject
Date: 2019-10-21 07:18 pm (UTC)С психиатром надо часто встречаться в любом случае, потому что надо мониторить действие фармы и менять дозировку/комбинации, пока не найдется золотая середина.
Бензо - не самый лучший выбор, их лучше вообще избегать, особенно, когда человек по ресурсу просажен и может на них подсесть.
no subject
Date: 2019-10-21 07:20 pm (UTC)Бензодиазепины - да, при приеме длительном вызывают суровый синдром отмены поэтому их нащначают как прикрытие нампару недель и потом отменяют. Иногда такое прикрытие делают атипичным нейролептиком.
no subject
Date: 2019-10-21 09:15 pm (UTC)>Иногда такое прикрытие делают атипичным нейролептиком.
Ага, после которого у тебя едет пролактин и ты набираешь 15 кг в месяц, а тебе поют, что жрать надо меньше. Личный опыт.
no subject
Date: 2019-10-21 09:39 pm (UTC)На первый вопрос - скорее всего нет, этот риск и так невысок, если нет тяжелой депрессии, то он еще меньше. 100% гарантии, конечно, нет.
Фармкампании обязаны указывать все побочки, которые возникли в процессе разработки или сразу после выхода препарата на рынок на 4й стадии исследования, иначе они получат по голове от FDA или их кто-нибудь засудит и это будет больно. :)
Надо смотреть в какую категорию риска попадает тот или иной побочный эффект по конкретному препарату - высокий, средний, низкий. Суицид будет в последней, я подозреваю.
no subject
Date: 2019-10-22 08:24 pm (UTC)Извините, не было доступа в инет последние два дня, а я не ожидала, что вопрос так быстро опубликуют.
Спасибо за ваш ответ, очень многое откликается и многое для меня понятнее стало - и что происходит, и что делать.
Я правда хотела перепрыгнуть в благополучие побыстрее - очень обидно и досадно, когда вроде пошло-пошло, вроде бы уже стабильно - а потом опять скатываешься назад(( Сейчас по-новому взглянула - Благополучие - это навык. Нельзя быстро переместиться туда, где пока ничего нет, кроме идеи, как нельзя переехать в дом, который еще не построен. Правда же, только строиться начал. И так жалко про откаты(( Каждый раз как вылазишь из этого на более-менее длит-й период - кажется - все, наконец-то, похоже вылезла. А потом опять-двадцать пять((( И уже ж долго я в терапии, пора бы и вылечиться уже(((
Про восьмиполосное шоссе - сколько же ждать, когда тропинка с ним сравняется, и сравняется ли.
Про стимуляцию и намеренное возвращение в благополучие - займусь этим, теперь понятно, что можно делать реально, спасибо большое. Тут правда немного боюсь - у меня часто парадоксальные реакции идут - хочу думать о хорошем - и тут же всякая пакость лезет, специально прям.
Там осталась важная мечта о том, что меня маленькую спасут из этого жуткого места, а если я буду благополучной, никто меня не будет спасать, и я буду жить в одиночестве и все тащить на себе
У меня очень похоже, типа - у меня маленькой и ничтожной будут друзья и помошники (семья родит-кая и родственники), меня не бросят, хоть и буду мучаться. А стану благополучной - бросят, останусь одна, и тогда-то и начнется настоящий кошмар.
no subject
Date: 2019-10-22 09:03 pm (UTC)И уже ж долго я в терапии, пора бы и вылечиться уже(((
Это все наш мозг. Он считает, чему ты в детстве обучился, тому и надо свято следовать всю оставшуюся жизнь. Эволюционно в животном мире это оправдано, но в человеческом обществе, где все меняется каждые десять лет и нужно постоянно пересматривать старые навыки и осваивать новые, это становится большим препятствием. Мозг сопротивляется переменам и будет им всегда сопротивляться, он таким вырос :) Так что надо набраться терпения и сосредоточиться на том, чтобы каждый день делать пусть малюсенький, но шажок в сторону исцеления.
А стану благополучной - бросят, останусь одна, и тогда-то и начнется настоящий кошмар.
Мне тер в свое время сказала горькую правду: во взрослом мире за пределами семьи помогают тем, кто помогает себе сам. Причина: тащить на себе всего человека целиком - это непосильная задача. Так что от совсем нуждающихся люди разбегаются. Посильная - это подставить ему плечо по дороге, по которой он идет своими ногами.
Это в семье обращали внимание только тогда, когда ты уж совсем никакой и беспомощный. И то - мало. И то - еще и критиковали за это нещадно. Но эта обстановка осталась далеко в прошлом, кругом уже другие люди и с ними нужны новые, адекватные текущей жизни сценарии взаимодействия.
no subject
Date: 2019-10-24 05:44 am (UTC)Спасибо большое! Сейчас вспоминаю, что мой терапевт тоже похожее говорила про восстановление после откатов, но я не остановилась на этом. Про малюсенький шажок - мотивирует, тк кажется, что малюсенькие шажочки я все-таки делаю.
Про семью - я только-только выбралась из родительской семьи, лет 5 как, и сейчас продолжается опека-контроль родственников. Поэтому очень сложно это даже не убеждение, а внутреннее знание преодолеть. Но правда стало получаться немного шагать своими ногами (т-т). Тоже очень обширное место развития для меня, но процесс пошел.
Хотела еще про первый коммент спросить - вы пишете, что в состоянии благополучия люди вокруг действительно начинают проявлять свои лучшие качества в общении.
Это имеется ввиду - то, кот находится в сост благополучия, так себя ведет, или с ним так начинают себя вести другие?
no subject
Date: 2019-10-24 06:00 am (UTC)no subject
Date: 2019-10-24 07:13 am (UTC)ух ты)) как волшебство выходит. Я правда заметила, что люди стали лучше ко мне, но думала, что стала просто замечать хорошее от них, что раньше кроме своих страхов ничего не видела, а теперь вижу.
no subject
Date: 2019-10-24 07:23 am (UTC)no subject
Date: 2019-10-24 08:44 am (UTC)Понятно))) Да, я к ним раньше практически и не обращалась - лишь бы побыстрее отстреляться и сбежать. Их и не видела толком, но привентивно остерегалась.
no subject
Date: 2019-10-21 07:45 am (UTC)Очень знакомо то, что Вы пишите. Практически я с этой темой на терапии еще не работала, но в понимании мне помогла книга "Journey Through Trauma: A Trail Guide to the 5-Phase Cycle of Healing Repeated Trauma"
by Gretchen Schmelzer. Она выделяет 5 фаз в раоте с травмой: Preparation, Unintegration, Identification, Integration and Consolidation. Мне было интересно и ново узнать, что после проработки травмы начинается работа по присвоению "нормального образа жизни" и иной реальности. Поразило, что и в "нормальности" ожидается некая терапевтическая работа. Мне кажется, хорошо об этом знать, а то получается, что ожидаешь, что перенесешься в какую-то другую реальность и заживешь, ан нет.... И тут поработать придется.
no subject
Date: 2019-10-22 08:29 pm (UTC)Очень интересно, поищу книгу. Да, это как раз то, что я сейчас чувствую - что непонятно как приживаться и жить в хорошем. Тут я правда не уверена, проработана ли у меня травма - скорее всего нет. Но жить стало гораздо легче, как раз и ожидала, что перенесусь и заживу))
no subject
Date: 2019-10-21 09:19 am (UTC)no subject
Date: 2019-10-22 08:35 pm (UTC)Очень интересно! Частично я это делаю, но не так широко. Попробую обязательно. Особенно интересно про разговаривала и успокаивала тревожную часть тем, что с хорошим мы тоже справимся, это интересный опыт и мы в нем будем неспешно осваиваться Я почему-то думала, что благополучие - это конечный пункт, как более-менее длительно почувствовал - так и навсегда, и про успокаиваться-привыкать в нем быть даже подумать не могла. Подскажите, а как долго и как регулярно вы это делали? Я пробую что-то похожее, но боюсь, что не достаточно регулярно и серьезно.
no subject
Date: 2019-10-21 10:23 am (UTC)Про то что делать с неопределенностью - вы ее избегаете, похоже, что она для вас неприятная, возможно опасная. В какой-то степени это может быть продолжением прошлого отношения к миру, для вас неопределность не видится как место для множества чудесных или разных возможностей. Я через это проходил в основном на терапевтических группах, когда у нас были периоды долгого молчания, когда терапевт перестал давать направление для работы, тогда улавливал ожидание, что кто-то должен определить как жить, иначе опасно, а самому решать в неизвестности катастрофично. То есть все cводится к тому, что жизнь плохая, не буду ничего делать.
Поэтому стоит работать с состоянием неопределенности и растерянности, тем более что полная уверенность и определенность иллюзорна, поэтому когда переходишь из травматичного или тревожного состояния в нвое, оказывается, что в нем меньше ясности и однозначности, зато больше возможностей.
Как с этим работать - а так же как работали раньше с другими темами, вы там узнаете какие-то концепции (например "не всё что даелают родители из заботы и любви, может быть использование") и сравниваете их со своими ощущениями и реальным миром, или что-то замечаете в мире ("этот упрёк не был похож на выражение любви"), оно вам откливается и вы начинаете смотреть насколько часто это бывает и есть ли система. Разница в том, что в маленьких темах время определённости меньше, а глобальных - больше, и выход такой же, с опрой на представления о себе и других и на чувствительность к себе постепенно подбираете то что вам подходит и соответствует реальности.
no subject
Date: 2019-10-22 08:47 pm (UTC)Спасибо за ваш отклик! Да, правда, очень хочется поменять, но ведь и не быстро это - терапия в общей сложности у меня очень долгая уже, только с этим терапевтом - 4 года. Сколько же ждать-то еще(( Но я поняла эту мысль - про очень постепенно и откаты. Буду теперь на это ориентироваться.
Неопределенности правда боюсь - на место пустоты как правило первыми лезут страхи.
no subject
Date: 2019-10-21 11:25 am (UTC)Мне кажется, что у вас, может, сейчас какой-то заметный скачок на терапии произошел, и из-за этого вы чувствуете такую растерянность - "И когда я оказываюсь в благополучии (стало получаться благодаря терапии) - я как в невесомости, без ориентиров - кто я, какие люди вокруг, что делать, что думать, от чего отталкиваться, на что ориентироваться - где я вообще нахожусь, где и какие теперь координаты".
В моем опыте так себя чувствуешь, когда эти изменения происходят не постепенно по чуть-чуть, а быстро. Поэтому как раз и хорошо, что чаще всего это процесс плавный и неторопливый, успеваешь приспособиться к заре нового мира. :)
no subject
Date: 2019-10-22 08:58 pm (UTC)Сначала редко и по чуть-чуть, а потом чаще и надольше Вот да, это про меня. И все жду и жду финала, и каждый раз обламываюсь) Жить правда становится лучше, но мне хочется уже определенности и "перемещения" навсегда в более благополучный мир.
Мне кажется, что у вас, может, сейчас какой-то заметный скачок на терапии произошел,... В моем опыте так себя чувствуешь, когда эти изменения происходят не постепенно по чуть-чуть, а быстро.
У меня как-то скачами и идет наверное - сначала долго длится почти на одном уровне, прибавляется по капле, а потом как отпуск-каникулы - резкий скачок, когда сильно взлетаешь. Да, сейчас поняла - вы абсолютно правы, у меня был сильный подъем, относит недавно - очень многое почувствовала по-другому, стали доступными многие вещи, о которых и не мечтала- в отношениях, в восприятии себя, в чувствовании своего места среди людей. Потом стало качать туда-сюда, и теперь я как между мирами) Назад не хочу, вперед - не умею.
no subject
Date: 2019-10-21 11:36 am (UTC)Мне стало помогать замедление. Медленно ходить, медленно собираться, медленно есть. (У меня ещё просто характер такой, что мне надо всё быстрее-быстрее, желательно ни во что не вовлекаться, «важен результат», лучше ничего не чувствовать)
И собственно замедляюсь, чувствую себя, вкус еды, погоду, и ответы на разные вопросы приходят изнутри.
На терапии работала с тем, что у меня стоит запрет на получение наслаждения, главное - эффективность, быстрота, результат, а наслаждаться - нет, это нельзя! Запрещено!
И поддерживаю вас в том, что эти новые ощущения могут вызывать сомнения, непонимание, растерянность, потому что возможно важна ясность и стабильность.
no subject
Date: 2019-10-21 11:51 am (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 02:24 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 02:35 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 03:06 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 04:26 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-22 09:03 pm (UTC)Спасибо большое за ссылку! (сразу не ответила, так как не была в инете, но ссылка очень заинтересовала)
А я как раз очень медленная, но про "не вовлекаться" и "результат" очень откликается. Получается, я медленная, но не включенная в это. Тоже попробую. Спасибо большое, за ответ и за поддержку.
no subject
Date: 2019-10-22 09:48 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-24 05:58 am (UTC)Спасибо)))))))))))
no subject
Date: 2019-10-21 11:53 am (UTC)no subject
Date: 2019-10-22 09:08 pm (UTC)Да, мне моя терапевт об этом говорила. Пробую сейчас отталкиваться и от тех кусочков реальности, что раньше не замечала. Но все равно цельная картинка не вырисовывается. Кусочки-то тоже под что-то собирать надо, под какое-то видение или убеждения. Сейчас в основном собираю то, что стало откликаться чувствами терапии. Новое, что почувствовала -увидела с терапевтом - ловлю вовне. Но это тоже ограниченно и не совсем ясно.
no subject
Date: 2019-10-21 07:51 pm (UTC)Сообщение выше про просьбу перевести деньги похоже на мошенничество.
no subject
Date: 2019-10-21 10:25 pm (UTC)no subject
Date: 2019-10-21 11:33 pm (UTC)Постепенно у меня накопилось достаточно хороших изменений, и я почувствовала, что мне в привычной системе координат очень тесно. Например, какие-то болезненные места проработались, но сформированные вокруг них реакции остались, и это иногда тоже тянуло назад. Более того, я стала понимать, что мои представления о себе уже не просто не актуальны, а местами ошибочны. Но мне не столько хотелось "переехать в новую реальность" (я уже стала получше справляться с жизнью), сколько узнать наконец, какая же я на самом деле. Что для меня важно? Чего и как я хочу? Мне хотелось понять, я веду себя или думаю определенным образом потому что так правильно, привычно, принято в семье/культуре, продиктовано травматичным/унаследованным опытом? Или потому что мне правда именно так и хочется?
Т.е. этот процесс был и остается очень центрирован на чувстве себя и поиске внутренней свободы.
Правда, как только я этот запрос сформулировала, тут же провалилась в такую тревогу, какой давно не было. Но и цель "пересмотреть свои ценности, взгляды на жизнь и себя и узнать, какая я на самом деле" очень масштабная, так что не удивительно)
Поэтому, присоединяюсь к рекомендациям Эль и остальных про то, что нужно постепенно и методично накапливать знание о том, что для вас благополучие и как вам в нём живётся. Когда знания будет прилично, вы будете точно знать, к чему стремиться.
И, по возможности, не торопиться, наблюдать за собой и своими переживаниями. Новый порядок выстраивается постепенно, как и навык выдерживать неопределенность, прислушиваться к своим ощущениям и доверять им.
Ф.
no subject
Date: 2019-10-22 09:17 pm (UTC)Спасибо! Представления о себе мой терапевт расшатывает, но я очень цепляюсь за старое - свои неумения, недостаттки и тп. Пока не дошла до этого этапа, как вы пишете - узнать себя лучше. Я этого хочу, но пока решаются другие вопросы, и я понимаю, что к этой теме еще не готова. Хотя понимаю, насколько она мощная, продвигающая и нужная. Надеюсь, дойду до нее.
Когда знания будет прилично, вы будете точно знать, к чему стремиться
Так хочется, чтобы это знание поскорее накопилось( Не барахтаться в хаосе из миров, быть в определенности.
no subject
Date: 2019-10-24 06:13 pm (UTC)И - прочитав ваши комментарии выше - я тоже медленная и легко от тревоги "вылетаю", теряя вовлеченность в момент. Со всем этим этим очень помогают даже самые простые практики осознанности, они тренируют способность возвращаться в настоящее и чувствовать процесс (но тоже не как окончательный переход, а скорее как мышца, когда с каждым разом становится чуть легче). И упомянутый уже emdr, да)
Сил вам и успехов на вашем пути!
Ф.
no subject
Date: 2019-10-27 06:48 pm (UTC)Спасибо большое! Надеюсь дойду до этого. Пока только-только начала быть более-менее устойчивой. Поищу про практики осознанности. Emdr хотела бы, но я далеко от цивилизации(((
Спасибо большое за поддержку и за теплые слова!