transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день!
На заключительной сессии терапев, абсолютно неожиданно, после того как я поблагодарила за совместную работу, попросил меня оставить отзыв о работе с ним на сайте б17. В тот момент, я отреагировала согласием, но через время поняла, что у меня нет потребности писать такой отзыв. Возникло ощущение, что терапевт поступил не совсем экологично по отношению ко мне. Писать я ничего не стала, но неприятное послевкусие осталось. Стоит ли донести до него это ощущение, или махнуть рукой и забыть? Хотелось бы услышать мнения по этому поводу.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-09-25 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com
Я бы попросил еще сессию-две и попробовал разобраться в своих эмоциях. Расставание в нашей жизни тоже имеет большую историю и ассоциации, иррациональные чувства, свой эмоциональный багаж. Мы с тером обычно поднимали это после его отпусков.
Я преподаватель, мне отзывы тоже важны, так что тема интересная.

Date: 2019-09-25 07:28 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

У меня уже другой терапевт.

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-25 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-25 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-25 05:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-25 04:08 am (UTC)
From: (Anonymous)
По вашим ощущениям он попросил отзыв как бы показывая ожидание хорошего отзыва или это больше звучало как просьба об обратной связи и готовность к любому исходу? Для меня первое могло бы ощущаться как давление и подталкивание меня в сторону своих интересов. А второе одновременно и странно, и хорошо. Странно, потому что если ему важна обратная связь для целей улучшения качества и знания своих недостатков, он мог бы спросить лично или дать анкету с вопросами о качестве. Хорошо, потому что показывает его смелость увидеть все как есть сразу на сайте б17. Хуже когда просят отзыв отправить на емейл или их сайт, с возможностью не публиковать не понравившийся отзыв.

Date: 2019-09-25 07:30 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

"По вашим ощущениям он попросил отзыв как бы показывая ожидание хорошего отзыва или это больше звучало как просьба об обратной связи и готовность к любому исходу? "

Попросил после того, как я поблагодарила устно во время заключительной сессии.

Date: 2019-09-25 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com

Не очень понятно: в чем именно поступил не экологично. Могли бы подробнее рассказать, что именно зацепило в просьбе?

Date: 2019-09-25 07:42 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

"Не очень понятно: в чем именно поступил не экологично."

Написала комент с прямой ссылкой на статью, но он видимо не прошел премодерацию.
На Б17 прочитала хорошую статью психолога Натальи Виноградовой, там были слова с которыми я очень согласна:

"просить человека написать отзыв после консультации это нарушение внутреннего психологического процесса, который был запущен во время встречи. Человек думает о себе, о своей ситуации, он погружен в нее и слова психолога будут еще звучать в голове и какое-то время продолжать внутреннюю работу. Обращаясь с просьбой написать отзыв, психолог разворачивает клиента в свою сторону и заставляет думать о нем, а не о себе."

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2019-09-25 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 06:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com - Date: 2019-09-25 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-25 08:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-26 02:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 06:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 09:37 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-25 07:09 am (UTC)
From: (Anonymous)
интересно, что вы об этом написали, у меня та же ситуация и то же самое ощущение

Date: 2019-09-25 07:43 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

Попробуем с этим разобраться.

Date: 2019-09-25 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] momomomomomo.livejournal.com
Неприятно чувство можно понять, вы согласились написать отзыв (как и поступило бы большинство людей из вежливости), но не готовы это сделать.
Согласен, что многое зависит от формы, был ли это намек без обязательного ожидания отзыва или прямая просьба. По-хорошему терапевт должен избегать просьб и получать от клиента выгоду только в виде оплаты встреч.

Date: 2019-09-25 07:44 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

"был ли это намек без обязательного ожидания отзыва или прямая просьба."

Прямая просьба.

"По-хорошему терапевт должен избегать просьб и получать от клиента выгоду только в виде оплаты встреч."

Я тоже так чувствую.

Date: 2019-09-25 10:15 am (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

У меня была похожая ситуация, написала терапевту благодарность лично, она попросила опубликовать это как отзыв. Тоже было немного неприятно, но я в тот момент это проигнорировала (боялась отказать, хотела угодить), да и сейчас не могу понять, почему неприятно. Наверное потому, что я как будто со своей благодарностью как к человеку, а тер в ответ с бизнесом))) тем не менее я не считаю, что это неправильно или неэтично.

Date: 2019-09-25 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
тут можно только заподозрить скрытую просьбу похвалить во всеуслышание. прорекламировать. а это как будто бы намек на то, что сеттинг поплыл.
у меня обычно на прямую просьбу оставить отзыв (не терапия, любое клиентское взаимодействие) включается ступор. даже если я обязательно буду хвалить и рекомендовать. наверное, работает то, что профессионал, оказавший услугу, обязательно отзыв увидит и по косвенным признакам будет знать, от кого он исходит. возможно, с чем-то не согласится и ему что-то не понравится. вот в этой точке рождается какая-то неловкость, страх обидеть

Date: 2019-09-25 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com
А этот страх обидеть - он, как вам кажется, не связан со страхом получить осуждение а то и удар за честность от "взрослого"? (потому что когда мы обращаемся за помощью, то мы - в детской позиции).

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-09-25 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-25 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-09-25 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-25 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-09-26 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kristian-oghma.livejournal.com - Date: 2019-09-27 03:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-27 02:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com - Date: 2019-09-28 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radioactivez.livejournal.com - Date: 2019-09-28 07:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-25 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com
Отзыв - это услуга. Просьба об услуге - нарушение этики.

Date: 2019-09-25 02:04 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мне кажется, этику, конечно, надо уважать, но все-таки и у нее есть какие-то не такие уж железобетонные правила. Имхо "услуга", которую имеют ввиду в правилах этики - это попросить клиента сделать маникюр или дать юридическую консультацию, а попросить отзыв, хоть это житейски и считается "попросить об услуге" - это просто просьба, нормальная для помогающей профессии. Я понимаю, почему это может вызвать дискомфорт, но нарушением этики я бы это не считала.

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-25 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-25 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-26 02:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-27 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-27 11:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-29 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-29 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 03:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-25 03:00 pm (UTC)
From: (Anonymous)
"Просьба об услуге - нарушение этики."

Мне тоже так кажется.

Date: 2019-09-25 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ceridwenn.livejournal.com
мне субъективно кажется нормальным просить отзывы. Люди часто забывают написать отзыв, если все было хорошо, а вот если все плохо - обычно пишут с удовольствием. Поэтому часто бывает перекос в сторону ругательных или восторженных отзывов, когда человека что-то задело. А отзывы по типу "все было нормально" - тоже весьма ценны, хотя пишут их редко.

В Вашем случае мне кажется может быть проблема не в отзыве, а в том, что Вы "из вежливости" согласились на то, на что соглашаться не хотели? Я в таких случаях обычно отвечаю что-то обтекаемое типа "если будет время", так и не отказал, и обязательств не взял.

Date: 2019-09-25 03:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

"мне субъективно кажется нормальным просить отзывы."

Мне кажется просить отзывы это - лезть человеку под кожу, если у него есть потребность, он сам напишет.

"В Вашем случае мне кажется может быть проблема не в отзыве,"

Проблема именно в просьбе об отзыве.

Date: 2019-09-25 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nokke.livejournal.com
Мне кажется, нормальная просьба об отзыве не подразумевает согласия здесь и сейчас и всегда даёт возможность откатить. Типа если вам будет комфортно написать отзыв, я буду благодарна, так меня просила массажистка, например 

Date: 2019-09-25 06:30 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Ну если терапевт просит на последнем сеансе (!) "оставьте мне, пожалуйста, отзыв на сайте б17", то это, вроде бы, оставляет возможность этот отзыв не оставлять. Формулировка, конечно, предпочтительнее такая, как вы сказали, я тут полностью согласна, чтобы не обязывала и все такое. Но в посте точной формулировки не указано, может, ТС уточнит.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 06:53 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 09:22 am (UTC)
From: (Anonymous)
"Возникло ощущение, что терапевт поступил не совсем экологично по отношению ко мне".
У меня тоже возникло такое ощущение, попробую развернуть свою мысль. Формально в самой просьбе оставить отзыв ничего предосудительного нет (это уже и до меня написали). Но - конкретно в вашем случае - есть. Я не знаю, на какие темы вы работали с этим психотерапевтом, но если вы общались больше 2-3 раз, он должен был увидеть, что у вас трудности с отстаиванием собственных границ и, полагаю, с контактом со своими чувствами (вы сначала согласились, а потом почувствовали, что что-то не так) - в целом, классические последствия травмы. И в вашем случае просьба - это не просто слова, это агрессивное вторжение в ваше личное пространство. И это так же неэтично, как попросить одноногого человека: "А метнись-ка в магазин за хлебушком, одна нога здесь, другая там". И тут как-то все выводы неутешительные. Либо терапевт вообще не увидел ваших проблемных зон - и это его баг. Либо вы с этими поблемами и работали, и он решил, что вы уже достаточно протерапированы и устойчивы - но, если бы это было так, этого письма и обсуждения просто не было бы - и неверная оценка вашего состояния на конец терапии - это, опять же, его баг.

Date: 2019-09-26 02:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

"он должен был увидеть, что у вас трудности с отстаиванием собственных границ и, полагаю, с контактом со своими чувствами"

Мне кажется вы проецируете что-то свое. Это некий переход границ с вашей стороны и я его прекрасно замечаю, как и свои чувства по этому поводу.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-09-26 07:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] afina-psy.livejournal.com
Мне кажется, что такая просьба выходит за рамки отношений психотерапевт-клиент.. Не смотря на то, что терапия закончена, отношения все равно продолжаются, расставание - часть терапии, а такая просьба резко выбивает отношения в плоскость рекламы, продвижения услуг терапевта, на что клиент изначально не подписывался. Вообще ситуация напомнила поговорку "спасибо на хлеб не намажешь", как будто произошла попытка монетизировать энергию благодарности.

Date: 2019-09-26 02:50 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС.

"Вообще ситуация напомнила поговорку "спасибо на хлеб не намажешь"

Вот, да!

Date: 2019-09-26 07:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
> Стоит ли донести до него это ощущение, или махнуть рукой и забыть?
Смотря что вы хотите получить от этого донесения информации. Выше я прочитала, что вы уже в терапии с другим специалистом, я бы вынесла свои чувства и мысли в текущую работу, чтобы поииследовать, что зацепило и чтобы не "махнуть рукой" на свой дискомфорт.

Date: 2019-09-27 03:25 am (UTC)
From: [identity profile] kristian-oghma.livejournal.com
Я бы, наверно, в такой ситуации, как у Вас (если бы мне было неприятно произошедшее), "передумал" бы писать отзыв.
Если бы психолог был для меня ценен, то я послал бы мэйл с объяснением, что я передумал. И пояснил бы, что у меня избегающий тип привязанности, и я, во-первых, не люблю, когда лезут с просьбами, а во-вторых, я прошлый разговор считал как отвержение, ведь очень личную беседу психолог вдруг переключил на тему сайта и бизнеса, и потому у меня не появилось желания участвовать.

Date: 2019-09-27 09:27 am (UTC)
From: (Anonymous)
Какой у вас офигенский уровень понимания себя! (простите, если не в тему)

(no subject)

From: [identity profile] monika-shraibic.livejournal.com - Date: 2019-09-27 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-10-02 09:17 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-28 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Я бы тоже добавила с этим терапевтом пару сессий. Потому что - да, он уже не ваш терапевт, но эта его просьба, видимо, нарушила какой-то его образ в вашей голове и теперь вам придётся вариться с этим самостоятельно. Просить написать отзыв действительно противоречит этике терапевтических отношений. Это ли вас задело или что-то другое - но, мне кажется, лучше всего завершать терапию с максимально ясным небом в этих отношениях, без мутных тучек)

Date: 2019-10-02 09:08 am (UTC)
From: (Anonymous)
ТС

"его просьба, видимо, нарушила какой-то его образ в вашей голове и теперь вам придётся вариться с этим самостоятельно"

На самом деле, просьба не нарушила образ терапевта.а достроила. Были какие-то моменты, не позволявшие моему доверию развиваться дальше. В начале нашей работы терапевт сказал: "Ну вот, мы отработали с вами пять занятий по цене 2 т. рублей, дальше я назначаю цену 2,5 т. рублей." Увидел, что я раздумываю отказаться и сразу же сдал назад: "Хорошо, давайте оставим старую цену."

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 07:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios