Делимся опытом
Aug. 6th, 2019 08:23 pmЗдравствуйте. Кто работал с низкой самооценкой и плохим отношением к себе, как вы это делали? В общих чертах хотя бы.. Поделитесь, пожалуйста. Я не понимаю, терапия моя "не едет" или со мной что-о не то? Я обнаружила, что за 6 лет терапии, не проработала этот запрос совсем, хотя с ним обращалась к нескольким специалистам. И я не понимаю даже, как к этому подступиться, потому что последние года 2 у меня внутренний настрой в духе "мне всё равно ничего не поможет". Его я тоже пыталась разобрать, но одна терапевт на этом поломалась и потеряла терпение (на этом наша терапия прервалась). Другая настаивает на антидепрессантах.
Я могу описывать терапевту какие-то негативные ощущения и мысли в отношении себя, либо поверхностно осознавать, что да - я себя ненавижу. И немного этого на терапии касаться. Но я не понимаю, что с этим делать и как терапевт может мне помочь?! Надежды на проработку этого запроса уже вообще не осталось. Была терапевт, которая утверждала, что я начну себя любить, когда лучше узнаю. Но нет. Потому что всё, что я узнаю, фильтруется и я вижу только недостатки. Была терапевт, которая просто принимала информацию, "была со мной в этих чувствах" - я испытывала временное облегчение, но по итогу отношение к себе не поменялось. Ещё помню слова из серии "вы не виноваты, с вами всё в порядке" - но на меня вот это вообще не действует. Вот тут тоже отдельный вопрос: я не воспринимаю такие слова терапевта, потому что они не имеют для меня никакого веса. Такие заявления правда могут что-то поменять?! Я не понимаю, как с этим работать, очень хотелось бы узнать, как читатели сдвигали эту "глыбу" с мёртвой точки.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-08-07 03:25 am (UTC)Если картинки нет, то как вы себе представляете свою повседневную жизнь с тем уровнем самооценки, которую бы хотели? Как выглядел бы ваш день, чем бы вы занимались, с кем и как общались бы?
no subject
Date: 2019-08-07 03:41 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 05:48 am (UTC)В общем ищите то что вы хотите, поначалу это очень тихие желания, так как неуверенность всю жизнь. И делайте, покупайте, радуйте себя. Но именно то что реально хочется тебе.
no subject
Date: 2019-08-07 09:30 am (UTC)Скажите, а что вы прорабатывали в терапии, если не секрет? Мне кажется, тема самооценки всплывает на каждом шагу, об нее невольно спотыкаешься - когда говоришь про границы, про внешность, про работу, про что угодно. Касались ли вы того, как самооценка формируется?
Для меня самооценка разделилась на две части. Первая - более-менее объективная (это совокупность достижений и фактов, например - "я зарабатываю среднюю зарплату; внешность в самый популярный стандарт красоты не вписывается; я гибкая; я не выносливая; я чувствительная; я разбираюсь в А,Б,В". Это просто реалистичное (насколько можно) представление о себе, чтобы понимать, могу я устроиться на какую-то работу или надо подучиться, могу я пробежать марафон и сесть на шпагат, и возьмут ли меня работать фотомоделью (нет))).
А вторая часть - это мое отражение в глазах другого (терапевта) как хорошего, достойного, интересного, красивого человека. Надо понимать, что терапевт выполняет родительскую задачу - относится к вам субъективно, находится на вашей стороне, даже если вы не правы; радуется вашим успехам, потому что они ваши, а не потому, что они лучшие в мире; отражает ваши эмоции и проявления как нормальные и т.д.
Лично в моем случае по следам родителей и др.опекунов получилось так, что я либо не существую (меня игнорируют), либо я стыдная и отвратная. К тому же у меня самооценка номер 1 была склеена с самооценкой номер 2 - то есть если я дорого хорошо в этом месяце заработала - то я молодец, а если плохо - то я ничтожество; если похудела - нормально, если пополнела - умираю от стыда. То есть приходится всегда " держать планку ", потому что нет устойчивого чувства, что для мамы-то ты все равно котик.
Тут, кмк, в работе нужно и прошлое разобрать, и получить от тер поддержку и принятие, и самому периодически замечать и проговаривать все эти замечательные вещи в периоды провалов (напоминать себе, например, что одна ошибка не равна вселенской катастрофе).
И еще я считаю важным заметить, что самооценка несколько переоценена :) и часто в популярном психологическом обсуждении предполагается, что здоровый человек должен ходить и все время думать, какой он молодец. Но лично я считаю, что хорошая самооценка строится на реалистичном взгляде на себя + способности выдержать эту реальность без осуждения и отнестись к себе с пониманием + интроекции хорошего доброго терапевта (усвоении опыта бытия хорошим без условий).
no subject
Date: 2019-08-07 09:53 am (UTC)у вас есть какие-либо предположения, что бы вам помогло в вашей теме? вы упомянули какой-то фильтр \ оптику, которые хитрым образом отсеивают все хорошее и приковывают внимание к недостаткам. вы не работали в терапии про этот фильтр? что он из себя представляет, как устроен, для чего работает именно так. уметь разглядеть - очень важный навык, это я по фото знаю, как долго перенастраивается "глаз", на самом деле не только или не столько он
no subject
Date: 2019-08-07 10:42 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 12:32 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 02:50 pm (UTC)При этом, конечно, осознаешь не только достоинства, но и свои недостатки, слабости, ограниченность или неэффективность, но это не повод себя гнобить. Это повод спросить "что я могу с этим сделать?", "как и чем мне это мешает и мешает ли?"
И нет, окружающие не обязаны меня любить. Некоторые любят, некоторые нет, большинству пофиг, все как у всех, в сущности=)
no subject
Date: 2019-08-07 03:26 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 12:53 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 11:59 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 05:36 pm (UTC)Я тоже была исполнительницей чужих требований, удобным ребенком, точнее пытающимся быть удобным, лишь бы не критиковали. А сейчас обидно, что столько лет я проживала "не для себя".
"И тут возникает вопрос "если не инструмент, то хто?" , с которым пока все сложно. В смысле, если сорок лет пытаться быть "хорошей лопатой", то как-то совсем непонятно, где и как искать себя и кто и какая я на самом деле." - я в этом месте для себя решила пока не заморачиваться))) а просто делать что нравится, наконец исполнять свои собственные желания, это оказывается такой кайф. А раньше не понимала почему мне не нравится ни одно занятие, и гнобила себя что я ленивая, даже ни одного хобби нет)) оказалось что даже хобби я занималась раньше для других, чтобы быть хорошей девочкой. Это очень грустно конечно...
no subject
Date: 2019-08-08 10:42 am (UTC)Для меня вопрос "если не лопата, то хто?"- это попытка обнаружить какие-то другие критерии результата помимо его соответствия ожиданиям окружающих. С хотелками у меня не очень сложно, интересные и увлекательные процессы тоже случаются, а вот результат...с результатом пока печально , потому что "все я делаю для мамы..." ну или для мамозаменителя, как в известном стишке.
no subject
Date: 2019-08-08 02:13 pm (UTC)Не знаю, нигде не встречал до сих пор, а "для кого" что-то делают все эти успешные люди, у которых всё получается и у которых с этой самооценкой нет проблем (в смысле, что она хорошая, нормальная, рабочая) - наверно, мы не знаем, что у них там с этой самооценкой, потому что они не приходят ее "лечить" (она же работает) и не имеем возможности на нее "поглядеть". Мне почему-то кажется, что у каждого человека где-то в какой-то самой дальней-дальней комнате на непонятно каком по счету уровне сознания (как в фильме "Начало" с Дикаприо) есть комнатка, где всегда и вечно сидит его/её мама и которой приносятся все достижения жизни - "обрадуется ли/ порадуется/ одобрит?"
no subject
Date: 2019-08-08 05:09 pm (UTC)У меня наоборот маму больше интересовал бы сам факт что я чем-то увлекаюсь, наверное чтобы похвастаться перед другими какая у нее дочь молодец, а результат ей в основном нравится, может потому что я изначально делала что-то для нее, по ее вкусу. Какие же у нас были требовательные мамы((
no subject
Date: 2019-08-07 12:15 pm (UTC)Конечно, до идеала далеко, я еще себя поколачиваю порой. Но, в целом, все горазо лучше.
Н за это время у меня было множество моментов, когда я думала, что ничего не изменилось и не изменится, и вот могу поделиться тем, что мне помогало:
- переключить внимание с себя на помощь кому-то. Понимаю, это не совсем решение, а, может, уход, но после того, как поможешь кому-то, отношение к себе улучшается
- напомниить себе о том, что сделала хорошего и вообще чего добилась. Тоже помогает напомнить, что не такое уж я сплошное говно, даже в сравнении с другими людьми, даже довольно крутыми
- подумать, что, может, просто смириться и решить что вот это я такая. Не та, котороую я ненавижу. Проблема-то, понятно, не в том, что вы какая-то такая достойная ненависти. Нормально все с вами, обычный вы человек, который может нравиться кому-то или нет, которого можно любить и ненавидеть, хороший и не очень по ситуации. Проблема в том, что вы - ненавидящая себя. Вот это нужно как-то осознать и сдаться этому, поплыть с потоком и посмотреть, что будет. Меня это всегда дико освобождает.
no subject
Date: 2019-08-07 01:12 pm (UTC)Еще мне помог перечень дел за день, по просьбе тер я записывала все, что делала каждый час в течении дня целую неделю до следующей сессии. Оказалось, что я очень много помогала другим! А тот обьем дел домашних! Это очень впечатлило.
У меня ранняя детская травма и я вечный спасатель, но когда вскрылось это все я стала запрещать себе помогать другим, это сильно дало по моей самооценке. Тест показал, что нет все равно помогаю, тогда тер словно дала мне разрешение на это и мне здорово полегчало и в тоже время пришло какое то осознание, что не просят не помогай!
У вас конечно другое, но все же если делать то, что нравится это здорово повышает самооценку!
no subject
Date: 2019-08-07 02:36 pm (UTC)Здесь всегда важна точка отсчета. А она обнаруживается там, где мы присваиваем себе определенные жизненные ценности и выбираем, кто именно будет оценивать происходящее. Пока точка отсчета находится за пределами нас - в родителях, авторитетах, боге и тд мы не владеем собой, мы являемся неким метафорическим придатком другого человека или сущности (когда речь идет о уровне сакрального или общественного, от групп детского сада до религиозной общины). Это нормальная часть взросления, все дети проходят это.
Проблема начинается в тот момент, когда в дисфункциональной семье или сообществе не происходит дальнейший рост, нет сегрегации и изменения статуса. Так человек оказывается в двойственной позиции: с одной стороны, требования к нему растут, его обязанности в формате долга множатся, с другой, он остается в статусе зависимого, несовершенного, недостаточного и зачастую неприемлемого существа, которое нуждается в регулярном контроле, курощении и низведении до уровня плинтуса. А формальный Старший обретает над ним бесконечную власть, которой пользуется по всякому поводу, пока смерть не разлучит их.
Однако эта власть иллюзорна и подкрепляется мнимыми доказательствами "плохости" и "упречности", чтобы человек не смел даже думать о свободе. Низведение самооценки до уровня плинтуса это тоже один из способом проявления власти и контроля. В эту игру с удовольствием играют разного рода абьюзеры.
Поэтому в работе с самооценкой будет два ключевых аспекта: отделение себя от "мнения" окружающих и создание (когнитивная переоценка и переосмысление) своих внутренних ценностей.
Посл того, как отделение произошло можно, с одной стороны, принимать во внимание, что в глазах , к примеру, родителя мы по-прежнему "скверные и испорченные", но при этом спокойно знать, что мы ок, поскольку соответствуем своим собственным идеалам.
no subject
Date: 2019-08-07 06:21 pm (UTC)Особенно в части "поскольку соответствуем своим собственным идеалам".
Я заметила, что когда опираешься на свои собственные представления, то начинаешь видеть чужие. А раз так, то осознаешь собственные границы.
Достаточно непросто объять и понять это, находясь "не в себе", и мне помогало лишь то, что я есть и у меня есть какие-то качества и желания. Только мое. Остальные моменты постепенно приходят и наращиваются.
no subject
Date: 2019-08-07 07:57 pm (UTC)Мне очень нравится эта формулировка)
(Хотя «опираться на собственные представления» - это, по-моему, счастливый конец пути, а не средство по достижения))
no subject
Date: 2019-08-08 06:27 pm (UTC)Согласна.
no subject
Date: 2019-08-07 03:30 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 01:04 am (UTC)А поделитесь со мной?
no subject
Date: 2019-08-08 02:29 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 04:50 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 05:39 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 08:15 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 03:46 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 07:01 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 07:14 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 10:24 am (UTC)у меня есть подобное ощущение, что хочешь-не хочешь, а происходит фоновая инвентаризация социальных достижений и внутренних качеств - "мне есть за что себя любить\ценить и т.д.", извне притягивается некий усредненный эталон, когда принято в таком-то возрасте уметь, иметь, хотеть и т.д.
no subject
Date: 2019-08-07 05:56 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-07 07:55 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 10:36 am (UTC)это, знаете ли, просто революция:)) правда. да здравствует бесклассовое общество!
до меня, помню, долго не доходил этот прелестный факт, потом как обухом ударил (но все равно сносит, приходится пока зубрить как аксиому), что плохая оценка, нелюбовь, отсутствие сострадания, хамство и все остальные исходящие от индивидов вещи - это продукты из психической жизнедеятельности и они имеют отношение именно к ним, а ко мне могут иметь только весьма опосредованное отношение. и уж точно не потому, что вот я какая-то не такая, следовательно гуманного отношения не заслуживаю
no subject
Date: 2019-08-08 04:31 am (UTC)- когда мне хорошо, весело и интересно, самооценка меня совершенно не интересует. Ну разве что я прямо натыкаюсь на какую-то негативную оценку снаружи.
Есть ли у вас вообще состояния, когда вы или довольны собой, или вам нет до этого дела, но не потому что вы заняты, а потому что вам просто хорошо?
Часто ли вам вообще прилетают оценки снаружи?
- вообще-то, довольно часто психологи выдают... завышенные, не очень объективные оценки клиента, в целях поддержать или потому что клиент может выглядеть перед ними лучше, чем перед другими, и у меня возникает такое чувство, что только если я расскажу, что бросалась камнями в шефа и грозила его убить, мне скажут не "ну, это ничего, у всех такое случается, вы слишком критичны к себе" а "ну, это уже в самом деле нехорошо".
- ненависть -- это очень сильное и яркое чувство. Можно считать себя средненьким, ничем не классненьким и всё такое, такое болотистое уныние по отношению к себе, а можно именно испытывать именно ненависть, яркое чувство, из спектра агрессии и отвращения, и мне кажется, что истоки их совершенно разные и возможные пути трансформации тоже разные.
Вообще, вы шесть лет в терапии. Проработались ли ваши другие запросы? есть ли хорошие подвижки в чём-то другом?
no subject
Date: 2019-08-08 11:53 am (UTC)Про мой собственный опыт: я тоже себя ненавижу, и знаю, за что. Причина ненависти долгое время ускользала от взгляда, никак не удавалось ее выяснить. На переднем плане маячило "потому что я плохая", маячили чужие оценки, терапиня пыталась бороться с моим восприятием чужих оценок... А причина моей ненависти к себе оказалась в другом, в конце концов удалось выяснить, откуда она растет. Я ненавижу себя за то, что не смогла одолеть мать. А более конкретно: я не сумела заставить ее бояться меня; я не сумела заставить ее осознать и раскаяться. Ненавижу себя за психологическую слабость - я прогибалась и сдавалась, лишь бы мать перестала долбить мне мозги. Слабая нервная система (я меланхолик) не давала мне выдерживать напор матери - в противостоянии я теряла силы раньше, чем она. Я всегда в жизни больше всего хотела дать отпор матери, и не просто разок ей врезать - я это делала, но результат ощущался недолго, она опять принималась за старое; а врезать так, чтоб она наконец-то потеряла силы, отстала, и перестала на меня нападать, у меня так и не получилось. И вот за это я себя ненавижу.
Я пыталась компенсировать это другим способом, даже вполне приемлемом социально - стать крутой в чем-то, и символически одолеть какую-то символическую "родительскую фигуру". Но это мне тоже не удалось. Там, где выигрывают за счет таланта - я не смогла, т.к. у меня нет талантов, а там, где выигрывают за счет прилагаемых усилий, я тоже не смогла, потому что мне не хватало ни физических, ни душевных сил на то, чтоб выдерживать нагрузку.
В общем, мое самое большое желание не было достигнуто и вообще недостижимо из-за моих недостатков, и за это я себя ненавижу. Как оказалось, чужое оценочное мнение тут ни при чем. По этой же причине для меня не работают никакие похвалы в свой адрес и никакие признания моих успешных сторон. Потому что от них нет никакого проку - они никак не помогли мне в реализации моего основного желания, и в дальнейшем не помогут. Ну и еще, самооценка в моем случае - это как температура при воспалительном процессе. Нет смысла сбивать температуру, если при этом не лечить воспаление, да и не спадет температура надолго.
Есть ли в этом что-то похожее на вашу ситуацию?
no subject
Date: 2019-08-09 12:21 pm (UTC)Скажите, и как вы справились\планируете справиться или разобраться с этой ненавистью к себе?
"мое самое большое желание не было достигнуто и вообще недостижимо из-за моих недостатков"- как вы переживаете подобную фрустрацию, ведь это краеугольная основа стремлений вашей личности?
no subject
Date: 2019-08-09 06:00 pm (UTC)Я говорила терапине "мне не за что себя уважать и любить, у меня нет оснований хорошо относиться к себе". Терапиня мне: "ты должна сначала начать хорошо относиться к себе, а то сколько бы ты ни пыталась заслужить это хорошее отношение, тебе всегда будет мало, ты никогда не насытишься". Я в ответ на это взбешивалась и обрывала тему. В общем-то эта тема и стала тем камнем преткновения, из-за которого начала расти моя неприязнь к прежней терапине. В конце концов я свалилась в штопор и оборвала контакт с ней в очень плохом состоянии. А с новой терапиней я пока не рисковала затрагивать эту тему, потому что опасаюсь повторения прежнего сценария. Я за 1,5 года с ее помощью еле-еле выползла из ямы, в которую свалилась, еле-еле погасила сильные психосоматические проявления, и не рискую "будить лихо".
В общем, я пока не знаю.
no subject
Date: 2019-08-12 11:10 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-12 03:25 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-08 08:02 pm (UTC)Есть такая популярная в узких кругах книжка "Хорошие девочки отправляются в рай, а плохие куда захотят" с большим количеством примеров как вот хорошая девочка вела себя неправильно, и у неё всё в жизни было плохо, а вот плохая девочка вела себя инициативно и напористо (читай: правильно), и всё у неё в жизни было хорошо.
Пока считаешь, что относишься к себе неправильно, то не сдвинешься с позиции "я недостаточно хороша". Недостаточно высокая самооценка? У меня впечатление, что
это очередное требование к людям предъявляют, как в детстве спрашивали, почему две тройки в четверти. А люди уже выросли, и подобные вопросы не вызывают былого энтузиазма.