transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Текст подготовлен [livejournal.com profile] anichka в ответ на многочисленные вопросы об этом направлении.

Возможно, прочитав все вышенаписанное, вы захотите попробовать этот метод. Дам несколько советов из своего опыта.

Во-первых, надо понимать, что метод не универсален и не панацея от всего, и что только попробовав его, вы сможете оценить работает ли он лично у вас или нет. Достаточно 1-2 сессий, чтобы это понять. Вообще критерий в телеске такой: после каждой сессии вы чувствуете небольшие изменения: если не всплыло никаких переживаний, то вы расслабились и стали спать лучше – уже результат. Вы видете, что
процесс идет. Если никаких изменений не видите – это не ваше, пробуйте другие модальности.

Во-вторых, танатотерапия прекрасно сочетается разговорной, но терапевты должны быть разные, имхо. Я бы советовала идти к танатотерапевту только для работы с телом, не ожидая специальных особенных когнитивных объяснений, поддержки и прочего, что делает хороший терапевт. Далеко не все танатотерапевты являются психотерапевтами в полном смысле этого слова и могут нести функции
терапевтов. Разговорная терапия - это отдельное направление, в котором важен постоянный опыт, который у т-терапевтов не всегда есть.

Идеально, когда вы ходите на танато, что-то поднимается, важное, актуальное для вас – и вы это несете своему, проверенному терапевту, с которым у вас сложился альянс. Каждый работает в своем направлении и не суется в чужое. Это хорошая стратегия держать яйца в разных корзинах.

В-третьих. К кому идти? И вот здесь ситуация не самая радостная, т.к. метод не сильно распространен и специалистов мало. В основном они в России, т.к. методика российская. В этом направлении можно выучиться и получить сертификат, но как и в любой специальности, чтобы быть хорошим специалистом, необходимо много практиковать, работать над собой, развивать профессиональные качества. А в области, связанной с телом и психикой, особенно важна собственная проработанность, психологические компетенции, развитие навыков межличностного контакта.

Все специалисты получают сертификаты и сертификаты эти срочные, т.е. действуют определенное время, как правило два года, затем их нужно подтверждать. Поэтому требуйте сертификат и смотрите срок его действия. Загуглите сайт танатотерапии, там есть списки действующих специалистов.

В танатотерапии существует три уровня обучения:
1 год – танатотехник. Я сама сейчас закончила этот уровень, жду набора на второй. Это 4 базовых трехдневных семинара, два дополнительных, до которых многие не доходят + 5 обязательных сессий у действующих танатопрактиков, т.е. у тех, кто прошел 3 года обучения (этот и еще два следующих).

По своему опыту скажу, 5 сессий личной терапии – это очень мало. Этого достаточно лишь для того, чтобы прикоснуться к какой-то своей не очень глубокой проблеме, но и только. Если человек не понимает, что может происходить с клиентом, какие переживания подниматься, то как он может качественно работать? И проходя постоянно свою терапию, человек также опосредованно учится у своего тера.

Начинаешь понимать, что такое медленно, как некомфортно может звучать голос тера, как нужно прикасаться и т.д.

На этом уровне обучения не требуется психологического образования, хотя в основном семинары посещают психологи. Вообще люди приходят разные, специального отбора нет. Большая удача, если это хороший проработанный человек.

Еще два года обучения – танатопрактик. Больше знаний, больше практики, дипломная работа в конце, 20 обязательных сессий личной терапии. Т-практики помимо здоровых людей могут работать и с умирающими в оказании помощи с целью облегчения, принятия этого серьезного перехода, больше знают про шоковую травму, ПТСР, прочее. Сертификат выдается только психологам.

Еще несколько лет практики и можно идти учиться на супервизора и тренера.

Идти вы можете к любому из этих специалистов. Просто помните, что танатотерапия – это одно из телесных направлений работы. Ее можно использовать и как самостоятельную терапию, и как дополнение.

Другой вопрос, что в российских реалиях как бы подразумевается обязательность проработанности специалистов, наличия всех психотерапевтических качеств и компетенций, но как вы понимаете, это не контролируется. Даже если это супервизор, ведущий тренингов и т.д.

Среди практикующих, насколько я знаю, есть эзотерики и люди, не заморачивающиеся личной проработанностью, развитием психотерапевтических компетенций. К выбору т-терапевта надо подходить также тщательно как к выбору разговорного терапевта, врача и любого специалиста, от которого, можно сказать, зависит ваше здоровье и благополучие. В психотерапевтических целях выбирайте человека, имеющего необходимые для терапевта качества: образованного, бережного, принимающего, проработанного, проходящего собственную терапию и т.д.

Date: 2019-07-30 10:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Согласна, танатотерапевт просто обязан быть проработанным и компетентным как психотерапевт. Не понимаю, как можно выбрав такое направление и имея такой инструмент под рукой, не прорешать все свои задачи, не разобраться с тараканами.
Считаю, что один из существенных минусов танатерапевтического обучения: танатотерапию невозможно делать самому себе, и насколько я знаю (может ошибаюсь), на семинарах не дают инструментов по работе с самим собой. Получается, что если танатотерапии обучается человек не имеющий в своем городе подобных специалистов, то он насколько возможно получает собственные сессии на выездных тренингах, а в остальное время останавливается в проработке самого себя и не имеет достаточного собственного клиентского опыта, помогающего понимать клиентов.

Обязательно спрашивайте у танатотерапевта про личную терапию и сколько он в том числе терапевтировался в танатотерапии.

Date: 2019-07-30 01:05 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Поделюсь и своим личным. У моего танатотерапевта я ощущаю недостаток именно терапевтических качеств. К мощи танатотерапии я уже привыкла, да и за почти год очень круто продвинулась.
Сначала своего терапевта я воспринимала как терапевта, владеющего танатотерапией в том числе, и с которым можно решать все психотерапевтического характера запросы. Потом у нас стало возникать все больше недопониманий (она гештальтист и скажем так, не сильно проработанная), и у меня нарастала внутренняя фрустрация. Я не знала что делать. С одной стороны, как танатотерапевта я ее очень уважаю, и хотела бы еще долго работать в этом подходе. С другой стороны, как терапевт она становилась для меня непродуктивной, и надо было спасать свои внутренние частички от антитерапии. Разрывало от того, что же делать. Разговаривать с терапевтом бесполезно, а тратить время/деньги сессии на пустые выяснения отношений не хотелось. Хотелось приходить, и сразу нырять в танатотерапию. Решила для себя просто понизить терапевта в должности. Она перестала для меня быть психотерапевтом, и стала всего лишь танатотерапевтом и телесником. Разговорного же терапевта буду искать отдельно. Я перестала ей что-либо рассказывать выходящее за рамки телесного, разграничила запросы, тем самым для себя решив внутренний конфликт.

Теперь для меня важно чтобы "нарушения" не распространялись на тт-сессии, иначе я наверное разозлюсь, сожмусь но себя в обиду не дам и перестану расслабляться и получать пользу. После последних косяков я нахожусь в полуготовом состоянии в любой момент прекратить работу. Как говорила Саманта из свбг "Я люблю тебя (танатотерапию), но себя я люблю больше".
Ожиданий никаких на долгосрочную т-терапию и результаты не строю. Просто радуюсь за каждую следующую сессию, за каждый месяц танатотерапии, потому что каждая отдельная сессия вносит существенный вклад в мое продвижение.

Поэтому подтверждаю мега важность того, чтобы танатотерапевт был проработанным, бережным, с хорошими границами. И наверное соглашусь с автором, что желательно разделять танатотерапию и разговорную психотерапию, если только это не какой-то мега специалист, который по-настоящему проработался и преуспел и там и там.

Date: 2019-07-30 03:24 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Дополню. Несмотря на то что я написала выше, я надеюсь, что терапевт в начале своего пути, и со временем будет становиться профессиональнее и лучше. Психотерапевт - это не такая профессия что ты достиг определенного уровня, и на этом остановился, а подразумевает постоянное самосовершенствование, личную проработку, работу над ошибками.
Лично у меня доверие к терапевту надломилось.

Date: 2019-07-30 01:38 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Аничка, у меня к вам есть вопросы.

1) Технически возможно ли чтобы танатотерапевт (нечаянно или преднамеренно) навредил клиенту во время сессии?
2) Какая группа клиентов чаще всего и с какими запросами обращаются к танатотерапевтам?
3) С какого возраста можно проходить танатотерапию? Если проблема у ребенка, то работают с ребенком или рекомендуется работать с родителем?
4) Были ли какие-либо социальные проекты по танатотерапии? Например, работы с детдомовскими детьми, в больницах и т.д. Если да, где можно ознакомиться с результатами?

Date: 2019-07-30 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
1) Возможно, к сожалению. Здесь крайне важно работать очень медленно, это постоянно подчеркивается, повторяется - это основа. Я видела на обучающих семинарах неофитов, которые, когда были практические упражнения, по неопытности причиняли добро, т.к. хотели сразу испробовать все методы. Это чревато тем, что может подняться очень много всего и клиент просто не справится с происходящим. Это все равно что кормить насильно "для пользы".

Также важно следить за дыханием клиента - это важный маркер состояния. Нельзя допускать крайностей в дыхании - его долгого замирания или волнообразного нарастания. Следить за дыханием - задача терапевта.

Еще важно следить за своим собственным состоянием в теле. Понимать что происходит с ним во время сессии. Может возникнуть перенос или как Райх называл "вегетативная идентификация". То, что происходит с телом клиента, чувствует терапевт. Отслеживать обязательно любые свои чувства, которые возникают во время сессии.

Несмотря на то, что т-терапия подразумевает мало разговоров, а во время сессии они вообще не приветствуются, это все равно отношения и контакт. Клиент должен чувствовать, что независимо от того прикасается сейчас терапевт или нет, он здесь, с клиентом, с его переживаниями и чувствами.

Date: 2019-07-30 04:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Спасибо!

Date: 2019-07-30 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
2) совершенно разные люди и с разными запросами обращаются к т-терапии. Например, с депрессией, проблемами с сильным контролем, сном, психосоматикой, страхами, проблемами в любовных отношениях и т.д.

3) Нам рассказывали случай и он описан в книге "Танатотерапия - практическое применение" (даже с фотками), когда мальчик пережил в 10 лет сексуальное насилие, от чего у него началась алопеция. Его пытались безуспешно лечить всякими способами, после 6 сеансов танатотерапии возобновился рост волос и началась социальная адаптация.
Насчет нужно ли работать с родителем, если проблема у ребенка - не знаю точно. Хотя я лично думаю, что стоило бы.

4) Опять сошлюсь на книгу. Там описано множество случаев, с которыми работали танатотерапевты. Я не могу сказать, что это большие социальные проекты, но тем не менее описан опыт в работе с лечением бесплодия, нейродермита, диабета 2 типа и т.д. Многие работы проводились на базе больниц, мед.центров, где танатотерапия выступала как дополнение к основному виду лечения. Ну и в книге описаны не только случаи, связанные с лечением.

Date: 2019-07-30 04:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Спасибо за ответы!
2) Я себе представляла намного экзистенциальнее :-). Думала, много людей при смерти или задающихся подобного рода вопросами
3, 4) Книгу читала. Жаль, что более обширных исследований нет

Date: 2019-07-31 06:52 am (UTC)
From: (Anonymous)
Аня, спасибо большое! Очень интересно было почитать.

Date: 2019-07-31 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Пожалуйста!

Date: 2019-07-31 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] krysokenga.livejournal.com
Благодарю за рассказ об этом методе. Теперь я поняла, что он из себя представляет, и даже близко к нему не подойду. Оказывается, в танатотерапии слишком много эзотерики (по вашему рассказу у меня сложилось впечатление, что он полностью состоит из эзотерики), а я ее на дух не переношу.

Date: 2019-07-31 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Наверное, я так описала, что подход кажется очень эзотеричным. Думаю, от моего недостатка знаний и образования в целом в телесном подходе.

С другой стороны, очень многие направления телесной терапии в свое время обращались к разным восточным практикам: цигун, акупунктура, понятиям меридианов и т.д. Райх со своей оргонной энергией тоже не сильно научно выглядит по большому счету и вызывает вопросы. Тем не менее, это один из отцов-основателей телесной терапии, и очень многие впоследствии отталкивались от него в своих направлениях.

Думаю, что поскольку у нас сейчас каждый второй йогин и маг, знает как чистить чакры и штопать ауру двойным стежком с гарантией, то что-то непонятное, необъяснимое сразу относится к категории эзотерики.

Date: 2019-07-31 01:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Напишу свое мнение по поводу "эзотеричности" танатотерапии. Заранее извиняюсь перед специалистами, если я в каком-то месте искажу смысл. Пишу не как специалист, а как клиент в меру своего понимания и любви к упрощению для понимания.

Как любознательный клиент, задающий много вопросов, прочитавший большинство книг и статей Баскакова, скажу: в танатотерапии эзотерику я не встречала. Все основывается на обычных законах физики, тела, психики. Там даже аргументация весьма простая, и перекликается с другими "науками". Про то, что современная жизнь слишком перегружена активностью и достигаторством, психика и тело не успевают отдыхать и все переработать (эндокринологи и невропатологи говорят о том же). Поэтому надо давать возможность телу отдыхать, заземляться, выпустить излишек напряжения. И тогда резервы организма и психики включатся, пойдет естественное восстановление (привет, психотерапия, эндокринология, иммунология и т.д.). В танатотерапии этот процесс идет через глубокую релаксацию, когда тело имеет похожие по глубине расслабления признаки как и у умершего человека (поза, дыхание, отпускание зажимов, спокойствие и т.д.). Только к такой глубокой релаксации идти долго... через заземление, отреагирование непрожитых чувств, отпускание страхов и напряжения, умение встречаться и взаимодействовать со своими чувствами, отпускание гиперконтроля, обретение чувства безопасности и хороших опор, освобождение от телесных блоков и т.д. Это и есть путь трансформации, в котором терапевт сопровождает. Можно сказать, та же психотерапия, только через тело и мягко. И намного глубже. По мере продвижения, человек становится все более способным к глубокой релаксации, к проживанию и контейнированию сильных чувств, лучше понимает свое тело и потребности, легче отпускает завершенное, смелее начинает новое, появляется устойчивость и силы.

Про смерть в танатотерапии тоже не эзотерика, а историческая и философская сторона. Тему смерти в современном мире сильно задвигают в Тень, либо демонизируя и страша, либо сводя до уровня грязных фильмов и криминальных хроник. Как когда-то поступали (поступают) с темой секса. В чистом же виде, если убрать все навешанные смыслы и ярлыки, то смерть - это естественный процесс перехода из одного состояния в другое.

Танатотерапевты (как и криминалисты, паталогоанатомы, судмедэксперты и прочие) кого угодно напугают тем, что абсолютно свободно говорят на подобного рода темы. Поэтому да, можно было бы все это завернуть в какую-нибудь более мягкую и удобряемую маркетинговую обложку, чтобы направление лучше продвигалось :-))). "Вдохни жизнь, родись заново, оживись, забеременней новым проектом" купят охотнее. Хотя это все взаимосвязанные волнообразные, перетекающие друг в друга процессы как вдох-выдох-вдох-выдох, приобретение-отпускание, завершение старого - начало нового, зима-весна-лето-осень-зима...

Если же вернемся к психотерапии, то в экзистенциальной и некоторых других направлениях считается, что страх смерти / не выжить - это самый сильный страх в жизни любого человека. А если раскручивать любое негативное чувство или проблему, то в его основе окажется тот самый страх, просто прикрытый другими формами.
В танатотерапии как бы получается, что процесс исцеления не дробят на множество отдельных симптомов и проблем, а можно сказать, сразу работают с этим самым страхом, который в себя включает просто все и сразу. Поэтому попутно чистится и терапевтируется большой объем разнообразного телесного и психического материала.

В моем случае оказалось, что лучше несколько недель или месяцев очень мягко встретиться и прожить самое хтоническое, ужасающее что есть внутри, чем всю оставшуюся жизнь тратить много энергии на поддержание вытеснения этого, и при каждом прецеденте испытывать тяжелые чувства и мысли. Это еще я молода. А когда буду стара или больна, все станет намного более пугающим и сложнопереносимым. Оно есть во мне, и если ничего с этим не делать, никуда не денется, но может усугубиться. А встречаться и разбираться с этим все равно когда-нибудь придется. Лучше сделать это мягко, с терапевтом, когда есть ресурсы, и пораньше))))

Date: 2019-08-04 09:58 am (UTC)
From: (Anonymous)
Очень интересный у вас комментарий, Зина, спасибо! Про то, что страх смерти - основной, согласна. Говорят, что человек начинает жить только тогда, когда перестаёт бояться смерти. Очень хочу к танатотерапевту и надеюсь, что когда-нибудь попаду в эту терапию.

Date: 2019-08-05 10:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
Зина
И вам спасибо за внимание! Желаю вам встретить на пути хорошего т-терапевта и полезной терапии!

Date: 2019-08-03 01:22 pm (UTC)
From: (Anonymous)
На всякий случай:
Здесь мы обсуждали танатотерапию и свой опыт https://transurfer.livejournal.com/653666.html?thread=24225378#t24225378.

Date: 2019-08-08 10:14 am (UTC)
From: (Anonymous)
Мне делала подруга как просто массаж, и меня так отлично расслабило, очень понравилось, т.к. я се время напряженная. И спала потом отлично:) И во время сеанса часто засыпала. Я тут впервые узнала, что это терапия.

Date: 2019-08-15 07:52 am (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Аничка, спасибо вам за подробные и интересные посты! У меня назрел еще один вопрос. Если вы проходили что в таких ситуациях делать, поделитесь, пожалуйста.

Из-за ухудшегося контакта с терапевтом и неразрешимых с ней проблем, мое тело и разум начали отталкивать терапевта. В последние танато-сессии терапевт мне неприятна, не хочется чтобы она брала за руки. Хочется лежать отвернувшись, убежать, а из процесса выходить к ней спиной.
Считается, что это для клиента явный сигнал бежать от терапевта или это хорошая динамика, и означает что настал шанс поработать с тяжелыми ранее закрытыми и запретными темами?
А что в этом случае должны делать танатотерапевты? Как-то работать с этим, создать условия безопасности, вызвать доверие? Прояснять страхи и опасения?

Date: 2019-08-15 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Из-за ухудшегося контакта с терапевтом и неразрешимых с ней проблем, мое тело и разум начали отталкивать терапевта. В последние танато-сессии терапевт мне неприятна, не хочется чтобы она брала за руки. Хочется лежать отвернувшись, убежать, а из процесса выходить к ней спиной.
Считается, что это для клиента явный сигнал бежать от терапевта или это хорошая динамика, и означает что настал шанс поработать с тяжелыми ранее закрытыми и запретными темами?


Налаживание контакта между т-тером и клиентом такая же важная часть работы как и в разговорной терапии. Вы можете много не рассказывать на сессии, но ощущение доверия, безопасности должно быть и только возрастать по мере прохождения терапии. Вы же пишете, что контакт стал ухудшаться, то есть это то, что вы сознательно видите. К сожалению, это отрицательная динамика, регресс. Возникает вопрос, видит ли эти ухудшения терапевт и предпринимает ли что-то?

А что в этом случае должны делать танатотерапевты? Как-то работать с этим, создать условия безопасности, вызвать доверие? Прояснять страхи и опасения?

Я считаю, что должны. Да, создавать условия безопасности, в сессии всегда видно, насколько клиент готов или нет к контакту, как он реагирует на любой физический контакт, задача терапевта это заметить и спросить хотя бы сначала себя: что произошло? Потом можно мягко выяснить у клиента, что с ним, чем терапевт мог бы помочь? Собственно, это делает любой нормальный терапевт, у которого клиент проходит долгую терапию.

Date: 2019-08-15 05:48 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Спасибо за ответ!

К сожалению, это отрицательная динамика, регресс.

Это может как-то навредить клиенту или вполне безопасно?

Date: 2019-08-16 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Глобально вряд ли может навредить, главное, чтобы терапевт грамотно работал во время сессии, соблюдал все техники безопасности. Но тут вопрос в том, что т-тер работает не с бревном, а живым человеком, и одна из его задач чутко реагировать на состояние клиента.
Если вам вдруг не хочется, чтобы терапевт брал вас за руку, хотя раньше такого не было, стоит по крайней мере сказать об этом.

Мне сложно сказать, что будет если продолжать работать в состоянии, когда доверие тает, может, прогресс и будет, но минимальный. Может, его не будет вовсе.

Date: 2019-08-17 04:40 am (UTC)
From: (Anonymous)
Зина!

Сердечно благодарю за ответ!

Date: 2019-11-11 11:10 am (UTC)
From: (Anonymous)
Зина

Чтобы не потерялось. Отзыв и дискуссия https://transurfer.livejournal.com/683522.html?thread=25569794#t25569794

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 11:52 am
Powered by Dreamwidth Studios