transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день (или утро или вечер:)
Я часто слышу про пункт "набраться ресурса в терапии". У меня самой есть такой запрос, ресурсов и физических и каких-то душевных явно не хватает. Но в терапии я ни разу не почувствовала восполнение ресурсов (запрос к терапевтам такой я ставила). Правда, должна оговориться, что с длительной оплачиваемой терапией у меня не складывается по финансовым причинам, и все бесплатные варианты на деле выходят краткосрочными.

Собственно вопрос, как это набирание ресурсов выглядит на практике? Терапевт дает упражнения, или что еще? Потому, что пока для меня это совершенно абстрактная фраза.

Или может это просто происходит само от длительного контакта с принимающим терапевтом (то есть человеком для которого ты ценен само по себе и именно это отношение терапевта и дает ресурс)?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-04-22 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] benazir.livejournal.com
Моя ПТ не то, чтобы дала мне ресурсы. Но, например, благодаря ей я избавилась от чувства вины. Еще, научилась быть честной с собой, признавать свои даже "плохие" чувства и работать с ними. У меня получилось, как с теплой шубой: одежда не греет, а помогает сохранять собственное тепло. Так и я: научилась искать ресурсы в себе и сохранять их.

Date: 2019-04-22 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Спасибо

Date: 2019-04-22 12:45 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Меня мой терапевт помог освободить от чувства вины и стыда. После этого я стала жить! До этого как заключённая в кандалах.

Date: 2019-04-22 03:20 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
За время терапии у меня появилась теория о том, что в вопросе внутреннего ресурса самое главное - это внутреннее разрешение его иметь. Ресурсы по умолчанию есть у всех с рождения. У мелких детей полно сил и любопыства.

Люди рождаются ресурсными, но потом научаются ресурс в себе гасить, чтобы вписаться в свою семью. Например, жизнерадостный ребенок учится подавлять свою жизнерадостность, если растет в семье несчастных и депрессивных людей, потому что его жизнерадостность там всех бесит. Люди научаются не быть самими собой путем развития у себя внутренних запретов на обладание и использование своих внутренних ресурсов.

Задача терапии - это убрать эти запреты, а также помочь клиенту увидеть себя настоящим - то есть, достойным любви и уважения, обладающим талантами, способным, наполненным жизнью, интересом, любопыством и желанием расти и развиваться. В моменты, когда клиент может себя таким увидеть и почувствовать "да, это я настоящий", появляется ощущение прилива сил и желания жить. В этот момент человек разрешает себе доступ к своим внутренним ресурсам.

Насчет накопления ресурсов у меня наблюдение такое: человек - он не чемодан, в который надо натолкать побольше ресурса и постараться поменьше тратить, а то чемодан опустеет. Он скорее как как легкие - может вдыхать и выдыхать ресурс, постоянно получая его из окружающей среды и отдавая его обратно. В этом смысле важно, чтобы было поменьше запретов на получение ресурса и чтобы человек как можно чаще чувствовал себя синхронизированным с собой настоящим. "Накопить ресурс на терапии" в этом смысле означает - "получить как можно больше опыта пребывания собой настоящим в поддерживающей обстановке, чтобы научиться поддерживать это состояние в себе в обычном мире". Тут тоже процесс не линейный, а "вверх-вниз": накопил на терапии, вышел в обычный мир, там столкнулся с чем-то, что заставило в себе перекрыть доступ к ресурсу, пришел на терапию, убрал заторы, вошел в ресурсное состояние, пошел обратно в мир. И так до тех пор, пока терапия станет не нужна, потому что человек научился быть собой-ресурсным самостоятельно и с опорой на поддержку во внешнем мире.

Длительная терапия тут, конечно, важно, потому что это постоянная точка опоры и место, где можно убрать появляющиеся за неделю запреты на свой внутренний ресурс. От краткосрочной тоже бывает польза - терапевт может сказать что-то, что снимет внутренние блоки, и это может иметь эффект на несколько дней или недель, но привычка в себе гасить ресурсы в конце концов возьмет верх и все вернется к исходной точке.

Date: 2019-04-22 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
ТС
По моим внутренним ощущениям, я не гашу в себе ресурсы, а не могу получать их, а расходую много (дети берут много ресурсов, плюс сам тот факт, что материнство не дается легко, плюс есть собственные черные дыры). Чувствую себя человеком с подсевшей батарейкой не только на душевном, но и физическом уровне. Есть запрет на отдых, который мы нашли и разобрали со всех сторон, но он не отпускает. Плохо и то, что даже отдыхая, скажем так, поперек этого запрета, я все равно очень мало заряжаюсь.
Терапия дала разбор и понимание, почему так, но это оказалось довольно бесполезным на практике.
А для длительной хорошей терапии нужны финансы, которые надо заработать, для которых надо больше энергии иметь. И я впадаю в какой-то замкнутый круг.

Date: 2019-04-22 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Попробуйте письменные практики Дарьи Кутузовой http://www.pismennyepraktiki.ru/
Их можно самостоятельно делать.

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-22 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com - Date: 2019-04-23 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com - Date: 2019-04-23 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] i-tyagach.livejournal.com - Date: 2019-05-01 04:17 am (UTC) - Expand

Date: 2019-04-22 02:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Про гасить - да, спасибо!
И спасибо что пишите, что настоящими мы классные ( вы писали "достойным любви и уважения, обладающим талантами, способным, наполненным жизнью, интересом, любопыством и желанием расти и развиваться"). Чаще думаешь, что настоящие мы - вредные и специфичные :-).

Date: 2019-04-22 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
настоящие мы - вредные и специфичные

Это просто стороннее мнение :)

Date: 2019-04-22 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
согласна со сказанным выше - найти и удержать, разрешить себе ресурсом пользоваться.
мне еще было важно пожаловаться, поплакать кому-то без угрозы получения советов и обесценивания. сбросить часть тяжести и освободить те силы, которые тратила раньше на сдерживание боли снутри.

Date: 2019-04-22 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Спасибо.
Я знаю некоторые из черных внутренних дыр, куда утекает ресурс. Но не нашла пока как эти дыры залатать. Но в то же время чувствую себя неспособной брать ресурсы извне в достаточном количестве.

Date: 2019-04-22 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
Для меня принципиальным оказалось вылечить по этой метафоре легкие, чтобы можно было хоть как-то дышать.
В терапии за последние недели я почувствовала, что сил прибывает и вообще, жизнь налаживается, но буквально вчера столкнулась с ситуацией, когда меня накрыло тревогой, как в худшие периоды - и силы буквально утекли. Сегодня пытаюсь медленно-медленно вернуться в норму.
Причем ситуация, вызвавшая тревогу, никаким образом мне не подконтрольна, но затрагивает меня непосредственно. Т.е. весь этот бред "никто не может причинить вам боль без вашего согласия" и "не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней" не имеет отношения к реальности: пока мы живы и хоть кого-то любим, мы будем беспокоиться за близких. Пока хоть какие-то ощущения доходят до мозга, человек будет бояться боли. Боль может быть такой силы, что человек теряет сознание - и здесь мужество и воля к победе ни при чем.
Вот про это поиск ресурсов, по-моему. Не про "ты герой, ты все можешь!", не "люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех", и какие еще мантры выдают дешевые коучи.

Date: 2019-04-22 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
"вылечить по этой метафоре легкие, чтобы можно было хоть как-то дышать." - это буквально?

"пока мы живы и хоть кого-то любим, мы будем беспокоиться за близких." - вот сюда утекает много ресурса и я не представляю как можно уменьшить эти утечки, кроме как бросить всех и уйти на север (хотя и это не поможет).

Date: 2019-04-22 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
"вылечить по этой метафоре легкие, чтобы можно было хоть как-то дышать." - это буквально?
- не поняла вопроса, но вообще я имела в виду, что физически травма забирает много сил. Например, знакомая, у которой родственник с психиатрическим диагнозом, сейчас студентка, и учеба ей дается с огромным трудом. Она очень старается, она вообще умница, она если берется выполнять те задания - проекты, что-то готовить - то выкладывается вообще на 400%. Но чаще она не может ничего сделать, я не очень понимаю, на что она тратит время и почему у нее регулярно какие-то проблемы (например, бюрократические, которые точно от нее не зависят, но страшно обламывают ей все планы на месяцы - и она потом не может перестроиться и начать что-то делать иначе, раз стажировка отменилась). И она не умеет видеть эту границу, где "уже хватит, нормально, хорошая работа", потому что она вообще по жизни герой и постоянно превозмогает невозможное. И мне со стороны непонятно, где она конкретно проседает и где я могла бы ей помочь: просто не получается у нее учиться, точка.

" вот сюда утекает много ресурса и я не представляю как можно уменьшить эти утечки, кроме как бросить всех и уйти на север (хотя и это не поможет)."
- вот тут один из ключевых моментов. В норме близкие - источник энергии, и очень мощный. Например, сердце хорошо работает - это хорошо. Но если задета артерия, кровища хлещет, ее надо срочно остановить, чтобы человека спасти, даже рискуя гангреной конечности, если это, скажем, на ноге. Вот с травмой что-то похожее, как мне кажется: нормальные здоровые вещи для травматика могут быть очень опасными или просто крайне неприятными, с трудом переносимыми.

Я не говорю, что близкие и беспокойство за них - плохо, наоборот. Я уверена, что это в любом случае полезно. Просто для кого-то это как приятная прогулка на природе, а для кого-то - как химиотерапия, от которой волосы вылезут и несколько дней сил хватает, только чтобы лежать, да и то с трудом.

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 07:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com - Date: 2019-04-23 09:31 am (UTC) - Expand

Date: 2019-04-22 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] seify1.livejournal.com
У меня ощущение нехватки ресурса было до начала терапии, часто был усталый, сонный и подавленный, мало что радовало, а если и радовало то с привкусом горечи или вины. В ходе терапии была проработка сдерживаемых чувств (например, злости). Оказалось, значительная часть моего ресурса уходила именно на сдерживание - когда я осознал это и позволил себе злиться и проявлять злость, сразу стало гораздо больше энергии. В дальнейшем такие вещи ещё пару раз происходили через присвоение моих проекций.
То есть получается ресурс был внутри, а терапия помогла его увидеть и научиться с ним обращаться.
Ну и конечно внимание, тепло и поддержка, которые может давать терапевт, с одной стороны помогают увидеть свой ресурс, а с другой - сами являются ресурсом.

Date: 2019-04-22 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Понятно, спасибо.

Date: 2019-04-22 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com
Мне кажется, у этого выражения может быть несколько аспектов:

1) Силы перестают тратиться на внутренний конфликт, когда как в басне «лебедь, рак и щука» разные части личности тянут в разные стороны, и в итоге устаёшь, но ничего не происходит.
2) Клиент узнает свои сильные стороны и уже имеющиеся ресурсы и активнее их использует.
3) Доброжелательное отношение терапевта становится внутренним для клиента, и он может им пользоваться как ресурсом.
4) У клиента появляются силы и стратегии для внешних изменений (для того, чтобы заняться здоровьем, переехать, продвинуться в карьере и тд), и это тоже приносит ресурсы, только уже более материальные.

Date: 2019-04-22 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Спасибо, я поняла, что это все-таки вопрос длительной терапии с хорошим терапевтом, где ресурс приходит просто в ходе процесса.

Date: 2019-04-22 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nokke.livejournal.com
Одна моя терапевт считала, что мой ресурс уходит на подавление агрессии и мне надо научиться ее выражать. Но сказала, что это не к ней, а надо найти что-то физическое типа боевых искусств. Или просто сломать стул

Date: 2019-04-22 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Не очень хороший терапевт, вам предлагали дефлексивную деятельность, а не научение выражения и использования агрессии.
Эмоции не мотаются просто так меджу стенками черепа и не имеют самоценности, просто "выразить эмоцию" бесполезно. Эмоции появляются из конкретной потрености и мотивируют на действие по отношению к конкретному объекту. В случае агрессии - на изменение или разрушение чего-то или кого-то вовне.
Если разрушаешь стул, всё равно не решаешь проблему желания разрушить доставшего начальника, ты просто временно сбрасываешь энергию.
Как раз из-за этого люди, совершившие проступки, а особенно серьёзные или много разные, могут становиться очень набожными и пытаться искупить вину. Убил человека - ты ему ущерб не возместишь, и вину не искупишь, получается, что есть чувство - вина, оно мотивирует на действие - попросить прощения и искупить, а объекта нет, он мёртв. Вот и выливаются попытки искупить и просить прощения на всё что попадётся под руку. Временно снимается напряжение, но потребность не удовлетворяетя, и оно опять накапливается.

Так что действия полезны для того, чтобы обнаружить что можешь что-то делать, и чтобы понять как это делаешь. Например, в боевых искусствах можно обнаружить что способен на агрессию, и что можешь её применять, и что люди от неё не умирают, и что ты вовсе не всесилен, и в реальности ограничено силён, поэтому можно разрешить себе быть по-разному агрессивным. Но это всё можно обнаружить и в терапии (хотя мне кажется, что работа с телом часто самая яркая для понимания), и странно, что терапевт не умеет работать с агрессией.

Date: 2019-04-22 02:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Согласна. На днях прочитала, что вспыльчивое выражения гнева и агрессии напротив, активирует какой-то там гормон, и человека может еще больше понести, плюс еще формирует привычку к вспыльчивости.
Боевые искусства если и помогут, то только в дополнении к терапии, и больше как умение дозировать агрессию, и направлять ее в действие. В боевых искусствах вовсе не срываются и дерутся, а концентрированно управляют силой.
А для проработки агрессии нужен терапевт.

(no subject)

From: [identity profile] orrine.livejournal.com - Date: 2019-04-22 07:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-04-22 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nokke.livejournal.com
А как нужно учиться справляться с желанием разрушить начальника? Другая психотерапевт предлагала писать или рисовать, если оно возникает. Мне кажется, это ближе к делу, но все равно не уверена, что это предел возможностей терапии :) но чот других способов никто не предлагал

(no subject)

From: [identity profile] orrine.livejournal.com - Date: 2019-04-22 07:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-22 07:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 01:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-23 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-04-23 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-04-23 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-04-23 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com - Date: 2019-04-23 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] swan-the-snow.livejournal.com - Date: 2019-04-25 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orrine.livejournal.com - Date: 2019-04-23 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-23 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com - Date: 2019-04-23 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seify1.livejournal.com - Date: 2019-04-23 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seify1.livejournal.com - Date: 2019-04-23 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nokke.livejournal.com - Date: 2019-04-23 03:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-04-22 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
На подавление агрессии действительно уходит очень много ресурса (но не только туда). Последняя терапевт советовала мне не бояться выражать агрессию по адресу, сначала не заботясь о формате выражения, и только потом уже искать пути более экологичного для окружения выражения агрессии.
Не знаю насколько это верный путь.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-22 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com - Date: 2019-04-22 07:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-04-23 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] hirial.livejournal.com

Я что-то около двух лет регулярно рассказывала терапевту, на кого я злюсь, за что и что хочу сделать с объектом злости. Где-то каждая вторая сессия у нас была про агрессию. И в какой-то момент отпустило. Но у меня терапевт мужчина, а мужики, в среднем, спокойнее к выражению агрессии относятся.

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hirial.livejournal.com - Date: 2019-04-26 09:42 am (UTC) - Expand

Date: 2019-04-22 12:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Н

Добавлю из своего опыта по работе с разными терапевтами.
С неумеючими терапевтами временно бывают иллюзии становления ресурсными, но со временем откаты, можно еще больше травмироваться или получить нездоровую созависимость. Это когда терапевт вместо того чтобы работать терапевтическими техниками, превращается в бытового психолога: дает оценки, успокаивает, наглаживает корону и ругает условных "врагов", обещает что все будет хорошо, говорит что клиент связался с правильным терапевтом, теперь его жизнь изменится и прочее блаблабла. Клиент от этого может получить разовое облегчение, надежду, и заблуждаться по поводу позитивных изменений. Потом ему становится хуже. А терапевт разводит руками: ну как так, такой неблагодарный и плохой клиент, я же так старалась, так распиналась о его достоинствах и убеждала как устроен мир!

Профессиональный терапевт не дает оценок, возвращает человека к его собственным чувствам, состоянию и восприятию. Доживая свои застрявшие чувства, сказав невысказанное в присутствие человека, который его понимает и принимает, заглянув в те уголки души, куда боялся ходить один, человек становится внутренне чище, спокойнее, сильнее. Как будто грехи отпустил и камень с души упал. Также разгребает внутренние завалы и конфликты, "заражается" в кабинете терапевта атмосферой безопасности и спокойствия. Потом эту атмосферу безопасности и спокойствия все больше носит с собой. А решенные проблемы с одной стороны, освобождают много места как после генеральной уборки, с другой стороны, придают силы и позитивный опыт, чтобы еще смелее идти вперед.
Те кусочки безопасности, доброты, понимания и принятия, посеянные терапевтом на терапии, потом разрастаются внутри человека в большие участки, на которые он все больше опирается (вместо прежних опор на страхи, травмы, неизвестность, опасность, ненависть к самому себе, чужие проекции). Так человек становится вск более ресурсным и сильным.

Date: 2019-04-22 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] netti2.livejournal.com
Вот, кстати, с первым терапевтом, которая была просто г*но на палочке, получилось именно так. Ресурс откуда-то взялся, причем не благодаря ее успокоению и руганию врагов, а не знаю как. Причем я сбежала после третьей или четвертой сессии довольно разобранная. Тем не менее откуда-то взялась энергия, вера в свои силы и на работе дело пошло лучше.

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-22 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] netti2.livejournal.com - Date: 2019-04-23 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-23 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com - Date: 2019-04-23 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2019-04-23 02:13 pm (UTC) - Expand

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 07:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios