Делимся опытом
Feb. 27th, 2019 08:35 pmЗдравствуйте! У меня такой вопрос: как должен проходить сеанс психотерапии? По поводу сеттинга вроде все понятно, у вас недавно было несколько отличных обсуждений на эту тему. Но мне до сих пор непонятно, как должна выглядеть работа на сеансе? Как проходит этот час у хорошего психотерапевта?
Психотерапия - это только разговоры, или дополнительные действия тоже нужны? Если да, то какие допустимы, а какие - нет?
Например, мой первый психолог очень любила метафорические карты, а мне они казались чем-то из серии карт таро. Она еще и зачастую трактовала их по-своему (но это другая история). Пришла к другому терапевту, она произвела на меня впечатление очень профессионального человека, а потом раз - и тоже достает эти карты... Впрочем, я бы продолжила к ней ходить, но она временно приостановила практику.
И вот я думаю: надо бы идти искать третьего психотерапевта и у каждого спрашивать, занимаются ли они этими картами; если занимаются, то отказываться. Но не буду ли я выглядеть как человек, который ищет репетитора по иностранному языку с запросом: "хочу научиться говорить, но грамматику учить не буду"?
Была бы признательна, если бы опытные люди сказали: вот это - ок, а вот это - признак псевдопсихолога. Вот то, с чем я сталкивалась на сеансах:
- метафорические карты;
- чтение притч в конце сеанса;
- письма себе и другим людям;
- лабиринт из бумаги, который проходишь, одновременно проговаривая некие моменты;
- прослушивание релаксирующих записей на сеансе;
- составление списков чувств, эмоций и т.д.;
- написать обиды на бумажке, привязать бумажку к камню, собрать все камни в коробку или мешочек и выбросить;
- прохождение тестов на темперамент, тип личности и все в таком духе;
- составление всяких ментальных карт, генеалогического древа и т.д.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Поделиться отзывом на психотерапевта можно здесь
no subject
Date: 2019-02-28 04:43 am (UTC)1. Вещи, вроде карт и тестов на тип личности, не используются как единственная форма диагностики или единственная форма терапии
2. Клиент согласен всем этим заниматься, видит в этом интерес/пользу/способ самоисследования и реально хочет все это делать
3. Эти вещи делаются в контексте работы над какой-то темой и годятся для этого контекста. Например, для работы с темой физического насилия карты вряд ли эффективный инструмент, а письмо, где абьюзеру все высказываешь, может помочь (а может и не помочь, тут все от п. 2 зависит).
no subject
Date: 2019-02-28 04:57 am (UTC)Какой кошмар. Флешбэк из середины и конца нулевых.
Ничем таким с терапевтами не занималась. Метафорические карты терпеть не могу - выглядят очень ограничивающими и не в тему. Притчи - тем более. Остальное вообще не о клиенте, не про клиента.
Как будто вы пришли в ресторан или кафе или в столовую плотно поесть в обед... а вам дают что угодно, только не нормальную еду. То музыкантов зовут, то клоуна с фокусами, то кофе с конфетами приносят, то кулинарные книги с рецептами показывают и заставляют стихи читать.
no subject
Date: 2019-02-28 06:33 am (UTC)Для меня от карт, тестов, древ веет оцениванием с головы до ног. Как от эйчаров или как будто на госслужбу устраиваться пошла.
От притч, прослушивания записей - бесконечным поучением. Все остальное выглядит как воспитание и контроль. Вместо терапевта - строгая училка или требовательный родитель.
Неприятно как-то. На терапию приходишь за душевным, человеческим, поговорить, получить поддержку, выразить чувства, отдохнуть душой. А тут рамки, рамки.
no subject
Date: 2019-02-28 05:15 am (UTC)Так-то чем только люди с психотерапевтами на сессиях не занимаются) Главное, чтобы польза была.
Терапевту можете просто сказать, что не хотите работать с метафорическими картами. Нормальный терапевт примет к сведению и не будет их использовать после этого. Если он без карт, как без рук - ну, значит, нужен другой, этот умеет только одним "молотком" работать.
no subject
Date: 2019-02-28 06:13 am (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 06:30 am (UTC)Мне карты как раз очень зашли - при том, что раньше о них ничего не знала и не слышала.
Одну колоду - самую абстрактную, где никакой конкретики вообще - терапевт даже давал домой погонять, я наигралась от души и, кстати, много выводов для себя внезапно сделала.
Но прежде чем изначально вытащить карты, терапевт предложил, спросил, не против ли я, согласна, хочу ли.
Это ключевой момент, как мне кажется.
no subject
Date: 2019-02-28 07:56 am (UTC)С притчами интересно - её кто вводит в сессию, психолог? Зачем? Как замену интерпретации? Не слишком ли много времени в сессии тогда эта притча занимает? Ну ладно, прочитали притчу, а дальше что? Есть работа с ней? Обсуждение, иследование попадает клиенту или нет, работа с фигурами? Или это чтение в конце типа "наставления"?
Про релаксационную музыку тоже не знаю, в большинстве случаев слышал про неё в околопсихологических практиках. Приличный вариант встречал в телесно-ориентированнаой терапии в отдельных упражнениях которые специфически на расслабление и всё. И большая часть телески про сосредоточение, исследование, чувствование. Вообще к психологам которые чрезмерно много используют направленное расслабление у меня вопрос - оно с какой целью? И какая результативность?
no subject
Date: 2019-03-04 07:05 am (UTC)Да, может быть. У меня просто нет опыта в личке, притчи были в групповой пару раз в качестве объяснений, а там пространства для терапевта больше. А, и они были не христианские
no subject
Date: 2019-02-28 07:04 am (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 07:19 am (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 08:30 pm (UTC)no subject
Date: 2019-03-01 07:38 am (UTC)На первой терапии мне тоже помогло письмо маме\папе (хотя поначалу со скрипом, т.к вспомнила всякие стулья и прочее). Остальное не заходит -.-
no subject
Date: 2019-02-28 07:34 am (UTC)А всё перечисленное в посте, на мой взгляд. лучший инструмент для тех, кто как раз не понимает. Вообще. Вот приходишь такой с чувством необъяснимой тоски, а что плохо - понять не можешь.
no subject
Date: 2019-02-28 08:21 am (UTC)Из-за этого с проективными методиками часто работают директивно, навязывая интерпретации. Нормальная работа, с которй я встречался, - когда клиент говорит свои, а психолог предлагает свои ("а я вот здесь вижу то", "для меня вот это совсем другой эмоциональный смысл носит") и т.п., то же самое в группах, там просто собирают отклики. Это потенциально позволяет расширить поле предсталений, можно заметить слепые пятна - другие видят ты что ты привычно пропускаешь, понять насколько то что важно для тебя важно для других.
Я много работал с рисунками как клиент в группах, это хороший начальный инструмент и способ обойти прямое предъявление себя. В личке было пару раз, понравилось меньше, было малоинформативно и надо было долго раскачиваться и искать связьс моей жинью, чтобы начать работать со смыслами и переживаниями, так что мы от них ушли. Метафорические карты больше нравятся, не надо ничего делать, набрасывай себе проекции :) Ну и удобно делать конфигурации, объединять, менять.
По поводу тестов - более академические психологи советуют их делать для начальной диагностики, потом повторять, чтобы видеть прогресс. Клиенты могу бояться оценивания, но вообще терапевт делает ровно то же создание представления о клиенте с тестами и без тестов, просто верфицированные тесты позволяют быстро обозначить тип характера, проблемы и т.п., у них хорошая предсказательная сила. Тесты тогда просто обозначают для клиента что, таки терапевт что-то о клиенте думает, будет создавать представлени и как-то к нему относиться.
Ну и стоит знать что тесты в одиночестве не исопльзуются, они всегда соотносятся с расспросами клиента.
Бросание обид в мешочке - вопрос в том, была ли работа после, имел л иакт бросания смысл. Не всегда техники работают, но вообще физический компонент важен, бывает что будит то, что в разговорной терапии не работает.
Генеалогические карты - это ровно те же разговоры про семью, маму-папу, что и в разговорной тераипи, просто более наглядные, с картинкой.
В общем, как пишут выше, всё хорошо, вопрос как с ним работают, и не занимаются ли профанацией психологии. Мне, например, только разговорная терапия перестала нравиться - мне хорошо подходит, чтобы были эксперименты, отыгрывание, разговоры с моими проекциями по ролям, и т.п. чтобы было больше свободы пробовать искать и делать по-разному.
no subject
Date: 2019-02-28 09:37 am (UTC)полностью разделяю ваше мнение:) нас тоже так, к сожалению, учили, ну и мы рванули в бой курсе на втором проверять по рисункам и снам, кто чем страдает. говорили, что есть в подобных тестах объективность, которая позволяет что-то диагностировать. ну например, крайнюю степень алкоголизма, показывали, у клиента на всех рисунках была сплошная вода. сразу много вопросов: зачем диагностировать алкоголизм (особенно тяжелый) по рисункам, если это делается другими способами и у других специалистов? и что делать, если вода на всех рисунках появится у ребенка? вся эта якобы объективность методики в конечном итоге выявляла скорее чей-то талант интерпретатора - в хорошем смысле я говорю. какие-то психотерапевты выявляли соматические болезни у клиентов еще до того, как те проявлялись в открытую, то есть клиент не знал , но его бессознательное подавало сигналы. наверное, опыт, талантливое владение методикой и умение слушать и учитывать множество разных факторов сыграли роль.
а попытки толкования и узость в этом смысле - скорее отсылают к какому-нибудь эзотерическому дискурсу
no subject
Date: 2019-02-28 09:06 am (UTC)музыку релаксационную мне один психолог пытался поставить и провести сеанс расслабления - видимо, все что умел. это была наша первая и последняя встреча. я поэтому не знаю в каких еще вариантах такая музыка может использоваться. а к проективным методикам отношусь нормально, если они к месту и если специалист умеет их экологично применять, а не убеждать клиента в том, что у него "комплексы какие-то"
no subject
Date: 2019-02-28 09:10 am (UTC)Вообще, инструментарий зависит от направления терапии. В психоанализе одни представления о прекрасном, правильном и допустимом, в юнгианском анализе другие, в гештальте третьи, в телесной терапии четвертые, в арт-терапии пятые...Возможно, вам стоит прочитать про разные направления в терапии и про традиционный инструментарий в каждой, а потом уже подумать, какое направление вам больше подходит, и искать не просто какого-нибудь терапевта, а терапевта соответствующего направления. Ну и уже у выбранного терапевта на всякий случай поспрашивать, каким инструментарием он пользуется: не запрещено заимствовать методики и инструменты других направлений, если они не противоречат общей концепции.
no subject
Date: 2019-02-28 10:29 am (UTC)Много раз замечала, что среди клиентов нет понимания того, что если что-то не нравится, то можно отказаться. То есть - люди, это же ваши деньги, это вы платите психологу, а не наоборот! Мне, например, очень некомфортно делать всякие упражнения, типа что-то сочинить, войти в какую-то роль. Я какое-то время мучилась - для меня это реально стресс, попадание в болевую точку. Так что я решила отказываться от таких упражнений. Понимаю, что таким образом упускаю какие-то возможности, но всё же это моя ответственность и мой выбор. Кстати, на отказ что-то делать хороший психолог реагирует адекватно и не настаивает. Типа, хотите просто говорить - будем просто говорить.
Против карт, я так понимаю, просто предубеждение. Типа если похоже на Таро - то всё, мракобесие и ненаучность. Я думаю, что не стоит пытаться быть умнее психолога. Если уж пришли, то хотя бы попробовать стоит поработать по его\её методикам. Если чувствуете, что без толку, или уж совсем мозг выносят эти карты - имеете право поднять этот вопрос и отказаться от их использования.
Однако, по моему мнению, главное, на что нужно ориентироваться при отсеивании методик: не на убеждения о том, какие методики рабочие, а какие нет (вы же сами не психолог по образованию, откуда вам знать?), а на то, дают ли они вам реальный эффект. То же про психолога: меняется ли что-то в вас или в вашей жизни от того, что вы к нему ходите, насколько вам с ним комфортно, не превращаются ли сессии в источник огромного стресса.
Весь приведённый в посте список, на мой взгляд, совершенно нормален. Как уже отметили другие комментаторы, это способы непрямой работы с клиентом. Если разные психологи пытаются пробовать на вас исключительно непрямые методики, может быть, они как раз дружно видят в вас такого человека, для которого именно такой способ будет эффективнее.
no subject
Date: 2019-02-28 05:08 pm (UTC)А у нас речь про психотерапию и психотерапевтов. Это разные уровни работы, разная глубина, разные цели.
Кому нужна психотерапия и глубокая проработка проблем, тех это все не устроит.
no subject
Date: 2019-02-28 05:17 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 06:54 pm (UTC)А что именно не устроит тех, кому нужна психотерапия?
no subject
Date: 2019-03-01 09:34 am (UTC)Простите, но ТС пытается понять, с какого рода терапевтом она имеет дело: с профессиональным или шарлатаном. В этом случае подход "я не должна пытаться быть умнее терапевта" и "раз уж пришла, что уж, придется жить с тем, что дают" - он какой-то очень неправильный.
no subject
Date: 2019-03-01 10:49 am (UTC)Что вы такое говорите?! Психолог
больше чем человеквсегда прав! И лучше клиента знает что тому нужно! Да что клиент может знать о себе и своих чувствах! Это у него сопротивление терапевтическому процессу!Еще клиент не может быть умным, не может разбираться в теме!
))))
no subject
Date: 2019-03-02 05:19 am (UTC)Уважаемая Г! Если вы не прочитали мой вам ответ в посте от 19.02.19 г. на предыдущей странице этого журнала, прочтите, пожалуйста. Извините за задержку.
no subject
Date: 2019-03-01 12:19 pm (UTC)Но можно и нужно разбираться с клиентской позиции. Что, в общем, ТС и делает.
Попробовать - не значит смириться. Это попробовать, оценить и принять решение, подходит или нет. И смело отказаться, если не подходит.
no subject
Date: 2019-03-01 02:41 pm (UTC)Это прискорбно, конечно. Потому что временами мы все (клиенты) вынуждены решать именно эту задачу - понимать, насколько профессионально действует психолог - потому что нет никаких инстанций, которые могли бы это сделать за нас (в России, сейчас).
Чтобы разобраться со своей клиентской позиции, нужно клиентский навык какой-никакой иметь, а он сразу не появляется. Поэтому и приходится решать задачу по внешним признакам. А как иначе-то.
Сказать "Я не имею возможности это понять, поэтому пока что буду доверять терапевту, а там как получится" - для этого ведь многим очень большой путь надо пройти, чтобы уметь так к этому относиться.
no subject
Date: 2019-02-28 12:26 pm (UTC)Я думаю, что важно смотреть, уместно ли терапевт использует те или иные инструменты и не навязывает ли неподходящее.
no subject
Date: 2019-02-28 02:19 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 05:02 pm (UTC)Релаксирующие мелодии тоже мимо, потому что они меня угнетают и нагоняют скуку.
А в остальном, мне кажется, вы перечислили в основном творческие методы работы, которые дают более быстрый и легкий доступ к бессознательным процессам, но требуют и большого такта, и знаний от специалиста. Так что может здесь еще вопрос доверия? Что не перед всеми безопасно вот так раскрываться, и не все понимают, чего собственно с глубоким самораскрытием клиента делать.
no subject
Date: 2019-02-28 06:00 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 07:02 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 06:52 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-28 10:26 pm (UTC)Моя подруга психолог горячо рекомендует этот ресурс, вот, что она про него пишет:
"Они пытаются подобрать подходящего именно конкретному человеку психолога, но самое крутое то, как они отбирают специалистов в базу.
Мало того, что нужно предоставить документы об образовании (высшее и психотерапевтическое в тех подходах, у которых есть доказанная эффективность), подтвердить личную терапию и супервизию, психологи также заполняют интересный и не очень простой тест, позволяющий отобрать действительно хороших специалистов. Если после этого всего у создателей проекта останутся какие-то вопросы, то будут всякие дополнительные проверки - рекомендательные письма от коллег, собеседование и т.п.
Проект позиционируется как основанный на научных данных исследований эффективности психотерапии, и он действительно создан при участии Психологического Института Российской Академии Образовании, а именно у них есть лаборатория занимающаяся изучением это самой эффективности (насколько я знаю, единственная в России, но могу ошибаться).
Очно пока ищут психологов только в Москве и Питере, но много специалистов, работающих по скайпу. Да и можно уточнить, есть ли психолог из конкретного города, они открыты к диалогу"
Я думаю, что на этом ресурсе встретить магуев, гур и просто плохих представителей профессии (их даже не хочется называть специалистами или психологами), которые вместо работы читают притчи и раскрашивают картинки, значительно меньше, чем "на улице".
Ссылка на ресурс
https://psyalter.ru/
no subject
Date: 2019-03-01 01:00 am (UTC)Сходила на сайт, не понравилось от слова совсем, это если коротко.
no subject
Date: 2019-03-01 05:02 am (UTC)Да ну. Специалистов попрятал за окно "оставьте имя и емейл". Оставьте емейл=достанем вас со спамом, добавим еще манипуляций. Просвечивающий список уже не понравился... к такому бы не пошла.
no subject
Date: 2019-03-01 05:44 am (UTC)На сайте ПИ РАН никак ваш проект не фигурирует. И про лабораторию эту нет, и результатов исследования тоже.
Покажите хоть что там наисследовали.
Вы хотите обратной связи? Выглядит просто временным коммерческим проектом, чтобы срубить деньги. Ни статей, ни полезной информации. Хотите клиентов? Давайте полезный контент. Люди прежде чем идти, читают, анализируют, созревают. А вы хотите примазаться к готовенькому (например, к этому журналу, где годами проделывается огромная работа), и подсунуть свои услуги, даже не давая никакой предварительной информации.
Да лучше на б17 найти терапевтов через большой каталог, предварительно изучив направления, отзывы, информацию о специалистах.
no subject
Date: 2019-03-01 10:38 pm (UTC)Если вы бы действительно хотели больше узнать о нем, могли бы вежливо спросить, я узнала бы все у подруги. Она в этом институте проходит аспирантуру, и это ее коллеги.
Но теперь, конечно, ничего этого я делать не буду, потому что ваш тон обидел меня и расстроил на весь день. И наверняка еще несколько дней я буду вспоминать ваш комментарий, так смело анонимно написанный, и переживать. Поэтому ни на один из ваших хамски заданных вопросов я не отвечу.
Не ожидала, что наткнусь в этом давно мною любимом и уважаемом блоге на такого токсичного комментатора. Надеюсь, я вас ни здесь, ни в другом интернетном пространстве больше не встречу, мне было чрезвычайно неприятно.
no subject
Date: 2019-03-02 03:06 am (UTC)Я никогда не видела в журнале ваших комментариев, чтобы вы делились опытом, чем-то интересовались. Сразу пришли с рекламой.
А про сайт я написала мнение посетителя, какое он производит впечатление.
Если подружка хочет раскрутить свой проект, то я подсказала, что лучше начать с завоевания доверия и создания контента, который заинтересует людей, покажет компетентность и уровень специалистов, какую это пользу даст. И тогда клиенты сами захотят контактировать. А не придти к подготовленной аудитории на все готовенькое, и подсунуть кота в мешке "специалистов вам не покажем, информацию не дадим. дайте контакты и денег, тогда и получите сюрприз".
И это чистой воды реклама. "Сайт неблизких знакомых подруги". Ни отзывов, ни личного опыта контактирования, ни информации о специалистах не дали.
И таких проектов "сначала заплати, потом получи сюрприз" сейчас становится все больше, особенно в гурствовании, инфобизнесе, психологии.
А мы здесь наоборот идем к тому, чтобы не наобум идти к первому попавшемуся специалисту, а осознанно подбирать подходящего и компетентного.
no subject
Date: 2019-03-01 08:41 pm (UTC)-письма себе и близким, живым и уже умершим
-пользовались картой чувств и эмоций, когда ещё не могла дифференцировать свои чувства
-притчи были несколько раз, всегда к теме сессии
-упражнения на расслабление, аутогенная тренировка, "надёжное место".
-пользовались фигурками взрослого, ребёнка и критика
Ничего не вызвало отторжения, почти всё из списка использую самостоятельно уже без терапевта.