Делимся опытом
Jan. 25th, 2019 11:35 amДобрый день! Хочу поднять тему для обсуждения для меня довольно сложную,часто встречаю обсуждения разные на фейсбук и тут проскальзывало в комментариях. Про женскую идентичность. Встречаются в сети «женщина должна то, женщина се, женщина принимающая и такая и эдакая» и далее по списку про женственность, мягкость и прочее. Кто работал с этой темой в терапии? Как продвинуться в понимании вопроса современная женщина? Спасибо заранее.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2019-01-25 07:54 pm (UTC)Я это вижу так. Личность - она просто личность, это набор черт и характеристик, у которого нет пола. Это в основе. Таким человек рождается. Дальше идут навязанные извне убеждения, полученные в рамках ЖГС. Они как раз про то, что там женщина должна. Причем, у личности изначально могут быть какие-то характеристики (настоящие, истинные), которые вполне вписываются в требования ЖГС. И есть то, что не вписывается, и обычно именно вокруг этого больше всего "работы над собой" и террора со стороный общества.
Плюс, наверное, есть какое-то инстинктивное поведение, связанное с коктейлем половых гормонов, но я не врач и не антрополог, и не могу с точностью утверждать, насколько гормоны сами по себе, безотносительно ЖГС, влияют на личность и поведение.
По поводу "женщина должна" в первую очередь встают два вопроса 1) что именно должна, и 2) должна - чтобы что?" Получить одобрение общества? Найти партнера для семейной жизни и воспитания детей? Найти хорошую работу? Что-то еще?
Чаще всего беспокойство по поводу недостаточного соответствия параметрам "настоящей женщины" связано с глубинным, очень ранним и очень древним страхом отторжения стаей и последующей смертью. То есть, страх, который в современном мире актуален только в племенах, близких к первобытному строю.
Следующий вопрос - насколько выполнение того, что женщина должна, гарантирует получение вот этого "чтобы что"?
Если для себя ответить на все эти вопросы, то запрос начнет проясняться.
no subject
Date: 2019-01-25 09:01 pm (UTC)Глубинный страх, я думаю, и сейчас актуален. Нонконформистки, пошедшие по своей нехоженной тропинке, а не по основной накатанной дороге, хорошо понимают, какую цену они за это платят. Отвержение общества, социальное неприятие - это сильно, не каждая готова это выносить.
Скаламбурю - настоящая женщина, это та, которая по настоящему понимает, куда она попала!
Осознает всю глубину и широту, так сказать) и думает, что и как она будет делать в обществе, вторая половина которого сильнее физически и имеет больше прав на предъявление этой силы и агрессии. Диапазон действий и решений женщины широк, на самом деле, потому что она равная мужчине. Но и разная, отличная от него. Слабее физически, особенно при рождении детей. Эту разницу обязательно надо брать в учёт, не отказываться от нее. Она многое проясняет и показывает, как действовать дальше. Это как, к примеру, если признала и выразила свой гнев, то потом открывается доступ к радости.
no subject
Date: 2019-01-25 09:22 pm (UTC)(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 05:57 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 12:22 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 01:17 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 06:34 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-27 05:45 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-01-26 06:21 am (UTC)я бы так сказала, что в патриархальном обществе (а российское - очень патриархальное) женщина сталкивается с отвержением и неприятием уже на этапе рождения, у мальчиков даже в роддомах тариф повыше, селективным абортам подвергается плод женского пола. ну а дальше условия такие: хорошее отношение - общества, мужа, любого мимокрокодила мужского пола - еще надо заслужить. спойлер: это невозможно по многим причинам, поэтому если ты бросишь весь свой ресурс на то чтобы заслужить, все равно годам к 35-40 (кому как "везет") окажешься в слепой зоне, твоя женственность уже никого не интересует, потому что вон есть навалом женственности и помоложе. не все женщины боятся оказаться в .опе, потому что некоторые знают, что они уже там, просто можно быть в этой .опе замордованной и без ресурсов, а можно с ресурсами - вопрос только в этом. ресурсы - это материальные вещи, недвижка (полно историй .когда мужья грабят бывших жен, а не наоборот, хотя в народе распространен другой сюжет), стаж работы, карьера, здоровье физическое и эмоциональное. и вот это вот все, благодаря чему можно жить весело и зла другим не делать, женщине предлагается добровольно сдать, а в ответ получить нечто абстрактное, ну там личное и семейное счастие. "счастье" добавляют, чтобы точно согласилась. если уж и так не согласна, начинают пугать отвержением, неприятием: кому ты будешь нужна, одна помрешь, бабий век короток и т.д. это тот случай, когда нормальные вещи в рекламе не нуждаются (а в шантаже путем запугивания уж точно), если общество говорит "счастие" а следом "давай-давай, а то накажем", то в этом сюжете точно ничего хорошего.
нонконформистками без проторенной дорожки были первые феминистки, к счастью дорожка все лучше утаптывается:) хочется верить)
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 10:20 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-01-26 10:55 am (UTC)Есть забавный момент: если женщина всем обьясняет, что она феминистка, нонконформистка и вообще " а баба Яга против!", то она действительно может огрести много негатива и отвержения ( а иногда и чего похуже, наверное, народ у нас ,местами, незамутненный). А если просто жить так, как нравится, не тусоваться со стронниками " женщина должна" , дружить с теми, кому интересно что- то помимо мужско-женских отношений и на вопросы "почему?" всяких мимокрокодилов отвнчать , возводя глаза к небу " ну так исторически сложилось" или " так Бог дал" - обществу женщине предьявить нечего и отвергать тоже не за что. Выяснено на собственном опыте ( для меня пол и гендер человека незначим, воспринимается как условность, свой собственный в том числе) и на опыте знакомых ЛГБТ. Правда, это опыт жителей мегаполиса, где, на самом деле, всем наплевать на незнакомых и полузнакомых людей, в глубинке может быть сложнее.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-27 05:25 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-26 12:32 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-01-26 08:33 am (UTC)no subject
Date: 2019-01-26 05:47 pm (UTC)"Может и миф, что травматикам трудно в отношениях с противоположным полом и лучше не лезть на основную дорогу "семья-муж-дети", сужу по себе."
Не знаю миф или нет. Но я лично проблему увидела не в самой идее семьи и детей, а в способе ее реализации. Я реализую это иначе. То есть у меня есть семья, но она сугубо по нашим правилам. С такой поправкой не так уж и трудно, имхо.
И у меня именно долго не было семьи потому, что я пыталась делать ее "как положено". Как положено я не хотела. А вот случайно само получилось..
no subject
Date: 2019-01-25 08:26 pm (UTC)Важно не столько то, что хотят и ожидают другие (это их право и свобода воли), важно то, как я реагирую на это внутри. Хочу я спорить или нет. Хочу доказывать и менять их мышление или нет. Хочу быть в той среде или нет. Это мой выбор и моя ответственность, что я делаю или не делаю с собой.
Для себя я поняла, что мне в среде реактивных скучно. Доказывать им и менять мировоззрение у меня ресурса нет и скучно это. Поэтому я могу просто игнорировать списки "настоящая женщина должна" и "настоящий мужчина должен". Общаться с теми, что мне адекватен и референтен. И в семье, хотя формально мои задачи можно отнести к "женским", я выбрала их не потому что мне "положено", а потому что умею это делать. И имею за это свои плюшки.
Мне важнее быть собой. Быть естественной. Так приятней мне и окружающим легче.
no subject
Date: 2019-01-26 11:25 am (UTC)И я всегда это так же воспринимала. Я женщиной родилась, женщиной и помру :)
Мне не надо что-то делать, чтоб ей быть.
Конечно же я "настоящая женщина". А какая еще? Искусственная? :)
no subject
Date: 2019-01-25 09:30 pm (UTC)В итоге я теперь сознательная феминистка.
no subject
Date: 2019-01-26 04:20 am (UTC)no subject
Date: 2019-01-26 07:41 am (UTC)"Следующий вопрос - насколько выполнение того, что женщина должна , гарантирует получение вот этого "чтобы что "? "
Я когда это "что", ради которого "женщина должна" сопоставила еще в подростковом возрасте с тем что я хочу и не хочу, и к моему ужасу оно совпало с тем, что я не хотела.. и тогда впала в ступор сильно.
Многие думают, что "свой путь" - это что то вроде способа самовыразиться. В моем случае это был и есть способ выжить и жить.
Альтернатива - делать то, что не хочу, чтобы получить то, что тоже не хочу, на такое я пойтить не смогла..
no subject
Date: 2019-01-26 08:46 am (UTC)Сначала мне психолог сказала, что по-хорошему нет каких-то там черт характера, присущих изначально какому-то полу. Что любой человек может обладать любым набором личных качеств. Есть социальные стереотипы - вот эти все списки - но это условность, придуманная людьми. Уверена ли я, что хочу за нее цепляться?
И у меня в голове какие-то шестеренки расцепились, и с той поры я игнорю все эти "женщина должна, мужчина должен", потому что это напускное.
Как продвинуться в понимании? Можно почитать хорошую фемлитературу (я бы советовала Шерил Сэндберг, она и пишет увлекательно, и в дебри не углубляется, и пример отличный). Мне еще нравится вконтакте паблик жеженственность, он довольно умеренный и там встречаются любопытные материалы.
no subject
Date: 2019-01-26 12:31 pm (UTC)Самое главное, что можно понять - в патриархальном обществе женщина никогда не будет достаточно хороша, приемлема или права.
Единственный выбор, который остается - быть собой. В терапии или самостоятельно узнавать себя, убирать навязанное обществом и понять, кто вы под всем этим. Всем не угодишь, поэтому угождать лучше себе.
Иллюзия, что если будешь "правильной" женщиной, то все будет хорошо - это опасная иллюзия. Она приводит к разбитым мечтам и недовольству собой, а иногда и к опасным для жизни и психики ситуациям.
И соглашусь с комментаторами выше по поводу "быть женщиной". Если вы родились с женской половой системой - вы уже она. И ничто этого не изменит. Даже если вы станете, как я "клятой фемолесбиянкой" быть от этого женщиной вы не перестанете.:)
Всё остальное, все эти всегда противоречащие и нереальные требования от женщин - манипуляции и попытки продавить, которые лучше не допускать по отношению к себе.
no subject
Date: 2019-01-26 04:10 pm (UTC)и куда ни ткни - везде дабл-байнд, кажется, концепт женственности из него и растет, ну там ничего не знать о сексе и при этом быть раскрепощенной и опытной. или не выходить на работу, посвящать время семье и каким-то образом "не сидеть на шее у мужа". с абьюзерами тоже. надо по каким-то микро-признакам заранее угадывать, что перед тобой будущий абьюзер но при этом не_все_мужчины_такие и не надо подозревать каждого встречного. надо немедленно разводиться, если перед тобой абьюзер но при этом нельзя разрушать семью и лишать детей отца. работать над отношеньками, устраивать брак при том, что инициатива пугает. и так по списку
no subject
Date: 2019-01-26 04:50 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2019-01-26 06:12 pm (UTC)У нее талант брать каждый из этих пунктов и раскладывать по полочкам.
no subject
Date: 2019-01-27 10:22 am (UTC)Я на терапии прямо вот конкретно с этим не работала, у меня к собственному гендеру отношение такое кхм апофатическое: у меня нет сомнений, что я женщина, это утверждение не вызывает у меня протеста, у меня нет желания сделать коррекцию пола, вот и славненько, значит, я женщина.
На терапии обсуждала тяжелые для меня вопросы о том, что я не хочу детей, также обсуждала ситуацию с гендерной дискриминацией на работе.
no subject
Date: 2019-01-27 01:30 pm (UTC)Да, я была тс того вопроса. Это важная для меня тема - женская идентичность. Я думаю над ней. Может, мне в детстве забыли особо сказать, что я девочка? Мало того, что задурили голову по поводу того, кто у нас ребенок, а кто родитель, так еще и запутали, что девочка хуже чем мальчик. Я росла по сути без мамы, она была, но не особо принимала участие в моем воспитании. Растил больше отец. Может, ему было удобнее воспитывать меня не как девочку? как то он мною не восхищался, не говорил, что я - красивая девочка, а мама и бабушка, не объяснили, чем классно быть девочкой. Я до сих пор этого не знаю. Прям садись и по пунктам записывай) Вместо женской идентичности мне был всучен набор гендерных стереотипов и социальных условностей.
Годам к 30 я покрутилась-покрутилась, делать нечего, стала претворять этот набор в жизнь. Даа..
Но больше женщиной я от этого не стала.
И уже теперь сложно разлепить, что у меня от детской травмы, а что от ЖГС, все в одну кучу.
Какую то женскую идентичность дал мне феминизм. Я хотя бы осознала разницу, а то я была как бесполое коллективное существо с уклоном в дружбу со всеми и за мир во всем мире.
Но до сих пор не очень мне понятно, как это : я - женщина.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-28 07:40 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-28 10:24 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-01-29 03:39 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-01-28 07:35 am (UTC)no subject
Date: 2019-01-28 11:51 am (UTC)no subject
Date: 2019-01-28 12:20 pm (UTC)Интересный вопрос... Я на терапии только набежками работаю. Я тоже хочу понять, что значит женщина. При чем я чувствую внутри, что мне хочется научиться кокетству, а не дружбе с мужчинами. Я хочу красиво выглядеть, мне нравится красивая одежда и умеренная косметика. И я могу рожать и воспитывать детей. Во не многое от женщины не развивалось, скорее что-то бесполое было. А теперь мне вот этого всего хочется, но и что бы на работе было отношение как к специалисту, а не как к женщине и равноправное отношение и в других темах.
По сути все "недостатки" женщины - в ее способности рожать... Я теперь ловлю себя на слове, если хочу сказать, ну ты же мужчина или это - женское дело... Я тоже не понимаю, про что это. И как тут кто-то сказал, делаю или хочу делать что-то не потому, что это - женское дело, а потому что у меня лучше получается или умею, но при желании могу кого-то и обучить этому умению ;=)
Быть женщиной - на этом построен весь бизнес косметологии, моды, добавок и еще куча всего. Конечно же поддерживается какой-то такой образ, что бы бизнес не обвалился.
По моему опыту программ осознанности, мужчины, высоко эмоционально интеллигентные, ни чем не отличаются от женщин. И все эти качества как эмпатия, участие и забота им тоже присущи. В такой мужской форме. На этих курсах-тренингах у меня было ощущение, что абсолютно нет разницы, кто ты: мужчина, женщина, русский, европеец, старый, молодой. Было что-то человечное и объединяющее, с уважением к особенностям и выражениям друг друга..
Так что я пока работаю в этой теме.
no subject
Date: 2019-01-29 03:27 pm (UTC)Я прямо сейчас беременна. То есть я прямо сейчас нахожусь в максимально женской роли, которая в принципе бывает. И в то же время я не крашусь, ношу штаны (в них удобнее по сугробам ходить), работаю в "мужской" специальности и в мужском коллективе. Да, я ещё феминистка и муж у меня профеминист. И если мне кто-то скажет, что я недостаточно женственна, я ему буду прямо в лицо смеяться.
Это я к чему. Есть женская биология. Есть семейное отношение. Есть требования к женщине от общества (зачастую противоречивые или настолько высокие, что их невозможно достичь). Для удобства лучше выбрать из этого набора подходящее себе и найти такое общество, в котором вас такую будут принимать. Тогда и вопросы об идентичности станут менее острыми.
no subject
Date: 2019-01-29 03:45 pm (UTC)https://acomics.ru/~doodle-time/155
no subject
Date: 2019-02-01 11:07 am (UTC)Есть хорошая книжка Корделии Файн "Заблуждения о гендере" - там на основе исследований подобно разобраны мифы и уверения и разнице полов. Хорошая книжка для библиотерапии :) https://vk.com/wall-64367994_200470?reply=200705