transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Были ли у вас такие состояния, когда вы на сессии могли только молчать? Например, в депрессии, после сильнейшего стресса психика истощена настолько, что даже негативных эмоций не испытываешь, полная заморозка, в голове и душе пустота? Если да, то как с вами работал терапевт в этом случае?

У меня биполярное расстройство, и два раза после истощающих маний с психозами были депрессии, такие, что была полная потеря интереса к жизни, нет чувств, нет мыслей, и вот от этого всего ужас, тоже тихий. Во время первой такой депрессии моя позапрошлая терапевт приходила в негодование, что я не работаю, молчу (как будто ей назло), не выполняю свою часть работы, а значит, она мне помочь не может. Распрощались. Прошлая терапевт была очень хорошим специалистом, но когда наступила моя такая же депрессия, непонятно было, что делать - обычно она сама ничего не предлагает, а слушает меня и мой текущий запрос и тогда задаёт вопросы, а когда у меня вот такое состояние (нет чувств и мыслей и что сказать - не знаю, запроса придумать не могу, т.к. ничего не волнует и кажется, что все равно ничего не поможет), она ничего не смогла предложить, никакого способа работы вот с этим. При этом ходить на терапию хотелось, и я продолжала ходить, придумывая темы для разговора, которые меня в общем не волновали. Я делала это, чтобы «порадовать» тер, и чтобы она в результате моего молчания не развела руками и не сказала, что помочь не может - это было бы больно. При этом я ощущала, что толку от такой терапии - никакого.

Сейчас в связи с переездом ищу нового терапевта - по скайпу, депрессия у меня продолжается, хочется помочь себе при помощи терапии, а не одних только медикаментов. Но боюсь, что способов работы с таким состоянием нет, боюсь, что деньги будут выброшены на ветер. Поэтому задаю здесь вопрос, было ли у кого-то похожее состояние и как при нем работали в терапии. Или просто ваши идеи на эту тему. Здорово также, если кто-то сможет подсказать направление, в котором такая работа удалась, или подходящее, по вашему мнению, направление терапии.

Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут

Date: 2018-10-01 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] agra-ra.livejournal.com
Насколько я понимаю, для работы с психиатрическими диагнозами и конкретно БАР нужен терапевт с соответствующей квалификацией/специализацией. И из того, что вы описали, создаётся впечатление, что ваши предыдущие терапевты не обладали этой квалификацией.
Мне кажется, при подборе специалиста ключевой момент - может ли он работать с вашим диагнозом (есть ли соответствующее образование, успешный пример работы) и что он будет делать, если вы приедете к нему в состоянии, которое вы описываете.

Date: 2018-10-01 07:35 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо за идею! Соответствующее образование - это клинический психолог, психиатр с психотерапевтической практикой?

Date: 2018-10-02 04:24 am (UTC)

Date: 2018-10-01 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] chistajaradost.livejournal.com
Первое время заставляла себя говорить на сессии, когда привыкла к тер стала больше молчать. На телесной терапии разговоров мало, меня это устраивает, сейчас чередую сессии работы с телом и разговорные.
У моей тер была клиентка которая ничего не говорила и только плакала, около 20 сессий. И тер было нормально.
Если вы тераевту расскажете о проблеме как описали здесь, вам это может сэкономить массу времени.

Date: 2018-10-01 07:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо! Да, когда я описала проблему здесь, мне самой стало понятнее, как-то разложилось по полочкам. Обязательно проговорю это с будущим терапевтом.

Date: 2018-10-01 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] galarix.livejournal.com
У меня несколько раз было такое, что говорить на сессии толком не могла, не знала, о чем. Терапевт мне как-то сказала, что даже если мы обе будем молчать всю сессию, она все равно состоится, потому что все, происходящее в пространстве терапии, имеет значение. Но по факту такого, чтобы я молчала все 50 минут, все же не происходило; не помню, чтобы при этом я насильно "выжимала" из себя какие-то темы для обсуждения. Моя терапевт работает в психоаналитическом направлении, если это важно.

Может быть, вам стоит обсудить эту проблему еще на этапе выбора терапевта, при первом разговоре?

Date: 2018-10-01 07:40 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо, что поделились вашим опытом!

Date: 2018-10-01 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] nokke.livejournal.com
Я просила ее саму задавать тему или придумывать вопросы, если я молчу. Сказала, что молчать все время мне некомфортно, если мне не приходит в голову ничего, это не значит, что я хочу помолчать. Она меня попросила составить список тем, над которыми мне вообще хотелось бы поработать, в частности, чтобы к ним в таких ситуациях обращаться

Date: 2018-10-01 07:42 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Хорошая идея, спасибо вам!

Date: 2018-10-01 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Грамотный терапевт должен быть с клиентом там, где клиент находится психологически, и делать это безоценочно и с желанием получше узнать про текущее состояние клиента и понять, как ему помочь. То есть, если клиент молчит, значит, надо его встретить именно в этом месте молчания.

У меня была одна сессия, где я от начала до конца просто молча проплакала, потому что не могла вообще ничего сказать. Это была первая сессия после эпической ретравматизации. Моя тер просто была рядом и не пыталась меня разговорить.

Работа на терапии - это не только поиск тем для разговоров или целей для активной работы. Терапия - она во многом в том, чтобы клиент получал опыт принятия себя в любых состояниях, даже тех, где он не может ничего делать и чувствует полную безысходность. Терапированность не в том, чтобы всегда во всех ситуациях точно знать, что делать. Она в том, чтобы проживать свои чувства, быть с собой в контакте и относиться к себе с теплом, а как это делать - этому должен учить терапевт на примере того, как он все это делает в отношении клиента на сеансе.

Вам самой чего бы хотелось от терапевта, когда вы в том состоянии? Чтобы она вас из него вывела в первую очередь или чтобы вы чувствовали ее тепло и поддержку, даже если вы упали на самое дно?

Date: 2018-10-01 08:18 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Эль, второе: чувствовать тепло и поддержку, чувствовать, что она со мной и для неё нормально мое состояние. Я уже поняла, что вывести меня из этого состояния нельзя: тут только время и таблетки. Но не хочется проживать его в одиночестве (если приходится придумывать темы для развлечения тера - это тоже одиночество, психологическое). Я думала, что нужны какие-то методики для разморозки чувств, но теперь думаю, что преждевременная разморозка может быть и опасна - не зря же психика «заморозилась», ресурсы-то истощены.
Спасибо большое за ваш ответ и что заставили задуматься.

Date: 2018-10-01 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Вы правы в том, что не надо себя насильно из этих состояний вытаскивать. Никто толком не знает, в чем природа биполярки и почему она случается. Известно только то, что при биполярке у психики есть циклы, и если случилось дно - то это просто часть динамики, и не надо себя с места дергать куда-то в другое состояние.

Date: 2018-10-02 05:29 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо, Эль. Да, что-то похожее чувствую, здорово, что кто-то подтверждает мои ощущения.

Date: 2018-10-01 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] ellie-mallbrrul.livejournal.com
Поддерживаю agra_ra в предложении искать терапевта с соответствующей квалификацией, это будет наиболее эффективным вариантом.

У меня подобные состояния были дважды, но сомневаюсь, что они полностью аналогичны Вашим (ИМХО, даже психическое истощение - штука индивидуальная). Первый раз я довела себя сама, когда травматический материал полез наружу, а я пыталась наплевать, прогнуть свою линию и жить как ни в чем не бывало, закончилось депрессией и резким обострением алекситимии (к этому я вообще склонна, но тогда все дошло до абсолюта). Второй раз меня сожрала мать.

В первый раз у меня, кроме прочего, был выраженный тревожный компонент, общение с психологом как-то помогало снизить тревогу, но, хоть убейте, не могу рассказать, что происходило на сеансах, видимо, попросту не помню из-за сужения сознания в "тревожном туннеле". Во второй раз я опустошилась и иссякла до такой степени, что мне все было пофиг, делала самое необходимое, а остальное время лежала в позе эмбриона - в этот раз мне терапевт был не нужен, я заново "вынашивала" сама себя (и, кстати, выносила). Так что опыт есть, а полезным поделиться нечем.

Что бы я сейчас делала с клиентом или с самой собой, если бы он или я оказались в подобной ситуации... Попробовала бы поисследовать, зачем мне или клиенту в таком состоянии все же нужен терапевт, какая часть водит меня (его) на сеансы, в чем ее потребность. Чего-то человек все же хочет, если нашел в себе силы дойти до психолога. Найдем, чего - будет понятно, как работать. Там может быть что угодно: достаточно общая потребность в опоре, в тепле, в присутствии другого, в ощущении "я не сдалась, я продолжаю двигаться" или что-то более конкретное типа "когда терапевт делает то-то - я становлюсь такая-то. и это лучше. чем было раньше".

Разобрались бы - хорошо. Не разобрались бы - тоже ничего страшного. Иногда просто быть рядом с другим человеком - это уже достаточно. Но в любом случае, хорошо бы уточнить - вдруг терапевт, зная конкретику, может дать Вам больше и именно то. что нужно?
Edited Date: 2018-10-01 07:05 am (UTC)

Date: 2018-10-01 08:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Большое спасибо, что поделились! Мне очень отозвался пример про вынашивание себя - в моем случае, чувствую, тоже нужно время.
Узнать, в чем потребность части, которая водит меня на сеансы - очень понравилась формулировка, спасибо!

Date: 2018-10-01 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
У меня был такой непростой период, когда 4 или 5 сессий подряд я молчала. Терапевт видела и понимала мое состояние до этого, что привело к нему, и на первой такой сессии она минут через двадцать после начала деликатно спросила, хочу ли я говорить? Я отрицательно помотала головой. И тер больше не спрашивала. Я чувствовала все это время, что она присутствует со мной и поддерживает меня.
За несколько месяцев до этого она как-то упомянула, что если я не хочу говорить, то имею право этого не делать. Что молчание на сессии вполне нормально и может быть целительно. Еще она сказала, что как-то ее коллега молчала на терапии 1,5 месяца и это был важный период.
Так что ваши желания нормальны и осуществимы, просто терапевты вам попадались некомпетентные.

Date: 2018-10-01 08:27 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо, что поделились!

Date: 2018-10-01 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] textfield1.livejournal.com
Моя на такое говорила, что я вовсе не обязана ничего говорить, можно хоть весь сеанс просидеть молча. Главное что она рядом в этот момент и вместе со мной проживает это состояние. Это тоже работа.

Date: 2018-10-01 08:28 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо за ваш ответ!

Date: 2018-10-01 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Очень сочувствую. У меня тоже БАР, но маниакального компонента больше, чем депрессивного, и в описанное вами состояние я впадаю разве что при переборе нейролептика (и оно долго не длится, потому что я тогда с психиатром корректирую дозировку). Пьете ли вы АД? Если они не выводят вас из этого состояния, обсуждаете ли вы это с писхиатром?
Конечно, терапия возможна и в таком состоянии - сессия это не обязательно фонтанирование эмоциями и инсайтами. Другое дело, что суть терапии - это контакт с Другим, а в таком депрессивном состоянии какой бы то ни было контакт очень затруднен. То есть терапия несколько снижает тут свою эффективность. Мне кажется, было бы хорошо медикаментозно себя чуть-чуть подтянуть, чтобы прибавить эффективность терапии.
Желаю вам скорейшего улучшения!

Date: 2018-10-01 08:37 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Большое спасибо, что поделились своим опытом!
АД пью (вместе с нейролептиком и нормотимиком), действуют они не сразу, но с того момента, как прислала вопрос, мне уже полегче. Спасибо за поддержку!

Date: 2018-10-02 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Как хорошо, что уже полегче! Пусть положительная динамика продолжится и сохранится:)

Date: 2018-10-01 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] julianikolaeva.livejournal.com
У меня было такое с предыдущей тер. Поначалу все было очень мягко и точно, и в какой-то момент (м.б. на 7-8 разговоре) я почувствовала, что хочу с ней помолчать - побыть не зажигалкой вербально одаренной, а онемевшим пеньком в печали. Тер явно почувствовала беспокойство, робко пыталась меня разговорить. Еще пару раз я попробовала молчать, поняла, что пауз с ней не надо вовсе - хоть радио, хоть акын, но что-то в эфир я должна выдавать ритмично и стабильно. Скоро она перешла к обидам на меня и какой-то еще большей мути, мы закончили общаться.

Date: 2018-10-01 08:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо, что поделились своим опытом!

Date: 2018-10-01 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] vbili.livejournal.com
Чтобы промолчать всю сессию - такого, насколько я помню, не было. Но я могла замолчать посреди разговора, когда тема была тяжёлой, терапевт какое-то время слушала тишину, потом аккуратно задавала вопрос или подавала реплику, чтобы разговор продолжился.
Я воспринимала это как показатель ее высокой компетентности и как проявление заботы обо мне как о клиенте. За те существенные для меня деньги, которые я платила за каждый сеанс, мне бы не хотелось, чтобы терапевт просто молча ждала конца сессии, пока я в оцепенении давлюсь своими переживаниями. Помолчать я могла дома бесплатно :))

...В вашем случае, насколько я понимаю, терапевта стоит заранее предупреждать, что вот сейчас вы способны к коммуникации, а потом в депрессивной фазе будете способны к ней гораздо меньше или не способны вовсе, чтобы не получилось, что вы замолчали внезапно. (Из рассказа не очень понятно, были ли вы в терапии в периоды "истощающих маний"?) В идеале нужен специалист, уже имеющий опыт работы с клиентами с БАР. И, скорее всего, психиатр, который сможет подобрать действенные медикаменты.

Date: 2018-10-02 05:13 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС Спасибо за ваш опыт! Во время последней мании у меня был конкретный психоз, я прервала терапию, написала терапевту, что у меня все хорошо, в услугах больше не нуждаюсь. Когда мания закончилась, приплелась обратно. Во время предыдущей мании диагноза ещё не было, лечили меня как депрессивную, и терапевт (не та, а предыдущая) радовалась, как активно я стала работать, манию не просекла, а расстались мы как раз, когда я стала молчать в депрессии, ей это очень не понравилось. Сейчас у психиатра наблюдаюсь, фарму пью.

Date: 2018-10-02 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Надеюсь, вам антидепрессанты не прописывали. У биполярников они провоцируют манию.

Date: 2018-10-01 08:43 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ещё раз спасибо всем ответившим! Не первый раз отправляю сюда вопрос и хочу отменить, что само обсуждение, комментарии, поддержка комментаторов очень важны и, я бы даже сказала, целительны.

Date: 2018-10-01 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rupakaja.livejournal.com
Я тоже, было дело (уже давно), пришла и молчу. Не знаю, что и сказать, в голове белый шум. Это и сказала терапевту. Я видела, что она за меня беспокоится, но не было ни сил, ни слов, чтоб как-то выразить состояние. Она пыталась задавать вопросы, я отвечала односложно или просто плечами пожимала. Так и сидели полчаса. Потом я сказала, что сегодня уже наверное ничего не получится и я лучше домой пойду.

И я думаю, что можно было со мной тогда иначе обойтись. Например, чтоб я этот белый шум нарисовала или блокаду, не дающую говорить. Или например поговорить со мной о том, что есть некая часть, которая встала, оделась, накрасилась (да-да!) и привела эту немую на терапию. Чего ей хотелось, какие у нее были цели?
Попредлагать мне всякие другие описания ситуации.
В конце концов поменять место, сесть рядом со мной, а потом попробовать дать мне символически выйти из этого состояния: предложить определить в комнате где территория молчания, а где что-то другое, отметить границу и чтобы я ее действительно перешла с поддежкой терапевта - просто чтоб попробовать и прочувствовать, как оно там. Опрашивать при этом телесные ощущения.
Такие вещи делают системные терапевты и психодраматики.

Date: 2018-10-02 05:21 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо! Мне особенно понравилась идея нарисовать белый шум или то, что в голове в это время :). Я, кстати, во время депрессии таскала себя в студию рисования - рисовать помогало. Сейчас пришло на ум, что арт-терапию можно бы попробовать, и здорово, если бы терапевт владел такими техниками.

Date: 2018-10-02 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
По моему опыту, далеко не все терапевты умеют быть с клиентом в молчании: моя нынешняя терапевт, как мне кажется, его плохо выносит, чувствует вину за то, что зря тратит мое время и деньги, пытается меня из него вытаскивать, хотя мне было бы ок молчать хотя бы первые минут восемь точно, даже в "хорошем" состоянии. Я читала в интервью какого-то терапевта, что она даже при выборе терапевта для себя считает умение терапевта "вместе молчать" главным критерием. Мне кажется, тут дело не в направлении, а в умении понимать и слышать "ритм" клиента. У меня тоже была сессия, которую я проплакала целиком, при этом меня очень устроило, что терапевт не пытался как-то вмешиваться и задавать вопросы.

Date: 2018-10-02 05:27 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо! Вот у меня похожие ощущения - что тер расстраивалась и нервничала, чувствовала вину. Про критерий понравилось

Date: 2019-01-23 04:51 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я молчу уже полтора года. Говорю чуть-чуть, иногда. Хожу намного больше и раньше тоже говорить могла не слишком часто. Работает тело, очень активно, я с ним постоянно учусь взаимодействовать все тоньше, нежнее. Я уже давно стала понимать, почему это, зачем. Работа идёт. Но есть ощущение, что терапевт не до конца понимает. Но молчит вместе со мной, за это ей благодарна. Есть возможность исследовать себя в процессе. Тяжело, хочется поговорить часто, но не могу. А терапевт тут сказала, что даже не встречала в литературе случаев, подобных моему (что так долго). Я вот тоже бы с радостью почитала про что-то похожее, но не понимаю, где искать. Все разговаривают, а я молчу... От терапевта на сессиях хочется часто чего-то - какой-то реакции на то, что она видит, сочувствия, вопроса, прикосновения. Может, чего-то нового, чего я не предполагаю, но это помогло бы что-то изменить. Она даёт обратную связь иногда, что-то поясняет, но не всегда мне достаточно того, что она говорит. Хочется, чтобы она больше понимала и чувствовала про меня. Но даже её молчание и то, что она не торопит и не обвиняет, - уже ресурс. Напишу об этом, наверное, пост в журнал с вопросом...

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 05:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios