Делимся опытом
May. 21st, 2018 11:22 pmУ меня немного сумбурное письмо получится, потому что состояние такое же.
Это мой второй опыт терапии. Хожу почти год к одной и той же терапевтке, регулярно, но не часто - 1 раз в две недели (чаще не могу себе позволить). Были периоды, когда ходила 1 раз в неделю, но это было даже менее регулярно, чем сейчас, так как терапевтка постоянно уходила то на учебу, то на курсы недели на три - месяц. После моих комментариев о том, как нерегулярность терапии мне тяжело дается, она перестала уходить в отпуск так надолго. По ощущениям - мне стало значительно легче, но все равно кажется, что ничего не меняется и прогресса нет никакого. Есть дельные мысли от терапевтки, но для года терапии, пусть и нерегулярной время от времени, эффекта маловато, как я думаю. Боюсь искать новую терапевтку, вдруг она будет еще хуже. Боюсь остаться вообще без поддержки. Не знаю, что и делать. Терапевтке говорила, что не вижу прогресса. Но качественно ничего не изменилось. Не знаю, может, проблема во мне? Было пару очень триггерных моментов, когда мне показалось, что я ушла в ретравму с ней. Несколько раз меня очень задевали ее слова. Пишу это и злюсь.
Сам вопрос: как понять, продолжать ли терапию? Подходит ли терапевтка? Как понять разницу между возможным внутренним саботажем изменений и недостаточностью компетентности и опыта терапевтки в конкретно моем случае? Я думаю, стоит вынести вопрос на терапию еще раз, но боюсь, что мы с терапевткой снова ни к чему не придем.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2018-05-21 09:02 pm (UTC)если терапевт в длительной терапии не может этого обеспечить...
нерегулярные или редкие сессии приемлемы только для разовых консультаций или при поддерживающей терапии.
no subject
Date: 2018-05-22 10:39 am (UTC)Я понимаю, что встречи раз в две недели приемлемы только для разовых консультаций, но у меня нет денег ходить каждую неделю. Я считаю, что лучше поддерживать себя раз в две недели с помощью терапии, чем не поддерживать вообще, ссылаясь на то, что денег для идеального расписания психотерапии нет.
no subject
Date: 2018-05-22 06:41 am (UTC)А ваш страх: если другой терапевт будет ещё хуже... никто же не мешает искать до тех пор, пока терапевт не устроит.
no subject
Date: 2018-05-22 12:49 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 12:57 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 01:39 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 01:50 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 01:54 pm (UTC)Может быть и так. А что в этом такого? :)
Можно почитать про хороших терапевтов (здесь, у Эль, например) и сложить себе логически-образную картину. Потом все-таки обратиться к своим чувствам и попробовать понять чего же, все-таки вам хочется. Какая у вас внутренняя интенция? Это какое-то внутреннее знание, ощущение и его не надо придумывать, оно уже есть. И потом мысли и чувства соединить и понять чего же вам будет лучше в текущей ситуации. Ну ошибетесь.. например, и что? Ничего не произойдет. На вот таких принятиях решений и учатся. Зато понимать себя будете лучше и лучше с каждым разом. А терапевт, если профессиональный и обратно принять сможет, если захотите. А не сможет, так значит, он вам и не нужен был. Это же так здорово принимать свои собственные решения и жизнь оказывается при этом очень интересной штукой :).
Вы "переборчива"? Примите себя такой. Сегодня вы такая и любите себя такой :)
no subject
Date: 2018-05-22 02:23 pm (UTC)Тут дело в профессионализме терапевта.
Ведь, желание уйти - тоже часть терапии. И ее нужно выносить на обсуждение. По реакции терапевта на это заявление можно многое понять. Цепляет/ не цепляет, хочу остаться/ не хочу.
Пишу по собственному опыту. Несколько раз порывалось уйти и понимала, что всё, капец. Но всегда воспринимала это как что-то естественное и логичное. (Желаний уйти, когда слишком сближаюсь. Я всегда так делаю, и в терапии тоже.) И никогда не сомневалась в профессионализме терапевта, мне с ней комфортно.
Могу прийти к ней и сказать, что она ужасно плохая и я ее ненавижу. И она не кинется злиться или доказывать обратное. Она принимать любимые мои чувства и пытается разобраться: когда возникли, почему, что с этим делать, что это значит. Для меня важно это место, где меня принимают.
У меня, лично, всегда все строится на внутренних ощущениях. А когда я сомневаюсь, то честно прихожу и говорю ей об этом. И мы вместе пытаемся понять и разобраться. Для меня возможность доверять всю себя - и есть тот индикатор.
Не знаю, смогла ли я передать свою мысль. Но это о том, что если человек профессионал, то как бы вы не хотели уйти, он сможет зацепить и оставить вас.
Я всегда чувствую, что это МОЙ терапевт. И я никак не могу обьяснить это. Просто чувствую, что присходит качественная работа и меня, в любом случае, удержат.
Я же этого и хочу, когда собираюсь уходить.
no subject
Date: 2018-05-22 02:26 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 05:17 am (UTC)Мне кажется, текущий терапевт пытается погасить мою злость, что-то объясняет про маму - что вот она с такими ограничениями, это её реальность. Но мне важно, как писала Эль, чтобы признали боль моего ребёнка. Я люблю родителей, несмотря на их особенности, но моему ребёнку больно от того, как с ним обращались и продолжают обращаться эти важные для меня люди...
Не представляю, как бы я могла заявить терапевту, что ненавижу её. Для меня вообще очень сложно говорить о своих негативных чувствах значимым людям. Но ваш опыт говорит о том, что такие специалисты есть, а значит, нужно искать.
no subject
Date: 2018-05-22 08:24 am (UTC)Я тоже около года в терапии, несколько раз порывалась уйти, но каждый раз это было связано со страхом близости, которая, как известно, тащит очень много боли за собой. В те моменты я пыталась объяснить своё желание сбежать некомпетентностью тера, недостаточным пониманием моей ситуации и т.д., но одновременно у меня поднималась такая сильная тревога, я была просто в ужасе от мысли, что расстанусь с ней, лишусь того, что есть, этой привязанности, и как-то приходило понимание, что конкретно в этих ситуациях это мои защиты, стереотипия, а не косяки терапевта.
Для сравнения, с моим предыдущим терапевтом, с которым я была в течение нескольких лет, я рассталась очень легко, несмотря на то, что у нас были очень хорошие отношения, конечно, я к ней привыкла и привязалась (не так сильно, т.к. этой был другой подход, не предполагающий формирования глубокой привязанности, но всё же). Мы не обсуждали завершение терапии, но я поняла, что мы ходим по кругу, прогресса нет, она перестала меня понимать, отрицала наличие травмы и, как следствие, проводила со мной неэффективную работу. Мне было очень грустно, что мы больше с ней не увидимся, но я почувствовала облегчение и ощущение правильности происходящего, когда ушла к другому терапевту.
Наверное, сложно посоветовать прислушаться к себе, поскольку тут действительно может быть много бессознательного, но в моменты сомнений я ориентируюсь на сравнение вот этих двух состояний - сильная иррациональная тревога при мысли об уходе от настоящего терапевта и грусть и облегчение при принятии решения ухода от предыдущего.
no subject
Date: 2018-05-22 09:39 am (UTC)Спасибо за хорошую мысль. Подумаю над этим.
no subject
Date: 2018-05-22 12:24 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 02:49 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 06:47 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 04:49 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 05:05 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 07:31 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 07:24 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 08:12 am (UTC)Поразительно, у меня такая же ситуация! Во время сессии все ок, а между сессиями накапливается злость, недоверие и т.п.
Если вы меня спрашиваете, то отвечу про ретравму:
была ситуация, когда я описывала ей насилие из детства, и хотела получить подтверждение того, что это ужасно. Что я не одна в этом мире считаю, что нельзя так обращаться с людьми, тем более с детьми. Мне это было важно получить от другого человеческого существа, так как то избранное окружение, которое знало о моем травматичном детстве, мне этого сочувствия человеческого не дало. То есть я как бы одна во всем мире считала, что бить и унижать меня в детстве было неправильно. Терапевтка меня не поняла, видимо, и ответила, что не даст мне жалости.
Я возмутилась и пояснила, что ищу не жалости, а сочувствия. И что даже если бы искала жалости, в этом нет ничего плохого. Мы обсудили эту тему, вроде выяснили, что она имела ввиду. Но мне это напомнило ситуацию из детства, когда я доверялась родным людям, а меня в ответ жестоко отвергали. То есть возникло ощущение, что я не могу доверять терапевтке, так как в любой момент она мне может сделать больно.
Спустя какое-то время она вдруг вспомнила эту историю сама и меня вновь заново очень это задело. Я решила поговорить об этом, а она от меня отмахнулась, сказав, мол, зачем опять поднимать эту тему, она же извинилась уже. Меня сново триггернуло, что будто ситуация как в детстве: меня обидели, я об этом сказала, а в ответ получаю злость и запрет напоминать об этом, и вранье, что уже попросили прощения (хотя этого не было).
Как-то так. Может это перенос, я ни в чем уже не уверена. Но на последней сессии я все это ей высказала, она ответила, что не запрещает мне об этом говорить, и что я имею на это право. И что она сожалеет.
no subject
Date: 2018-05-23 02:42 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 07:00 pm (UTC)Я думаю, у вас это перенос, конечно, но это ведь и хорошо, правильно, это и есть благодатная почва для терапии. С грамотным терапевтом только.
no subject
Date: 2018-05-24 07:10 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 12:55 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 04:40 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 05:20 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 08:50 am (UTC)Обсуждали ли с терапевткой, сколько времени понадобится для решения Вашей проблемы?
Попросите друзей оценить степень Ваших изменений за время терапии. Что им видно со стороны? Вы меняетесь? Что именно изменилось, по их мнению, в Вас?
Если терапевтка говорит, что изменения есть, а Вы их не видите, попросите её указать Вам на изменения, которые она видит.
Спросите у неё, как она оценивает, медленно или быстро идут изменения. Если слишком медленно, то как она думает, почему так медленно?
В общем, если коротко, я предлагаю _открыто_ обсудить с терапевткой Ваши сомнения.
no subject
Date: 2018-05-22 09:47 am (UTC)1. Я пришла с запросом решения своих проблем в восприятии настоящей действительности (которую я вижу через призму своих детских травм) с помощью ЕМДР.
Позавчера на встрече с терапевткой она вдруг предложила заняться-таки ЕМДР, о котором я ей сказала еще год назад, как только начала терапию... Она считала сначала, что мне пока рано этим заниматься, что нужно другим. Потом считала, что я могу это делать сама, дома.
Вот тоже бесит, что каждую встречу с ней мы минут по 15 разбираем мою злость и претензии к ней, а не работаем. С другой стороны, может, это и есть работа.
2. Не обсуждали, и это было ошибкой, как мне кажется.
3.С друзьями будет туго: я перестала общаться почти со 100 % своего круга общения.
4. Терапевтка сказала, что я прошла большой путь. Спрошу у нее в следующий раз, что именно она видит.
Спасибо за советы, я так и сделаю! Вы очень помогли мне разобрать по полочкам все. Думаю, весь этот поток сознания стоит обсудить с терапевткой.
no subject
Date: 2018-05-22 07:02 pm (UTC)Простите, тер Вам рекомендовала заниматься ЕМДР дома самой?
no subject
Date: 2018-05-23 08:00 am (UTC)Да
no subject
Date: 2018-05-23 10:18 am (UTC)Мой терапевт (с которым мы работали много лет) точно так же поступал. Иногда я шла к нему с проблемой, а мы, по итогу, весь час обсуждали мои отношения с ним.
Что могу сказать по прошествии лет? Это было правильно. Потому что отношения с терапевтом - это модель отношений с другими людьми. И на примере наших взаимоотношений я училась видеть свои неконструктивные паттерны поведения, отрабатывать новые, конструктивные..
Очень благодарна ему за это, ибо у меня ПРЛ, и ему все эти годы было ой как непросто.
no subject
Date: 2018-05-23 10:25 am (UTC)Да, согласна с вами! Но все равно злюсь.:))
no subject
Date: 2018-05-23 11:27 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-22 04:55 pm (UTC)Я тоже ходу на ЕМДР раз в 1,5-2 недели. Правда, для меня сеттинг не так важен.
Поддерживаю предложение открыто обсудить с терапевтом свои сомнения.
Если для вас этот вариант подходит, можно сделать перерыв на месяц с нынешней тер, и эти две сессии походить к другому терапевту того же направления.
И по возможности прислушиваться к себе.
Ф.
no subject
Date: 2018-05-23 08:01 am (UTC)Да, можно делать самой. Но я ей объяснила, что не в том состоянии, чтобы одна это делать. Мне нужна поддержка тера.
no subject
Date: 2018-05-23 09:16 am (UTC)Я смогла сама поддерживать себя с помощью ЕМДР только после примерно полугода работы с тер. При том, что у меня уже был опыт работы с предыдущим терапевтом. И основная работа всё равно ведется на сессиях.
Возможно, я не права, это только предположение, но - сложилось впечатление, что у вашей терапевтки либо не очень большой опыт работы с ЕМДР, либо странное довольно легкомысленное отношение к методу. Если у неё только 1 (или даже 2) уровень обучения, то для вас этого может быть не достаточно.
Если вы живете в СПб/Мск, то у вас определенно есть выбор среди опытных емдр-специалистов. И ценник у некоторых сертифицированных почти такой же, как у прошедших обучение.
Если же город другой, то уверена, что в любом случае есть ещё более опытные терапевты, с которыми можно хотя бы разово попробовать поработать, чтобы почувствовать разницу и откалибровать собственные ощущения.
Ф.
no subject
Date: 2018-05-23 09:48 am (UTC)Я ни разу не слышала, чтобы емдр рекомендовали для самостоятельной работы.
no subject
Date: 2018-05-23 06:29 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-23 10:26 am (UTC)Спасибо! Да, я в СПб живу. Стоит попробовать, думаю.