Делимся опытом
Apr. 20th, 2017 09:09 pmЯ в терапии чуть больше двух лет, в целом моя терапвет мне очень помогла, поддерживала меня в тяжелых ситуациях, я сильно продвинулась в переживании своих травм и в излечении депрессии. Но есть проблема. За это время у нас 5 раз случались конфликты. Они всегда развиваются по одному и тому же сценарию и оставляют у меня очень мучительные и болезненные воспоминания. Я о чем-то говорю, терапевт, как мне кажется, цепляется к чему-то несущественному, делает какие-то странные выводы и в неприятной для меня форме их озвучивает. Один раз это вообще было о войне на Украине, я как-то мельком что-то упомянула, это вообще к делу не относилось, и понеслось... Потом, через время, мы обсудили, и поняли, что в общем-то она меня просто не так поняла, что мы спорили об одном и том же, но это и не важно, да хоть бы я и имела другую точку зрения, причем здесь терапевтические отношения? Мои возражения отметаются, просьбы остановиться не работают. Потом идет какая-то каша. Я все глубже и глубже проваливаюсь в травму (?), мне становится сложно аргументировать свои слова, у меня все время ощущение, что все, что я говорю используется против меня. Я рыдаю, меня трясет, я уже просто прошу перестать и пожалеть меня, говорю, что мне нужно сочувствие. Терапевт мне объясняет, что она не может мне этого дать, что она вот такая, и ее эмпатия не безгранична, что она возмущена. Говорит, что я требую слияния, хотя, я с этим не согласна. Мне вообще становится сложно понять, что она говорит, она начинает оперировать терминами, которые для меня или непонятны в этом контексте, или слишком расплывчаты. Я вижу, что она утрирует мои слова ("это жестоко, меня ранит остутствие эмпатии" - говорю я, "ах, ты назвала меня жестокой, неэмпатичной, монстром?!"), что как-то так все объясняет и переиначивает, что это совсем не то, что я хотела сказать, но чем больше я говорю, тем хуже все становится... В общем заканчивается встреча моими рыданиями и ее - я не могу тебе помочь. Раньше она писала мне после этого, извинялась, но как-то странно, не за то, что мне казалось она делала не так. Потом несколько раз говорила мне, что ей эти конфликты помогли осознать свои проблемы, решить их, вынести на супервизию, и что она очень мне благодарна. А я чувствую только беспомощность и страх, и еще недоверие после таких ссор. У нее есть супервизор, круг поддержки, профессиональный и личный, а у меня - моя депрессия, серьезные проблемы, нужда в поддержке и хотя бы в одних безопасных отношениях. У нас дисбаланс, мы не на равных, и поэтому конфликт как мне кажется не может проходить на тех же основаниях, что и между друзьями или партнерами. Я боюсь об этом думать, но мне кажется, что во время наших ссор, моя терапевт злоупотрбляет своей властью. Возможно она не переносит критику в свой адрес? Возможно она не может сочувствовать, когда не чьи-то - ее действия или слова ранили ее клиента?
В общем на последней сессии такой конфликт опять случился, и мне хочется все это прекратить, но куда идти - я не понимаю. Мне страшно. Я в тяжелом состоянии сейчас, на последних сессиях мы затронули очень болезненную для меня тему, мне даже думать об этом страшно одной. У меня вылезла психосоматика, я нуждаюсь в поддержке, и бросать терапию, которая в целом вроде работала, мне страшно. Мне очень нужен взгляд со стороны и совет.
Отвечать можно анонимно.
Просьба к авторам вопросов: отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2017-04-21 04:13 am (UTC)Оставаться без ощущения поддержки действительно страшно.
Насчет "в целом работала" я бы поспорила. Если проводить аналогию, вы ходили к врачу вылечить перелом позвоночника, а он раз в пять месяцев вам его ломал заново и сидел сложа руки, отмахиваясь как от ответственности, так и от помощи вам. То, что вы для себя из этого опыта что-то полезное извлекли - это целиком и полность заслуга вас и вашего сильного духа, а не вашего терапевта.
Напишите ваш город, пожалуйста, чтобы мы вам могли кого-то порекомендовать проверенного.
no subject
Date: 2017-04-21 07:52 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 05:55 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 06:13 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 05:57 am (UTC)Описанное Вами поведение терапевта, все эти "моя эмпатия не безгранична", "ах, ты назвала меня жестокой", срыв в нетерапевтические темы (политика, попытка доминировать положением для подтверждения своей правоты) это - будем честны - поведение обывателя, маленькой девочки, которая не может справить со своими эмоциями, куда уж ей справляться с с чужими?
Это простительно обывателю. Знакомому собеседнику, которого вдруг занесло на триггерной теме.
Но недопустимо в случае терапевта в рамках терапевтической работы.
Если терапевт замечает за собой хоть малейший признак срыва и некорректного вовлечения, он обязан остановить себя.
Взять себя за шкирку и вернуть в работу. Это его обязанность, в отличие от простого собеседника. Профессиональная обязанность, и если он не может ее выполнять, значит с этим клиентом он не может работать. Да, границы выносимого есть у всех, но свои проблемы нельзя переносить на клиента. Можно признать, что та или иная тема вызывает отклик. Признать, что в ней много эмоций. И тут же напомнить что на сеансе мы говорим не о терапевте. Мы говорим о клиенте и проблеме.
Не надо рассыпаться в благодарностях клиенту за показанные проблемы. Надо признаться себе, что здесь совершил ошибку и не можешь исполнять свои обязанности терапевта далее. И корректно передать клиента более опытному специалисту.
Клиент не подушка для битья, не тренажер для чужих комплексом. Вы пришли к терапевту за профессиональной помощью, которая, в частности, включает навык принятия всех ваших эмоций и проявление и обучению Вас навыку справляться с этими проблемами. Клиент находится в более уязвимом положении и поэтому терапевт должен уметь занять правильную позицию. Или признать, что не может исполнять свои обязанности - это неприятная горькая пилюля для самолюбия, но полезная в профессиональной жизни.
Это не значит, что в терапии нельзя, скажем, говорить о политике, а надо только о депрессии. Но грамотный терапевт даже тему политики выведет на обратную связь Ваших чувств, Вашего состояния, Вашего соотношения "я-ситуация". Если у человека вызывает страх, скажем, возможность войны или терракта, то надо говорить о страхе, о его влиянии, помочь Вам справиться с этим. Но высказывать свои политические взгляды, спорить, опровергать, давить - недопустимо. Это не треп в бложике. Не трибуна. Сеанс это место и время безопасного проживания всех чувств и всего беспокоящего опыта. Ваших чувств, Вашего опыта. А не комплексов терапевта. Свои чувства он может отнести супервизору и там с ними справляться.
Очень хорошо, что Вы отловили вот эти некорректные контакты с терапевтом
Значит Вы осознали свои границы и их нарушение. Это очень важный опыт. В том числе опыт того, какой терапия быть не должна.
И каким не должно быть общение вне терапии.
Мне жаль, что Вам пришлось пройти через это. Всем сердцем я разделяю Ваши чувства
Надеюсь, что эта ситуация вскоре разрешится для Вас благоприятным образом, возможно через другого терапевта - если на то будет Ваше желание.
no subject
Date: 2017-04-21 06:53 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 07:21 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 07:52 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 07:21 pm (UTC)А когда-то давно я так разрывалась, когда слышала от терапевтов вот это "я Вам благодарна за опыт..." и чувствовала дикую злость, мол, "Какого... за мои же деньги? А с другой стороны, вроде, по-человечески благодарят...".
no subject
Date: 2017-04-21 09:07 pm (UTC)no subject
Date: 2017-04-22 04:02 am (UTC)Хочет человек затронуть политику - пожалуйста - но обсуждать мы будем чувства клиента (в том числе от поступков других людей) и его проблемы. Я не говорю ему, что для него хорошо и правильно - и это принципиальная позиция. Выбор он делает сам. Мое дело - помочь ему убрать боль, страх, отчаяние, беспомощность, неприятие себя, помочь сформировать его собственную, основанную на его взглядах, стратегию жизни. И если при этом надо коснуться темы политики или хоккея на траве - так и будет. Это его жизнь, его ценность, его фокусировка.
На сеансе клиент - король =) а я его помощник
no subject
Date: 2017-04-21 06:44 am (UTC)Мне ваш терапевт маму напоминает вот этими "ах, я значит, черствая" - игра в обидки. Не похоже, чтобы она была теплая, бережная и эмпатичная по описанию.
no subject
Date: 2017-04-21 12:03 pm (UTC)Мне этот сценарий напомнил отношения с бывшим мужем. Тоже вроде все прекрасно, и вдруг докопается на ровном месте, выжимая из меня эмоции. Как только я перестала давать эмоциональную реакцию, мы развелись. Совпадение?
no subject
Date: 2017-04-21 06:49 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 06:51 am (UTC)Она решала свои проблемы за ваш счет и даже не заплатила за это. Более того, еще и с вас деньги брала за решение своих проблем об вас.
Благодарна она вам, офигеть.
no subject
Date: 2017-04-21 07:02 am (UTC)Знаете, трудности в терапии бывают у всех и у каждого, и вот это пресловутое "я не могу тебе помочь" иногда произносила и я. Но следовала своему правилу: за сессию, в которую я сказала клиенту "я не могу тебе помочь", я не брала денег. Ибо смысл? Подозреваю, что терапевт уже хочет прекращать терапию, поскольку "не тянет", но ждёт инициативы почему-то от вас. Может быть, есть смысл не бросать терапию, а только временно прервать и другой вид психологической помощи испытать? Телеску, например?
no subject
Date: 2017-04-21 07:28 am (UTC)Через год начала терапию с другой специалисткой, еще новичком и ни разу, ни разу не пожалела. Вместе с ней работаем над детскими травмами и прорабатываем больные и тяжелые вещи, я чувствую доверие, безопасность и поддержку. Могу ее порекомендовать, если надо
no subject
Date: 2017-04-21 09:39 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-23 07:28 am (UTC)Вот ссылка: https://psy-practice.com/Kristina_Stepanova/
no subject
Date: 2017-04-23 02:24 pm (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 07:53 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 12:03 pm (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 08:23 am (UTC)И да, терапевт может отказаться работать на какую-либо тему, но не может отказываться остановиться.
no subject
Date: 2017-04-21 09:34 am (UTC)Тоже было тяжелое состояние, тоже было страшно уходить. В конце концов, все закончилось, когда я перестала уважать терапевта и видеть в ней цельную сильную фигуру: из-за ее постоянного путания, "неинтересно", ошибочных интерпертаций, на которых она настаивала. И ушла вникуда, несмотря на свое состояние, — в этот момент стало лучше уже одной, чем вместе с таким человеком, лучше отсутствие поддержки, чем дополнительное пинание меня.
Не уверена, что Вы ждете такого комментария, — это не совет и не взгляд на Вашу ситуацию — но я просто не чувствую себя в праве советовать Вам сейчас уйти. Я бы не ушла, несмотря на все советы. Знаете, что я бы сделала: перерыв. Не прекращать терапию, но и не ходить, неделю, две, три. Обычно этого времени хватает, чтобы посмотреть на отношения со стороны, вынырнуть и понять, нужно Вам такое или нет.
no subject
Date: 2017-04-21 09:47 am (UTC)Так-то терапевт мог быть до того очень помогающим, но если начались такие высказывания, значит, терапевт дошел до предела своих возможностей, значит, он не устойчив и как специалист больше помочь не сможет... ну не вмещает его контейнер вот такое недовольство клиента, такие формы злости, обесценивания, упрямства, сопротивления, чего угодно. Слабо терапевту, увы и ах)
no subject
Date: 2017-04-21 09:59 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-21 12:33 pm (UTC)Мне ещё показалось,что она кайфует от того что выводит вас на эмоции.А потом вроде как по головке гладит.Очень напоминает газлайтинг.И моё мнение,что ваш терапевт непроработан.Берегите себя.
no subject
Date: 2017-04-21 01:00 pm (UTC)Спасибо огромное за отклики! Я все боюсь, что я что-то не так рассказала, "свою точку зрения", что возможно все было не так, и терапевт не так уж и виновата. Но с другой стороны, я точно уверена в том, что чувтсвую - мне эти сессии мучительны и неприятны, от них остается ощущение обиды и безнадежности. Вот именно это - даже тут не про меня. Я заплатила, потратила время и опять только для того, чтоб кто-то что-то об меня решил, и я кому-то помогла.
У меня сейчас нет особой поддержки, только люди, которым нужна моя поддержка. И есть проблемы. Я вымотана. И после этого инцидента мне кажется, что я вообще какая-то неправильная, раз даже терпевт не может справиться с моими эмоциями. Я и с друзьями, и с партнерами через это проходила - человек просто не может слушать, когда я пытаюсь приоткрыть, хоть чуть-чуть, мою боль. Кто-то наезжает на меня, кто-то просто надевает маску и переводит разговор, кто-то честно сознается, что для него это невыносимо и бежит.
Я по ряду причин могу заниматься только по скайпу, поэтому если кто-то может мне порекомендовать специалиста по скайпу - буду благодарна.
no subject
Date: 2017-04-21 01:13 pm (UTC)Собственно, это то, почему я сама ушла от терапевта, — из-за таких мыслей.
no subject
Date: 2017-04-22 03:55 am (UTC)http://transurfer.livejournal.com/388042.html
http://transurfer.livejournal.com/374317.html
no subject
Date: 2017-04-23 07:31 am (UTC)Рекомендую мою пт https://psy-practice.com/Kristina_Stepanova/
no subject
Date: 2017-04-21 01:11 pm (UTC)Кажется, ужас отказа от помощи можно попробовать смягчить, начав поиск помощи от другого терапевта.
Но есть еще важное для меня. Посмотрите, как для Вас. Мне было бы важно, не просто уйти из ранящих отношений, а обозначить, сказать, что со мной так нельзя, поэтому я разрываю отнощения. Что это конец моего терпения и возможностей. Назвать своими словами то, что она сделала. Внезапное немотивированное проявление агрессии, да еще от того, кто сильнее. По сути, насилие. Можно попробовать вернуть себе силы и право на выбор в этой ситуации. Да, я не так сильна и пострадала. Но в моих силах избежать повторения с этим человеком. И озвучить, что со мной так нельзя. Вернуть свое достоинство. Если получится выйти из этих отношений на уровене "взрослый-врослый" будет не так травматично.
Мне кажется, в этой ситуации много от "мамы-ребенок" и как будто есть вопрос " как же я без мамы, пусть даже токсичной?".
И еще подумалось, что комбинация "поддержка-травматизация" более опасная, чем чистый, 100% непрофессионализм, потому что из нее сложнее выйти. Вот на исходе сил как раз выход и возможен.
no subject
Date: 2017-04-21 07:32 pm (UTC)Если бы я в свое время имела возможность прочитать все эти комментарии к Вашему письму - скольких проблем бы я избежала. Ваша терапевт явно исчерпала свои возможности, она больше не может быть Вам полезной и ведет себя крайне некорректно и непрофессионально. Терять психологическую поддержку таким образом - когда терапевт вдруг превращается в непонятно кого - это может быть очень опасно для здоровья.
no subject
Date: 2017-04-22 06:36 am (UTC)Спасибо за ваш отклик, друзья, вы мне очень помогли. Я читаю и перечитываю каждый коммент по нескольку раз.
Я решила пока отказаться от терапии. Сделаю небольшой перерыв, потом начну с другим терапевтом. Мне конечно тяжело сознавать, что окружающим невыносимы мои эмоции, но с другой стороны, партнеры и друзья не могут помочь в любом случае. Мы все знаем, что это за черная дыра, в которую засасывает всех и вся, когда травматик проваливается в свою непережитую травму. Трава вянет вокруг. Для этого и нужен терапевт - человек, который в течение часа за деньги готов пережить с клиентом его боль, научить с ней справляться и жить дальше. И если этот терапевт не смог, это не значит, что моя боль какая-то не такая, просто терапевт не проработанный.
Я сейчас вспоминаю наш предыдущий конфликт, почти год назад, который развивался абсолютно идентично последнему. Тогда терапевт подвела меня к мысли, что мол у людей есть границы, и они не всегда будут давать мне то, что мне надо. Вот она не может быть всегда эмпатичной и поддерживающей, когда мне надо. Ладно. Тогда я ей задала логичный вопрос - а стоит ли нам продолжать, если она не может мне дать то, что мне надо? Она сказала, что решать конечно мне, но она считает, что ей есть что мне дать и чем помочь и хочет, чтоб мы продолжали. Я ей доверилась. А теперь я чувтсвую, что по сути потеряла этот почти год. Мне было сложно ей доверять после ссоры, на восстаносление доверия ушло много времени, только для того, чтоб начав говорить о больной теме, снова получить под дых. Для меня плата за терапию является значительной статьей бюджета, мне приходится от чего-то отказываться и отказывать своему ребенку, чтоб проходить терапию. Мне жаль деньги, потраченные впустую, особенно за сессию, на которой терапевт сказала, что она не может мне помочь, на которой мне стало хуже, чем было до сессии.
no subject
Date: 2017-04-22 06:51 am (UTC)Перерыв может быть хорошей идеей. Вы отдышитесь, осмыслите произошедшее и будете искать по новым критериям.
Удачи вам.)
no subject
Date: 2017-04-22 07:26 am (UTC)Найдите в себе силы уйти от нее. Поищите другого.
Удачи вам!
no subject
Date: 2017-04-22 07:41 am (UTC)то время, прочитала мой пост о ней тут. сказала, что я не должна кучу людей посвящать в наш интимный с ней процесс.и супервизор ее такого же мнения. я стала сомневаться, вдруг она и правда не виновата, а я гоню.
no subject
Date: 2017-04-22 07:56 am (UTC)no subject
Date: 2017-04-22 07:11 pm (UTC)Запрещать рассказывать о терапии это само по себе злоупотребление, лишение поддержки от других людей для того, чтобы сохранить контроль над клиентом.
no subject
Date: 2017-04-22 08:05 pm (UTC)Я благодарна Вам и другим людям, которые делятся своими историями, и, конечно же Эль за ее бесценный дневник. Здесь столько поддержки для тех, кто проходит терапию, и живой информации для меня, начинающего терапевта, о том, какой я не должна быть и о важности собственной проработки.
no subject
Date: 2017-04-23 08:52 am (UTC)Не знаю, насколько это применимо к вашей ситуации, но вдруг.
no subject
Date: 2017-04-23 05:56 pm (UTC)no subject
Date: 2017-04-24 12:10 pm (UTC)no subject
Date: 2017-04-24 06:08 pm (UTC)И я увидела, что ей было приятно слышать перечисление всего того, что было в ее работе хорошее. Для нее это тоже было важным. Мне было важным выразить благодарность. На критику она начала защищаться, но продолжалось это недолго, потом она стала вспоминать хорошие истории из терапии с другими людьми. Мы очень хорошо расстались. И для меня это тоже было важным, потому что до этого я часто уходила из отношений с чувством глубокой обиды и ощущением "я хлопнула дверью". Я дорожу воспоминаниями об этом прощании - о чувствах, ощущениях, последнем разговоре.
no subject
Date: 2017-04-25 10:44 am (UTC)