Делимся опытом
Feb. 11th, 2017 12:30 amЯ была в терапии 3,5 года с одним терапевтом и сейчас после перерыва 4 месяца с другим. Складывается близость, усиливается доверие, внутренние дети теплеют и поднимаются сложные темы. Сейчас проживаю много стыда, ненависти, отчаяния. На фоне этого я начинаю сомневаться: нужна ли мне терапия; подходит ли мне терапевт и ее методы; не подменяю ли я жизнь терапией; не поискать ли мне более подходящего/профессионального/дорогого/дешевого терапевта; не стоит ли мне уйти с терапии и просто заставить себя работать, худеть, искать партнера, родить ребенка и т.д.
Я начинаю рационализировать, бесконечно аргументировать то одну точку зрения, то другую, меня качает от "это сопротивление, буду работать дальше" до "это бездарная непрофессиональная терапевт со странными методами, прям щас ищу нового или вовсе бросаю это дело".
Как отличить сопротивление от обоснованных сомнений? Как вы для себя решаете этот вопрос?
Заранее спасибо.
Отвечать можно анонимно.
Просьба к авторам вопросов: отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2017-02-11 08:39 am (UTC)Предвижу два возможных контраргумента:
1.Маловат срок, а что будет через год?
2.Легко найти в инете, где выбор терапевтов огромный, а если подходит только личный контакт, и он, соответственно, сильно сужается?
Здесь у меня нет ответа, особенно по п.2. Наверно, если бы для меня было критично физическое присутствие, тоже пришлось бы как-то маневрировать и в чем-то идти на компромисс (город небольшой, принимает человек 5-7).
no subject
Date: 2017-02-11 08:55 am (UTC)Ваши сомнения вполне могут быть и защитной реакцией - кому ж хочется с таким количеством внутреннего ада дело иметь, занятие это не из приятных. Отсюда и желание обесценить текущего терапевта и сбежать от него.
>> заставить себя работать, худеть, искать партнера, родить ребенка
Вам уже имеющегося ада мало, хотите добавить? :) Пока внутренние дети не отогреты, не присвоены и не накормлены, все перечисленные вами проекты будут путешествием по преисподне. А в случае с ребенком в вашу преисподню отправится и он.
no subject
Date: 2017-02-12 08:20 pm (UTC)Спасибо, transurfer!
Мне тоже кажется, что обесценивание терапевта это сбегание от всего, что поднимается, и новый терапевт тоже до создания близости, когда снова захочется сбежать.
Для меня это борьба между сильными частями. Одна чувствует, как вы написали, из нее я поддерживаю и жалею себя, даю себе время и пр. Но часто появляется другая с текстом: "Кончай дурью маяться, иди работай, рожай, ишь что придумала, другим путем инфантильность из себя не выбить, что ты будешь делать, когда умрут родители?", и еще много подобного текста. Она сильная, четко ясно и логично аргументирует, я с ней тоже согласна. И начинается внутренний ад.
no subject
Date: 2017-02-13 04:12 am (UTC)Очень знакомо :) У меня тоже такой внутренний голос есть. Это копия голоса папы, который считает, что человек должен только и делать, что ПАХАТЬ, а все его проблемы исключительно от ЛЕНИ. У вас это чей голос?
Логики там на самом деле нет, а соглашаемся мы с этим голосом только потому, что мы привыкли. Если бы все проблемы решались ПАХОТОЙ И РОДАМИ, то во всем мире царило бы сплошное психологическое здоровье, а эталоном здоровья были бы многодетные матери и шахтеры с фермерами. А понятия послеродовая депрессия не существовало бы вообще.
no subject
Date: 2017-02-15 01:45 pm (UTC)Но вот, что интересно - во время текущего обсуждения, пока я читала ответы ваши и читателей блога и формулировала свои ответы, у меня случился сдвиг с этим голосом.
Дело в том, что мой голос трезво смотрит на жизнь и исходя из этого говорит разумные вещи. Например, "если не похудеешь, здоровье будет ухудшаться, дальше будет тяжелее", "если не похудеешь, то сложно будет встретить партнера", "надо работать, чтобы обеспечить себя и не зависеть от родителей и партнера" и тд. В глубине души я с ним согласна, у него логичная аргументация и реалистичная трезвая оценка ситуации. Его истинная цель меня предупредить, защитить, укрепить, сделать способной справиться с жизнью.
Но способ донесения ужасен - давление, угнетение, запугивание. Я от него сбегала, отрицала, игнорировала, потому что способ подачи информации был слишком грубым и болезненным для меня. От этого голос говорил громче и давил сильнее, пытаясь достучаться, мне становилось еще хуже, я сильнее закрывалась, и все ухудшалось по спирали. К моменту поста я разваливалась от любого его появления.
В процессе обсуждения этого поста мне удалось признать разумность его тревоги и свою неспособность в данный момент бежать все изменить. И его давление ушло, по крайней мере временно. Наблюдаю, что будет дальше.
no subject
Date: 2017-02-15 06:08 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-11 09:02 am (UTC)Как это возникает?
В детстве родитель (или оба) отказывали ребенку в адекватном восприятии и принятии детских проявлений: потребностей, интереса, привязанности, эмоций и проживания опыта. Вместо этого на ребенка взваливалась ответственность сразу за три позиции:
- идеальное проживание его собственного опыта (что невозможно в принципе, такие навыки формируются в процессе и неудачные решения такая же важная часть опыта, как и зрелищные победы)
- идеальное удовлетворение всех потребностей родителя, в том числе тех, которые ребенок удовлетворить не может, поскольку это проекционные потребности , обращенные к родителям самого родителя
- создание идеального, безопасного и тотально удовлетворящего кривой идентичности родителя пространства силами самого ребенка без права получения помощи, ресурса и благодарности за этот труд
Таким образом, самому ребенку его собственная, индвидуальная идентичность становится запрещена, вместо этого он вынужден бесконечно играть в манипулятивную игру родителя, что ведет только к саморазрушению.
Вот это самое "ты должна, ты обязана справляться со всеми сложностями сама" мало того что подкреплено скрытым запретом говорит о своих потребностях, просить и принимать помощь, но еще и подкреплено скрытой шизофренической дихотомией "ты должна, но ты не можешь, но ты все равно должна, но все равно не можешь".
Шизофреническая здесь не в смысле болезни, а в смысле внедрения изначально противоречивой и невыполнимой установки, которая фактически расщепляет цельную личность на два осколка-состояния "ты должна" и "ты не способна и не можешь".
Наша психика адаптивна. В случае невыносимой ситуации она способна "заморозить" те части своего опыта, с которыми не может справиться (или не могла раньше и помнит об этом), вытеснить их из "оперативной части" сознания, загнать в тень себя самого. Но эффект здесь как в системе кровообращения: вместе с опытом отсекаются ресурсы и возможности внутренней жизни и контакта с собой.
Терапия "размораживает" заблокированные участки. Как Вы сами пишете, "внутренние дети теплеют". Но разморозка не бывает выборочной. Вместе с возвращением части себя мы возвращаемся к перепроживанию болезненного опыта. И старые паттерны оживают. Задача терапевта - помочь справиться с этим максимально экологично.
Нужен ли Вам другой специалист или нет, решать Вам. Смотрите по результату. Если прогресс есть, то возможно на данном этапе этот специалист Вам полезен. Попробуйте поговорить с терапевтом вот об этих чувствах: сомнениях, колебаниях, паттернах "должна сама любой ценой иначе (плохое определение, перенятое от родителя)". Очень важно получить опыт принятия Ваших чувств, в том числе негативных, от другого человека. То самое контейнирование, в котором Вам было отказано Вашими родителями. Дальше Вы поймете как действовать.
no subject
Date: 2017-02-11 10:03 am (UTC)Блестящий комментарий! Спасибо вам!
no subject
Date: 2017-02-11 04:13 pm (UTC)Сложные вещи так просто и логично разложить по полочкам дорогого стоит.
Спасибо!
no subject
Date: 2017-02-11 10:27 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 08:59 pm (UTC)Спасибо вам за этот важный комментарий.
"ты должна, но ты не можешь, но ты все равно должна, но все равно не можешь", да, именно по такой спирали я ухожу в бесконечный внутренний ад, именно эти части спорят друг с другом, именно этими словами. И отказ от поддержки, и "я все должна сама", и запрет на собственную идентичность - все так. Я психиатра спрашивала, не шизофрения ли это уже, она уверяла, что нет. Я вынесу это в обсуждение.
Тер достаточно хорошо выдерживает мои сомнения и наезды и хорошо контейнирует негативные чувства. Думаю, какой-то другой специалист мог бы подойти мне лучше, но она уже есть и в текущей ситуации достаточно хороша, чтобы не тратить ресурсы на поиск нового.
Спасибо.
no subject
Date: 2017-02-13 06:23 am (UTC)Большинство людей носители этих установок:
"деньги портят людей (деньги зло)" и "деньги облагораживают (деньги добро и польза)"
"если у тебя есть секс, ты плохой" и "если у тебя нет секса и отношений ты плохой"
И вот так по всем фронтам, бесконечное число внедренных противоречивых установок, которые позволяют манипулировать людьми.
И самая большая ложь среди них это подмена потребности в любви потребностью в социальном одобрении. Совершенно неосознанная проблема, но с очень тяжелыми последствиями.
no subject
Date: 2017-02-12 11:21 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-11 09:09 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-11 10:08 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-11 10:17 am (UTC)А что за методы?
no subject
Date: 2017-02-12 08:05 pm (UTC)Моя первая терапевт бывший психиатр, мы работали близко к психоанализу, хотя она использовала элементы арттерапии и песочной терапии. С этим я и сравниваю.
Текущая терапевт работает с телом (но я очень медленно подпускаю к телу), ЕДМР, метафорические карты и системные расстановки (это расстановки с предметами). Последнее смущает больше всего, хотя быввет интересно и результативно, но иногда похоже на фарс.
Еще она теплая, тактильная, берет на ручки и физически гладит, чего мне всегда не хватало с первым тером.
no subject
Date: 2017-02-12 09:56 pm (UTC)Их отличие от расстановок с людьми-заместителями в том, что нет чужого "наглючивания" ситуации.
Работа фактически идет с проекциями Вашего собственного сознания, это не магия, а попытка взглянуть на ролевую модель внутри личности. Просто овеществленная и потому более простая, нежели в воображении, где с непривычки удержать поток мыслей и концентрацию очень трудно. Как внутренний диалог, только обозначенный фигурками ролями. Возможность выразить чувства, которые обычно вытесняются. Возможность посмотреть в ситуацию с новой точки зрения.
Если Вам в Вашей ситуации это помогает как-то, дает инсайты и осознания, то наверно можно счесть ее полезной на данном этапе. Это просто еще один способ поискать контакт с собой, как те же метафорические карты.
no subject
Date: 2017-02-15 10:34 am (UTC)Спасибо за поддержку метода. В этом блоге периодчески упоминаются расстановки, но обычно в негативном ключе, поэтому я переживала.
Однажды я была на расстановках заместителем, ощущения остались двоякие и сама расставлять не захотела. А вдвоем с тером расставлять предметы мне намного легче, приятнее и безопаснее.
no subject
Date: 2017-02-12 11:51 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-13 05:30 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-13 04:16 am (UTC)Пока что из ваших ответов складывается впечатление, что основная проблема - это то, что скорость терапии и количество тепла и близости вызывают перегруз и передоз, от чего возникает сопротивление и желание сбежать.
no subject
Date: 2017-02-13 02:53 pm (UTC)Мне кажется, если бы меня мой терапевт попытался погладить, я бы сбежала сразу. Для меня именно наличие физической дистанции создает чувство безопасности и защищенности.
no subject
Date: 2017-02-11 11:02 am (UTC)Всем спасибо!
"не стоит ли мне просто заставить себя" - когда у меня появляются подобные мысли в голове, сразу чувствую, что меня заносит в какую-то неправильную сторону. Заставить - значит сделать что-то против своих желаний, против воли. Т.е. такой акт насилия. ИМХО, имеет смысл выяснить, кто же такой хочет заставить вас это сделать, кто хочет, чтобы вы работали, худели, искали партнера, рожали детей. Кто будет вас ненавидеть/ругать/презирать, если вы этого не сделаете.
no subject
Date: 2017-02-12 08:09 pm (UTC)Спасибо! Про "заставить себя" у меня похожее ощущение, тем более, что много лет я себя уже успешно ломала и заставляла. С одной стороны жизнь была активная и "правильная", а с другой, теперь имею, что имею: депрессию, апатию, нихочу ничего и никогда, сильный страх перед жизнью.
Но все еще часто прорывается голос, что "все живут и мне надо себя заставить", ну и по пунктам.
no subject
Date: 2017-02-11 11:28 am (UTC)Пойду поставлю лайк и еще послушаю)
no subject
Date: 2017-02-11 12:11 pm (UTC)Раскапывать эти кучи ада невыносимо больно.
no subject
Date: 2017-02-11 12:33 pm (UTC)Если можете - то вопрос закрыт, и что делать понятно.
Если нет - то тоже лучше сказать и посмотреть на реакцию. С большой вероятностью вопрос так же будет закрыт.
Кстати, если бы речь шла не о терапии, я бы подумал на другое. Я бы мог таким образом описать отношения с каким-то человеком, или покупку какой-то вещи. И это бы значило следующее:
1. мне эта вещь не нужна, я пытаюсь таким образом чсв поднять
2. у меня это не получается.
no subject
Date: 2017-02-11 03:05 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 08:23 pm (UTC)Иногда мне кажется, что терапия - это способ убежать от реальных проблем в то, что "я хожу на терапию, значит, уже их решаю", и больше ничего с этим не делать. И когда сейчас сил нет, то не понятно, терапия наращивает ресурсы или позволяет и дальше в иллюзиях сидеть на попе ровно.
no subject
Date: 2017-02-11 04:57 pm (UTC)У меня это самый часто возникающий вопрос в голове. Чаще чем что либо.
Для меня, если я в ряде вопросов могу поддерживать себя сама без активной поддержки терапевта (в сравнении с собой же, например, полгода-год назад), значит, что есть прогресс и двигаем дальше.
Если же я нахожусь в пике обесценивания - ожидаю спада, потом переосмысливаю.
Я за все время терапии (почти 2 года) тысячу и 1 раз переосмыслила каждый шаг терапевта, и каждый раз выношу это в общение с ним. Бывали очень сложные моменты к обсуждению, но разбирали.
Как Вы обычно с этим справлялись (например, с 1-м терапевтом) ?
no subject
Date: 2017-02-12 08:36 pm (UTC)С первым терапевтом у меня не было такой проблемы - я была в сильнейшей аддикции, тер была главным человеком в моей жизни, "самая прекрасная, правильная и подходящая мне терапевт" :)
А со вторым тером нет такой зависимости, не обожествляю ее, вот и сомневаюсь.
no subject
Date: 2017-02-11 06:12 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-11 08:08 pm (UTC)Обоснованное сомнение подтверждается отсутствием результата.
no subject
Date: 2017-02-12 12:16 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 06:53 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 12:12 pm (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 12:18 am (UTC)Сомнения/сопротивления, на мой взгляд, часто возникают по дороге к ретравме и являются хорошим маркером. И чтобы этого не случалось стоит как минимум предъявить их теру.
А дальше наблюдать за собой, ну и за тером. Сравнить что чувствовалось "до", что "после"? Развеялись ли сомнения? Стало ли легче? Насколько экологично тер работал с этим? И работал ли вообще или тупо списал на сопротивление (и вашу ответственность)?
И сопротивление и сомнения - это материал для работы. Или как минимум разового предъявления.
Профи будет разбираться, что не так? Пытаться смягчить процесс, проявлять бережность и заботу. Регулярно сопоставляя своё вИдение с вашим ощущением баланса между эффективностью и выносимостью.
В работе с собой или над собой очень важно начинать с навыков заботы о себе. Доверяйте себе, все ваши сомнения априори обоснованы, просто потому что возникли. Берегите себя!
no subject
Date: 2017-02-12 12:52 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 08:43 pm (UTC)Спасибо за "Сомнения/сопротивления, на мой взгляд, часто возникают по дороге к ретравме". Да, за этим точно нужно их предъявить. Да. Очень хорошо. Спасибо.
no subject
Date: 2017-02-13 04:20 am (UTC)no subject
Date: 2017-02-12 10:48 am (UTC)Просто сделай это, ага. У меня не получилось просто. После нескольких лет попыток, после очередной неудачи до меня наконец дошло, что нет никаких шансов, что тысячная попытка будет отличаться от предыдущих 999. Я по этому кругу могу ходить до конца жизни и ничего не изменится. Я за несколько лет не добилась цели, но мне всё ещё кажется, что цель простая, надо просто не лениться и сделать уже. И раньше так же казалось, и где результат? Вот тогда я и пошла менять себя, потому что увидела объективную необходимость. Потому что задолбалась биться лбом в одну и ту же стену. Т.е. про себя я точно знаю, что не могу просто взять и начать худеть. Если вы можете - сделайте, достижение целей даёт энергию двигаться дальше, достигать следующих целей. И станет виднее, помогает вам терапевт в ваших целях или мешает.
Удачи. :)
no subject
Date: 2017-02-12 08:30 pm (UTC)Спасибо.
Дело в том, что у меня много раз получалось себя заставлять и получать результат. Но я кончилась. Но если очень надо, то снова себя заставлю. Но могу сломаться окончательно. Очевидно, сейчас я не могу понять, очень надо или нет. Но и расслабиться не могу. И так года три постоянных метаний. А до того не было ни терапии, ни метаний, просто заставляла :)
no subject
Date: 2017-02-12 10:51 pm (UTC)То ли по-старому жить, но силы уже один раз кончились. То ли по-новому, но непонятно как. Я тут вижу 3 вещи.
1) Если один раз заставляние кончилось апатией, депрессией и страхом, то "просто" уже не получилось и это надо принять. Может вы теперь не будете заставлять так жёстко, может уже научились немного сил оставлять про запас, но точно так как раньше точно не будет. Оно уже не сработало, надо как-то иначе.
2) Эти метания очень хорошая тема для обсуждения. А с одной стороны, а с другой, а почему нет, а если да то как. Это точно надо нести к терапевту и распутывать.
3) Если хочется жить активно, то может пора попробовать? Осторожно. А терапевт пусть подстраховывает.
Ну это как я бы сделала, это не инструкция, просто опыт. Результаты терапии надо как-то применять на практике, пользоваться. Иначе как понять хорошие это результаты или так себе? Внутри головы оно всё кажется то логичным, то нет, то непонятно. А вот реальность так просто не перекроишь по своим теориям, на реальность можно опереться.
Удачи вам. :)