transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

В одной из пятничных перекличек я написала, что поймала себя на том, что несмотря на все терапии, я все равно, все равно автоматически принимаю слова других про себя и признаю их верными, справедливыми – что мол раз другой человек сказал, какая я (плохая, плохо поступающая, имеющая такие-то навыки и т.д.), то так оно и есть, что вот это и есть правда обо мне. Считает меня Вася-Фрося-Мариванна чудовищем, значит я чудовище и есть. И что интересно, это автоматическое принятие относится к исключительно критике - критические замечания обо мне воспринимаются как правда. Положительные - как вежливость, социальный танец. И вопрос "а судьи кто?" тоже у меня в голове не возникает, так критики сами вполне могут есть христианских младенцев, но чудовищем все равно буду я. Откуда это растет, вроде ясно. Что с этим делать - пока непонятно. Точнее, непонятно, как это развернуть в противоположную сторону - не соглашаться внутренне с критикующими меня.

Собственно, у меня вопрос - как перестать соглашаться с такой критикой. Что именно нужно делать, чтобы затереть эту программу. Ну, например, приучить себя, услышав критику, говорить себе "Этот человек критикует меня. Я с критикой не согласна. Я не принимаю критику. А человек - дурак." - это очень примитивно, но я другого сама придумать не могу. Я своих терапевтов и особенно последнюю терзала вопросами "что мне делать?!" в смысле "как мне надо действовать, чтобы избавиться от критики себя и от соглашательства с критикой меня другими", но, как верно написала Эль, толком они помочь не смогли.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2016-12-12 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_eihwaz_/
мне помогает понемногу избавляться от нарциссической травмы и выращивать взрослого внутри себя. И да, я разбираю с терапевтом прям каждую ситуацию, которая меня так обидела. Прям вот сказали мне, что я, условно, дилетант, я расстроилась. Вот этого дилетанта и разбираем: что конкретно меня задело, почему, кто-то уже мне аткое говорил когда-то, если да, то кто и т.д. пока я не интегрирую в себя право самой решать кто я и не отдавать эту ответственность на аутсорс.

Date: 2016-12-12 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] kroshka-ke.livejournal.com
У меня это чувство росло из ощущения "все вокруг большие и умные, а я маленькая и глупая, значит они имеют право меня критиковать". Постепенно я сама двигалась в сторону "больших и умных" и ощущения, что я сама могу себя покритиковать, когда мне надо, "большие и умные" обычно не больше и не умнее меня, просто люди со своим мнением.
Мне помогло задавать себе вопросы, желательно вслух и желательно прямо с терапевтом.
Я приходила и выкладывала свои "логичные" на мой взгляд аргументы, почему эти люди имеют право меня критиковать, а терапевт задавала уточняющие вопросы. Я просто видела, как моя "логика" рушится. Там правда были абсурдные ситуации, что-то вроде "они могут меня критиковать потому что потому". Терапевт настаивала на том, чтобы я подумала, почему они могут это делать и почему я должна после их слов что-то чувствовать и менять свое поведение. Это очень занудный процесс, но мне помогло.

Date: 2016-12-12 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Соглашусь, что надо разбирать прям каждый случай с тером, что именно задело, почему болит, разбирать все чувства, возникающие, постепенно "оковы" будут ослабевать, осознанность приходить быстрее в каждом следующем эпизоде, и вы сами уже сможете не принимать, что навязывают вам извне.
Никто рабочего алгоритма вам не даст, его нет. То есть вот вас покритиковали, вы критику приняли, что делать? Упасть-отжаться-сделать сто махов ногой и вот тогда вы критику отторгнете. Нет, конечно :)
Я понимаю ваше бессилие сейчас и желание что-то с этим немедленно совершить!
В первые полгода терапии сама пытала тера, мне вот плохо, что с этим сделать? Дайте порядок только действий, а я все смогу! Перетерплю, превозмогу, только раскройте тайну. Тер говорил, что алгоритма не знает, разводил руками, а я думала, что издевается, темнит :)

Date: 2016-12-12 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Чувствовать себя всегда плохой - это усвоенный с детства способ выживания, потому что, если не брать всю вину всегда на себя, то придется сталкиваться с очень неприятными фактами. Например, что родители обращались фигово не потому, что вы плохая, а потому, что оказались некомпетентны. И с тем, что как себя ни меняй - других людей и их отношение к себе не изменишь, потому что их отношение это про них и их тараканов, а не про вас. И еще с тем фактом, что наше собственное отношение к себе и самовосприятие - это наша работа, которую за нас никто не сделает. Это то, у чего есть только один хозяин - мы сами.

Так что мой совет был бы - покопайтесь в этом вопросе с разных сторон. "Что мне делать с внутренним критиком и как не воспринимать чужое негативное отношения как правду" - это на самом деле увод в сторону. Продуктивнее задавать вопросы "Для чего это во мне происходит? Какую задачу выполняет эта привычка?".

Date: 2016-12-12 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] selenik.livejournal.com

Всё, что говорит человек оценочно критикуя или хваля, он "вытаскивает" из себя. Эти черты и качества в нём самом. Поэтому он и может вообще найти в себе эти слова и эпитеты. Мы не видим в других то, чего в нас самих нет. Те самые проекции.
Поэтому то что говорят критикуя вообще к вам не относится. Осознание этого мне помогает не только перестать болезненно  воспринимать, но и узнать о том, как о себе думает тот человек.

Date: 2016-12-12 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] maiorova.livejournal.com
Знаете, когда я эту проблему на группе заявила, одна участница рассказала анекдот в тему. Сидит старик Рабинович и с энтузиазмом читает антисемитские газеты. Ему с возмущением говорят:
- Рабинович, ну что же вы? Есть масса прекрасных израильских газет, зачем вы читаете эту дрянь?
- Да ну ваши израильские газеты! Как ни открою, всё время у Израиля проблемы, Израиль не справляется, Израиль стоит на краю пропасти! А какую прелесть пишут в антисемитских газетах: Израиль скупил весь мир, Израиль потрясает ядерной бомбой, Израиль владыка вселенной...

Анекдот был рассказан к тому, что в образе "чудовища" есть ресурс, и немалый. Какое вы чудовище?

Date: 2016-12-12 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Мы работали через значимость, то есть с тем, что я почему-то придаю значимость этим людям. И еще боюсь, что мне "прилетит", если я буду возмущаться или защищаться. Каждый раз я думала, почему, и этого как-то стало меньше, но мне кажется, что это все работает комплексно, то есть вот не бывает, что есть какое-то специальное упражнение или пилюля, и все пропадет. Я стала пробовать возмущаться, спорить, огрызаться. Не могу сказать, что мне все это приятно, скорее, странно. Но мне больше не страшно. И еще я знаю себя, то есть я тоже авторитет. Но это как-то по капельке капает там.

Я могу сравнить это с моими занятиями вокалом. Мой преподаватель с первого урока мне все рассказал, как надо. И каждый урок мне об этом напоминал - о правильной технике. Каждый божий урок на протяжении полутора лет. Два раза в неделю. И только через год оно само как-то начало получаться. Но это мне кажется что "само". На самом деле я весь этот год старалась понять и пахала в этом направлении. А потом вдруг однажды это заработало.

Так что то, что вы делаете - вы вкладываете в себя, и это заработает, только "само" и через какое-то время, но раз вы в этом направлении роете, то когда ваше тело и ваша психика будут готовы, это сдвинется.
Edited Date: 2016-12-12 08:13 am (UTC)

Date: 2016-12-12 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Уу меня тоже было ощущение, что все знают лучше. уж не знаю, чот там за воспитание было, чтобы так себя человек ощущал...и потихонечку, спасибо терапевту, я тоже начла воспринимтаь себя как человека, у которого есть свои причины, свои аргументы и свои реакции. Терапевт был первым и единственным, кто это принимал. Даже сначала не верилось, что кто-то меня не осуждает и не стыдит.

Date: 2016-12-12 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] stillsomewhere.livejournal.com
Хорошие вопросы. Как раз мой терапевт мне долго и много говорил, что никто не может знать правду про вас. Никто не читает мыслей и не знает всего ни про кого. Для меня это открытие было.
Edited Date: 2016-12-12 08:21 am (UTC)

Date: 2016-12-12 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] lady-parabellum.livejournal.com

ТМО
BSFF
EFT
Контактная импровизация
Вообще телесно~ориентированная терапия.


И масса других вещей.

Date: 2016-12-12 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] inconceivable2.livejournal.com
Мне помогают рациональные приемы -- выписать ситуацию, мои мысли, после чего разбирать их. Как правило, мысли не выдерживают проверки логикой и действуют так сильно только потому, что вы привыкли им верить. Мне удобно разбирать письменно, на бумаге или с компьютером, на мой взгляд, так лучше работает; в голове мысль начнет скакать, забываться, ходить по кругу и пр., а тут все ходы записаны.

И еще, на мой взгляд, тут лучше не воевать, а искать компромисс. В принятии критики есть и положительный момент, мы действительно можем делать что-то не так, и замечания других помогают нам это исправить. Проблема там больше в том, что этот механизм работает чересчур активно и, кроме исправления действительных ошибок, еще и сильно все преувеличивает, вплоть до оценивания себя целиком -- "я там забыл купить молока, значит, я плохой и негодный человек" -- а это вовсе не следует никаким образом. Оценочные суждения к людям вообще неприменимы, только к поступкам, а поступки, во-первых, часто вызваны просто ошибкой или невниманием, во-вторых, вы можете их изменить, и в-третьих, даже если вы совершаете плохой поступок, это не значит, что вы плохой человек.

То есть, может быть, плодотворнее будет как раз искать в замечаниях и критике то, с чем можно согласиться, там, возможно, есть какое-то рациональное зерно, а все остальное уже пропускать и не давать ему разрастись до привычных вселенских масштабов. Ну и, разумеется, нужно вычленять манипуляцию, это особый случай -- это агрессия и тут вполне уместно давать сдачи. Кстати, соглашаться с чем-то, но и стоять на своем -- это эффективный прием вообще в спорах.

И тут как с изучением иностранного языка -- какое-то время может казаться. что прогресса нет, пока не замечаешь, что читаешь уже без словаря :)

Date: 2016-12-12 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_eihwaz_/
по последнему абзацу: вижу брата Колю =)

Date: 2016-12-12 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Наверное, многие с этим сталкиваются :)

Date: 2016-12-12 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Имхо, в этом случае нужна глубокая проработка причин, а не пытаться отстричь симптомы с помощью ТМО
BSFF EFT.

Date: 2016-12-12 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] lady-parabellum.livejournal.com

Эффективность техники, насколько я заметила, зависит от глубины намерения. Мне через БСФФ добраться до глубины удавалось неоднократно. До такой даже, которая меня подчас пугала. 'Что, и это тоже ~ обо мне?!! Аааа!!'
Поэтому упомянула и телеску.
Идти с двух сторон, и от головы, и от тела.

Date: 2016-12-12 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Если бы зависело только от глубины намерения, всю психотерапию с психиатрией давно бы отменили :)

Телеска - другое дело, но она, мне кажется, больше про травмы, чем непосредственно по теме поста.

Date: 2016-12-12 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] lady-parabellum.livejournal.com

То есть вам ну совсем неинтересно, как у меня получается получать результат с помощью этих техник ?

Date: 2016-12-12 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] kakprekrasenmir.livejournal.com
Мне помогает "молитва" Перлза. Все равно отдельные случаи задевают. Но мне она помогает "разлепиться" с тем, кто меня критикует. В зависимости от того, кто это, я могу уважать его слова, либо вообще не придавать им ценности, но в любом случае не пропускаю их в себя внутрь так просто, как делала это раньше. Либо переделываю слова в удобоваримую для себя конструкцию, если действительно хочется прислушаться и как-то что-то корректировать в своем поведении. Либо отбрасываю критику за ненужностью для себя.

"Я – это Я, а ты – это ТЫ.
Я делаю свое дело, а ты – свое.
Я живу в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь".

Date: 2016-12-12 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Раз вы говорите, что у вас оно работает, значит, так оно для вас и есть.

Date: 2016-12-12 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] schredingerscat.livejournal.com
Мне "квантовая психология" в своё время очень помогла - там настолько это по полочкам разложено, почему любое высказывание это не более чем субъективное мнение высказывающего, в рамках его "туннеля реальности", который может абсолютно не совпадать с моим. Но конечно лучше всего это работает в комплексе с достижением достаточной автономности от критикующих.

Date: 2016-12-12 11:05 am (UTC)
From: (Anonymous)
Возникла такая мысль, что когда человек достаточно напитается "хорошим" во время терапии, наполнит свой образ "Я" позитивным содержимым, то, возможно, встретившись с критикой, он не захочет уже так автоматически заглатывать ее внутрь и присваивать.
Как будто бы ему предложили отраву, что-то токсичное и человек решает: "Нет, мне это не подходит". Но для этого нужно, чтобы человек не был пустым, голодным. Наверное, чтобы позволить такое поведение, необходим достаточно продолжительный опыт хорошего, бережного отношения со стороны хотя бы одного человека (терапевта).
Еще, мне кажется, эта тема связана с темой границ. У автора вопроса они как будто бы через чур проницаемы. Внутрь человека попадает много лишнего. Может, существует запрет на защиту своей территории? Страх проявить злость?
У меня любое "ты-сообщение" вызывает настороженность и готовность защищаться до последней капли крови! Так и хочется сказать: "Засунь свои проекции знаешь куда?!" Я понимаю, что такая реакция чрезмерна, но позволять навешивать на меня своих тараканов - нет уж, извольте.

Date: 2016-12-12 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] slonoslon.livejournal.com
Я в таких случая стараюсь, как я это называю, "быть на своей стороне". То есть, услышав критику, внешнюю или внутреннюю, сказать себе что-то вроде: "независимо от того, справедлива эта критика или нет, действительно ли я обладаю указанными недостатками, или тут имеет место преувеличение, или это вообще клевета - я в любом случае на своей стороне, я за себя и себя люблю, и с недостатками тоже".



Date: 2016-12-12 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] anariel-rowen.livejournal.com
Я бы сказала, что двигаться надо постепенно: для начала отслеживать все эти случаи - если получается, то сразу, если нет, то вечером перед сном перебрать ситуации за день и поискать "где я приняла без критики чужое дурное мнение о себе". Может, мысленно сказать собеседникам, что они неправы. Со временем процесс понимания убыстрится (если и терапию не бросать, конечно), и вы начнете понимать, что собеседник несет чушь, уже в процессе общения. Тогда будет иметь смысл подумать о какой-то формуле, которая поможет в процессе непосредственного общения.

Date: 2016-12-12 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-parabellum.livejournal.com

Я подумала и поняла, что изначально была не корректна со своим первым комментарием. Вы предлагали делиться опытом, а я как раз опыт применения и не написала. Сам же голый алгоритм действительно не ответ.

Edited Date: 2016-12-12 01:42 pm (UTC)

Date: 2016-12-12 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] burythesunlight.livejournal.com
Вопрос автору - а вы не замечали, на всякого ли рода критику у вас одинаковая реакция? И на каждого ли критика? Имеет ли значение "вес" мнения критика? Например: если соседка критикует вашу работу, а начальник прошелся по поводу книги, которая вам нравится. Возникает ли в таком случае возмущение "а судьи кто!?"
Или если начальник сказал, что вы работаете медленно - тогда вы ему скорее поверите? Потому что критика от начальника в адрес работы "весит" несколько больше?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 11:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios