Делимся опытом
Sep. 10th, 2016 11:00 pmВчера после сеанса вдруг осознала, что мне не хватает поддержки терапевта... Пришла к ней после перерыва в месяц ( из за финансовых трудностей) и конечно за этот месяц без терапии вернулась в свою привычную жизнь неосознанных поступков. Вляпалась в который раз в одну и ту же историю, но только с новыми "героями". И вот пришла я к терапевту, рассказываю все это и говорю: ну вот, опять... Опять по кругу хожу, опять на грабли, да что же такое... А она мне говорит: ну значит вы сами так хотите, хотите страдать еще видимо, вы же теперь осознанно вступили в эти отношения... Черт, а я бы хотела услышать что-нибудь такое: ну да, вы наступили на грабли, но видимо пока по другому вы не можете, но хорошо, что сейчас вы хотя бы сами понимаете, что это было. Я думаю что скоро у вас все получиться. Но она только осугубила ситуацию, как бы сказав, что "это я во всем виновата". И в конце я уже начала плакать и говорить что я не знаю что делать, чтобы выйти из этого круга, она просто молча сидела и ничего не говорила, а мне в тот момент вообще то хотелось, чтобы меня взяли на ручки и просто поддержали. И я вот думаю, может это просто ее манера работы такая? Что если она будет каждый раз как мамочка жалеть, тогда и изменений не будет никаких? И что мол фраза - я опять выбрала старадать - должна быть мотиватором и пинком под зад??? Тогда человек возьмется за голову и начнет сам менять свою жизнь... Но с другой стороны все таки терапевт должен давать поддержку?? Расскажите, как у вас? |
Отвечать можно анонимно. Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут.
no subject
Date: 2016-09-11 06:07 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 06:17 am (UTC)Я на терапию ходила именно за поддержкой, никаких пинков ни за что. Мне их в обычной жизни достаточно
no subject
Date: 2016-09-11 06:19 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 06:39 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 06:41 am (UTC)И все попытки указать "ты сама это выбрала" это порой может быть форма обвинения, форма ограждения себя от ответственности "это ты плохо сработала, а не я, твой терапевт, не научила тебя", а может быть вообще про другое, мы не знаем точно.
Мне кажется, что мы выбираем людей, события и поступки не для страдания, а для завершения незавершенного конфликта, ситуации. проблемы в нашем прошлом (здесь я , пожалуй. близка к идеям гештальта). И выбор свершается не из вредности и неправильности, а потому что для конкретного человека конкретная ситуация все еще актуальна. Она, можно сказать, болит и тлеет, поэтому неосознанно туда тянет, чтоб этот очаг пожара внутреннего затушить (или прогреть и оживить замерзшую землю, кому какой образ ближе).
От всего сердца я поддерживаю вас в этой ситуации и разделяю ваши чувства. Здесь нет вины, нет злонамеренного выбора. Есть поле для работы. И желание получить ощущение поддержки, оно тоже нормальное. Все ваши чувства легитимны. Все до единого. Все важно и все ценно.
Хотела бы, если позволите, поделиться личным опытом.
Из родительской семьи я вышла с тяжелой формой созависмости. Моя личность была покалечена и нивелирована. И первые отношения, которые я строила, я создавала вот из этого "материала", они были кривые и болезненные, но они давали кусок опыта, который был мне нужен. Но раз за разом, разрывая болезненный союз, я выходила из него с кусочком свободы. Еще одной возвращенной частью себя. Пока однажды не почувствовала, что меня достаточно, и с тех пор ни один "болезный страдалец" не смог сесть мне на шею и свесить ножки. Родители и родственники стали говорить, что я стала жесткой, мерзкой, злобной (читай - очень неудобной для манипулирования) и немедленно должна вернуться в прежнее состояние добра и всепрощения, потому что я стала давать отпор. Еще через какое-то время сами попытки наехать на меня прекратились, поскольку триггеры перестали срабатывать и моя реакция стала очень спокойной, но очень неприятной для манипулятора.
Я хочу сказать, что вот эти ваши новые ситуации, они не про "вляпаться". Они вроде самостоятельной работы над ошибками. Вы уже видите. что в них не так. Да, они есть, но они больше не слепой зоне. Вы возвращаете себе свою свободу. Шаг за шагом. Но прогресс есть уже потому, что вот эти "кривые" ситуации вы уже видите, а не проходите на автомате. А значит рано или поздно придет момент, когда в "кривых" ситуациях необходимость отпадет. Так мне кажется.
no subject
Date: 2016-09-11 06:54 am (UTC)Ну к примеру не умеете кататься на велосипеде, садитесь на него и падаете, больно расшибаетесь. Вряд ли кто-то скажет "ой, это она просто хочет падать с велосипеда". Скорее скажут "не умеет кататься".
Обычно волшебных пинков и так в жизни достаточно, любой "добрый советчик" может точно тоже самое выдать про "вам нравится страдать и вы страдаете", зачем ходить к терапевту и платить за это деньги? Я к терапевту хожу за поддержкой.
Имхо, цель терапии в том, чтобы научиться открывать или выращивать в себе ресурсы на желаемые изменения. Пинок конечно может мотивировать, но людей, которых мотивируют пинки - очень мало. Судя по вашему рассказу, вы не из этих людей.
Я вообще часто замечала эту вилку - или терапевт пинает (тогда будет больно, но якобы результаты попрут) или терапевт "как мамочка"(и тогда изменений не будет). Имхо, терапевт должен давать поддержку и мягко подводить человека к тому, чтобы он увидел этот самый другой путь решения проблем, способ менее травматично вести отношения и т.д.
no subject
Date: 2016-09-11 06:55 am (UTC)Поддержка и жалеть как мамочка разные вещи. Поддержка как раз подращивает, дает надежду, что терапевт верит в то, что у вас рано или поздно получится, хоть и не прямо сейчас.
no subject
Date: 2016-09-11 07:05 am (UTC)Мой терапевт вроде поддерживающий, но часто не дает мне съезжать в инфантильное состояние. Он фрустрирует меня какими-то фразами, но при этом говорит их с таким теплом и уважением, что меня это не ранит и оказывает скорее поддерживающий эффект. И я слышу в его словах что-то вроде: "я верю, что ты в этом месте можешь находиться из зрелой и взрослой позиции, давай подтянись и возвращайся, ищи опоры, они у тебя есть". И, хоть иногда хочется покапризничать, я знаю, что это для меня лучшая поддержка: потому что она не сверху вниз (не от мамочки-папочки дитю), а как бы горизонтальная - от взрослого человека ко взрослому.
Не думаю, что терапевт прям "должен" - если должен, то это уже может быть игра в театр. Терапевт может испытывать или не испытывать желание поддержать, может считать необходимым говорить слова поддержки или удерживать их, когда считает их неуместными. Мне кажется, часто поддержка бывает очень важной, и клиент имеет полное право о ней просить. Или говорить о своем недовольстве, если её не было. Окажись в вашей ситуации, я бы однозначно на следующей сессии стала бы разбираться, что же это такое и почему такая реакция. Я сама терапевт, и я бы эту фразу долго анализировала с профессиональной позиции, поэтому мне было бы важно знать, что там случилось с моим терапевтом и почему он так отреагировал, для меня подобные фразы - несколько тревожный звоночек, на мой взгляд терапевт должен либо четко понимать, для чего он её использовал в работе (вполне допускаю, что это так) и проявить сожаление о том, что слова оказались болезненными, либо извиниться за то, что "въехал" в какие-то свои переживания и в этом месте прошелся по чувству вины уязвимого клиента. Иначе для меня было бы сильно потеряно доверие и готовность продолжать работу с человеком, который может меня ткнуть в больное.
no subject
Date: 2016-09-11 07:08 am (UTC)Как вы думаете, нужно ли вступать в отношения (даже кривые), чтобы отслеживать свои баги и закрывать гештальт? Мне моя терапевт говорит, что именно в них вскрываются травмы, которые можно потом выносить на терапию. То есть при наличии ресурса, если ситуация так складывается, вступать в отношения стоит, даже если заведомо знаешь, что попадёшь в них в созависимость (а я думала объявить на них мораторий, пока не "дорасту"). И если у вас есть такой опыт - сколько отноношений было, пока травма более-менее в них не разрешилась?
no subject
Date: 2016-09-11 07:27 am (UTC)Потом так вышло, что я сходила на психологическую группу, и её ведущая очень мне понравилась, я стала проходить терапию у неё. Это длится уже почти год, и бывает, я испытываю разные ощущения во время сессии, но таких, как во время работы с первым терапевтом - никогда. Я понимаю что я не могу в полной мере оценить профессионализм первого терапевта, но даже если его не оценивать - её метод работы, её стиль отреагирования мне не подходил, а травмировал и фрустрировал меня. Мне нужны поддержка и принятие, даже когда я наступаю на старые грабли, и уже потом - разбор того, почему я снова пошла встречаться с граблями) Моя нынешняя терапевт - эмпатичная, принимающая и сочувствующая. Поэтому возможно, что это "не ваш" терапевт.
no subject
Date: 2016-09-11 07:31 am (UTC)К слову о наступании на те же грабли, мне МТ говорила что так просто не перестать это делать. Даже когда уже видишь эти грабли, и знаешь что за ними последуешь, все равно будешь еще какое-то время наступать. Это сложный процесс. Одного осознавания мало. Нужно что бы нейронные дорожки изменились в голове, а это непросто.
no subject
Date: 2016-09-11 07:42 am (UTC)Если позволите, прибегну к языку образов и метафор.
Есть люди, которые подобны волне, что яростно обрушиваются на берег, откатываются назад и снова движутся вперед. Рано или поздно берег приобретает ту форму, что придает ему волна, и камень крошится, и вода прокладывает себе дорогу. Я из таких людей, очень много огня внутри, его надо кормить, но ему надо давать движение изнутри наружу.
Но есть люди, чья натура подобна мягкому и плавному движению горячего воска, который создает новый рельеф и формирует его постепенно, капля за каплей. Для них совсем другие правила игры, ярость волны истощит их, они стоят свой мир постепенно, без резких прыжков.
Разумеется, для каждого человека своя метафора и его личный наилучший для него лично способ действия. Для меня вход в новые отношения был той самой волной, которая меняет берег и себя саму через активное взаимодействие. Это может быть больно и трудно, может быть радостно, и постепенно боли становилось все меньше, а радости все больше. Я укрепляла себя и свои структуры через взаимодействия, на ходу залечивая раны.
При этом я не искала отношений, а доверяла ощущению "здесь и сейчас". Пришло? Исследую. Выжидание для меня бесполезно. Оно не дает ничего, кроме тягостного и изматывающего напряжения. Мне нужен контакт, чтобы развиваться. Нужен вызов.
Фактически, приходили отношения ровно в том момент, когда внутри был ресурс для контакта. Другой вопрос, что изначально это был ресурс "кормушки", как у всякого созависимого, а потом он стал ресурсом для взаимной трансформации, но это относительно долгий процесс. Даже саму возможность не только отдавать, но и принимать пришлось строить с нуля, не было такого опыта.
Но также есть немало людей, которым надо побыть некоторое время вне отношений, восстановиться, найти новый материал для фундамента, чтобы идти дальше. Не всегда надо бросаться в новый бой, порой надо сперва залечить раны.
Но в чем-то Ваша терапевт права, лишь в прямом взаимодействии с чужой жизнью вскрываются наши собственные ситуации. Но взаимодействие все-таки должно быть посильным. Если сейчас ощущаете, что пока рано - значит так оно и есть. Появится ресурс "выглянуть наружу" - значит так и будет.
Иногда людям кажется, что можно вот сейчас пожить как бы "черновиком", а потом уже писать жизнь в "чистовик". Но жизнь не делится на чистовик и черновик. Жизнь это то , что происходит вот здесь и сейчас. Это не повод бросаться в отношения, но и не повод их себе запрещать, как мне кажется.
Только повод прислушаться к себе и своим желаниям.
А чего бы Вам хотелось вот сейчас?
no subject
Date: 2016-09-11 08:42 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 08:47 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 08:55 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 08:57 am (UTC)На мой взгляд терапевт должен быть принимающим, эмпатичным и необвиняющим. Потому что огромное большинство нас выросло в семьях, где нормой было психологическое насилие и/или неглект. Поэтому научится доброму отношению к себе, можно через терапию, где терапевт по-доброму относится и не опускается на уровень осуждения, виктимблейминга и подобных сентенций "вы сами хотите страдать".
Поищите другого терапевта. Не стоит тратить свои деньги, силы и время на того, кто вас не понимает и не поддерживает, а пинает когда вы в уязвимом состоянии.
no subject
Date: 2016-09-11 08:58 am (UTC)Нет, это не так. Если терапевт будет поддерживать и сочувствовать, изменения будут. Разным людям помогают разные подходы, но всё же для многих сказать, что он сам выбрал страдать и сказать это в момент острых переживаний - совсем не помогает.
Отредактировала комментарий, т.к. вначале невнимательно почла, что именно сказала терапевт.
no subject
Date: 2016-09-11 09:10 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 09:13 am (UTC)Очень люблю текст Хорхе Букая про это: http://izol-da.livejournal.com/283634.html
no subject
Date: 2016-09-11 09:18 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 09:27 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 09:28 am (UTC)"А она мне говорит: ну значит вы сами так хотите, хотите страдать еще видимо, вы же теперь осознанно вступили в эти отношения... "
Человек просто отказался выполнять свои профессиональные обязанности - контейнировать тяжелые эмоции пациента.
"должна быть мотиватором и пинком под зад???"
Никаких пинков под зад быть не должно. По определению.
no subject
Date: 2016-09-11 09:49 am (UTC)no subject
Date: 2016-09-11 10:24 am (UTC)Хотели ли вы страдать, вступая в отношения? Наверняка нет, хотели любви/дружбы/понимания, чего-то еще хорошего. Но не получилось.
Тогда к чему эти пинки и обвинения?
no subject
Date: 2016-09-11 11:00 am (UTC)