transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Mindfulness не имеет годного русского эквивалента. Ближайшее слово - это "осознанность", но оно имеет привкус эзотерики и духовных практик. В простом, бытовом смысле mindfulness - это состояние, во время которого вы обращаете пристальное внимание на себя: что вы чувствуете, что у вас в голове, какие ощущения в теле вы переживаете в конкретный момент времени, без привязки к прошлому или будущему. При этом ваше внимание безоценочно, и, желательно, происходит с открытым сердцем и чувством сострадания/эмпатии/симпатии в отношении себя. Но просто безоценочности - более, чем достаточно (подчеркиваю это для тех, у кого концепт "сострадания к себе" имеет негативный смысл).

Например "Я нахожусь в шумной компании, мне некомфортно, у меня мелкое и быстрое дыхание, я чувствую тревогу и страх, спина у меня сгорблена". Без критики ("мне вечно плохо в компаниях, я ненормальная"), без прогнозов на будущее ("мне всегда будет одиноко, я никогда не впишусь в общество"). А просто контакт с тем, что происходит с тобой в этот момент времени. Вы просто наблюдаете за содержанием вашего текущего опыта в конкретный момент времени и в конкретной ситуации. Помогает, если вы при этом опишете для себя окружающую обстановку в такой же наблюдательно-безоценочной форме: гремит музыка, люди толпятся и громко разговаривают, слышится музыка, в помещении слишком жарко и тп.

Исследования показывают, что практика mindfulness повышает ощущение психологического благополучия. Она помогает научиться быть с любым своим опытом и исследовать его таким, какой он есть. Учиться быть с жизнью и исследовать её, такой как она есть. И это в свою очередь дает способность проживать свой опыт со всей яркостью и полнотой, т.е. "чувствовать себя более живым".

На мой взгляд, один из главных бонусов - это адекватность реакций. Тот, кто практикует mindfulness, находится в контакте с текущей реальностью, и реагирует именно на нее, а не на тени из прошлого. Взаимодействуя с людьми, он взаимодействует именно с конкретными людьми, а не проекциями своих родителей или бывших. Это делает травматиков более независимыми от своих внурненних программ и "правил травмы", а также в целом улучшает качество жизни.

Кроме того, mindfulness помогает выйти из автоматизма мыслей и реакций - безоценочный взгляд на происходящее с собой и вокруг часто помогает увидеть то, что раньше проскакивало мимо внимания. Например, признаки безопасности и доброжелательности в окружающем мире.

Простое упражнения на каждый день - выполнить в состоянии mindfulness один вдох, один глоток воды, съесть первый кусочек пищи, первую минуту душа или ванны. Во время практики постарайтесь разглядеть и расслышать свои ощущения во всех возможных деталях, просто отмечая происходящее как набор нейтральных фактов.

Потом расскажите, что получилось :)

Date: 2015-02-13 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
от этого синхронизмы начинаются. Не совсем понятно, почему.
Точнее, совсем непонятно

Date: 2015-02-13 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Мне кажется, вполне логично, что они случаются. Точнее, они не случаются, просто мозг концентрирует внимание на текущем моменте и происходящем здесь-и-сейчас, поэтому начинает замечать всякие такие штуки.

(no subject)

From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com - Date: 2015-02-13 10:22 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-13 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] nika-bystrova.livejournal.com
О! В терапии проблем пищевого поведения есть практика - первые ложки/кусочки еды так есть (отмечая все феномены - и про себя, и про восприятие продуктов), повышая осознанность при приёме пищи. Это очень продуктивно.

Мне кажется, то, что вы описали, подойдёт всем, потому что приучает замечать свои реакции. такая осознанность позволяет делать паузу между стимулом-действием, заменяя привычное реагирование на возможность сделать что-то по-новому. Короче, спасибо и горячо поддерживаю.

Date: 2015-02-13 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, все так. Поэтому лично я считаю это одной из самых полезных практик :)

Date: 2015-02-13 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com
Ой, а я недавно это открыла:) Так прикольно. Осознавать, что вместо того, чтобы терпеть неприятные эмоции, можно просто, блин, расстегнуться, потому что тебе жарко.
Не знаю, по-моему, сознательность она и есть сознательность. Сознание. Осознанность. Одно и то же.
Это у Дженет Рейнуотер была цитата кого-то из дзенских мастеров (?) как раз: "Если вы не можете вымыть посуду, полностью осознавая свои действия, вы не сможете и выпить чашку чая, полностью осознавая свои действия".
И там же про женщину, которая вспоминала, кто она, каждый раз, когда проходила через двери (она занималась домашним хозяйством, поэтому ей приходилось много раз проходить через двери).

Date: 2015-02-13 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
О, Рейнуотер! Она для меня знаковый автор. Именно после прочтения ее книги по психосинтезу я впервые поняла, что с психологическими проблемами можно что-то сделать, а не просто от них мучаться :)

Тут главное не путать осознанность с диссоциацией :)

(no subject)

From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com - Date: 2015-02-13 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-13 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] genuine-elka.livejournal.com - Date: 2015-02-13 10:24 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-13 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] dankogvanxilton.livejournal.com
я как раз недавно решила для себя, что хорошо бы такое иногда делать) пока получается так себе. постоянно как бы "случайно" забываю.

Date: 2015-02-13 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Ничего, со временем мозг поймет, что штука классная, и будет помнить и использовать. Надо просто продолжать прокладывать нейронные дорожки этой практики, даже если это один осознанных вдох в неделю.

Date: 2015-02-13 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] viktoryia-lavr.livejournal.com
отлично описан подход mindfulness
Все больше к нему прихожу последнее время. А началось все с осознанного питания, но поняла, что его можно использовать во всех сферах. По теме mindfully based практик нравится Джон Кабат-Зинн.
С вашего разрешения поделюсь статьей в своем фб со ссылкой.

Date: 2015-02-13 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] marina-mareika.livejournal.com
Я не терапирующаяся, но мне близко то, о чем вы написали. Разрешите, перепощу у себя?
В связи с этим постом мне вспомнилася Толле "Новая земля": там тоже ряд упражнений на простое осознавание.

Date: 2015-02-13 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня все можно перепощивать со ссылкой, не спрашивая разрешения :)

К Толле у меня неоднозначное отношение. Читала его книги, слушала интервью с ним. У чувака, по-моему, состояние диссоциации. По его словам, он практически не ощущает свое тело, у него с ним нет контакта. Это не майндфулнесс, это что-то нездоровое.

(no subject)

From: [identity profile] anima-mundi.livejournal.com - Date: 2015-02-15 12:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-15 05:41 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-13 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ksenia zaloznych (from livejournal.com)
хм..для меня в этом осознавании самое сложное - это, во-первых, не заскучать, потому что, что такого интересного в моих чувствах, чтобы так на них отвлекаться; а вторая сложность - это не впасть в прогнозы именно эти, что раз мне сейчас плохо, то всегда будет плохо. Поэтому, с одной стороны не хочется в очередной раз осознавать, эту болезненную плохость,а с другой стороны, когда приходит чувство "хорошо" и"комфортно" осознавать их ещё страшнее, потому что они такие странные и чужеродные из другой жизни, которая неправда и не было, а значит быстро закончатся и вернётся бесконечное "плохо".
Поэтому заметила за собой, стремление постоянно прокрастинировать, отвлекаться от этой необходимости осознавания. Вот как бы так принять и примириться с идеей о том, что болезненные чувства - это тоже часть "живой" жизни, а не конец света.

Date: 2015-02-14 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Ключевое тут - безоценочность. Состояние включенности в происходящее с собой и вокруг без оценки, интересно оно или нет, и без прогнозов.

Надо помнить, что для мозга это непривычное состояние. Он привык все время что-то грызть, мусолить, обсасывать и гонять. На момент практики осознанности его надо посадить на лавочку и дать ему чупачупс ))

(no subject)

From: [identity profile] ksenia zaloznych - Date: 2015-02-14 01:24 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-13 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] la-scandinavia.livejournal.com
А слово "присутствие" как тебе?

Date: 2015-02-14 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Наверное, в комбинации "осознанное присутствие" или "пребывание".

Date: 2015-02-13 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] d-v-temnote.livejournal.com
я так живу. только в основном в отношении чувств, менее - в отношении физических ощущений (еда, комфорт).
это стало стабильной практикой, тк без этого не сдвинуться никуда.

Date: 2015-02-13 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] jagodra103.livejournal.com
не знаю, то ли это самое, или нечто другое, но я постоянно комментирую и намерения, и действия, простыми словами, и это въелось и стало многолетней привычкой. При этом снимает раздражение, особенно от тех занятий, которые не люблю. Если одна дома - то тихонько, вполголоса,а нет - так просебя.

Date: 2015-02-14 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Как именно комментируете?

(no subject)

From: [identity profile] jagodra103.livejournal.com - Date: 2015-02-14 10:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-15 08:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ksenia zaloznych - Date: 2015-02-15 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-16 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jagodra103.livejournal.com - Date: 2015-02-18 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-19 08:18 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-13 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] luka-thinking.livejournal.com
Надо попробовать. Как раз из травмы выбраться не могу.

Date: 2015-02-15 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Потом расскажите, что получилось :)

Date: 2015-02-13 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] n-itka.livejournal.com
Мне очень понравилось, что Вы написали про один вздох, первый кусочек пищи или первую минуту. Это что-то, что реально сделать и с этого реально начинать.
До этого упражения на осознанность, которые я встречала, говорили о 10-15 минутах или о всем процессе (принятия пищи например), и я сталкнулась с тем, что это не только сложно, но и невыносимо скучно. Другое дело - первая минута, в которую и правда получаешь острое удовольствие от распознавания нюансов.

Date: 2015-02-14 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Скука - она от разума, которому все время надо чем-то себя занимать. Его тоже можно воспринимать как один из аспектов происходящего с собой, например, отметить "Моему разуму скучно", не отождествляя себя с ним.

Мне тоже понравилось, что в упражнении требуется очень коротенькие подходы, в которые помещается самое вкусное :)

Date: 2015-02-14 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] busybackson.livejournal.com
Я в конце того года ходила 7 недель на группу mindfulness, очень было про себя познавательно. Стало действительно проще переносить эмоции. А еще я узнала, зачем ко мне привязываются мелодии и навязчивый счет. :) Оказывается, для меня это прямой признак того, что где-то внутри какая-то малопереносимая эмоция. И я ее и себя так убаюкиваю, только б наружу не выскочила.
Правда, сидячие в неподвижности медитации (даже по 15 минут) мне ужасно трудно выносить - тревожно, все чешется и зудит, сосредоточиться невозможно. Поэтому я медитировала при ходьбе, гуляя перед сном в парке.

Date: 2015-02-15 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Про навязчивые мелодии открытие - очень клево.

У меня есть коллега с ОКР, и она как-то рассказала, что научилась на терапии в приступах ОКР видеть не патологию, а сигналы, что у нее ресурс низкий, и надо о себе позаботиться.

Мне вот такие подходы очень нравятся, потому что они экологичные.

(no subject)

From: [identity profile] busybackson.livejournal.com - Date: 2015-02-15 08:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-15 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] light-mechanic.livejournal.com
Хорошее описание у вас, краткое и ясное.
Только, мне кажется, с подвохом в стиле "не думай о слоне".
Конкретная инструкция - " При этом ваше внимание безоценочно, и, желательно, происходит с открытым сердцем и чувством сострадания/эмпатии/симпатии в отношении себя".
А ведь как может получиться?
Сидишь такой, смотришь внимательно на что-нибудь, и каждые две секунды оцениваешь себя- "насколько я сейчас безоценочный?"
И если вдруг быть безоценочным не получилось - сразу с открытым сердцем и эмпатией говоришь себе "Вот же дрянь со мной какая, и такого простого упражнения не могу сделать! Я бездарь".
:)
После этого горечь разочарования в себе желательно притупить более привычным способом - алкоголь, скандалы, прочие шалости.

P.S. Прошу воспринять этот комментарий с долей юмора.

Date: 2015-02-16 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да все проще гораздо :) Самокритика и оценка своих действий - это такой же фон, как и все остальное. В состоянии майндфулнесс просто отмечаем "в голове сейчас такие то-то мысли" и все.

(no subject)

From: [identity profile] light-mechanic.livejournal.com - Date: 2015-02-16 07:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-16 08:55 am (UTC) - Expand

Date: 2015-02-15 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] my-ofi.livejournal.com
Меня одно только предложение осознанно посмотреть на себя и то, что со мной происходит, так испугало, что я расплакалась после чтения Вашего поста. Я только и делаю, что стараюсь находиться в несознанке. Прекрасно это вижу, и схожу с ума от этого.
Кажется, я обратилась за помощью к терапевту с надеждой, что мои проблемы как-то порешаются без меня. Типа буду делать, то, что она скажет, и это поможет. Она же видит, что со мной происходит и знает, что делать. Но похоже, что если я не вижу, не говорю о том, что меня беспокоит, то и она не видит. И от этого такая безысходность. Вот прямо сейчас это поняла. Кажется, это придётся обсудить.
Но, боже, какой же это ужас - осознанность! Когда столько стыда от себя. Откуда взяться этому безоценочному взгляду?

Date: 2015-02-16 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
"Чтоб проблемы порешались как-нибудь без меня" - это очень знакомо ) Думаю, большинство клиентов приходит именно с таким тайным запросом (в числе прочих запросов).

Ваша тер может и видить, что происходит, но, возможно, ждет, когда вы сами озвучите происходящее и заявите желание с этим работать.

Ваш тер с вами обращается безоценочно? Если да - то вот оттуда и брать, из этих отношений. Брать как образец, по которому вы и с собой научитесь также обращаться.

(no subject)

From: [identity profile] my-ofi.livejournal.com - Date: 2015-02-16 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2015-02-16 11:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-02-16 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] una-ragazza-o.livejournal.com
Симпатия или эмпатия звучит намного лучше, чем сострадание. Сострадание слишком близко к жалости. А симпатия не имеет таких ассоциаций.
Попробовала выполнять эти упражнения. Тянет рационализировать, рефлексировать, делать прогнозы, строить планы и так далее.
Про диалоги тут писали - тоже есть такое. Наверное, надо от этого избавляться.

Date: 2015-02-18 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] fancilessturtle.livejournal.com
получается легко. только от этого как-то грустно, тягостно, и тревожно, и хочется сразу обратно.
мысль пришла, что польза всевозможных диет не в том, в каких пропорциях какие продукты есть, а в том, чтобы понимать, осознавать, что ты жуешь и сколько.

Date: 2015-04-10 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] pesni-dev.livejournal.com
Очень крутое упражнение.
Как и весь ваш журнал, в который раз открывает, помогает и способствует.
Здорово, что вы его ведете)

Date: 2015-09-24 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com
Ох, только сейчас добралась в полной мере до этого навыка. Дико помогает, причем именно в тех ситуациях, когда уже и всё будущее нарисовала заранее, и прошлой всё перед глазами в самом худшем виде, короче из серии "всё плохо было, есть и будет". Когда смещаешь фокус на ощущение тела, на свое положение в пространстве, довольно быстро успокаиваешься и просто наблюдаешь. Кстати говоря с диссоциацией легко разлечить - при диссоциации мне кажется тело не слышишь, не видишь, не чувствуешь. А при mindfullness очень даже хорошо чувствуешь. И внезапно оказыватеся, что тебе холодно просто, или устала, или голодна, или еще чего-то, например подвигаться хочется, потанцевать. Идешь, удовлетворяешь потребность и сразу легче, сразу фраза "всё плохо и будет еще хуже" как-то уже не просится на язык.

Date: 2016-02-03 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tats-uch.livejournal.com
Ух, я тут поняла, что для меня эта практика крута тем, что я замечаю, как приписываю свои мысли/фантазии другому.

Date: 2016-08-10 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] granuma.livejournal.com
давно не читала ЖЖ, а тут что-то зачиталась
и хотя пост старый, и обсуждение, возможно, уже не актуальное для участников, позволю себе прокомментировать

я тоже с интересом и надеждой отношусь к практике майндфулнес )

тут кто-то писал про то, что злится на себя, когда обнаруживает, что отвлекся, потерял "осознанность"

на эту тему я услышала интересный совет: воспринимать этот момент не как "я опять улетела в свои мысли, никогда не научусь майндфулнес, плохо стараюсь" и т.п., а как возвращение к осознанности "о, мой ум где-то бродил, а я и не заметила, а теперь снова замечаю", т.е. тренироваться замечать, а не критиковать, хотя согласна с тем, что если критика идет неостановимым потоком бороться с ней не надо, а надо отслеживать

а вообще ваш этот пост про майндфулнес написан очень "вкусно". после прочтения мне немедленно захотелось сделать пару осознанных вдохов и глотков воды. и этому импульсу я и последовала)

Date: 2020-12-17 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
я наконец-то записалась на программу! и пару месяцев медитирую по одному разу в день с хорошими ребятами по зуму!
Счастлива!

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 06:09 am
Powered by Dreamwidth Studios