transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer
Оригинал взят у [livejournal.com profile] marsia в Про важнейший навык в родительстве и в терапии
Человек с самого раннего возраста может испытывать амбивалентные, двойственные чувства. Самый простой пример: любить маму и ненавидеть маму одновременно. И, если мама ощущает себя достаточно устойчивой, она готова выдержать эту амбивалентность: "Да, ты сейчас и злишься, и переживаешь, но это ничего, я тебя люблю".

Если родитель недостаточно устойчив, он требует от ребенка невыполнимого - уничтожить амбивалентность. "На маму нельзя злиться! Ты всегда должна быть хорошей! Никого не интересует, что там с тобой происходит, садись и делай!"

Клиенты приходят в терапию, потому что они не нашли решения этой задачи. Потому что у них не было другого способа жить, кроме как выполнять ожидания родителей.

И прекрасную формулу дал О'Хэнлон на своем семинаре, иногда достаточно ее произнести вслух, чтобы человека "отпустило":
"Ты можешь злиться, и можешь не злиться. Ты можешь верить, и можешь не верить. Ты можешь ничего не делать, и можешь двигаться".

И вот приходит клиент к терапевту, как во вчерашнем посте, а терапевт говорит: "Ты должен хорошо себя вести, чтобы быть успешным клиентом. Ты должен выполнять свои обязательства. Брать ответственность на себя. Ты должен понимать, что для тебя хорошо, и что плохо. Ну, а если не понимаешь, не справляешься - увы, ты неуспешный клиент, как жаль".

Для усиления эффекта можно добавить "А вот другие клиенты - они молодцы, да"

***
Тут, под звездочками, будет место для моего гнева.

Кстати, если в терапию приходят такие "успешные клиенты", может оказаться, что задача у них очень сильно отличается от сформулированного запроса, и более того... эти самые успешные стратегии, эта самодостаточность, эта высокофункциональность - иногда являются обратной стороной одиночества, о котором они не говорят.


Date: 2014-03-14 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com
Я вообще прифигела если честно с поста про успешных клиентов. Слов нет.

В посте у marsia правильно она сказала: "работа с "успешными клиентами" - это не совсем терапия, скорее - консультирование."
Edited Date: 2014-03-14 08:47 am (UTC)

Date: 2014-03-14 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] tyotasofa.livejournal.com
Ну так Наталья Стилсон, по-моему и есть всего лишь консультант, а ни разу не психотерапевт. Она сама себя называет "лайф-коуч"

(no subject)

From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com - Date: 2014-03-14 09:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com - Date: 2014-03-14 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com - Date: 2014-03-14 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com - Date: 2014-03-14 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] anichka.livejournal.com
Очень согласна, я тоже офигела. Первая мысль - а такие клиенты бывают? Зачем им вообще терапия? Получается, что можно большую часть ответственности можно свалить на клиента: ну просто ты недостаточно хочешь исцеления, задания не делаешь, не анализируешь прошедшие сессии и тд, а вот если бы делал, то ух!!! Это уже отношения учитель-ученик, а не терапевт-клиент. И еще я не верю в то, что у безнадежного терапевта "успешный" клиент попрет. Я вообще не понимаю ккак это "безнадежный". Профнепригодный? А если он ттаковой, какой в нем смысл?!

(no subject)

From: [identity profile] keine-sahne.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] mss-inna.livejournal.com
Большое спасибо за перепост ценного материала. На самом деле, это очень распространенная точка зрения, кажется, многие пси-специалисты думают именно так. Еще бы кто-нибудь объяснил, откуда это все у них происходит. Понятно, что с "успешными" проще работать. Неужели это единственная причина...

Date: 2014-03-14 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Лень, ламерство, нежелание учиться - эти еще причины.

Date: 2014-03-14 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] anna-nberlin.livejournal.com
вот! именно эти эмоции у меня вызвали "успешные клиенты", только выразить не могла.

Date: 2014-03-14 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] shantimora.livejournal.com
* бьется головой о стену...

я даже и говорю про одиночество и все равно не помогает

ps и тут отметилась, пардон, но как раз последние пару месяцев думаю о том, что же делать дальше...

Date: 2014-03-14 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] benazir.livejournal.com
Я думаю, дело в возможности выбора. У ребенка нет выбора быть "хорошим" или "плохим". Он безусловно доверяет маме и вынужден приспосабливаться к условиям. Отсюда, скорее всего, и травмы.

У взрослого, который пришел на терапию, есть выбор. Он может думать, что на него воздействуют волшебным образом и вылечат его каким-нибудь "гипнозом", чтобы он "ушел обновленным". И испытывать разочарование. потому что этого не происходит. А может стараться помочь себе сам, используя психолога лишь как знающего метод помощи специалиста. И дело тут не в том, что "другие клиенты молодцы". А в том, что спасение утопающих, все-таки, дело рук самих утопающих.

Date: 2014-03-14 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У взрослого, который пришел на терапию, есть выбор. Он может думать, что на него воздействуют волшебным образом и вылечат его каким-нибудь "гипнозом", чтобы он "ушел обновленным". И испытывать разочарование. потому что этого не происходит. А может стараться помочь себе сам, используя психолога лишь как знающего метод помощи специалиста. И дело тут не в том, что "другие клиенты молодцы". А в том, что спасение утопающих, все-таки, дело рук самих утопающи

Это все работа терапевта - в том числе и помочь пережить разочарование от того, что волшебным образом не вышло, и научить опираться на себя, и тп.

Date: 2014-03-14 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] miavenezia.livejournal.com
У меня была такая терапевт :(
Почти теми же словами
Пришлось сменить

Date: 2014-03-14 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Правильный выбор!

Date: 2014-03-14 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] helgina.livejournal.com
Хорошее описание людей, не нуждающихся в терапии, мм?

Date: 2014-03-14 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Они нуждаются в терапии - их проблема не решается всем списком "успешных" качеств, которые у них есть. Иначе бы они не пришли на терапию.

(no subject)

From: [identity profile] evelina-de-lain.livejournal.com - Date: 2014-03-15 12:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] heatherfalls.livejournal.com
Вот я примерно о том же писала в комментариях в одному из предыдущих постов - где про поиск терапевта.

Что когда уже умеешь выбирать, проверять эффективность, отказываться и соглашаться и делать осмысленный выбор - это, считай, половина работы сделана :-)

Date: 2014-03-14 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com
Это ведь не значит, что не нужно выбирать, проверять эффективность, отказываться и соглашаться, а также стараться делать свой выбор осмысленно))

Более того, даже и оставшейся половины работы иногда за глаза хватает :))

(no subject)

From: [identity profile] heatherfalls.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sever-jug.livejournal.com - Date: 2014-03-14 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anichka.livejournal.com - Date: 2014-03-14 04:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] dims55.livejournal.com
А еще надо помнить о том, что средний родитель тоже амбивалентен, и каждая из его валентностей имеет не только свою родословную, но и собственное мнение по отношению к амбивалентности близких и дальних...
Дефрагментация психики и коммуникаций вообще-то возможна без полного переформатирования?

Date: 2014-03-14 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] violet-lamb.livejournal.com
мне кажется, надо поменять название с "успешный клиент" на "удобный клиент".
также удобен папе с мамой рано повзвослевший ребенок. Берет отвественность. Сам все делает- и обедает, и уроки домашние делает,и никаких лишних требований-только в рамках дозволенного. Все задания выполняет. Сказка просто.

и, знаете, я как раз из "успешных-удобных" клиентов. И мой терапевт тратит кучу сил, чтобы убедить меня стать анти-успешным клиентом. Не опираться только на себя- а еще и на терапевта (хоть иногда). И иногда что нибудь забывать. Позволять себе лениться. И вообще-позволять себе быть слабой и "требующей". Пока получается плохо, но все признаки анти-успешности терапевт встрачает на ура. Кто-то из нас не прав ))

Date: 2014-03-14 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Да, описан удобный клиент и удобный ребенок, функция которого - обслуживать эго родителя/терапевта, которому покласть на реальные проблемы.

(no subject)

From: [identity profile] idle-user.livejournal.com - Date: 2014-03-15 01:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] garrido-a.livejournal.com
"Что бы ни делал клиент в терапии, он работает. Любые его действия или бездействие - это и есть его работа".
И точка.
Так нас учили.

Date: 2014-03-14 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] n-itka.livejournal.com
Нравится)

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2014-03-14 05:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com
Имхо, все люди разные.
Вряд ли Наталья рассказывает про "успешность" сильно нарушенным клиентам в начале терапии.
Я - типичный "успешный" клиент, много работаю между сеансами, читаю по теме, ищу поддержку других специалистов (мой терапевт - гештальтист, параллельно я наблюдаюсь у психиатра, посещаю телесную терапию, прохожу письменные практики в жж). Об одиночестве говорим регулярно, получаю достаточно поддержки и понимания в этом.
Да, мне бывает трудно "достать" переживания из-под рационализаций, моя терапевт меня часто просит "говорить простыми словами", учусь потихоньку.
"успешность" - в кавычках, потому что это не делает мою проблему менее серьезной, чем проблемы других, а мой срок терапии - короче. Я точно так же нуждаюсь в длительной регулярной помощи, и мне кажется, что ваш пост обесценивает мои проблемы и мою работу. Хотя я уже почти не убиваюсь о посты в жж)) а когда убиваюсь, то обсуждаю это с терапевтом.

Date: 2014-03-14 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
мне кажется, что ваш пост обесценивает мои проблемы и мою работу

Чем именно обесценивает?

Мне лично кажется, что это пост по ссылке обесценивает "успешных" клиентов, определяя их успешность тем, что они самостоятельны, ответственны, способны на диалог и тп То есть, подчеркивают качества, которые как раз и не решили проблему, с которой они пришли на терапию. Если бы эти качества помогали, человек бы на терапию не пришел, решил бы самостоятельно. У самостоятельных и успешных (по списку в посте) проблемы могут лежать гораздо глубже, и добраться до них может быть сложнее - как раз из-за повышенной ответственности и самостоятельности. В таких клиентах наооброт часто надо поощрять противоположные качества, чтобы помочь им дорастить то, что было слишком рано вытолкнуто в самостоятельность. В этом смысле пост по ссылке как раз дает людям ложное направление и игнорит наличие реальной проблемы.

Я надеюсь, что вы вышесказанное мной прочитаете как беспокойство за таких людей, а не как попытку их в чем-то унизить.

(no subject)

From: [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com - Date: 2014-03-14 05:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2014-03-14 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com - Date: 2014-03-15 07:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com - Date: 2014-03-14 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2014-03-14 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iskra-kostra.livejournal.com - Date: 2014-03-15 07:07 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-14 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marsia.livejournal.com
Спасибо за Ваше участие. Вы очень точно сформулировали про "удобство" клиента, и еще - про то, как важен иногда опыт не нести ответственность

Date: 2014-03-14 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня стойкое впечатление, что в русскоязычном терапевтическом пространстве сформировались определенные взгляды и стандарты, навязываемые одним конкретным популярным направлением (где, к сожалению, собираются далеко не самые лучшие специалисты). И очень важно говорить о том, что эти стандарты - это не единственный и далеко не всегда верный/подходящий метод. И есть другие взгляды и методики.

(no subject)

From: [identity profile] veronku.livejournal.com - Date: 2014-03-15 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2014-03-16 02:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] veronku.livejournal.com - Date: 2014-03-18 04:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] veronku.livejournal.com - Date: 2014-03-19 02:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marsia.livejournal.com - Date: 2014-03-15 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idle-user.livejournal.com - Date: 2014-03-15 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] transurfer.livejournal.com - Date: 2014-03-16 02:59 am (UTC) - Expand

Date: 2014-03-15 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] evelina-de-lain.livejournal.com
А вообще, основной сыр-бор, как мне кажется, из-за самого недифференцированного понятия "успешный клиент".
Судя по всему, разные люди понимают это словосочетание по-разному. И смысл может вкладываться иногда противоположный.
Для кого-то это всего лишь высокоэффективный, скомпенсированный человек, который даже при наличии постоянной глубокой травмы, невроза или расстройства характера, в состоянии достигать результата в определенных областях.
Для кого-то это будет - пришел клиент и за пол года решил ВСЕ проблемы.
Для кого-то это будет - ходит человек 5 лет и решает постепенно все, что всплывает.
ДЛя кого-то это будет - пришел в клинической депрессии, ускакал оптимистом.
Для кого-то это будет "продолжаю мочиться в кровать, но не чувствую себя плохо по этому поводу".
Для кого-то - пришел человек с эпилепсией или шизофренией, полностью "в дрова", но после терапии стал немного более эффективным/самостоятельным/самоосознанным ну или еще в чем-то улучшил свою социализацию или хроническое самоощущение.

И т.д.

Если бы "успех" (конкретный критерий успешности в терапии) был определен автором в самом начале статьи, возможно, многие бы дискуссии не возникли бы.

Date: 2014-03-16 02:55 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Пост однобокий и отражает мнение одного конкретного человека, считающего себя экспертом.

Date: 2014-03-15 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] idle-user.livejournal.com
Мерзкая нарциссическая совковая тетка, которую так и распирает от собственной пустоты, и которая не приемлет критики. Сколько критериев, как все обозначено четко. А кто не согласен - тех в сад.
Ее последнее время, я смотрю, рвет на портянки.

Date: 2014-03-16 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Пусть говорит все, что считает нужным. А люди свои выводы сделают.

Date: 2014-03-17 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] ululena.livejournal.com
Спасибо за ссылку. Читая, вспомнила отрывок из книги Джеффри Коттлера "Совершенный психотерапевт", где он иронично описывает идеального клиента, которого мечтает видеть у себя в кабинете психотерапевт. Кажется, автор того поста, которая про "успешных клиентов" лишь повторяет этот отрывок Коттлера своими словами. При этом без иронии.
Ну, мне и грустно и смешно одновременно. Пожалуй, позволю себе подобную амбивалентность.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 12:22 am
Powered by Dreamwidth Studios