Оригинал взят у
marsia в Про важнейший навык в родительстве и в терапии
Человек с самого раннего возраста может испытывать амбивалентные, двойственные чувства. Самый простой пример: любить маму и ненавидеть маму одновременно. И, если мама ощущает себя достаточно устойчивой, она готова выдержать эту амбивалентность: "Да, ты сейчас и злишься, и переживаешь, но это ничего, я тебя люблю".
Если родитель недостаточно устойчив, он требует от ребенка невыполнимого - уничтожить амбивалентность. "На маму нельзя злиться! Ты всегда должна быть хорошей! Никого не интересует, что там с тобой происходит, садись и делай!"
Клиенты приходят в терапию, потому что они не нашли решения этой задачи. Потому что у них не было другого способа жить, кроме как выполнять ожидания родителей.
И прекрасную формулу дал О'Хэнлон на своем семинаре, иногда достаточно ее произнести вслух, чтобы человека "отпустило":
"Ты можешь злиться, и можешь не злиться. Ты можешь верить, и можешь не верить. Ты можешь ничего не делать, и можешь двигаться".
И вот приходит клиент к терапевту, как во вчерашнем посте, а терапевт говорит: "Ты должен хорошо себя вести, чтобы быть успешным клиентом. Ты должен выполнять свои обязательства. Брать ответственность на себя. Ты должен понимать, что для тебя хорошо, и что плохо. Ну, а если не понимаешь, не справляешься - увы, ты неуспешный клиент, как жаль".
Для усиления эффекта можно добавить "А вот другие клиенты - они молодцы, да"
***
Тут, под звездочками, будет место для моего гнева.
Кстати, если в терапию приходят такие "успешные клиенты", может оказаться, что задача у них очень сильно отличается от сформулированного запроса, и более того... эти самые успешные стратегии, эта самодостаточность, эта высокофункциональность - иногда являются обратной стороной одиночества, о котором они не говорят.
Если родитель недостаточно устойчив, он требует от ребенка невыполнимого - уничтожить амбивалентность. "На маму нельзя злиться! Ты всегда должна быть хорошей! Никого не интересует, что там с тобой происходит, садись и делай!"
Клиенты приходят в терапию, потому что они не нашли решения этой задачи. Потому что у них не было другого способа жить, кроме как выполнять ожидания родителей.
И прекрасную формулу дал О'Хэнлон на своем семинаре, иногда достаточно ее произнести вслух, чтобы человека "отпустило":
"Ты можешь злиться, и можешь не злиться. Ты можешь верить, и можешь не верить. Ты можешь ничего не делать, и можешь двигаться".
И вот приходит клиент к терапевту, как во вчерашнем посте, а терапевт говорит: "Ты должен хорошо себя вести, чтобы быть успешным клиентом. Ты должен выполнять свои обязательства. Брать ответственность на себя. Ты должен понимать, что для тебя хорошо, и что плохо. Ну, а если не понимаешь, не справляешься - увы, ты неуспешный клиент, как жаль".
Для усиления эффекта можно добавить "А вот другие клиенты - они молодцы, да"
***
Тут, под звездочками, будет место для моего гнева.
Кстати, если в терапию приходят такие "успешные клиенты", может оказаться, что задача у них очень сильно отличается от сформулированного запроса, и более того... эти самые успешные стратегии, эта самодостаточность, эта высокофункциональность - иногда являются обратной стороной одиночества, о котором они не говорят.
no subject
Date: 2014-03-14 08:45 am (UTC)В посте у marsia правильно она сказала: "работа с "успешными клиентами" - это не совсем терапия, скорее - консультирование."
no subject
Date: 2014-03-14 08:53 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 08:56 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 08:59 am (UTC)я даже и говорю про одиночество и все равно не помогает
ps и тут отметилась, пардон, но как раз последние пару месяцев думаю о том, что же делать дальше...
no subject
Date: 2014-03-14 09:00 am (UTC)У взрослого, который пришел на терапию, есть выбор. Он может думать, что на него воздействуют волшебным образом и вылечат его каким-нибудь "гипнозом", чтобы он "ушел обновленным". И испытывать разочарование. потому что этого не происходит. А может стараться помочь себе сам, используя психолога лишь как знающего метод помощи специалиста. И дело тут не в том, что "другие клиенты молодцы". А в том, что спасение утопающих, все-таки, дело рук самих утопающих.
no subject
Date: 2014-03-14 09:09 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 09:33 am (UTC)Почти теми же словами
Пришлось сменить
no subject
Date: 2014-03-14 09:47 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 10:24 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 10:25 am (UTC)Имхо, все прицепились только к слову "успешность".
А что, никто раньше не знал, что терапия - это работа прежде всего самого клиента и как в массаже - пришел, прилег, расслабился - тут не выйдет? Что стоит задавать теру вопросы, не соглашаться и спорить (именно это в свое время стало для меня просто огромным шагом вперед и кучу всего другого за собой вытянуло).
Ок, у меня вопрос по 4 пункту, т.к. чем больше ты знаешь, тем больше возможности спрятаться чаще всего. И только внутренняя смелость иногда помогает не воспользоваться какой-то лазейкой и затронуть то, где больно и куда идти страшно. И об этом в пункте 5.
И все знают, как иногда сложно увидеть позитивные изменения. "Что, я уже не покрываюсь холодным потом, когда нужно кому-то позвонить по телефону, как раньше? Ну и что, я же все еще боюсь выступать на собраниях перед залом народа!". А потом ты вдруг понимаешь, что звонишь уже 4й раз человеку с твердым намерением вынуть из него душу, потому что он не дает тебе информацию, и чувствуешь возмущение, а не страх и неловкость, и... и тут ты понимаешь, в общем-то :)
Разговор ведь не о том, что "терапевт не будет тебя любить, если ты", "ты должен должен должен", "плохой плохой плохой клиент, как жаль" и все такое. Речь о том, какое поведение помогает быстрее продвигаться в решении своих проблем. И о том, что это - треннируемые навыки.
А-то, ей-богу, "- клиенту не стоит пропускать сессии" "ааааа, вы не меня давите! ааааа, мне мама говорила школу не пропускать!"
no subject
Date: 2014-03-14 10:32 am (UTC)Я вот соглашусь с transurfer в этой ветке:
http://gutta-honey.livejournal.com/380884.html?thread=15597012#t15597012
Прочитала еще раз пункты в том посте, примерила на себя, когда я только пришла в терапию. Когда человек травмированн - то ни на один из этих пунктов у него никаких ресурсов не хватит, в первую очередь ему нужно восстановить доверие, ему нужно безопасное пространство. В том посте действительно речь об уже достаточно здоровом человеке, у которого просто возникли отдельные проблемы в отдельных сферах. Но это не глубокая терапия, а именно консультирование. И да, возможно в этом контексте можно рассуждать об успешности.
Мне понадобилось два года, что бы хватило сил и доверия на обратную связь с терапевтом.
no subject
Date: 2014-03-14 11:38 am (UTC)Что когда уже умеешь выбирать, проверять эффективность, отказываться и соглашаться и делать осмысленный выбор - это, считай, половина работы сделана :-)
no subject
Date: 2014-03-14 11:45 am (UTC)Тем не менее, я не соглашусь, что мои примеры не из той оперы. О том, что такое длительная глубокая терапия, я знаю :)
"примерила на себя, когда я только пришла в терапию. Когда человек травмированн - то ни на один из этих пунктов у него никаких ресурсов не хватит"
Это тоже очень категорично. У меня на какие-то из пунктов хватало. При этом, если бы я знала, что можно так - я бы стала так делать быстрее.
Еще раз - текст не о том, что если любимые и нелюбимые клиенты. Он о том, что есть вещи, применяя которые, можно быстрее достигнуть цели. О них писали миллион раз уже. Вот, честно) О каждом их этих пунктов :) Только не называли это "успешным" :) И тут всех порвало.
Читаю комментарии и ужасно жалко всех - как же мы боимся того, что нам скажут: "ты плохой! ты неудачник! ты не стараешься! только ты во всем виноват!"
no subject
Date: 2014-03-14 11:49 am (UTC)Дефрагментация психики и коммуникаций вообще-то возможна без полного переформатирования?
no subject
Date: 2014-03-14 12:26 pm (UTC)Более того, даже и оставшейся половины работы иногда за глаза хватает :))
no subject
Date: 2014-03-14 12:29 pm (UTC)Если следовать такой логике, то и ваши комментарии можно назвать категоричными, и собственно сам пост гутта хани.
У меня вообще ощущение, что вы не со мной общаетесь тут, а с кем-то другим, возможно с собой. С чего вдруг вы прицепились к моему комменту - я не знаю, писала я его изначально для кого-то другого. Если вам так хочется защищать гутта хани - это не ко мне. Я свое мнение вообще для transurfer писала.
no subject
Date: 2014-03-14 12:34 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 12:44 pm (UTC)*а не "скорее всего", кстати :)
Ой, ну простите, пожалуйста)) Все, отцепилась.
Если хотите, я это тоже "вообще для transurfer писала".
На самом деле, я не считаю, что ответив на мой комментарий кто-то ко мне "прицепился" и, да, отвечая, я общалась с хозяйкой и теми, кто еще тут комментирует.
no subject
Date: 2014-03-14 12:47 pm (UTC)получается замкнутый круг.
no subject
Date: 2014-03-14 12:48 pm (UTC)да ради бога
>>Если хотите, я это тоже "вообще для transurfer писала".
я мысли читать не умею, вы ответили мне, а не в сам пост, так что мне это ощущается как "лично для меня, но в присутствии transurfer"
>> я не считаю,
опять же, я мысли читать не умею, ответили вы лично мне в присутствии transurfer.
>> Все, отцепилась.
замечательно
no subject
Date: 2014-03-14 12:49 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-14 01:58 pm (UTC)также удобен папе с мамой рано повзвослевший ребенок. Берет отвественность. Сам все делает- и обедает, и уроки домашние делает,и никаких лишних требований-только в рамках дозволенного. Все задания выполняет. Сказка просто.
и, знаете, я как раз из "успешных-удобных" клиентов. И мой терапевт тратит кучу сил, чтобы убедить меня стать анти-успешным клиентом. Не опираться только на себя- а еще и на терапевта (хоть иногда). И иногда что нибудь забывать. Позволять себе лениться. И вообще-позволять себе быть слабой и "требующей". Пока получается плохо, но все признаки анти-успешности терапевт встрачает на ура. Кто-то из нас не прав ))
no subject
Date: 2014-03-14 02:22 pm (UTC)И точка.
Так нас учили.
no subject
Date: 2014-03-14 02:29 pm (UTC)