Между делом
May. 20th, 2022 12:19 amС реддита, из сообщества психотерапевтов.
ТС (психотерапевт): - Чем дальше, тем больше я чувствую, что лечу людей не от душевных расстройства, а от последствий жизни в капиталистическом обществе. У кого-то еще такие мысли бывают?
Многие с ним согласились, добавив "капиталистическом и патриархальном".
Мне вот давно интересно, как психотерапевты решают для себя эту проблему: проблему того, что трудности в жизни клиента вызваны не травмой или не столько травмой, сколько обществом, в котором он живет?
ТС (психотерапевт): - Чем дальше, тем больше я чувствую, что лечу людей не от душевных расстройства, а от последствий жизни в капиталистическом обществе. У кого-то еще такие мысли бывают?
Многие с ним согласились, добавив "капиталистическом и патриархальном".
Мне вот давно интересно, как психотерапевты решают для себя эту проблему: проблему того, что трудности в жизни клиента вызваны не травмой или не столько травмой, сколько обществом, в котором он живет?
no subject
Date: 2022-05-20 08:16 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 10:28 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 10:35 am (UTC)По-моему, в силах психотерапии помочь человеку избавиться от внутренних требований к себе, вызванных таким обществом. Пусть хоть человек сам себя не душит.
no subject
Date: 2022-05-20 02:51 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 03:49 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 04:35 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 04:20 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 06:53 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-20 08:24 pm (UTC)Сами антидепрессанты также являются продуктом капитализма при этом.
no subject
Date: 2022-05-21 01:10 pm (UTC)Только тут заковыка в том, что феминистическая терапия - когда она делается верно, это именно мягкое приглашение посмотреть на разные картины мира, и уважение к чужой картине, даже если она тебе лично ложится против шерсти. Потому что иначе, получается как ведические мудрецы, только на другую тему. Если я начну тащить человека традиционных ценностей в мой феминизм, он имеет такое же право отбрыкиваться и возмущаться, как и я, если мне будут навязывать мудроженственность. То есть если ценности очень сильно отличаются, то большой вопрос, насколько этот подход имеет смысл.
no subject
Date: 2022-05-20 10:36 pm (UTC)"Психология и психотерапия, как социальные институты, десятилетиями поддерживали статус кво, помогая людям лучще адаптироваться к несправедливым обстоятельствам. Мы должны признать и изменить свою роль в этом. Сфера компетенции практикующих психологов должна быть расширена, и включать в себя социальную справедливость, то есть активную и эффективную борьбу против общественных систем угнетения, дискриминации, и прочего."
Конкретные идеи и шаги:
- Признание общественных проблем и их роли, включая знание терапевта про разные типы и примеры дискриминации и предубеждения,
- Bалидация опыта столкновения с этими проблемами
- Oбучение таким вопросам по возможности в свое время - а не в платное время клиента (то есть, если мой клиент описывает какой-то распространенный или типичный опыт - моя ответственность поискать общую информацию про это, а не просить клиента рассказать основы; чтобы наша сессия могла фокусироваться на важных и индивидуальных штуках для конкретного клиента).
- Что конкретно делать с трудностью - тут уже очень большой разброс, в зависимости от ценностей и предпочтений человека; можно попытаться осмыслить или переосмыслить; можно искать способы где-то строить альтернативы, где-то адаптироваться, а где-то — противостоять. Главное, помочь клиенту найти свой подход.
- Ну и по жизни, смотреть или искать возможности что-то общественное делать, в приемлемых для себя рамках и в зависимости от своих ограничений.
Добавка, посмотрев на другие комментарии:
- Да, плюс - социо-экономический стресс, обшественное неравенство, неудачи, и просто банальную накапливающуюся усталость, и т.д., тоже никто не отменял.
no subject
Date: 2022-05-22 04:29 am (UTC)no subject
Date: 2022-05-22 02:08 pm (UTC)N. Arthur & S. Collins (Eds.), Culture-infused counselling (2nd Ed.). Calgary, AB: Counselling Concepts.
Не помню, какая это была глава - введение скорее всего. Я это для себя записала несколько лет назад, так что детали забылись.
no subject
Date: 2022-05-22 05:47 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-22 02:09 pm (UTC)https://education.sdsu.edu/cepa/resources/map/documents/culture_infused_counseling.pdf
no subject
Date: 2022-05-20 11:45 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-21 01:15 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-21 03:17 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-21 07:30 pm (UTC)no subject
Date: 2022-05-22 06:28 am (UTC)Культурный контекст всегда учитываю, многие травмы, даже если были нанесены родителями, всё равно тянутся из культуры.
Если мы работаем с историей травмы, то вместо токсичного "родители делали для тебя что могли, они тоже травматики" обычно стараемся выходить в "у нас в культуре нет хороших способов справляться вот с такими проблемами, поэтому тебя этим покалечило, и твои родители не умели, и тебя они не научили, и ещё виной прихлопнули за то, что ты такой неправильный и это очень грустно".
Обычно большая часть работы связана именно с гореванием — очень трудно признать, что действительно так всё несправедливо и плохо, и что никто справедливость не собирается восстанавливать. И что ты будешь получать по шапке за то, что ты травматик и имеешь особые эмоциональные нужды. Даже те клиенты, с кем мы видимся годами, периодически влетают в это горевание.
А в остальном — это скорее работа по адаптации к конкретному окружению, в котором человек живёт. Да, всё плохо и несправедливо, что теперь с этим делать будем? В подавляющем большинстве случаев можно найти какую-то хорошую нишу, где можно удобно и относительно комфортно устроиться и достаточно качественно жить: можно найти нетоксичные рабочие коллективы, некоторое количество друзей, подобрать дистанцию с семьёй и т.д.
Мне бы очень хотелось рано или поздно найти какие-то способы воздействовать на общество или культуру. Потому что "просто найти себе уютную норку и забиться туда" работает неплохо, но хотелось бы что-то покруче.
Пока что из доступных способов — общаться со всеми без исключения людьми уважительно (потому что любые изменения в поведении могут происходить только через признание собственной ценности и достоинства), создание и поддержание нетоксичных сообществ (где члены могут лечить свои границы о хорошие границы других) и пропаганда ментального здоровья и гигиены.
no subject
Date: 2022-05-23 04:43 pm (UTC)Прошу прощение, та же херня...
Обнимаю вас)
no subject
Date: 2022-05-23 08:24 am (UTC)"Пока толстый сохнет, тонкий сдохнет".
no subject
Date: 2022-05-23 04:42 pm (UTC)А нарратив государства часто воспроизводится в компаниях.: я начальник — ты дурак, у меня права — у тебя обязанности
no subject
Date: 2022-05-23 05:10 pm (UTC)Как минимум, радикальное снижение уровня жизни в случае побега.
no subject
Date: 2022-05-23 05:31 pm (UTC)Для простого человека это может звучать как призыв выйти в открытый космос (а у него даже скафандра нет).
Слушала тут всякую "запрещенку" с критикой власти, сколько всего она развалила за 20 лет. Но кое-что смогла осуществить: разобщить народ полностью. Это выражается в полной инертности (за которую как раз и критикует прогрессивное сообщество).
А я вот озадачилась, потому что теперь не знаю: моя личная инертность — она скорее моя собственная, т.е. наследие моих личных травм? Или это та самая инертность человека в тоталитарном общества?
Ну, может быть и поровну
no subject
Date: 2022-05-24 09:19 am (UTC)2. Психотерапевты нередко в еще большей степени продукт этого общества. Поясню на примере: в каком-то условном обществе успех личности по внешним оценкам связан с умением женщины метать на стол борщи в ассортименте и умением мужчины иметь такое у себя дома. Психологи выучились, как это доносить, теперь получают деньги и уважение за то, что обучают женщин и мужчин этому соответствовать. Далее в силу каких-то причин появляется некоторое количество женщин, которые прекрасно живут без борщей, но одна такая приходит к психологу, например, по поводу конфликта с начальством (потому что "начинать с себя" — главный тезис для женщин, и потому что начальство пока все устраивает). Психолог, выслушав ее жалобы, первым делом спросит про борщи и посоветует освоить новые рецепты, а от обсуждения рабочих вопросов будет отбиваться, как от ночного кошмара — просто потому, что самоидентификация психолога и все социальные плюшки завязаны на борщи, а не на женскую карьеру. Какая-то женщина, поняв, что новый диплом по ходовой специальности выходит дешевле и приносит больше бонусов, чем хоботня по кухне, может пересмотреть свои приоритеты, психологу ничего пересматривать не надо, ему и так тепло. А сложное лицо у психолога и морщины от страданий о судьбах мира — это не обязательно прям настоящие муки, возможно, это просто лучше продается.
Задуматься, что с обществом что-то не так, психологу не легче, чем затюканной домохозяйке — ей плохо, она будет искать выход, а психологу нормально жить так и дальше.
3. Моя собственная позиция такая, что мир меняется к лучшему. 150 лет назад утопить нежеланного ребенка в сортире, по воспоминаниям умевших писать современников, было не таким уж преступлением, а бить крепостных считалось нормальным правом помещика. Поэтому я просто радуюсь, когда очередные язвы общества начинают обсуждаться — и люди ищут способы с этим справиться на всех уровнях. Потому что мир меняется, даже судя по тому, чему я лично была свидетелем. Ярлыки могут быть несовершенны (я встречала у современников как обобщенное название недостатков современной России "токсичную маскулинность", чуть раньше был "совок", а в воспоминаниях Окуджавы 80-х, что ли, годов про примерно те же черты — пассивность, мелкую жадность, трусость и т.п. — это называлось "большевизм", и он говорил о своей ненависти к большевизму в очень похожем эмоциональном, личном тоне — как сейчас бывают искренние сожаления, когда человек внезапно обнаружил, что поддерживал систему, убивающую людей морально, а иногда физически, просто потому, что не задумывался, и ему было так удобно.
4. Я бы соотнесла resiliency с навыками противостоять в том числе негативным тенденциям современного общества. Не поменять, а немножко сдвинуть норму в сторону большего здоровья в своей жизни и вокруг себя. Это то, что реально, и это то, что сильно меняет ощущение от себя и от жизни. В противоположность адаптивочкам, которые как кредиты под конские проценты — разрулить проблему сейчас ценой больших проблем в будущем. И в таком ракурсе не вижу повода противопоставлять травмы личные и общественные — со мной случилось что-то очень неприятное, потому что мир таков, что я могу сделать, чтобы он стал немного другим? В этой точке жертва торговли людьми идет работать в полицию, потому что знает эту кухню изнутри, человек после перелома позвоночника, приговоренный лежать, разрабатывает систему упражнений для восстановления и встает на ноги и потом становится врачом-реабилитологом, а затюканный дрыщ, накачавшись и научившись уверенному голосу, идет этому учить других — они нашли пробел в системе, они знают, как его заполнить, и делятся с другими.