Делимся опытом
Aug. 4th, 2020 07:28 pmЗдравствуйте, Эль и читатели этого журнала! Я - ТС из этого вопроса https://transurfer.livejournal.com/717808.html и у меня снова острая боль. С работой и коллегами из своих предыдущих сообщений я рассталась. Пронаблюдала финальный фейерверк манипуляций и дивные последствия моего ухода: задачи, которые тащила я, на себя никто брать не захотел настолько, что один персонаж даже уволился вслед за мной. А мне привалила работа моей мечты: удаленка, вменяемые коллеги, новые интересные задачи, необходимость освоить большое количество нормативки за короткое время и писать по ним тексты (бывает, что много и быстро). Это вот реально мое-мое, и я очень рада. Была, до вчерашнего дня. Пока не стала один из уже отправленных мной текстов править под новую тему. Сколько же там опечаток!!!! У меня любимая работа, врожденная грамотность, опыт работы корректором, рерайтером, худлит читаю, правописание в ворде проверяю, по распечатке вычитываю – и такое адище на выходе. Первая реакция была пожалеть, что я очень устала. Вторая стадия – грызть себя до самоуничтожения всю оставшуюся жизнь – началась очень быстро (не фигура речи, я помню ряд ошибок, которым больше 40 лет, и все еще не могу перестать корить себя за них). Впервые лицом к лицу я столкнулась с собственным несовершенством, причем больше всего взбесило, что глаза пробегают написанные мной фразы по типу «я же сама писала, я же не могу неправильно написать», а пристально проверяю только цитаты из ссылочной литературы. Вот эта самонадеянность навела еще на такую мысль: что еще я по жизни делаю кмк «нормально» и «без ошибок», а по факту получается лютый баг, очевидный всем. Мне стало очень стыдно за дело трудов своих, и я написала начальнику письмо с извинениями. Позже вечером его перечитала… Вывод: я не вижу своих ошибок/опечаток. Чем больше я смотрю в текст, тем меньше его воспринимаю. Если переключаюсь немного на «музыку/пасьянс/новости» – выношу себе мозг («лодырь», «профнепригодная», «на работе нужно работать, а не музыку слушать» (вот это последнее – прям голосом одной из предыдущих начальниц, гореть ей в аду)) И классическое со школы «не решишь задачу из за стола не встанешь или завтра на уроке позор будет» – с возрастом только усиливается. На основании сказанного выше хочу спросить у Эль и сообщников: как понять, выявленное – это патология или следствие, например, усталости? Как принять свое несовершенство? Как вы с подобным справлялись?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-08-05 03:16 am (UTC)Это совершенная норма для тех, кто работает с текстами. Мозг в режиме "создания текста" и "проверки текста" работает по-разному (в первом случае - дефолт-система, во втором - система выявления значимости), по этому поводу есть исследования.
Профессиональные писатели тоже всегда распечатывают текст на бумаге и проверяют перед отправкой (Олди, например, об этом писали у себя в блоге).
С вами совершенно все в порядке, просто давайте тексту отлежаться (сутки хотя бы, если есть возможность), тогда начнете опечатки видеть. Еще можно менять шрифт, фон или копировать в другой текстовый редактор, это тоже помогает.
Мозг очень любит облегчать себе работу и не видит опечаток по принципу "ну я же знаю, что там написано!", а так будет воспринимать его как новый.
no subject
Date: 2020-08-05 07:35 am (UTC)Практика показала, что вычитка 70-80 к текста в распечатке дважды занимает тучу времени, но от опечаток не страхует. Потому что пытаюсь править и смысл и форму, что все-таки невозможно одновременно. Хорошо знать, что это нормальные границы возможностей, что вот это и есть - границы. И иметь пределы сил, внимания - нормально.
Попутно выяснила, что менять цвет шрифта не только удобно, но и нравится. Лучше чувствую процесс, контроль над действиями:-)
Спасибо Вам за отклик.
no subject
Date: 2020-08-05 07:54 am (UTC)Рада была помочь!
Да, смысл и форму лучше править на разных подходах.
Я обычно, когда делаю корректуру, стараюсь от смысла отключаться, а слова мысленно проговаривать - мне это помогает.
no subject
Date: 2020-08-05 05:34 am (UTC)no subject
Date: 2020-08-05 05:59 am (UTC)Не говоря уже о том, что это как комаров ловить сетью для медведей.
no subject
Date: 2020-08-05 04:35 pm (UTC)no subject
Date: 2020-08-05 07:22 am (UTC)ellie_mallbrrul, спасибо Вам за отклик! В Ваших словах много важного для меня, как обычно, даже если Вы пишете кому-то другому.
Попыталась поднять старые документы. Выяснилось интересное: 1) в таком бешеном темпе я не писала никогда; 2) в написанном ранее - приемлемое количество опечаток (даже не на каждой странице); 3) такой "вкусной" работы как сейчас до сих пор не было, а были разовые акции на предыдущих трудоустройствах, когда я сама себе пыталась подобные задачи организовать. Получалось редко и каждую такую прелесть приходилось растягивать, чтобы не кончилась быстро. Поэтому: 4) я внезапно объелась интересными задачами, и мозг обожрался информацией до потери смысла в букворяде.
Так что, да, усталость и непривычный темп свое дело сыграли. На фоне просевших сил вылезла тревожность. Вотэтовотвсе "что еще я делаю, кмк, нормально а по факту - дичь" очень оттягивает на себя внимание.
Сопротивление древним установкам тоже есть, факт. Вылезает в виде попыток здравого смысла поднять голову в "если сегодня не работаю ночью, завтра буду эффективнее" и попыток внутреннего критика придушить здравый смысл ярлыками ("лодырь") и отсылками к мнениям прошлых начальников. Где во все этой кутерьме я - словно наблюдаю с стороны. Но если давать себе отдых, осознанности становится больше.
За время, прошедшее с момента подачи вопроса в ДО, удалось несколько выровнять рабочий режим, немного отдохнуть, составить и стараться применять "правила работы" (менять шрифты, не исправлять два дока одновременно, забыть про кнопку "отмена", пр.). В настоящий момент опечаток стало меньше. Важным достижением стало признать приемлемость рабочего режима, в ходе которого я периодически отвлекаюсь. Я не могу заниматься чем-то непрерывно, даже чем-то интересным. Поэтому теряют свою значимость мифы из прошлого об идеальных специалистах, которые, придя на работу в 8.00, сразу как включатся в рабочий процесс - так и до конца дня равномерно, вовлеченно, качественно работают-работают-работают, отвлекаясь на еду в обеденный перерыв и каждую свободную минуту тоже занимают чем-то полезным
(и на каждый чих начальника подскакивают в "чегоизволите"). Вот написала сейчас это и вижу - ну бред же. Даже не фантазии - бред. Чистейшая манипуляция, но какая живучая, блин.Спасибо за подсказки!
no subject
Date: 2020-08-05 10:36 am (UTC)Да, речь об умственной деятельности, конечно.
no subject
Date: 2020-08-05 11:36 am (UTC)olga_sol, весело. И очень далеко от представлений некоторых начальников (и внутренних критиков) об идеальных подчиненных.
Думается мне, что в традиционных чаепитиях (в 10.00 и 15.00) в советских научных институтах была практическая польза: пока чай/плюшки/разговоры мозг перезагружается:-). Удалось застать такие традиции на своем первом рабочем месте, и по молодости вот эти все посиделки раздражали жутко
(хотя как раз от молодежи уже тогда ждали эффективности без перерывов, нам долго отдыхать не полагалось).В моей свеженькой рабочей стратегии пункт "отвлекаться" есть. Но как при этом удержать себя от растягивания рабочего дня для выработки некоей мифической "нормы" - пока не ясно.
no subject
Date: 2020-08-06 11:47 am (UTC)no subject
Date: 2020-08-06 06:25 am (UTC)ellie_mallbrrul, у меня связи с этими рабочими переменами происходит серьезный пересмотр жизненных установок. Типа "сон - это ресурс", "еда - это ресурс", "рабочий день должен иметь границы", "отвлекаться - нужно" и пр.
Еще у Черниговской поймала мысль, что прослушивание музыки настраивает мозг на работу в определенном режиме. То есть "слушать музыку - нужно". Сколько же вины отвалилось с этим фактом!
Хотя сейчас, когда нет необходимости строить себе звуковой барьер от коллектива, мелодичный фон отвлекает. Вслушиваться в него тянет. Поэтому впервые, наверное, со школы, работаю в тишине.
И еще: прислушиваться к себе, как оказалось, интересно. Начала набирать слова с ошибками - значит устала. Позволить себе почувствовать усталость и не наказать за нее, елы-палы, шикарное достижение на самом деле.
Словом, Вы правы насчет того, что рабочие перемены - серьезная штука.
no subject
Date: 2020-08-06 06:42 am (UTC)а вы не могли бы поподробнее об этом написать:
,,Я тут впервые в жизни прислушалась к своим реакциям на новых заказчиков, узнала много полезного и иногда неожиданного.,,
Что за реакции и что с заказчиками не так?
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-08-06 08:08 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-08-05 03:22 am (UTC)Для этого и нужны корректоры. Да, именно так, пробегаешь глазами и не видишь. Можно увидеть только если текст "отлежится", и как бы перестанет быть вашим. Отлежится -- это ну как минимум неделю, а если много раз в процессе перечитывал текст и хорошо его помнишь -- то месяц, два месяца. Поставить себе задачу не совершать этих ошибок -- это абсолютно нереально и пустая трата сил.
Все, кто активно работают с текстом, всегда дают кому-то свои тексты вычитывать. Не потому что ленивые и безграмотные -- а потому что нормальный рабочий процесс в этой области выглядит именно так. Так же как в проектах программистов нужны тестировщики, а на производстве всегда есть отдел контроля качества.
То есть тут реально нужно понять, что НОРМАЛЬНЫЙ рабочий процесс, рассчитанный на качественных, нормальных работников и построен с расчетом на то, что тот, кто пишет тексты -- периодически ошибается.
no subject
Date: 2020-08-05 06:42 am (UTC)position_avtor, вот да, текст должен стать не важным, чтоли. Лучше всего огрехи видны, если беру только что законченный документ и начинаю его править под новую тему. Тут-то и плохеет: "гдебылимоиглаза", "чтозаневнимательность", "позорище" и пр. и др.
"Поставить себе задачу не совершать этих ошибок -- это абсолютно нереально и пустая трата сил" - самое трудное убедить себя в том, что определенный процент ошибок будет всегда. Нормальное положение дел в реальности отличается от идеального в голове.
Спасибо Вам за отклик, мне это важно.
no subject
Date: 2020-08-05 03:48 pm (UTC)ну, у меня большая проблема с большими текстами. Ну которые на много-много страниц и пишутся по полгода. За эти полгода я столько раз перечитаю примерно первые 50% текста, что помню их почти наизусть, и если в середину какой-нибудь особо удачной фразы вставить небольшого слона, то и его не замечу, потому что я же точно знаю что там есть и чего там нет.
no subject
Date: 2020-08-06 06:07 am (UTC)Если бы такая книжка родилась, я бы ее точно прочитала.
Идея насчет писать маленькими текстиками мне представляется вполне жизнеспособной:-)
Удачи Вам и еще раз спасибо!
no subject
Date: 2020-08-06 07:03 am (UTC)Материал не скудный, а просто мизерный.
Есть много популярных текстов, но они ни о чем "психопаты манипуляторы и умеют читать мысли"
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-08-06 10:18 am (UTC)вот там я иногда часами сижу и перекладываю бумажечки, копирую-вставляю тезисы, перенося их на разные места текста, и т.д.
то есть сначала ты даже вообще ничего не пишешь, а только строишь каркас, а потом зато -- тебе нет необходимости постоянно возвращаться назад, потому что структура уже есть. ну то есть в конце конечно нужно будет всё там вычитать-пригладить, и даже несколько раз, но вот именно необходимости так строго держать слог и стиль, как в художке (из-за чего и приходится перечитывать лично мне в основном, чтобы уловить мотив заново) тут нет.
no subject
Date: 2020-08-05 05:28 am (UTC)В общем, что я вам скажу? Трудно быть богом.
no subject
Date: 2020-08-05 06:34 am (UTC)mimafi, хочется всего лишь быть качественным работником, но с уровнем квалификации "бог", это да.
Ой, трудно:-)...
no subject
Date: 2020-08-05 06:28 am (UTC)По поводу собственного несовершенства - это я начинала в терапии прорабатывать. Стараюсь применять эти проработки в жизни. Я не бог, что бы быть идеальной. И меня успокаивают слова, что кто не ошибается - тот ничего не делает. Перебарываю себя именно такой мотивацией. Потому что "синдром отличницы" и "поставь себя в угол немедленно" очень отравляет жизнь.
no subject
Date: 2020-08-06 06:47 am (UTC)izq, совпадение или нет, но про проблемы с кровоснабжением мозга я тоже вспомнила в связи с вот этой вот рабочей ситуацией. В шейном отделе позвоночника давно остеохондроз. После массажа становится практически так же хорошо, как после курса актовегина. Четыре дня как начала делать растяжку шеи - эффект мне нравится (лучше вижу, например). Появилось ощущение, что тело ликует от физ.упражнений - в явном виде такое впервые.
По поводу замены букв в словах. Заметила за собой такое еще со школы, и что активизируется при стрессе. Был какой-то детский фильм, в котором бабушка журила внучку, что та написала "босака" вместо "собака", типа это от невнимательности. Сколько смотрела этот эпизод, было обидно за девочку. Вот была внутренняя уверенность, что "босака" к внимательности отношения не имеет. Может быть такой вид дислексии связан с тем, что мозг перегружен другой задачей (переработкой стрессовых обстоятельств, например).
no subject
Date: 2020-08-07 05:19 am (UTC)no subject
Date: 2020-08-07 05:50 am (UTC)izq, сочувствую Вам очень и желаю найти действенный сценарий одолеть/минимизировать хворь.
Спасибо, что поделились. Истории других помогают мне сформировать навык принятия своих ограничений и заботы о себе. Но знать, что в чьей-то жизни есть боль, печально.
no subject
Date: 2020-08-05 06:51 am (UTC)Посоветовать ничего не могу, мой опыт близок к вашему. Открытием стал тот факт, что не видеть собственные ошибки - это нормально и, оказывается, даже подтверждено наукой. В принципе, я об этом знала, но расценивала как оправдание своему несовершенству. Видя мнения об этом других людей - тут, где эти мнения для меня важны - задумалась.
Ну и трудности с принятием собственного несовершенства - я ещё не проработала эту тему, хотя уже не раз к ней подходила. Пока изменения очень небольшие. "Комплекс отличницы" всегда со мной.
no subject
Date: 2020-08-05 11:02 am (UTC)balakynya, знаете, направив вопрос в ДО в момент острой паники-паники, я принялась изводиться, что тема - дурацкая и вообще кому она нужна/важна/интересна.
Меня удивило, что вопрос вызвал столько откликов. Рада, что Вы чувствуете поддержку через это обсуждение.
Думаю, есть нечто общее у травматиков в том, что обнаруживая свою неидеальность, попытки принять ее и научиться с ней жить расцениваются внутри "как оправдание своему несовершенству". Как будто идеальность достижима. Мол, нужно просто стараться лучше, засиживаться за работой дольше, текстов делать больше и пр. Жаль, нет кнопки "выкл" для"комплекса отличницы". Сочувствую Вам, что мы с Вами в похожих лодках...
no subject
Date: 2020-08-05 03:02 pm (UTC)no subject
Date: 2020-08-05 07:06 am (UTC)Если нужен будет контакт корректора, напишите мне в личку.
no subject
Date: 2020-08-05 08:10 am (UTC)А "позорище" и "гдебылимоиглаза" - имхо эффект от переключения внимания. Увидеть текст одновременно как продолжение своего нарратива (чем он является в процессе создания) и как поле для правок - одному человеку не под силу. Это два разных текста. Или одно, или другое. И работают над ними два разных человека. Даже фото в процессе редактирования рекомендуют откладывать несколько раз, глаз замыливается: например, надо, чтобы работал правщик, а внутри включается автор, хватается за голову, хочет найти ту собаку, которая когда-то случайно попала в кадр, и своими руками выкинуть ее из кадра. Думаю, с текстами все еще "хуже", они "ближе к телу" что ли, больше простора для самообвинений.
Насчет патологий... Насколько я поняла и насколько мне удалось это отследить на себе, у травматиков мозг работает иначе. Те структуры, которые обслуживают травму, постоянно на взводе и тратят энергию вхолостую, поэтому, думаю, внимания может не хватать на рабочие нужды. У меня в процессе терапии улучшилась концентрация внимания (принудительная, если так можно сказать, то есть когда надо взять и сделать), мысли меньше расползаются по сторонам, поэтому вместо одного шага могу сделать два, быть уже чуть ближе к сути
no subject
Date: 2020-08-05 10:49 am (UTC)mascarpon, как это верно про нехватку внимания на рабочие нужды. Ведь действительно, кроме процессов проработки травмы, идет еще один мощный поток - сканирование окр.пространства на предмет его враждебности и сценариев преодоления оной. Часть возможностей мозга затрачивается на поддержание режима дозорного, а если информации недостаточно - включается сказочник, достраивающий картину реальности исходя из прежнего опыта (напр., стах перед новым начальником на основе багажа взаимодействия со старыми..). А там и тревожность подтягивается, а за ней раскачка рабочего режима, и качество работы предсказуемо падает.
Бедный мозг, как он все это выдерживает. К концу рабочей вахты есть ощущение, что голова физически перегрелась...
И про правщика/автора/собаку - это моя история.
Как бы поскорей интегрировать в себя мысль, что такая "многополосная" работа мозга - это не мой личный баг, а нечто свойственное людям с определенным жизненным багажом. Я не одна такая. Это и грустно очень (часто внутри такая мука, что никому ее не пожелаешь), и есть некоторое облегчение, что по похожей дороге кто-то уже прошел до меня, понимает меня и видит новые горизонты..
no subject
Date: 2020-08-05 08:19 am (UTC)no subject
Date: 2020-08-05 10:32 am (UTC)И вот что пришло мне в голову в режиме озарения: действительно есть фоновый стрессогенный фактор. Параллельно в мозгу идет процесс переработки прошлого, перестройки защит, идентификации старых сценариев поведения и попыток налаживания новых. Эти процессы похожи многополосное шоссе, где по каждой полосе движение в своем темпе. Причем на поверхности, в осознание, периодически поднимаются воспоминания или озарения, которые тоже надо переработать, да еще и прожив-прочувствовав, насколько это возможно. Это "шоссе", наверное было всегда, и благодаря терапии теперь я вижу какую-то часть его (даже так: признаю и уважаю факт существования). Вообще, то, что периодически "всплывает" и эта внутренняя не совсем осознаваемая активность представляется мне более важной, чем тексты/ошибки/опечатки. Если была бы возможность безболезненно для нервов и кошелька не работать какое-то время, из всей мозговой деятельности я была бы только в терапии и наработке новых впечатлений в путешествиях. Даже сейчас, имея любимую работу, я отказалась бы от нее ради себя.
Кстати, в этом тоже просматривается некий элемент самосаботажа - где-то внутри я "знаю", что тексты/ошибки это же не самое важное. И поводок стыда за результат работы может натягиваться для возвращения меня из глубин важного к прозе обеспечения физ. существования.
Спасибо, что навели меня на эти мысли.
no subject
Date: 2020-08-05 09:47 am (UTC)no subject
Date: 2020-08-05 10:07 am (UTC)На работе мы делали кросс-прверку с коллегой - просто менялись статьями. И всегда что-то находили. Обе филологи и люди, привыкшие хорошо и качественно работать=)
no subject
Date: 2020-08-05 10:13 am (UTC)stillsomewhere, Вы правы: "сильная реакция на ошибки" присутствует:-)
Искренне восхищаюсь навыками профессионалов, могущих "нескольких часов пристальной вычитки"!
no subject
Date: 2020-08-05 11:12 am (UTC)Помню, говорили, что издательства экономят и взваливают на редактора исправление грамматических и пунктуационных ошибок, но он делает это не в один заход, потому что нужные "разные глаза". И еще, что тексты, особенно художественные, по-хорошему вычитываются в редакции несколько раз - физически разными людьми, глазами с нуля.
Я к тому, что если на автора взвалить еще разного рода исправления, то автор, вероятней всего, не сможет этого сделать в силу своей человеческой природы: не так-то легко переключаться между автором-редактором-корректором-критиком, к тому же кнопка "критик" часто заедает.
no subject
Date: 2020-08-05 02:21 pm (UTC)По опыту работы с текстами - да, усталость очень сильно ухудшает качество текста. Особенно если работа монотонная. Особенно когда ее много и есть фоновый стресс.
Если по факту есть даже небольшая дисграфия, а это не то же самое, что безграмотность, то на усталости она вылезет. И нет, это не делает вас плохим человеком, это свойство мозга , особенность работы.
При вычитке своего текста опечатки игнорируешь, срабатывает фотографическое узнавание текста.
При наборе этого комментария, к примеру я допустила больше 10 опечаток. У меня дисграфия, которую не смогли исправить ни сотни прочитанных книг, ни два десятилетия плотной работы с текстами. Но при этом успешно работала копирайтером, просто за мной конечный текст вычитывал корректор. И я не пишу от руки.
Лучшее, что можно сделать для переключения внимания, это ввести любую деятельность не-текстовую между написанием и вычиткой. Полчаса минимум. А лучше часа два. Потом мозг переключится и увидит текст заново.
Подумайте ещё вот о чем. О стыде и страхе делать ошибку. О связке "мои ошибки делают меня никчёмной". Это чужой интроект людей с нарциссической травмой, а не объективный факт.
Ничто не может отменить ни вас, ни вашу ценность
no subject
Date: 2020-08-06 06:11 am (UTC)Спасибо большое всем, кто отозвался, и Эль за возможность задать вопрос!
Вы все очень поддержали меня.
Советы и идеи утащу к себе в копилку:-)
no subject
Date: 2020-08-09 04:40 pm (UTC)no subject
Date: 2020-08-10 07:30 am (UTC)А бормотать - бочмочу, конечно. Действительно годный способ ловить стилистические ляпы. В особенно усыпляющих случаях - читаю плюшевому медведю. IQ медведя растет на глазах:-)
no subject
Date: 2020-08-10 08:17 am (UTC)Ой, кажется, забыла подписаться. Про медведя - это я была, ТС.
no subject
Date: 2020-08-15 07:54 pm (UTC)no subject
Date: 2020-08-18 05:04 pm (UTC)Спасибо за идею! Добавляю в свою тактическую программу.