transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Расскажите, пожалуйста, как после терапии для вас изменилось понятие "заботиться о себе"? Как вы заботитесь о себе? Есть ли какие-нибудь парадоксальные открытия?

Я внезапно обнаружила, что день, посвященный такому низменному занятию как уборка, - это для меня день заботы о себе (я сейчас живу одна, так что убираю только за собой): я люблю жить в чистом и люблю иметь дело с вещами. У меня даже нет потребности это делегировать. Раньше я всегда старалась минимизировать время, затраченное на этот процесс, во-первых, считая его пустой тратой времени, а во-вторых, стараясь как можно больше успеть сделать во "внешнем мире": сходить на концерт, встретиться с кем-нибудь, хотя бы сериал посмотреть. Уборка ассоциировалась исключительно с женским семейным бременем.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2020-05-28 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
У меня забота о себе стала формой личного спорта. Особенно люблю заниматься этим в путешествиях - заранее все планирую, подбираю все нужные вещи (самые удобные тапки для самолета, самую удобную подушку, самую удобную одежду и так далее). В дороге я похожа на хомяка, потому что постоянно пытаюсь себя поудобнее устроить и пристроить (с тех пор, как контакт с телом наладился, я очень трудно переношу физический дискомфорт).

Получаю огромное удовольствие, когда заранее удается предвосхитить свои нужды и подготовиться.

Люблю организовывать свое пространство, чтобы в нем все было удобно расположено, у каждой вещи свое место и вещи размещались по принципу использования (часто используемое под рукой, например). Люблю, чтобы все личные инструменты (канцтовары, косметические и прочее) были самые лучше и самые удобные. Все это искать и продумывать доставляет большое удовольствие.

Люблю рутины оптимизировать. Например, выяснять, какая самая лучшая последовательность действий утром и как ее можно дальше улучшить.

Всякий раз, когда удается о себе хорошо позаботиться, я внутренне это отмечаю. Делаю паузу, впитываю в себя ощущение успешной заботы о себе, отмечаю, как себя чувствуют части, о которых я позаботилась. "Я позаботилась!" - говорю себе вслух.

Date: 2020-05-28 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Всякий раз, когда удается о себе хорошо позаботиться, я внутренне это отмечаю. Делаю паузу, впитываю в себя ощущение успешной заботы о себе, отмечаю, как себя чувствуют части, о которых я позаботилась. "Я позаботилась!" - говорю себе вслух.

Так приятно звучит! Тоже попробую так начать говорить. А то я забочусь-забочусь, но все равно внутренне эту заботу так и норовлю обесценить.
Спасибо за комментарий!

И с телом у меня такая же история. Как наладилось чувствование тела - так невозможно больше терпеть неудобство. Каблуки ношу раз в год, например.

Date: 2020-05-28 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Это особая форма удовольствия, которое нигде больше не получить. И ощущается это очень "питательно" и целительно на глубинном уровне. Нельзя лишать себя такой вкуснятины! ))

Date: 2020-05-28 07:53 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Спасибо за идею оптимизировать свои рутины, это идея, родственная уборке, но даже более полезная.

Date: 2020-05-28 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Правильно составленная утренняя и вечерние рутины - это как раз из серии той заботы, которая имеет долгосрочный эффект. Утренняя позволяет настроиться на задачи дня, а вечерняя - "сбросить" с себя весь день, весь стресс и "вернуться к себе". Плюс, там обычно всякое полезное включено (чистой воды выпить, об уходе позаботиться, йогу сделать (кто делает), медитацию (кто медитирует), которое при регулярном повторении дает устойчивый внутренний рост и внутреннее состояние благополучия (а его травматикам как раз очень не хватает).

Еще помогает не развалиться при стрессе или когда нахлобучило. Делаешь рутины по списку, и это дает ощущение устойчивости и стабильности хотя бы какой-то части жизни. Что бы ни случилось, зубы почищены, волосы причесаны, крем нанесен - значит, не все оказалось перевернуто с ног на голову.

Date: 2020-05-28 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] nezrim.livejournal.com

Для меня принципиальным открытием стало то обстоятельство, что забота о себе — не хуже и не лучше заботы о других. То есть, что ты (я, я сам) в каком-то смысле абсолютно равноправен с другими. С тем лишь небольшим отличием, что «я ближе к себе и лучше себя знаю == качественно, разумно позаботиться о себе проще».

То есть, заботиться о себе не стыдно, в этом нет ничего плохого. Такая же «позитивная рутина» как и забота о ближних.

Date: 2020-05-28 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Давать себе время и пространство.
Как только я начинаю чувствовать что-то неприятное (стыд, вину, страх, отвержение, злость), я на автомате пытаюсь перестать/переключиться. Для меня забота о себе - останавливать себя в такой момент и возвращаться к ситуации, которая вызывает эти чувства. И проживать их. А потом уже думать, могу ли я изменить ситуацию.
Есть ситуации, которые мне не подвластны (например, эпидемия коронавируса). Тогда я проживаю бессилие и злость, и завершаю цикл стресса. В первой главе сестёр Нагоски «Выгорание» (она есть в общем доступе) написаны примеры завершения цикла стресса (и я их тоже под какой-то темой уже писала). Например, танцую или дышу глубоко.
Ещё могу сделать маленькое дело. Это показывает мозгу, что что-то я все же могу контролировать в этой жизни. Например, уборка в шкафу. Это занятие, у которого есть быстрый результат, которой я могу увидеть в тот же день и показать своему мозгу - вот я убралась в шкафу, завершила одно дело.

Если глобально говорить о заботе о себе - это делать то, от чего мне становится лучше и уходить из мест/от людей, которые делают мне плохо. И прекращать делать то, что мне вредит.
Не сидеть в чате с агрессивными некомфортными для меня в общении участниками. Не курить. Останавливать голос внутреннего критика. Не терпеть обесценивания.
Максимально выбирать себя любой момент времени. А это нелегко, если честно. Кто-то точно будет недоволен из окружения.
Есть вкусную качественную еду без ограничений, носить удобную красивую одежду и обувь. Радовать себя букетом цветов и пирожным. Поддерживать себя, когда сложно и стыдно, а не допинывать ногами.
Edited Date: 2020-05-28 08:07 am (UTC)

Date: 2020-05-29 01:43 am (UTC)
From: (Anonymous)
Есть вкусную еду без ограничений? То есть, когда хочется и сколько влезет? Не боясь поправиться?:) Я пока ещё в поиске ответа на вопрос, в чём истинная забота о себе и своём теле. В том, чтобы есть, когда хочешь и сколько хочешь, или в том, чтобы поддерживать себя в форме.

Date: 2020-05-29 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] ankavpoiske.livejournal.com

Я сперва определяла, голодная я или нет. Есть упражнения в книге Бронниковой. Потом определяла момент, когда я наедаюсь (оказалось, что чувство сытости приходит ко мне через 20(!!!) минут)
И контролировала объем еды, чтобы не переесть (есть всякие таблицы про это)
В результате оказалось, что еды мне надо гораздо меньше, и значительно другой.
Но усилий требует гораздо больше!(

Date: 2020-05-29 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Да, без боязни поправиться.
Для меня любовь и забота о себе выражается в доверии к своему телу в том числе. К умению слушать и слышать его потребности.

Давиться едой, которая не нравится, или, например, пить воду, когда хочешь есть - это насилие над собой. Заниматься спортом, который ненавидишь - это насилие над собой.
Да, мы живем в обществе насилия, и это самое насилие пропагандируется как забота. Но тут нужно хорошо фильтровать информацию и понимать, кому выгодно внушать нам все это.
Я не люблю советовать что-то без запроса, но если вас заинтересует эта тема - можно почитать «Миф о красоте» Наоми Вульф.

К слову, хочу сказать, что у меня есть и такой, и такой опыт.

Так вот, учиться себе доверять и слышать свои потребности (в том числе и потребности своего тела) - намного-намного-намного сложнее, чем сидеть на «правильном питании» и качать жопу в тренажёрке. Проверено на себе.
И сложно даже не потому, что нас многих этому не учили. А потому что когда живешь в соответствии с принципом ненасилия, чувствуешь будто идёшь против всего общества и семьи. Хвалят как раз за ненависть к себе (подаваемую и продаваемую как «заботу»). А за заботу о себе клеймят ленивыми и страшными.
Edited Date: 2020-05-29 11:38 am (UTC)

Date: 2020-05-31 01:09 am (UTC)
From: [identity profile] nakichika.livejournal.com
Хы, я вот себя некомфортно чувствую, когда кто-то впрягается в самоограничения, а я рядом сижу молчу, потому что вообще в них не умею и сказать мне нечего. Всякие штучки вроде "пить вместо еды" от меня сейчас отскакивают только так. Иногда думаю, что если бы я приобрела зависимость, то никакие шаги бы мне не помогли, я бы как всегда сказала "ещё чего". Так что чёрт его знает, хорошо ли это)))

Но с едой я как-то верю, что если нет медицинских показаний или РПП, то человек может есть то, что нравится, и сам себя регулировать без внешних жёстких концепций. Хотя мне в ответ говорят, что это просто мне повезло или что станешь старше -- поменяешь мнение(

Date: 2020-05-31 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Для меня это однозначно хорошо. Конечно, сложнее с собой взаимодействовать не из насилия. И помогать в зависимости тоже. Зато долгосрочно это явно лучше скажется на качестве жизни и отношениях с собой.
Это как, знаете, когда родители оправдывают тычки и оскорбленным детей, потому что так «меньше времени тратить», чем чего-то объяснять или находить подход к ребёнку. И да, так действительно быстрее будет ребёнок что-то делать или не делать (испугается и не будет плакать в магазине, например). Только как долгосрочно это повлияет на личность ребёнка и его отношение к вам, родителю? Тут ответ на поверхности.🤷🏼♀️
Мне ближе как-то о себе заботиться и помогать, чем обижать себя, да ещё и под лицемерным соусом якобы заботы.

Про еду - ну тут вообще пропагандируется опасные вещи везде. По сути и «привальное питание» - это РПП. Делить еду на правильную и неправильную и испытывать стыд за то, что съела неправильную - звучит совсем нездорОво.
Когда ты шоколадку не можешь съесть полностью, потому что много калорий (а не из-за диабета) и тебя накрывает дикой виной и тревогой - это ровно также далеко от нормальных отношений с едой, как когда ты питаешься 24 на 7 фаст фудом. Просто первое социально одобряется , вот и вся разница.
Edited Date: 2020-05-31 01:24 pm (UTC)

Date: 2020-05-28 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] nokke.livejournal.com
у меня было все просто - я поняла, что забота о себе - это не про то, чтобы делать себе приятно, а чтобы делать себе хорошо в долгосрочном плане. поэтому всякие вкусные вещи типа занятий спортом и поедания овощей - это тоже входит в заботу о себе.

Date: 2020-05-28 07:54 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ТС
Как вы хорошо это сказали, про долгосрочную перспективу.
Меня ужасно раздражает, когда "заботой о себе" называют очередной кофе с круассаном или другой фаст-фуд. Можно подумать, в остальное время я исключительно на правильном питании живу и в железном режиме дня!

Date: 2020-05-28 09:02 am (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Спасибо вам за эту тему! Для меня тема заботы сейчас актуальна, и открытия, действительно, бывают парадоксальны и нетривиальны. Во-первых я с удивлением обнаружила, что мне не так уж много надо. Даже так: я обнаружила, как мало мне надо! Оказывается, можно не устраивать из жизни сплошной фейрверк, а просто купить в дом новый стол, который был НА САМОМ ДЕЛЕ нужен, потому что за старым было адски неудобно, и это приносит так много сил и радости, хотя казалось бы это просто, блин, стол. До этого стола я думала, что для счастья нужно купить особняк на берегу моря, но оказалось, что стола вполне хватает. В связи с этим столом я обнаружила, что можно ориентироваться на телесный комфорт и дискомфорт в поиске чего-то желанного - "как бы мне было сейчас уютно? как мне бы было сейчас приятно?" или "что мне исправить вокруг, чтобы было приятно?". И ответы оказываются совсем не теми, которые привыкла выдавать обычно моя фантазия.

Затем я в процессе терапии сообразила, что проблемы не решаются нахрапом и вдалеке, они решаются здесь и сейчас. И что есть смысл отслеживать каждый разговор, контакт с другими, эмоции в течение дня, и регулироваться так, как лучше всего в данный момент. До этого я, честно говоря, ждала, что я изменюсь, что-то такое волшебное в себе обнаружу, и ненужные люди сами отвалятся, а нужные сами придут. Но я упустила из виду, что "ненужные люди" отваливаются, в общем-то, моими руками и по моему выбору (кому-то не ответить, кому-то сказать "нет"). И чтобы нужные пришли, нужно что-то делать, что хочется, чтобы с ними выйти на одну орбиту. И что, кстати, иногда для общения вообще не время и нужно побыть одному, исключительно на своём астероиде. Но в целом навыки общения можно отработать и с доставщиком пиццы, и с продавцом в кофейне, и с самим собой, и с терапевтом - и это действительно всё заслуживает подробного внимания. Просто жить каждый день внимательно - вот моя нынешняя забота о себе. Внимательно, на уровне тела, без грандиозных планов.

Date: 2020-05-28 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] catcoon.livejournal.com
Для меня в это понятие входит довольно много всего! Позаботиться о теле - высыпаться, гулять, достаточно пить, полноценно питаться (и брать с собой перекусы, если я иду на какие-то мероприятия, где не будет еды), разминаться, если я засиделась/залежалась, удобная одежда и обувь. Позаботиться о здоровье - регулярно ходить к врачам (к стоматологу и гинекологу - каждые полгода, к остальным - по необходимости), и соблюдать их назначения, принимать лекарства, следить, чтобы хронические заболевания не обострялись, правильно чистить зубы и так далее. Регулярно добавлять в жизнь что-то, что дарит телесный и душевный комфорт, красивые и приятные вещи и переживания - красивая канцелярка, духи, свечи, серьги, запахи для дома, походы в кино, на концерты и в красивые места. Забота о своем эмоциональном состоянии - вести дневник, практики осознанности, слушать музыку, которая бодрит или наоборот, успокаивает, замечать, если не хватает дружеского общения и идти общаться, замечать, если упадок душевных сил и релаксировать. Заботиться о своём будущем - откладывать деньги в подушку безопасности и на важные цели, учиться навыкам, которые пригодятся в будущем, следить, чтобы не образовывалось завалов дел. Заботиться о важных для меня идентичностях - замечать прогресс в выбранных областях, коллекционировать успехи, позитивные отзывы и шаги вперед. Заботиться о своих мечтах - реализовывать их или хотя бы просто поливать, не забывать, и думать, как их можно воплотить частично, если полная (пока/вообще) невозможна.

Date: 2020-05-28 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] fir-3.livejournal.com
Для меня центральная тема заботы о себе - внимание и быстрый отклик на свои чувства и потребности. Не кто-то там, заглавный и важный, захотел и я попрыгала из любого положения в любом состоянии, нет. Как я прямо сейчас, чего мне хочется, что я могу для себя сделать.
Парадоксального в этом, разумеется, то, что для достижения чаемого результата пришлось перекапывать асфальтовую широкополоску под названием "Я последняя буква в алфавите".

Date: 2020-05-28 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] nathalyru.livejournal.com
Если честно, я недавно поймала себя на удивительном открытии.
Я тут смотрела в инстаграме каких-то гламурных кис в рекламе (не смотрела, но глаз зацепился за рекламный ролик, когда пролистывала) и задумалась, что я всегда завидовала кисам. И не только гламурным. Но вообще любым кисам, которые укладывались в моем понимании в понятие "привлекательной женщины". Я никогда себя такой не считала, так как всю жизнь борюсь с лишним весом. Только иногда когда худела начинала верить, что когда-нибудь может быть могу быть привлекательной. Из-за этого, конечно, вся жизнь через непонятно что. В области отношений, конечно.
Но вот я смотрю на эту кису и понимаю, что мне совершенно не обязательно быть молодой моделькой, чтобы быть привлекательной женщиной. Что я сама же в жизни не воспринимала серьезно совсем уж молодых и глупых, а всегда восхищалась зрелыми роскошными женщинами, которые знают себе цену и не дуры - Софи Лорен, Диана Фон Вюстенберг. Когда я думала "сексуальная женщина", мне всегда представлялась Софи Лорен. Или какая-нибудь Людмила Гурченко. Вот она входит такая роскошная, покачивает бедрами, скулы вверх, попа в себя, живот в себя, "все в себя" - и идет плавно, голову чуть наклоня вниз, смотрит немного хитро и очень спокойно и идет вперед так, как будто ей вообще море по колено. Она молодая? Нет, ну, лет 30-40. Она худая? Не обязательно. Софи Лорен вон какааааяяя.
И тут я вдруг впервые в жизни почувствовала, что я для себя могу быть своей собственной кисой. И что я - привлекательная. War is over. If you want it. Что-то вроде того.

Это немного не точно в тему заботы о себе, но сейчас объясню, как связано.

Я "заботу о себе" воспринимаю как бы навязано. Надо мыться, надо зубы чистить, надо причесываться, надо волосы красить потому что седина страшно. Надо то , надо се. А тут вдруг в первый раз я неожиданно поняла, что быть привлекательной и ухаживать за своим телом и душой - это не "надо", а "нормальная часть жизни" женщины, которая себя любит и уважает. Мужчины тоже, я просто про свою реальность.

И вдруг захотелось самой кремиками мазаться приятными и похудеть, и даже это стало как-то не очень трудно и поверилось в то, что я могу вообще все - и похудеть, и заблистать так, как хотелось. И прибраться. И избавиться от лишнего в жизни. И заняться проектами, которыми хочется, а не лежать на диване и втыкать в ТВ.

Заботиться о себе - это вроде как делать себя счастливой и делать себе что-то хорошее - телу и душе.

Как-то вот так.
Edited Date: 2020-05-28 12:42 pm (UTC)

Date: 2020-05-28 05:03 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.

Читаю комментарии и пытаюсь «примерить» на себя какие-то варианты. Хоть что-то.
Нет. Не подходит. Не понимаю. Не чувствую...
Видимо, рано мне
Не знаю даже с чего можно начать понимать что такое забота о себе

Date: 2020-05-28 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Мне почему-то захотелось предложить вам, с чего можно начать. Если это как-то нарушит ваши границы, то прошу меня извинить, и я сразу удалю комментарий.
Мне показалось, что можно попробовать вспомнить любой момент, когда вы были наедине с собой и вам было хотя бы чуточку, самую малость и капельку - хорошо. Вспомнить от чего это было: может быть какой-то вкусный кофе, или какая-то уютная обстановка, или классная музыка. В общем, попробовать вспомнить от чего конкретно в реальном мире было капельку хорошо, весело, классно, приятно. И попробовать внести это снова в свою жизнь и почувствовать как вам сейчас от этого предмета/звука/запаха/цвета/ткани/движения. Если снова хорошо, то может это то, как можно попробовать о себе заботиться в будущем. Ну, только я не имею ввиду вещества и алкоголь в больших дозах)))

Date: 2020-05-29 06:59 am (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.

Спасибо большое, что решили написать!
У меня настолько беда с чувствами, что не могу припомнить ни одного такого момента...все делаю будто на автомате, без чувств вообще
Сохранила себе Ваш комментарий, буду к нему время от времени возвращаться и пытаться вспомнить что-нибудь, что ощущается приятным. Спасибо)

Date: 2020-05-29 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Пожалуйста)

Date: 2020-05-29 02:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Е.С.
Вы знаете, некоторые шаги по заботе о себе я делала (и даже делаю) без понимания и чувствования, на голом рацио.
Я решила проявить заботу таким образом - сделала - потом смотрю, а что как оно?
Если это "долгосрочная" забота - то так и смотрю, через полгода, например, а как оно, что-то изменилось?
Из самой "заботы" беру в основном универсальные базовые вещи, которые, грубо говоря "всем подходят".
Делать зарядку, ограничивать экранное время, есть полезную еду, мазать лицо кремом на ночь.
Потом если перестать, то очень видно почти сразу, что вот, это-то и была забота.
Иногда потихоньку получается втягивать ощущения в настоящее.

Date: 2020-05-29 04:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Dari.

Спасибо Вам за ответ!

Date: 2020-05-28 07:57 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Выполнять обещания данные себе. Можно очень маленькие, но обязательно выполнять каждый день. Например если ведешь дневник - писать немного каждый день. Или делать несколько минут йоги/разминки по утрам. Финт именно в последовательном выполнении обещания себе, не пропуская дней, не задвигая себя на задний план.

Date: 2020-05-28 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-lebedeva.livejournal.com
Ну, в процессе терапии изменилось то, что я разрешила и каждый день продолжаю себе разрешать заботиться о себе. До терапии было как-то так:
«О ком заботиться? О себе? Зачем? Мне ок»
Пародоксальных открытий кроме этого - не помню)
Ну и для меня забота о себе: чистое постельное белье, чистота в доме, вкусные любимые духи, мягкая и спокойная выработка новых привычек, любимое радио, занятия творчеством; не осуждать себя, а вместо этого - поддерживать, успокаивать, утешать, грустить и быть рядом с собой, со своими чувствами; работать, читать книги, принимать ванну с морской солью или эфирным маслом, говорить себе - милая моя девочка, хорошая моя, я с тобой; защищать свои границы, выражать себя, когда что-то нравится и не нравится - тоже; ухаживать за лицом, разрешать себе поспать подольше, подписаться на супер телеграм-канал, в котором говорят, что я хорошая :)))). И так далее, список можно продолжать долго))
(deleted comment)

Date: 2020-05-29 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Тоже люблю кофе и круассан!:)

Деньги, отложенные на год- звучит как мечта для меня.😌
(deleted comment)

Date: 2020-05-29 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
Согласна.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 05:36 am
Powered by Dreamwidth Studios