Делимся опытом
May. 15th, 2020 06:32 pmВсем привет!
Кто как в терапии работает с повышенной впечатлительностью?
Удалось притушить ее как то?
Например бывает смотрю какие то фильмы или сюжеты по тв чернушные случайно какие-нибудь - очень впечатляюсь, становится реально плохо прям, если что совсем треш то даже панатаку можно схватить.
В терапии с этим как то можно работать или это некая данность? Насколько это вообще нормально?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-05-16 01:34 am (UTC)Пока что из вашего описания складывается картина, что ваша психика не отделяет свое от чужого и не фильтрует входящую информацию. Обычно такое бывает, когда родители запрещали детям иметь свою внутреннюю жизнь и свои, отдельные от родительских, переживания. Есть что-то такое?
no subject
Date: 2020-05-16 02:38 pm (UTC)Заражаюсь в основном негативными они что важнее мне кажутся... но и позитивными тоже получается, меня легко "заразить" эмоцией наверно это правда.
Про чернуху - ну например все что связано с подробностями гибели, чернушные сериалы типа во все тяжкие, хауса тоже местами тяжело смотреть как и другие меддрамы, криминальную хронику что то про страдания людей особенно какие то ненужные подробности и детали. Но почему то я регулярно вляпываюсь в эту информацию как ни ограждай себя... и расстраиваюсь что я такой честно говоря, потому что задевать может многое. Там ниже есть хорошие комментарии там и про меня много кажется написано
no subject
Date: 2020-05-16 02:31 am (UTC)Возможно, вы живете не одна, и вам навязывается необходимость смотреть то что вам не по душе. Я бы решала вопрос с разделением границ . Найти то что мне нравится, и смотреть только это (связанное с благополучием или интересное). А с теми кто смотрит чернуху разбегаться или пусть смотрят без меня, а при мне с планшетом и в наушниках. И пусть не обсуждают это со мной.
Если приходится это все смотреть в силу давления значимых людей что надо быть в курсе новостей, смотреть определенные жанры, фильмы или программы - слать таких людей лесом, и делать по-своему. Вы не обязаны в знак солидарности с другими портить себе настроение.
Из лент в соцсетях убирать/скрывать негативных людей, блокировать криминальные новости и чернуху. Больше добавлять котиков, путешествия, или что вам нравится и ассоциируется с желаемым. Тогда интернет решит что ваш главный в жизни интерес это котики и путешествия, а на чернуху плевать, и будет все больше и больше подсовывать котиков с путешествиями, а не негатив.
Тревожные программы, жестокость, насилие, ужасы, сюжеты о страданиях и несправедливости создают низкий эмоциональный фон, который снижает иммунитет и устойчивость. Лучше не тренировать себя на то чтобы переваривать все подряд, а тренировать умение выбирать нужную волну.
Освободив себя от лишнего информационного мусора, во внутреннем мире остается действительно то, что по-настоящему волнует. Если последствия определенных впечатлений или связанные с ними страхи все равно приходят в мыслях, снах, ожиданиях, фантазиях, тогда нести их на терапию как есть. Начнут вспоминаться и осознаваться ваши реальные страхи и напугавшие в детстве ситуации. У каждого из нас есть то, что когда-то потрясло. А то, что встречаем позже чаще накладывается на эти базовые страхи. Чувства те же, просто образы берутся из более доступного. И лучше прорабатывать сами травмы и внутреннее, тогда с восприятием внешнего мира начинает все налаживаться. Приходит умение разделять границы, выключать ненужный контент, не разрушаться так от увиденного и т.д.
no subject
Date: 2020-05-16 04:53 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-16 05:24 am (UTC)Есть категория людей, которых называют "сверхчувствительные". Специфика работы мозга людей такова, что у них тоньше восприятие, они легче подхватывают чужие чувства и идеи, а грубая коммуникация для них оказывается болезненной для восприятия. Если у таких людей адекватные родители, тем более если один них также сверхчувствительный, то ребенок учится правильной устойчивости без попыток заглушить свое восприятие. И выстраивает коммуникацию, исходя из своих особенностей.
Но если ребенку не повезло и родители были с эмоциональным интеллектом табуретки, а их коммуникативные способности остались на уровне развития конфликта трехлетки, то во взрослую жизнь такой человек выходит со стертыми личными границами, обязанностью немедленно контейнировать любой эмоциональный выплеск окружающих (включая увиденное по тв или прочитанное в книге). Зачастую такие родители пытаются ребенку "в кишки влезть" и поглотить его как ценный ресурс со всеми потрохами, одновременно бесконечно обесценивая и его самого и его чувства. И ребенок им становится и мама, и папа, и раб презренный, и господь всемогущий, исполняющий хотелки, и нужник для слива негатива, и подушка для битья, и объект для выгуливания белого пальто, и мишень для гнева.
Могу сказать по себе (я как раз обладаю таким типом восприятия), что на самом деле вы способны воспринимать и позитивные эмоции и негативные от окружающих в равной степени. И высокая впечатлительность (то есть способность ярко воспринимать чужие чувства) в равной степени и в той же мере работает на работает большинство типов опыта: на тонкое восприятие музыки, изобразительного искусства, танца, кино - да чего угодно.
Но у вас с вероятностью есть несколько моментов, которые сильно отягчают жизнь.
Во-первых, я бы глянула в тему выученной тревожности - своей всего вы вычленяете из окружающего пространства темы, связанные с угрозами, страданиями, то есть внимание обучено искать опасность.
Во-вторых, я бы глянула в тему личных границ и преложила бы поработать с темой дистанцирования окружающих.
В-третьих, учитывая особенность восприятия, я бы предложила жестко фильтровать "входящие", исключая просмотр тем, изображений, новостей и прочего, что направлено на "шоковую встряску" восприятия. Постепенно мозг обучается правильно фильтровать происходящее. Но многие вещи всегда будут для вас "чересчур" именно за счет восприятия.
Можно еще глянуть книги Теда Зеффа "Сверхчувствительные люди: От трудностей к преимуществам" и Элейн Эйрон "Высокочувствительный человек", там хорошо написано про особенности таких людей и построение коммуникации с ними.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 07:29 am (UTC)Отозвался очень ваш комментарий, хотя когда начала читать книгу про сверхчувствит-х людей, себя не узнала (прочитала только чуть-чуть в начале) - поскольку у меня нет физической сверхчувствительности - я долго могу терпеть боль и дискомфорт, меня не раздражает физич неудобство (спать на полу, или без подушки, шерстяные колющие вещи, в еде нет привередливости, почти нет брезгливости, к запахам большая толерантность. Только звуки перегружают иногда).
Но вот в ваших описаниях себя узнала.
у них тоньше восприятие, они легче подхватывают чужие чувства и идеи, а грубая коммуникация для них оказывается болезненной для восприятия.
про меня
то во взрослую жизнь такой человек выходит со стертыми личными границами, обязанностью немедленно контейнировать любой эмоциональный выплеск окружающих (включая увиденное по тв или прочитанное в книге). Зачастую такие родители пытаются ребенку "в кишки влезть"
про меня. И про "кишки", и про работу "контейнером" и "глушителем" (не могла выдерживать малейшее напряжение в разговорах. тут же как-то включалась, чтобы разрядить и переключить.) Мама тоннами сливала в меня свое содержимое, мое пресекалось как стыдное и странное. Во мне всегда было больше мамы, меня почти не было. и да, также грузилась с потрохами всеми увиденными-услышанными историями, включаясь в переживание и переработку, неделями впечатления не отпускали.
Могу сказать по себе (я как раз обладаю таким типом восприятия), что на самом деле вы способны воспринимать и позитивные эмоции и негативные от окружающих в равной степени.
Вот да. У меня раньше был негатив во всех возможных вариантах и красках. А с терапией получила доступ к такому же глубокому и сильному восприятию хороших чувств и вещей - благодарность, доброта, снисходительность добрая, добрые шутки, пожелания "хорошего дня" от продавцов кофе, доверие и нежность к терапевту. Просто насквозь пробирают.
И высокая впечатлительность (то есть способность ярко воспринимать чужие чувства) в равной степени и в той же мере работает на работает большинство типов опыта: на тонкое восприятие музыки, изобразительного искусства, танца, кино - да чего угодно.
Это тоже очень "мое". Я совершенно не разбираюсь в искусстве, но многие картины, музыка, и тп - тоже насквозь пробирали, это с детства помню.
Во-первых, я бы глянула в тему выученной тревожности - своей всего вы вычленяете из окружающего пространства темы, связанные с угрозами, страданиями, то есть внимание обучено искать опасность.
Тоже про меня. Постоянно этим всю жизнь занималась, сейчас с терапией попустило - могу уже спокойно существовать, почти не задумываясь об угрозах. Но все равно в инете и новостях в первую очередь привлекают стремные заголовки и хочется по ним кликнуть.
Во-вторых, я бы глянула в тему личных границ и преложила бы поработать с темой дистанцирования окружающих.
С границами - да, моя проблема. мама проламывала с детства и до сих пор нет их почти. Дистанцируюсь интуитивно - всячески избегаю любого общения и отношений, кроме семьи - но и семья перегружает иногда. Но если кто-то рядом и я не успела сбежать - как правило, гружусь этим человеком по полной. Особенно если входит в число семьи-друзей - там же "не вежливо" уйти и не слушать, они ж раняться. Правда мой мозг уже уловку выработал, часто поток любой речи с какого-то момента начинает восприниматься как "бла-бла-бла" - нужно только кивать, и агакать с интонацией этого человека и временами включаться и полфразы вставлять. А я могу не слушать. Само выработалось и временами мешает, тк включается автоматически и в терапии временами тоже. Я поняла, это такая выработанная реакция на десятилетия активного проживания чужой информации.
Спасибо большое за ваш комментарий! По-другому взглянула на себя. И очень поддерживает, что это нормально, и есть у людей. Может и правда, я какой-то вариант сверхчувствительности.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-16 12:27 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 07:59 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-16 07:18 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-16 07:38 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-19 11:01 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 08:09 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-16 01:01 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-16 02:41 pm (UTC)Внимание действительно ищет тревожное и выученная тревожность - мне прям понравилось как вы это сформулировали
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 04:46 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 07:44 am (UTC) - Expand(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 08:05 am (UTC)Это как человеку с музыкальным слухом ощущать громкие какофонию, лязг, скрежет, скрип вместо нормальной гармоничной музыки.
Так чувствует себя сверхчувствительный, когда в него бесконечно льют чужое невыносимое - а вся эта бесконечно продуцируемая человеками хрень с чернушными фильмами, ужасами, чудовищными статьями и прочим это просто коллективный слив страха. ужаса, тревоги, стыда, ну и прочего.
А детстве все вот это вот льют на него родители и близкие, которых он дизайном системы настроен воспринимать без фильтров и встраиваться в их дурное восприятие, чтобы выжить.
Все сложно, общем.
(frozen) (no subject)
From:(frozen) (no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 04:44 am (UTC) - Expand(frozen) (no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 02:45 pm (UTC)Некоторые направления работают именно с чувствами и поощряют их в терапии проживать
Очень бы хотелось услышать от вас что вы именно имели ввиду если можно
(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 12:34 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-16 12:56 pm (UTC)По поводу чувствительности - я считаю, что это нормально. Я очень чувствительная. Раньше я тоже хотела избавиться от этого. Сейчас понимаю, что я такая, какая есть. И от себя не избавиться, себе можно помочь и научиться с собой жить.
Я не смотрю новости, только читаю - и даже не каждый день. Читаю только на одном сайте. В соцсетях хорошо фильтрую свои подписки. Вообще, информационное поле вокруг нас - это наша зона ответственности. Фильмы/книги/сериалы тоже фильтрую. Если чувствую, что какая-то новость меня расстроила - сижу и поддерживаю себя, проживаю эти чувства. Не обесцениваю их.
К тому же, у каждой медали две стороны. Да, сверхчувствительной быть очень сложно, зато диапазон эмоций не как у Рона Уизли, а огромный:) А эмоции бывают и положительными тоже. Плакать от красоты, восторгаться, радоваться, предвкушать очень круто.
Если приглушать «негативные» эмоции, «позитивные» тоже приглушатся. Да, к тому же, даже если не позволять себе что-то чувствовать, эмоции от этого не исчезнут никуда. Они будут прорываться, где и когда могут. И не всегда в здоровой форме (например, когда злость глушится, а потом раз в год выливается на окружающих в виде крика/ переходит в аутоагрессию - депрессию).
Эмпатия в жизни тоже очень пригождается.:)
В общем, я себя приняла такой чувствительной и теперь только подстраиваюсь под себя и ищу способы себя поддержать. И вижу много плюсов в том, что есть. Я чувствую себя очень живой, и мне редко когда бывает скучно.
no subject
Date: 2020-05-16 02:47 pm (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-16 01:29 pm (UTC)Я думала недавно об этом, я не могу смотреть тяжелые фильмы, про войну не смотрю и не читаю, совсем не говорю об этом с детьми. Про концлагеря даже не заглядываю. Мне кажется, что дело не только в сверхчувствительности, а в том, что страдания, боль, безнадежность, тяжелейшие потери перекликаются каким-то образом с личной историей, личной болью. И да, если у сверхчувствительного ребёнка был адекватный родитель, который понимал его особенности и изначально предлагал себя в качестве опоры и контейнера - ребёнок не травмируется, он будет глубоко чувствовать, но переживания не будут вынимать душу, лишать опоры и доводить до панических атак.
Я думаю, что в терапии это прорабатывается, в том смысле, что при проработке травмы личный опыт становится переносимым, и поэтому внешние раздражители не тригерят уже так болезненно. Появляется ощущение, что ты отдельный, достойный счастья, спокойствия и безопасности человек, а не одинокая неприкаянная душа в океане отчаяния и боли.
no subject
Date: 2020-05-16 04:57 pm (UTC)no subject
Date: 2020-05-16 09:22 pm (UTC)Если честно, плохо с этим справляюсь. Очень люблю всякую чернуху, но из-за того, что она меня по всем больным местам царапает, то просто не смотрю. Например, сериал Чернобыль не досмотрела, т.к. из-за тяжелых сцен не могла спать пару дней. Это, конечно, повод поисследовать, какие травмы такие сцены задевают, но я всё же приняла решение просто ограничить просмотр. Есть много фильмов, книг, картин и тд без чернухи, насилия и ада
no subject
Date: 2020-05-17 01:32 am (UTC)no subject
Date: 2020-05-18 11:49 am (UTC)Наша всеобщая травма от Чернобыля в том, что он произошел при нас, при нас его замалчивали, при нас гибли люди, для нас он - реальность. Смотреть его на диване с пачкой чипсов - это как на похоронах дорогого друга в телефоне копаться. Мы про акул или динозавров можем смотреть на диване, нам это все - чужой мир. А этот мир - наш, он - наша боль и страх, мы жили в этой безответственности, идиотизме и бюрократии. Иностранцы удивляются как ловко подобраны актеры, и какая исследовательская работа была продрлана для с'емок. Для них это - такой любопытный экспонат в зоопарке. А для нас это - как больной и страшный, но очень родной близкий родственик.
А вообще, приняв свою сверхчувствительность, я перестала смотреть фильмы интенсивнее Мисс Марпл Агаты Кристи, причем пересматриваю многие любимые регулярно. Вот там для меня как раз достаточный накал страстей, чтоб не переутомиться от эмоций.
no subject
Date: 2020-05-16 11:35 pm (UTC)Сколько раз в жизни (в том числе от мамы!) я слышала - ах, ты слишком чувствительная! В детстве меня вообще за психическую держали из-за сильных реакций на "неважные" происшествия. Мне пт интересный пример привела - все самые умные породы собак довольно нервные. Или вот скаковые лошади - умнейшие создания, но очень уж чувствительные и нервные. Это все стороны одной медали.
Работа учёным мне очень помогла понять себя - такого количества "психов" на квадратный метр, как в лаборатории, я нигде не встречала. У меня еще был очень хороший менеджер - вел переговоры за нас, заботился, разговаривал мягко, и все эти "психические" просто могли работать и создавать немыслимое. Наверное в такой маме нуждается сверхчувствительный ребенок - уважающей его, поддерживающей и создающей спокойную обстановку.
Моей дочке повезло родиться похожей на меня, а благодаря пт я немного понимаю, как заботиться о таком ребенке. Иногда она просто проводит день в кровати с книгой и котом, чтоб разгрузиться. А карантин вообще для нас стал раем на земле :)
no subject
Date: 2020-05-17 07:24 am (UTC)(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 07:45 am (UTC) - Expand(no subject)
From:no subject
Date: 2020-05-17 12:20 am (UTC)И зная, что мозг современного человека, который вдруг оказывается связан сигналами опасности аж со вселенной, тогда как рассчитан был веками всего лишь на одну деревеньку и ее события, я понимаю, что он просто не выдерживает. К счастью, от этого есть рецепт: постоянно переписывать злые тревожные шаблоны.
И я взял и подписался на youtube на каналы со всяким добром и классными историями про то. как зверей и людей спасли, наградили, вылечили, выучили, сделали что-то для них всем миром. Как простые люди творили чудеса, становились героями. И это оказывает самое целительное воздействие, хотя и приходится прослезиться от счастья за них. Это добро, светлые вещи о чудесном человечестве под прекрасную музыку невероятно лечат.
no subject
Date: 2020-05-17 01:34 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-18 02:05 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-21 02:12 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-24 12:21 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-17 07:47 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-18 11:53 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2020-05-18 02:06 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2020-05-19 03:39 am (UTC)А вот еще мысль про сверхчувствительность и необходимость ее снижать. Мои многие более уравновешенные подруги годами, десятилетиями терпят "мягкий" абьюз от своих партнеров - контоль, манипуляции, унижения. Их уровень чувствительности не создает для них достаточного дискомфорта, чтоб уйти от абьюзивного партнера, или с нелюбимой работы, или еще что. Они терпят, постепенно погрязая в депрессии и психосоматике. Они так долго не замечают боли, что менять что-то иногда становится поздно.
Я, даже будучи в травме и не в контакте с собой, терпеть просто не могла, мне было невыносимо больно. Мне больно от многих вещей, которые многим "да ничего страшного". В итоге я ухожу из нездоровых отношений, меняю работу, страну проживания, ищу терапевтов и в результате живу куда полноценнее, чем если б не принимала все "так близко к сердцу". Ну и плюс мне нравится моя способность быстро соображать, жажда знаний и работоспособность.
Это непросто конечно быть высокочувствительным, но мне кажется преимущества уравновешивают проблемы. Надо научиться медитации, ограничивать шумные вечеринки, приглушать свет и звук и заботиться о себе, тогда не придется насильно снижать свою чувствительность.
no subject
Date: 2020-05-20 08:20 pm (UTC)Знакомо. Я тоже не терплю плохого в своей жизни. И никогда не терпела. Но раньше, когда я уходила с нелюбимых работ через месяц-полтора или съезжала с квартиры, где мне некомфортно жить, я думала, что со мной что-то не так. Ведь другие терпят работу, которую ненавидят, например. А я терпеть никогда не умела и не хотела. И только потом я поняла, что со мной все в порядке. И даже больше - намного круче каждый раз выбирать свой комфорт и счастье, чем страдания и неудобство.
Кстати, давно хотела вам сказать. Когда я решила зарегистрироваться в жж, чтобы писать сюда комменты не анонимно, я увидела вашу подпись и внутренне погоревала.:) Потому что я ассоциирую себя немного с Миссис Дэлоуэй и вообще ее обожаю. И ваша подпись для меня была идеальным вариантом, который уже заняли.:)) Поэтому я выбрала другую героиню Вирджинии Вульф. Тоже чудесную, пусть и не такую блистательную, как миссис Дэлоуэй.:) Так что, можно сказать, что вы меня вдохновили на мой ник в жж.