Делимся опытом
Feb. 18th, 2020 05:00 pmЯ когда-то поднимала тему о не-травматиках, людей для меня "посыпанных золотой пыльцой" и моей зависти к ним. Очень долго меня мучила несправедливость того, что мне приходится ежесекундно бороться с разрывающими душу чудовищами, проваливаться в "черную дыру" травмы, тогда как есть люди, которые просто живут, без надрыва и боли. Люди, которые принимают хорошее отношение к ним как данность и воспринимают себя как достойных жизни, хорошего отношения, даже счастья. Так вот, на данный момент я вышла из депрессии, терапия дает свои плоды, мне удается поднять голову над пучиной и оглядеться. Краткий вывод - терапевтирующийся травматик куда круче, осознаннее и интереснее, чем многие нетерапевтированные не-травматики.
У меня с детства была "посыпанная пыльцой" любви и заботы подруга. Хорошая спокойная семья, девочка с внутренним светом уверенности в себе, я к ней с таким удивлением и восхищением относилась - вот бывает же... А теперь, находясь в терапии, я смогла взглянуть на нее по-другому. Вы знаете, она же крымнаш, гейропа, либерасты продали Америке Россию, посадим за перепост в контакте чтоб неповадно было, мудроженственность, наденем каблучки... А больше ни о чем и не говорит. Мне так грустно стало от того, что ту волшебную "пыльцу", которая ей дана, она тратит на такие глупости. Есть еще знакомые, которые имея ту "золотую пыльцу", используют ее как ресурс, чтоб выдерживать абьюзивные отношения. Я вижу подругу, у которой такой запас сил, энергии и радости, что хватает на себя и на вампира-мужа. Я в такой ситуации сбежала, потому что очень быстро оказалось нечем его кормить, я сама была на грани распада, а она кормит и ничего.
Наверное не достаточно просто быть не-травматиком, нужно еще знать и уметь многое, как например обращаться со своими чувствами и мыслями, эмоциональная культура, осознанность. Это то, чему нас учат в терапии. В общем, я бы хотела сказать тем, кто находится в стадии гнева и горя от того, сколько лет было потрачено и упущено - эти года привели вас в терапию, и у вас есть шанс, которого нет у очень многих - жить свою жизнь в контакте с собой и осознанно.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2020-02-19 01:47 am (UTC)Если никогда ничего из этого не делал, потому что все шло по накатанной и нормально работало, то в какой-то момент окажешься в тупике, потому что старые инструменты перестали помогать, а как добыть новые - ты не знаешь. Сейчас такая жизнь, что даже самые лучшие установки, которые посчастливилось получить в детстве, не обязательно будут надежной опорой всю жизнь. Жизнь меняется, традиции меняются, среда меняется, люди переезжают в другие страны и им приходится адаптироваться к другой культуре. И полученное в детстве может подвести, если нет навыка ставить его под вопрос, анализировать и менять.
Золотая пыльца, я думаю, работала хорошо только где-то до 80х прошлого века, когда у людей ничего в жизни особо с детства не менялось, они вырастали и проживали всю жизнь в одной и той же среде, и получили от родителей установки, которые помогают наилучшим образом быть успешным именно в этой среде (ту самую пыльцу).
no subject
Date: 2020-02-19 03:18 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 05:49 am (UTC)Наверное даже раньше нужны были хотя бы редкие пассионарии, пробующие новое, а не только следующие заветам мудрых предков. Икар, Ломоносов, Кюри, первые феминистки - может тоже их травма и то, как они ее перерабатывали, вперёд гнали? :)
no subject
Date: 2020-02-19 06:12 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 06:23 am (UTC)То есть я не то чтобы считаю, что все вокруг ужасно-ужасно травмированы и все обязательно в скрытой депрессии или обложились психологическими защитами. Но само деление "травматик"—"нетравматик" довольно условно.
Ну вот я наверняка некоторыми людьми относительно издалека воспринимаюсь, как "посыпанная золотой пыльцой". Потому что семья очень любящая у меня была всегда. Никто ж не знал или не обращал внимания, что, несмотря на добрые отношения, она была и есть насквозь дисфукнциональной. Но в результате у меня действительно есть какой-то набор базовых защит. Мои родители — любящая пара, поэтому никогда никаких жестоких, плохо обращающихся со мной мужчин в моей жизни не было. Никаких других, правда, тоже долгое время не было, но это другая история. И дружить я умею, тоже с родителей пример взяла. Это отличный ресурс, получается просто и легко, и очень помогает.
А вот мою приятельницу, которая недавно развелась после почти четверти века отношений с мужем, ходит на психотерапию и жалуется, что у ее родителей были такие кривые отношения, так что неудивительно, что она оставалась столько лет в браке, в котором ей было привычно, но плохо, родители зато научили зарабатывать деньги, обеспечивать себя и чувствовать уверенно в этой области. У меня тут изрядный провал.
Получается, что на "старте" всем раздаются какие-то психологические скиллы, и человек в этой игре под названием "жизнь" проделывает свой путь. Идеальной раздачи вообще не существует, а вот очень плохие — к сожалению, существует. И кто сумел с плохими картами как-то выправиться, вылезти наверх — он великий умелец, герой и заработал уйму преимуществ, тут вы абсолютно правы.
Вообще практически любая работа над собой работает по сравнению с неработой. Ну, если речь не идёт о курсах мудроженственности.
Я когда-то ходила на группы 12-шаговой программы, на которые также заходили Анонимные Алкоголики и Наркоманы. И вот добрая половина этих АА и НА, те, которые действительно старались выздороветь, была на голову выше в смысле психологической осознанности, чем мои успешные знакомые из реальной жизни. Хотя, казалось бы, натуральные наркоты и алкаши, часто весьма маргинальные, дошедшие до края.
no subject
Date: 2020-02-19 06:40 am (UTC)Вспоминается пример из книги о высокочувствительных людях. Там автор рассказывал о мальчике, родители которого чутко относились к его особенностям, и он вырос цельным (хотя высокочувствительного ребенка поранить/покалечить может даже просто среднестатистическое хорошее отношение, потому что оно все равно слишком грубое для такой психики), нашел себя в жизни согласно своим особенностям и не чувствовал своей какой-то неполноценности.
Бывает так, что минимально травмированные люди находят друг друга, создают семьи и любят своих детей и видят в них отдельных личностей.
no subject
Date: 2020-02-19 07:21 am (UTC)Потому что семья очень любящая у меня была всегда. А как это? То есть они не кричали друг на друга? Поддерживали? Обнимались? Если вам не сложно, опишите, пожалуйста, подробнее, просто я так редко встречаю такое в жизни, что очень хотелось бы «посмотреть» поближе...
И почему тогда - дисфункциональная оказалась?
no subject
Date: 2020-02-19 07:25 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 07:29 am (UTC)Я как-то спросила свою т., есть ли пары, которым не нужна терапия. Она ответила, что кто-поовел исследование и пришел к выводу, что их 2%.
no subject
Date: 2020-02-19 07:37 am (UTC)Мои родители никогда не ссорились, оба исключительно ответственные люди, а в старости, когда бороться за выживание уже не надо, стали позволять себе посидеть в обнимку перед телевизором и даже с'ездить в отпуск.
При все мое детство у них были "первым делом самолёты", а до "девушек потом" так никогда дело и не доходило.
И выражать чувства они не умели. До меня только лет в 30 дошло, что меня никогда не обнимали и не целовали.
Плюс ещё гиперопека.
no subject
Date: 2020-02-19 07:38 am (UTC)Ну, как образец, к которому можно стремиться — да.
no subject
Date: 2020-02-19 07:57 am (UTC)Поддерживали и поддерживают друг друга. работа, дела и так далее.
С объятиями хуже — они нетактильные советские люди. Но с сексуальной жизнью у них все было нормально в свое время.
Если ссорятся — то не накручивают себя и не ищут таких слов, чтобы задеть побольнее, а стараются помириться.
У них свой язык любви, он своеобразный — юмористический, но он теплый. Они поддразнивают друг друга, папа умеет придумать миллион смешных и не злых прозвищ, а мама умеет не обижаться на эти прозвища. Папа умеет смешить маму.
Принимают нахождение в семье и имели-имеют хорошие отношения с родителями друг друга. Ну, это как раз спорный момент, потому что дисфункциональность семьи связана как раз тем, что всю жизнь они жили рядом, можно сказать, вместе с тестем и тещей, а дед у меня был болен ОКРи не лечился. Отсюда гиперконтроль, неотсепарированность всех ото всех и жесткая тревожность у половины членов семьи, включая меня.
В общем, ничего особенного. Просто нормальные отношения.
no subject
Date: 2020-02-19 08:06 am (UTC)Мне кажется, тут все-таки стоит различать людей, которым полезна терапия (всем) и людей с ПТСР. "травматиков". Вторые все-таки - результат непереработанной травмы (не любая травма производит травматика) и имеют вполне определенные симптомы. Депрессия, неумение строить отношения иногда являются последствием ПТСР, но не всегда происходят именно оттуда.
Просто обычно люди без ПТСР не доходят до терапии, они и так справляются. А травматикам или в петлю или - к терапевту. Может когда психотерапия станет чем-то естественным и чуть ли не обязательным, мы все заживем в прекрасном мире эльфов и золотого дождя :)
no subject
Date: 2020-02-19 08:10 am (UTC)Вот да, если не распоряжаешься "золотой пыльцой" для воплощения проектов, полезных всем живым существам:) (ок, некоторой их части), то обязательно находится вампир, которого будешь кормить - закон сохранения энергии-то никто не отменял!:)
Эль: "постоянный рост - норма жизни" ... "в какой-то момент оказываешься в тупике..." - Штука ещё в том, что рост продолжается до какого-то уровня, дальше расти некуда - или затраты значительно превышают результат (насыщение, график десятичного логарифма см.), или для того, чтобы получить результат, надо вложить в 1000 раз больше того, на что готов (а лучше вообще квантовый скачок сделать:), да где ж его взять?), а поскольку наличное страдание (которое заставляет двигаться, пока не проработан) уже отсутствует, к жизни ты приспособился, то серьёзная мотивация что-то менять отсутствует, пока жареный петух какой-нибудь не грянет (болезнь к смерти своя или близких, тюрьма или ещё что-то масштаба "п..ц"). Мир не жмёт - меняться незачем, но жить скучновато-с.
no subject
Date: 2020-02-19 09:17 am (UTC)))) Ничего особенного....))))
Мои либо молчат, либо кричат. Хлопают дверьми, оскорбляют друг друга, желают друг другу смерти, обесценивают, эксплуатируют, игнорируют, унижают и попрекают)
Спасибо, что рассказали) чувствовала тепло, когда читала ваши строки)
no subject
Date: 2020-02-19 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 10:59 am (UTC)Ваша семья особенная:) В хорошем смысле.
В моей тоже всё было по-другому.
no subject
Date: 2020-02-19 11:39 am (UTC)У людей перечисленных воззрений (за вычетом темы Крыма, которая здесь не очень ясна; люди могут быть сторонниками военной экспансии по совершенно разным причинам) в основе лежит страх. Страх перед геями и Европой, либералами, свободой слова в интернете, свободой самовыражения женщины (поиск по словам "наденем каблучки" [мне было неясно, что плохого в каблуках] вывел меня на милый пост, в котором агрессивно поносились те, кто не хочет носить каблуки... видимо, автор имел в видy это)... Так что у подруги, возможно, была отличная семья, зато не хватает чего-то еще.
Являются ли люди, прошедшие успешную терапию, свободными от этих и других аналогичных страхов и все как один сторонниками либеральных (в смысле свобод и прав) воззрений?
"Наверное не достаточно просто быть не-травматиком, нужно еще знать и уметь многое, как например обращаться со своими чувствами и мыслями, эмоциональная культура, осознанность. "
Конечно, так.
no subject
Date: 2020-02-19 12:48 pm (UTC)А уж каким добрым человеком был мой дедушка, который с ОКР, вы себе не представляете. В жизни не пил и не курил, дружил со всеми котами, собаками и детьми, до последних лет (а он умер, когда ему было за девяносто) называл меня ласковыми прозвищами из детства и дарил денежку просто так.
Но при этом — источник жесткой созависимости в семье.
А мама, человек контролирующий, все детство меня почти исключительно пыталась усовершенствовать, особенно телесно, такая уж у нее любовь. «Кого я люблю — того пытаюсь исправить, особенно если воспринимаю его своей собственностью, и он своим несовершенством может меня скомпрометировать». Как я это разгребаю — можете себе представить.
А папа был отличным папой для маленькой девочки, а когда я подросла — отдалился и очень этим ранил.
В общем, они, конечно, и близко не токсичные родители. Но я почти каждую неделю говорю про них со своим терапевтом — и не для того, чтобы рассказать, какие они хорошие.
Конечно, в моем случае не только семья источник травмы, но и семья тоже.
В общем, идеала нет, и совсем нетравмированных людей нет или почти нет.
Говорят, на следующем уровне просветления это должно утешать, но пока меня это то утешает, то фрустрирует.
no subject
Date: 2020-02-19 12:50 pm (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 01:34 pm (UTC)Мой дедушка совершенно не похож на вашего папу, он очень был человеком агрессивным, яростным я бы даже сказала.
Но лет до 7 он меня только баловал и заботился.
А потом как отрезало. Будто я стала достаточно взрослая, чтобы на мне срываться.
И чем старше становилась, тем злее он себя вел. Было такое странное неосознаваемое ощущение, что я совершила что-то плохое, когда продолжила расти и стала взрослой девушкой. И я не понимала, что я сделала не так.
no subject
Date: 2020-02-19 01:48 pm (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 02:01 pm (UTC)no subject
Date: 2020-02-19 02:06 pm (UTC)Вот сегодня попалась статья, понравилось сравнение восстановления после травматичного детства с реставрацией керамики с добавлением золота и серебра. Как раз в тему.
no subject
Date: 2020-02-19 02:07 pm (UTC)