transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Всем привет!
Просьба поделиться своим опытом и отношением к разным психотерапевтическим техникам и упражнениям.
Например горячий и холодный стул (или два стула, когда выделяются две полярные части личности и они начинают говорить друг с другом из своих позиций), описание ощущения через образы (например когда тревожишься или другое чувство испытаваешь тепапевт просит описать что это за чувство как оно выглядит, какого цвета, формы, горячее-холодное), техники из психодрамы, техники из емдр?
Для меня это все немного "мистические" процедуры так как я не понимаю как это работает и что дает, поэтому я их побаиваюсь и иногда не доверяю им.
Было ли что то подобное у вас в терапии? Боялись ли вы выполнять эти упражнения и техники? Удавалось ли довериться таким техникам и экспериментам и терапевту который их проводит несмотря на неясность того что это может дать?
Может кто-то сможет описать как лично у него такие техники сработали и что дали, или, наоборот навредили?
Спасибо!


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2020-01-15 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
Мне не нравятся эти техники, особенно "горячий/холодный стул". Я себя некомфортно чувствую при их выполнении. Глупо. Не могу сказать, что они не работают. Психодрама, работа со стулом, визуализация - всё это проходила, были инсайты, иногда довольно важные. Но у меня в целом с визуализацией и проигрыванием ролей не очень хорошо, поэтому я их не люблю.

Насколько они объективно эффективны, трудно сказать. С последней тер мы работали без этого всего и вполне успешно. И мне было важно, что она учитывает моё нежелание выполнять такие упражнения. Другие терапевты вместо того, чтобы проявить гибкость, говорили, что у меня сопротивление, "это твой выбор, делать или нет", "это работает". Делала через силу, переступая через себя. Через стыд. И не думаю, что это правильно. По личным ощущениям.

Date: 2020-01-15 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] transurfer.livejournal.com
Пробую все, что моя тер предлагает, потому что знаю, что, как минимум, будет весело или интересно, но готовые упражнения на меня какого-то сильного эффекта не производят. Мы чаще что-то свое придумываем на их основе, и это гораздо эффективнее выходит.

Всякие такие техники обычно правополушарные - они требуют временно отключить голову и погрузиться в себя и свои ощущения. Судя по описанию, у вас именно в этом затык, поэтому вам и сложно понять, какой толк от стульев, например.

Date: 2020-01-15 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] ekaterina-beads.livejournal.com
Я часто пользуюсь такими техниками, но не потому что доверяю терапевту, а потому что мне подходит. Т.е. я сначала научилась это делать, а потом искала терапевта, который тоже умеет в образы и мне помогает, а не тормозит.
Например диалог двух частей личности. У меня такие диалоги всю жизнь крутились в голове, с детского сада точно. Просто говорю их вслух, а не про себя, очень естественный процесс. Но если у вас внутри никто не спорит, так и не надо придумывать. Или образы вместо простого называния. Ну не знаю я как это назвать, но знаю горячее оно или скользкое. Описываю как могу, а потом и правильное название находится. Но если вы сразу знаете что это за чувство, так это же прекрасно, куча работы уже сделана и можно идти дальше.
А можно имя вашего терапевта в личку или прямо в комментарии? Так сложно искать подходящих, а хочется побольше вариантов.

Date: 2020-01-15 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Я многое пробовал, все нравится. В арт-терапию труднее всего "въезжать", очень медленно разгоняюсь и включаюсь в процесс, поэтому эффективность для меня поменьше. Больше всего нравится то что относится к телесно-ориентированной терапии и психодраме, изнутри очень хорошо идут реакции, какие-то слова и действия, много появляющихся ощущений.
Поначалу все было неясным, точно так же как и разговорная терапия, но когда делаешь и потом полуаешь какой-то результат (не обязательно большой или конечный, просто что-то понял, чьто-то сделал, что-то почувствтвал), начинаешь просто дальше участвовать в процессе. А уже потом с опытом становится понятнее как у тебя это происходит. Да, по большей части строится на доверии тем кто проводит, потом появляется доверие себе в процессе.
Есть люди, которые каких-то вещей не приемлют, чаще видел это с присходрамой, есть те кто отказывают что-то делать, есть те, кого отдельные методы не трогают, у них ничего не возникает (это обычно проходит в процессе терапии).

Для меня это все немного "мистические" процедуры так как я не понимаю как это работает и что дает, поэтому я их побаиваюсь и иногда не доверяю им.
Это может работать несколькими способами, один из них в том, что есть миф, что мы секбя контролируем, а на самом деле это не так. Мы в разной степени с собой знакомы, себе привычны и в заметной степени то что мы делаем и как реагируем совпадает с тем как можно попытаться добиться цели (когда не совпадает, начинаются проблемы и с этим часто идут в терапию). Когда человек выполняет какое-то упражнение, он работает не на жизненно важную цель, а просто развлекается, пробует, терапируется, это снимает напряжение. А способы действия и реакции остаются теми же самыми. Их можно отследить, выделить и благодаря тому что снимается напряжение с ними проще работать.
Еще когда находишься в каком-то процессе, могут возникать какие-то ассоциации, эмоции, реакции, и их можно усиливать и разворачивать. Если не слишком захвачен самим процессом, можно работать с ними. Например, когда разговариваешь с терапевтом про свою семью, хахвачем внутренними отношениями с ней, уже его представления и идеи о том что происходило, как все устроено, есть отношение к другим, себе и ситуации. А если начнешь рисовать на эту тему, и потом обсуждать рисунок, то могут быть чувства про рисунок, связанный с семьей, и обсуждение того что на рисунке вроде как не имеет отношения с родителям и детству, можно понять какие-то вещи, принять что-то, а потом это прикладывается к актуальному вопросу и может оказаться, что все по-другому. Аналогично из тех же соображений могут привычно подавляться какие-то чувства, может быть стыд или страх по поводу чего-то. А когда уходишь от этой ситуации в абстрактное "управжнение", есть шанс исследовать реакцию напрмую, без привычного подавления, или поувствовать то не даешь себе.

Разговорная психотерапия в первую очередь - это про чувствование и размышление, а техники, про которые вы пишете - про действия, ощущения и чувства. В психотерапии работают со всем, поэтому в разговорнорй в любом случае приходишь к действиям, а в психодраме и арттерапии - к размышлениям и чувствам, просто основные или первоначалные фокусы разные. Поэтому для меня с опытом уже больше нет отдельных "техник", отдельных направлений, просто понимаю, что можно попробовать поделать через то, через это, можно так, можно этак. Можно поковырять проблему через потребности, можно через ожидания, можно через фантазии, можно через ощущения, можно через то что делают руки, можно через тело, можно через взгляд, можно через рвущиеся словаЮ можно через описания.

Например горячий и холодный стул
техники из психодрамы

Это по факту психодрама и есть, отдельные направления взяли из нее какие-то части и назвали по-другому, или какие-то упражнения сделаны на основе психодраматичесикх принципов. В принципе нет большой разницы, отыгрываешь ты сам с собой или с другими, и что выставляется - просто разные части себя, противоположные, персонажи или разные люди из прошлого или настоящего.
Edited Date: 2020-01-15 12:20 pm (UTC)

Date: 2020-01-15 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Про эго. Одно из значений "Эго" - это та часть психики, которая формирует личность, содержит представления о том какой я, как себя веду, что делаю. У нас про него не очень много говорят, а в англоязычном пространстве чаще говорят "какое эго у человека", предлагают "отпустить свое эго и заняться делом" и т.п. Например, когда человек оскорбляется, потому что его как-то называли или поступили не в соответствии с его статусом - это про то что задели эго: "я такой и такой, как они смеют с таким мной поступать", или "я отношусь к таким-то потому что такой-то, делаю так, мне делают так. О, сделали по-другому, я теперь не отношусь к таким-то, какой ужас/я подумал не то что положено думать таким, я теперь не отношусь к таким-то, какой ужас/поступил не так как положено, какой ужас".
Вот для того чтобы делать какие-то техники, включая "стандртную" терапию, надо уметь отпускать свое эго, и, например, разговаривать о личном с другим, хотя это неприлично и нельзя. Или садиться на стул и отыгрывать роль, хотя это стыдно и я сидя раздваиваюсь и представляю себя собой сидящим, и собой (на самом деле не собой, а образом другого), который за мной следит и стыдит/пугает/... Или предсталять что-то, потом про это говорить и оценивать это как глупости, потому что нормальные люди занимаются конкретными вещами, а не финтифлюшками. Или рисовать, хотя я рисовать не умею, и вообще какие-то цвета-загогулины, что за глупости.
И как я выше написал, когда занимаешься "техникой", делаешь то же что обычно, но задачами, которые не связаны с главным для эго, поэтому можно немного побыть без его давления.
В процессе терапии постепенно учишься отпускать свое эго - например, его содержание не противоречило разговорной терапии, потом можно прорабатывать и другие запрещающие убеждания или негативные реакции - на проявление себя, на делание странных вещей, на временное разрешение несного побыть сумасшедшим, на то что за тобой наблюдают, на негативные чувства, на конкретные чувства.
Когда есть какая-то проблема, можно разговаривать в терапии не про нее, а про то что не можешь доверить ее терапевту. Точно так же и про технику, если не хочешь ее делать и есть сопротивление, если есть желание, можно говорить о том какое есть сопротивление, что в нем останавливает.

Опасности стандартные для всей терапии - если чувствуешь что-то сильное, что непривычно, это может быть очень болезненно; или если получаешь доступ к тому что подавлял, но еще недостаточно устойчивости, будешь за это испытывать, например, сильный стыд, или проваливаться в переживания, которые трудно переносить.
Edited Date: 2020-01-15 03:44 pm (UTC)

Date: 2020-01-15 07:11 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У вас какие-то очень успокаивающие комментарии, спасибо огромное. Всегда их, кстати, жду к своим постам. В них очень много принятия что-ли.

Date: 2020-01-17 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Пожалуйста! Рад что вам так ложится :)

Date: 2020-01-15 12:50 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Я горячо люблю все проективные методики, типа манипуляций со стульями, сочинения каких-то сказок и прочего. Когда-то однажды попробовала поставить себя на место бывшего, а тер - на мое, получилось максимально интересно. Другой вопрос, что я редко к этому прибегаю на сеансах. Эти техники хороши, потому что дают обойти уровень сознания и подобраться к важным вещам как бы с другого края. Например, если попросить человека описать Кого-то, с кем никто не хочет дружить, и он опишет свою Тень, спроецирует свои вытесненные качества.

Рискну предположить, что вы боитесь иррационального, неведомого в себе, и не хотите приближаться к таким техникам, потому что это может быть небезопасно, потому что вам страшно от того, что таит ваше собственное бессознательное. Держаться за сознание и рацио в данном случае - это такой способ контроля (и он имеет право на жизнь, естественно) . Мне кажется, можно обсудить с терапевтом сам этот страх, ваше отношение к таким техникам, например.

Date: 2020-01-15 12:55 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

PS Мистика, кстати - это и есть чистейшая проекция психики, такой, можно сказать, осознанный психоз. Мистицизм и существует для того, чтобы получить доступ к бессознательному, потому что в нем очень много важного, много полезного о нас. Просто сейчас у нас сциентизм - это новая религия, и через призму сциентизма мистика - это якобы просто сказки, которые люди сочинили, потому что у них еще науки не было. Но, на мой взгляд, если есть крепкое Эго, то можно и нырять потихонечку в более "иррациональные" слои. Если это вызывает страх, то лучше сначала подготовиться:)

Date: 2020-01-15 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] schredingerscat.livejournal.com
У меня всякие образно-игровые штуки вызывают отторжение. Как будто меня то ли принуждают к самоизнасилованию, то ли уводят моё внимание в какие-то иллюзорные дебри, имеющие отношение к моему Я и моей реальности лишь постольку-поскольку.
Но я тот ещё аутичный шизоид с явной алекситимией, думаю это многое объясняет.

Date: 2020-01-15 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-ramsay.livejournal.com
У меня также. Протест сразу поднимается.

Date: 2020-01-15 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] itty-pitty.livejournal.com
Однажды, лет 9 назад я пришла к психологу (самое первое посещение) и он начал с этого: горячий и холодный стул.
Я чувствовала себя дурой. Не понимала чего он хочет от меня. Потом что-то про письмо родителям начал говорить. Кароч, я ушла со встречи с недоумением и чувством, как пишут выше, имеющие отношение к моей реальности поскольку-постольку.
Больше я не приходила к тому психологу.
И только спустя 4 года (может, больше) я пришла в нормальную терапию.
Сама техника, быть может, полезная. Но то, как и когда ее применить и предложить клиенту - дело опыта терапевта и понимания процесса. Мне вот предложено было пипец как невовремя. И возникло недоумение и словно бы "не обо мне".
Больше таких техник со стулом не было предложено. Техника "письмо родителю" была предложена однажды и очень уместно в относительном начале первой терапии.
Если есть неясность, недоумение и сопротивление - лезть не надо. Толку ноль, на мой взглчд.

Date: 2020-01-16 03:53 am (UTC)
From: (Anonymous)
Мне тер.преддожила представить, что в детстве появляется фея наказывает воспитателя, я представила...но избавления от переживаний не было..тер.удивилась, что мне это не помогло...
Есть для меня много странных и не работающих методов...

Date: 2020-01-16 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] imaginary-me.livejournal.com
Мне терапевт предлагала стулья всего пару раз за многолетнюю терапию, думаю, когда мы разговорами очевидно начинали топтаться на месте и я не могла продвинуться никуда (а голова у меня даже слишком хорошо работает, разговаривать без пользы я могу долго). Сначала чувствовала себя глупо, глядя на пустой стул, а потом как-то получалось внезапно хорошо и глубоко поработать над важным и сложным. Но я терапевту доверяю и сопротивления пракимчески не было у меня, я была согласна поэкспериментировать. В итоге это были очень важные для меня сессии.

Date: 2020-01-16 01:12 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Как мне чувствуется ваш вопрос, это про слишком быстро...Когда сближение с терапевтом происходит слишком быстро,то и доверия терапевту,как и его техникам может не быть.Возможно это в прошлом про критику, про не состоятельность, потому что раненая часть может смотреть именно на это и здесь не до воображения и чувствования.Здесь будут работать защиты,например шизоидная защита которая блокирует контакт с телом,потому что в прошлом было очень страшно от такого контакта.
Следующее,что хочу отметить,это то что в травме могут быть блокированы органы восприятия,и тогда задачей терапевта сановится найти безопасный подход к клиенту и соответственно подобрать техники,которые ему подойдут и будут эффективными.
Хотелось бы Вас поддержать и сказать не торопитесь, позвольте себе дышать и двигаться медленнее.

Date: 2020-01-16 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] immortalgirl4.livejournal.com
У меня в таких техниках бывает страх, что мое хорошее воображение сейчас улетит и напридумывает такого, что ко мне вообще не относится. А я потом это опишу, терапевт начнет работать над этим со мной, и в итоге мы свернем вообще в другую сторону. Поэтому мне помогает знать, с какой целью я что-то представляю, и искать образы, которые находят отклик.

У меня есть классный пример того, как помогла работа с образами. Мы раскопали, что у меня есть страх перед переменами. Тер просила описать, как я его ощущаю. Это была стена. Она просит описать, какая эта стена, ведь стены бывают разные по толщине, по материалам, по форме, высоте, длине, с дверьми или окнами и т.п. Потом просит описать, что там, за стеной. Ничего не вижу. Точнее как: я могу представить там хоть диснейленд, хоть Марс, но это будут просто картинки, без внутреннего отклика. МОЕЙ картинки пока нет. Окей, вот и сопротивление включилось. Обсудили, чем оно может быть вызвано, и я отправилась домой представлять дальше. Через какое-то время увидела за стеной пустырь. Снова описываю свою картинку словами. Обсуждаем, почему я выбираю именно такие слова, как это связано с моей текущей ситуацией. Тер говорит: попробуй пройти через стену и хотя бы просто постоять с той стороны. А у меня там ров, река, все дела. Страшно, в общем. Но мы продолжаем обсуждать все это. В итоге, за пару месяцев я потихоньку перешла и стену, и ров, прошла весь этот пустырь и дошла до города, в котором обустраиваю все по своему вкусу и себя в том числе. Через какое-то время после того, как перешла стену в мечтах, я перестала ощущать сопротивление переменам в терапии. До конца не понимаю, как это работает, да и неважно

Date: 2020-01-16 06:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Вообще воображение особо никуда не может "улететь не туда", оно в принципе так не работает. Очень сложно сочинить что-то, не относящееся к самому себе (откуда бы ему взяться?).
(deleted comment)

Date: 2020-01-17 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] immortalgirl4.livejournal.com
Да, вы совершенно точно описали мои мысли. Можно же сочинить то, что от тебя ожидают услышать, или то, что ты видела сотни раз, поэтому считаешь, что так и надо.

Date: 2020-01-17 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
Не соглашусь с тем, что, обслуживая чужую картину мира, можно создать в своем воображении образ, который целиком будет принадлежать к другому человеку и в нем не будет ничего (или мало) от себя. Мы все имеем в качестве "строительного материала" только то, что у нас самих внутри, и даже если эти "кирпичики" - интроекции чужих людей, это и есть часть нашей психики, которую мы на психотерапии и изучаем (неважно, каким способом - таким "фантазийным" или другим).

Date: 2020-01-17 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] prosto-gratia.livejournal.com
У меня был похожий случай (я описывала страх) - я часто описываю именно такими пространственными образами, и вот в тот раз это помогло прямо за одну сессию)

Date: 2020-01-18 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Что-то не получается у меня никак сформулировать это разграничение, но я бы сказала, что мне помогали техники, как-то связанные с визуальным, даже если о нем говорится словами -- например, я работала с управлением гневом, и мне как раз было полезно визуализировать постепенное накипание злости. Рисовать/лепить, в целом, тоже хорошо заходило и было небесполезно (хотя теперь я понимаю, что терапевт был чрезмерно напорист в продавливании этих техник). В технике со стульями у меня было ощущение, что мне надо что-то ВЫДУМЫВАТЬ, а когда начинается про выдумку и воображение, у меня обнаруживается полный затык -- я могу что-то делать "творчески", но при этом в рамках ТЗ, я вообще скорее хорошо перерабатываю поступающее извне, чем генерирую что-то свое "на свободную тему". Не исключая, впрочем, что упражнения с визуализацией чувств и прочим я делала позже стула, поэтому уже немного развились соответствующие "мышцы". Я не уверена, что это ответ на вопрос ТС, поскольку для меня это, как мне кажется, не было вопросом доверия терапевту, для меня просто мучительны любые задания из серии сочинений на свободную тему

Date: 2020-01-21 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
мне такие техники кажутся в целом неплохими, хотя бы потому, что они напрямую адресуются бессознательной части. хотя было дело в начале, что испытывала неловкость типа че за лицедейство такое, мы же серьезные вещи обсуждаем. но хочу сказать, что техника стульев помогла мне в свое время избавиться от чувства вины к умершему человеку. меня мучили повторяющиеся сны, через день, каждый день. после одного сеанса со стульями сны эти стали снится в разы реже. ну бывает раз в несколько месяцев. хотя на сеансе озарений не было. плакала много, да

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 09:12 am
Powered by Dreamwidth Studios