transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день! Поделитесь, пожалуйста, своим отношением к нарративной практике. Возможно, у кого-то был опыт работы с тером, практикующим этот подход)


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-12-09 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
я в нарративной терапии, то есть нарративной в том числе, там еще emdr и отголоски других терапий. к своему стыду, о методе читала по верхам в интернете и все думала, успею узнать потом. поэтому деталей не раскрою, только свои максимально обобщенные, но впрочем разрозненные, впечатления.

полагаю, принцип в том, что собственный нарратив (как и что мы рассказываем о себе) - это прямое отражение своей жизни. таким образом изучая его, а потом на него воздействуя (достраивая или деконструируя), можно ощутить воздействие и на свою жизнь. наиболее яркие примеры - с дискурсом (который связан с нарративом: не синонимично, там есть какое-то соподчинение и касание): можно сказать, что это нарратив группы людей. попадая в такое поле, человек начинает усваивать ценности и устремления группы, жизнь хочешь-не хочешь, а начнет претерпевать изменения. (грубо говоря, если живешь в патриархальном обществе, нельзя просто взять и перестать "дышать маточкой":) )
(думаю, не ошибусь, если скажу, что участники этого журнала выбрали другой путь развития - какой именно другой не буду раскрывать, очень большая тема - и постепенно меняют свою жизнь, выстраивают свой нарратив определенным образом:) )

кстати, нарративная терапия учитывает влияние социальных явлений. до терапии я все гадала, можно ли найти такого психолога, который хотя бы не отмахивался от феминизма и проблем типа расслоения, ксенофобии. так вот оно то самое. на наш нарратив влияет общественный дискурс и некоторые раны мы можем получать извне.
нарративная терапия "верит" в ситуации, даже единичные, которые могут повлиять на человека. что-то такое мне терапевт говорила. в терминах не воспроизведу, но должно происходить изменение нарратива. я сама верю, что такое случается. жил во дворце в роскоши, бед не знал, а потом увидел нищего, бросил все и стал медитировать:)

что удалось почувствовать на себе: это бережный клиент-центрированный подход. клиент задает тему и все остальное. терапевт следует за ним. выглядит это в начале сессии как 100%-ая готовность терапевта слушать. меня это в самом начале даже обескураживало, не было опыта, когда тебе дают столько пространства и свободы - а что с ней делать?.. нет назойливых интерпретаций, интервенции минимальны и по делу "то есть...?" - после них обычно ощущаю облегчение. я вначале пугалась: может быть, терапевту просто нечего мне сказать? может, я снова куда-то не попадаю? на самом деле, это то что надо для тех, кто большую часть жизни провел в тисках: родителей, начальства, чего угодно.
при этом не похоже на психоанализ, который тоже может похвастаться своим "невмешательством". в анализе люди жалуются на неприсутствие терапевта, огромную дистанцию или холодность - там такое приветствуется. в нарративном подходе терапевт действует как соавтор нарратива (это я в интернете прочла и согласилась), он готов помочь и его присутствие ощутимо.

если кто-то хорошо знаком с теорией, я прошу меня поправить:)

Date: 2019-12-09 02:40 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Странно, я еще не встречала психологов (особенно женщин), которые бы отрицали влияние общества на индивида, и были бы ярыми противницами феминизма. Едва ли кто-то, кто постоянно разбирает людские травмы, скажет, что бить женщин супер, или там что женщина это второй сорт, ну или что там принято говорить (не беру в расчет каких-то отбитых гуру).

По вашему описанию похоже, будто нарративная терапия - это та же когнитивная терапия, только почему-то с акцентом на общественные темы (?) или я ошиблась?

Date: 2019-12-09 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
По вашему описанию похоже, будто нарративная терапия - это та же когнитивная терапия, только почему-то с акцентом на общественные темы (?) или я ошиблась?

я писала разрозненно то, что видела сама в процессе лечения. вероятно вышло поверхностно и довольно однобоко.
не все направления учитывают, что на индивида оказывает влияние социалка. психоанализ например не может этого учесть в силу своих особенностей и психоаналитик будет лечить женщину, которая упорно работает и делает карьеру, от зависти к пенису, тогда как она просто хочет обезопасить себя от нищеты. такие "специалисты" еще к сожалению, есть

Date: 2019-12-09 04:39 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ФИ

Да нет, я не сказала, что мне ваш рассказ показался поверхностным, просто задала уточняющий вопрос.

Я сама в психоаналитической психотерапии. Во-первых психоанализ со времен Фрейда изменился, во-вторых, терапевты в состоянии привлекать нужные методики из других подходов...В-третьих, признавать некоторое влияние общества на человека - это просто реалистичный взгляд на жизнь, а в-четвертых зависть к пенису и зависть к фаллосу это не одно и то же :)

Date: 2019-12-09 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-forgeron.livejournal.com
>>Странно, я еще не встречала психологов (особенно женщин), которые бы отрицали влияние общества на индивида, и были бы ярыми противницами феминизма. Едва ли кто-то, кто постоянно разбирает людские травмы, скажет, что бить женщин супер, или там что женщина это второй сорт, ну или что там принято говорить (не беру в расчет каких-то отбитых гуру).

Я встречала. Не про бить, не про второй сорт, но была психотерапевт, говорившая, что если правильно себя вести, то можно избежать изнасилования. Надо просто уметь правильно и уверенно себя держать. И она же на мое упоминание, что я дома не готовлю, готовит муж, отреагировала в стиле "а что вы тогда вообще делаете?"

Date: 2019-12-09 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] marie-forgeron.livejournal.com
Я хорошо отношусь, лучшим психотерапевтом (из 3-х, с которыми я последовательно пыталась решить свои проблемы) у меня была как раз нарративщица. Я не сильна в теории, но мне эта психотерапия помогла перестать чувствовать себя неправильной, освободила для более гибкого поиска решений во всех жизненных ситуациях. Мне понравилось, что на меня совсем не давят. Я чувствовала уважение ко мне и моему опыту, стала чаще в жизни ощущать, что справлюсь - и действительно справлялась.

Date: 2019-12-10 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
у меня похожие ощущения от терапии: отсутствие давления, уважение, гибкость:)

Date: 2019-12-10 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
сейчас посмотрела на вики, нарративщики делают то, что называется "экстернализация проблемы". вынесение ее вовне. вспоминаю, так и есть. ощащуется, как будто я смотрю на ситуацию, исследую ее и терапевт мне в этом помогает, терапевт со мной заодно. а проблемная ситуация - она не внутри, а отдельно от меня, она - предмет для изучения. наверное, отчасти поэтому перестает со временем пугать и казаться какой-то там грандиозной. поизучали, порешали, деконструировали или что-то пристроили, где-то переформулировали и потихоньку отпускает

Date: 2019-12-10 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] marie-forgeron.livejournal.com
Ага, у меня так же было. Наверно, как раз благодаря экстернализации появляется чувство, что я нормальная (ох, как для меня это было важно!), и психотерапевт не меня корректирует, а помогает разобраться с ситуацией.
Да, и про перестает пугать и казаться грандиозной - подпишусь. Точно.

Date: 2019-12-10 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Мне кажется, любые проективные техники это делают в разных вариантах - ролевое отыгрывание, высаживание на стулья, вынесение фигур родитель-врослый-ребенок, сказкотерапия, использование игрушек и т.п., и когда сам можешь на себя так смотреть это называют метапозицией.
Очень полезный способ работы, мне очень нравится, то связано с историями и отыгрыванием мне больше всего подошли.

Date: 2019-12-10 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
согласна, что так или иначе все направления выносят. видимо, делают это несколько иначе, что эффект другой. не могу пока понять
(deleted comment)

Date: 2019-12-10 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
наверное, если смотреть на нарративную терапию чуть сверху, макровзглядом, то целиком эта терапия и будет посвящена созданию личной истории...

а что касается вынесения вовне, вроде как другие направления тоже ухватывают проблему, но при этом проблема остается моей, принадлежащей мне и находящейся внутри меня. попробую пример привести, возможно, не самый грамотный. помню, одна гештальтистка заподозрила у меня проекцию. я жаловалась на подругу, обвиняла ее в чем-то, вроде "она поступила по отношению ко мне по-свински". гаштальтистка попросила меня сказать наоборот: "я поступила по отношению к подруге по-свински". я сказала это и начала смеяться. ну да, проекция имела место. ее-то мы нашли, но у меня возникли стыд и неловкость, что дура здесь именно я. ну и меня с моим стыдом оставили наедине.
в нарративной практике терапевт идет за мной. если она с чем-то не согласна или ее что-то удивляет, она выражает это в максимально мягкой форме, по сути позволяет мне заблуждаться, иметь проекции, обвинять кого-то в своем же эгоизме или свинстве. мы рассматриваем ситуацию в том виде, в котором ее подает клиент, то есть я. и обсуждение иногда похоже на обсуждение произведения что ли, типа фильма или чего-то такого. у терапевта для этого есть нужная дистанция и любопытство.

не знаю, смогла ли донести... сложная это все материя)))

Date: 2019-12-11 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Спасибо что поделились, было очень интересно что для вас отличного. Импоинрует такой подход, который для вас бережный

Date: 2019-12-11 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
спасибо! тепло от вашего комментария:)

Date: 2019-12-13 03:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Скажите, пожалуйста. При высаживании на стул, допустим, что вышел плачущий ребенок (внутренний ребенок, сам клиент в детстве). Дальше в этих техниках клиент в роли ребенка доплакивает и проживает всплывшее, или из сторонней позиции взрослого успокаивает ребенка, дает ему любовь и поддержку?

Date: 2019-12-15 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Да, обычно в этих случаях надо, чтобы кто-то утешал, поддерживал, любил, много упражнений про то что "а теперь возьмите этого ребенка на ручки", терапевты это делают. В результате получается усвоение навыка бережного хорошего отношения к себе и ослабление степени отчаяния.

Date: 2019-12-16 03:56 am (UTC)
From: (Anonymous)
Клиент там выступает успокаивающим родителем или встает на место плачущего и принимающего тепло ребенка?

Date: 2019-12-16 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
В клиент-терапевтических отношениях - сначала ребенка, заодно потихоньку сам учится быть себе родителем, потом это разделение не нужно, просто появляется навык самоуспокоения

Date: 2019-12-10 01:47 am (UTC)
From: (Anonymous)
А что можно почитать по нарративной пт? Кто скажем так, являются "классиками"?

Date: 2019-12-10 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] mascarpon.livejournal.com
предположу, что с той же википедии. просто сама начну с этого, там ссылки под статьей "нарративная терапия" есть и по ссылкам имеются работы

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

March 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 01:53 am
Powered by Dreamwidth Studios