Делимся опытом
Aug. 4th, 2019 12:48 pmЧто вы думаете о таком направлении как экзистенциональная психотерапия? Если кто изучал или проходил, поделитесь впечатлениями?
Если говорить обо мне и моем имхо, то у меня сложилось определенное мнение об этом направлении. И я не считаю ЭТ полноценной терапией.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-08-04 07:50 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-05 09:31 am (UTC)Спасибо что разместили мой вопрос.
Мое имхо. Получилось долгое размышление. На данном этапе из моего опыта собралось такое мнение. Со временем может меняться.
Эль здорово сформулировала: терапия для проработавших травму.
По поводу же экзистенциональных данностей... оценив все задним числом, имея опыт и экзистенциональной, и других терапий, вижу что в ЭТ ничего особенного и нет, и в отдельное направление вывели напрасно, преувеличенно. Там ни достаточной исследовательской базы, ни техник по решению задач, ни интеграции с медициной или социальными дисциплинами (чтобы проверить где дело в химии организма и бытовых или психологических факторах, а где глобальное про душу). Все основано на размышлениях философов, работах Мэя и прочих авторов, книги которых больше похожи на сборники цитат с бесконечными ссылками на одни и те же источники, а также лекциях обаятельных Франкла и Лэнгле.
Если брать смысловую и внутреличностную сторону, то у юнгианцев/пост-юнгианцев эти же темы намного глубже раскрываются. А с практической стороны и проживания этих данностей - хороша танатотерапия Баскакова.
А ЭТ мне видится во многом просто трепом. Конечно, хорошо что это все исследуют и посвящают многотомные труды. Но аж в отдельную терапию на ряду с другими раздули зря, имхо. Максимум, несколько дисциплин в рамках общего психотерапевтического образования или коучинг. Но полноценную психотерапию никак не заменит.
В качественной и глубокой терапии независимо от подхода так или иначе отношения с этими данностями прорабатываются, человек начинает меньше бояться жизни и смерти, осознавать свои ценности, находить собственные смыслы, насколько возможно жить свою жизнь. Просто в обычной терапии часто можно закопаться в разгребании мелких вопросов, и забывать смотреть на жизнь глобально, с точки зрения пути. В этом плане важно чтобы терапевт мыслил шире и экзистенциальнее. В ЭТ же наоборот, можно витать в облаках возвышенного и духовного, не уделяя внимание реальным задачам.
В ЭТ же слишком много перекладывается на "экзистенциональные данности". Можно прохлопать серьезные проблемы, и не решить ничего. Я пишу про ЭТ в более-менее чистом виде, без примесей авторских техник. "Человеку плохо - ах, у него томится душа, он тоскует по неизведанному, надо объяснить что это нормально, пусть наслаждается поэтичной красотой этого состояния! А еще может быть он живет не в том месте, не стал пианистом, не встретил вторую половину! Ему надо найти свой собственный смысл и вторую половиночку, тогда жизнь наладится". Хотя за этим может стоять тупо нехватка витамина Д и микроэлементов, щитовидка, неэффекивная организация жизни и прошлые травмы, забирающие ресурсы. В ЭТ не чинят, не исправляют (точного автора этого высказывания не вспомню), а спускают все на нетаковость жизни, томление души, и поощряют к поиску "иди туда, не знаю куда. найди то, не знаю что".
Возможно я написала утрированно, и это относится не ко всем авторам, внутренним течениям внутри ЭТ. В целом, ЭТ - имхо, не целостное направление, а такая эклектика намешанная из всего-всего, где каждый терапевт или преподаватель мешает понятия, техники, концепции как хочет. База там - философы и несколько авторов, остальное миксуй как хочешь. Поэтому даже критериев нет чтобы сравнить двух разных терапевтов этого направления. Многие хаотично тащат в работу и в мировоззрение наработки из других направлений психотерапии - кто элементы гештальта, кто кусок психоанализа, кто эзотерику и т.д. Каких-либо стандартов нет. Говорится "в ЭТ подход придумывается индивидуально под каждого клиента". Звучит заманчиво. На практике же получается черти что. И повод задуматься "а кто вы такой, чтобы придумывать подход под каждого клиента? очень проработанный человек, который прорешал все свои травмы и задачи, добившийся многого, испробовавший все на себе? и теперь имеющий крутую интуицию и экспертизу, владеющим на высоком уровне травматерапией и различными инструментами психотерапии, переговорческими навыками и опытом решения сложнейших проблем?". Слишком громкое полномочие, не?
Есть ряд авторов, которых сразу несколько направлений/течение психотерапии относит к "своим". Берн, Маслов, Ялом, Менегетти, Ялом и т.д.
no subject
Date: 2019-08-05 02:38 pm (UTC)Сорри. Не в ту ветку ответила. Хотела обычным комментом :-).
no subject
Date: 2019-08-05 07:31 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 05:02 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-08-04 10:33 pm (UTC)К сожалению, в наших краях ЭТ отсутствует, а то, что декларируется как ЭТ, часто имеет ярко религиозную направленность (что никак не сочетается с атеизмом Ялома).
no subject
Date: 2019-08-05 01:28 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-05 05:07 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2019-08-05 05:16 am (UTC)А его совместная книга с Дженни - туши свет какая бездарная терапия.
(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-05 06:18 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-05 03:57 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-05 07:47 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-08-05 06:17 am (UTC)Это очень индивидуально.
Так вот, к примеру, здесь многие остались недовольны работой с гештальтистами, а мне они в свое время оказались что манна небесная, потому что сам метод и его вопросы оказались максимально близки состоянию на тот момент и я могу работать с большинством спецов, мне ок. А психоанализ с его огромной и прекрасно наработанной базой оказался бесполезен, поскольку превращался в "ментальные салочки".
Мне кажется, что ЭТ, как правильно отметила Эль, больше годится для решения вопросов "за пределами локального опыта" - смерть, одиночество и другие явления, с которыми придется ужиться во внутреннем мире. В конце концов, ЭТ может быть методом "на решение конкретной задачи", тогда как в форме поддерживающей терапии будет, при необходимости, конечно, что-то иное.
no subject
Date: 2019-08-05 02:47 pm (UTC)Спасибо за ответ!
>>>А психоанализ с его огромной и прекрасно наработанной базой оказался бесполезен, поскольку превращался в "ментальные салочки".
У меня такое же ощущение.
Про "решение конкретной задачи" соглашусь.
no subject
Date: 2019-08-06 08:21 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2019-08-05 10:27 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-05 02:57 pm (UTC)Сочувствую вам. Надеюсь, сейчас у вас хороший терапевт.
На мой взгляд, в ЭТ именно стандартов терапии и техник работы не хватает, что сильно развязывает руки терапевтам творить нетерапевтичные действия. И требования к личной терапии там минимальные, насколько мне известно (вплоть до отсутствия в определенных школах). Хорошо если терапевты имеют еще и другую психотерапевтическую базу и взятые техники/требования из других подходов, а также личную терапию в других подходах. Иначе это кружок самодеятельности.
А тексты они пишут проникновенно красивые, да. Раньше меня до слез трогали. Сейчас читаю, местами даже смешно.
no subject
Date: 2019-08-05 12:21 pm (UTC)Я думаю, что этот вид терапии подходит для склонных к философствованию и увязыванию своих проблем с "вечными" вопросами. Мы с тером постоянно курсируем от самых общих вопросов философского характера к частностям моей жизни с погружением в детство и разбором текущих трабблов. При этом он с большим терпением выслушивает все мои разглагольствования и теоретизирования без обесценивания их (что для меня было бы травматично, т.к. они для меня очень важны, это мой инструмент и способ жить и переносить этот мир), аккуратно подводя разговор к текущей жизни и к тому, что происходит именно в терапии, как бы я ни хотел от этого уходить в заоблачные выси умозрений. Думаю, что это направление подходит для тех клиентов, которые считают, что мир идей более ценен, чем реальный мир, и поэтому постоянно сбегают из второго в первый.
no subject
Date: 2019-08-05 01:51 pm (UTC)Спасибо. Про философскую базу вы в точку написали. Я и забыла про этот пункт. Меня в некоторых направлениях терапии как раз и ограничивает именно слишком материалистичное, узкое мировоззрение, не хватает духовного простора и про душу :-)).
Но и экзистенциальные терапевты могут скатываться в другую крайность - "все тлен", прихывы рвать и бросать, обесценивание денег и материального. Сталкивалась с таким.
(no subject)
From:no subject
Date: 2019-08-05 02:28 pm (UTC)Теоретическая часть ЭТ красива, конечно. Скоро осень, и захочется таких настроений. Закончив с травмами и проблемами, возможно когда-нибудь и вернусь в ЭТ со смесью какого-нибудь направления, если найду действительно проработанного терапевта без перекосов.
Раньше мне очень хорошо заходила литература по ЭТ, обожала. Будучи в терапии, увы, стала в ЭТ видеть весьма нетерапевтичные идеи и подходы.
Все имхо, конечно. Буду возвращаться и перечитывать авторов.
no subject
Date: 2019-08-05 03:18 pm (UTC)Офигеваю от истории как клиентка ему сиськи с его позволения показывала, лежа на кушетке. А он склонялся над ней и глазел.
А еще как клиенту позволил расхерачить от ярости стул во время сессии. Весьма спорный момент. Давно известно, что неконтролируемый выпуск агрессии не дает ее проработку, а может усугубить нейронные связи.
А его текст состоящий из самолюбования себя как искуссным терапевтом "И на этом месте я сманипулировал... А здесь схитрил... А потом провокацию затеял... А здесь повысил голос"?
Поскольку читала давно, то пишу по памяти отложившиеся впечатления.
no subject
Date: 2019-08-05 06:21 pm (UTC)(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-05 07:52 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 02:06 am (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 05:14 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 06:25 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 08:07 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 07:52 am (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-08-05 04:58 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-06 05:06 am (UTC)Спасибо что поделились своим опытом!
no subject
Date: 2019-08-05 05:51 pm (UTC)У меня много лет как раз ЭТ тер. Есть свои радости и горести я бы сказала.
С структурированием процесса терпии, практическими техниками, работой с тревогой - беда.
Зато доброжелательность, терпение и выдержка тера, готовность ходить со мной 300 раз подряд по всем закоулкам моих измышлений и переходить на метауровень обсуждения, а не приклеиваться к конкретным вопросам - вне конкуренции.
Не терапированным до этого травматикам и очень тревожным не рекомендовала бы.
Слишком большая нагрузка может быть от постоянного увеличения неопределенности и отсутствия понятной структуры работы с этой неопределеннлстью и поднимающейся тревогой.
В тоже время людям с шизоидной акцентуацией в характере может неплохо пойти если есть уже наработанные способы справляться с интенсивными эмоциями и мучает тоска по более отвлеченному от повседневности уровню осмысления своих проблем.
Как-то помимо своей инд. терапии попала ещё на группу Р.Кочюнаса. Вот это конечно было зря. Глаз потом долго дергался. При том, что я стреляный воробей уже вроде.
Травматикам туда точно только с большой осторожностью и тылом в виде инд. терапии.
no subject
Date: 2019-08-05 07:33 pm (UTC)Скажите, а что в группе у Кочюнаса было не так?
Я от кого-то тоже слышала примерно такой же отзыв, и не догадалась уточнить что имелось ввиду.
(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 06:29 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-06 08:38 pm (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-07 06:23 am (UTC) - Expand(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-07 01:40 pm (UTC) - Expand(no subject)
From:(no subject)
From: (Anonymous) - Date: 2019-08-07 01:50 pm (UTC) - Expandno subject
Date: 2019-08-07 06:52 pm (UTC)Долго сомневалась писать отзыв или нет, потому что какого-то чёткого анализа своей терапии у меня нет. Ну, расскажу, вдруг кому-то пригодится. Я проходила и прохожу ЭТ. Знакомы с моей терр мы 7 лет, когда в жизни было плохо - шла к ней, становилось хорошо - уходила. Сейчас мне впервые хорошо, и я не хочу уходить из терапии. То, что моя терапия идет в этом подходе я узнала примерно три месяца назад, до этого вообще не задавалась этим вопросом. Было в стиле: «Хожу и хожу, психолог и психолог. Легчает - вот и славно». В моём близком окружении я по сути единственная, кто в терапии и поэтому о направлениях работы терапевтов говорить было не с кем. Никакие другие методы терапии я не пробовала, сравнивать не с чем. Пришла с запросом «Всё вроде бы хорошо в жизни, но не знаю чего хочу и всё достало». Потом было очень много про родителей, про отношения, одни, вторые, депрессию, тревогу, границы, ВР, чувства, потребности, тело, контакт с людьми, страхи. Сейчас мне захотелось идти прям по конкретным личным жизненным «проблемам» (быт, сон, уход за собой). Мы идём, и прям прекрасно идём как по мне так. Какое-то время назад работали над тем, чтобы я увидела и присвоила свою потребность в деньгах. Мне нравится бережность, никаких оценок, жесткости. Но я не знаю - отличительная ли это особенность этого метода или моего терра. Иногда касались вопросов страха перед неизвестностью, если «утопала» в ситуации- смотрели на нее с высоты как бы всего жизненного пути пару раз. От этого сразу становилось легче. Слова «это нормально», «так бывает» мне ооочень помогали и помогают. (Не в тему психотерапии: одна из московских встреч Tеd talks была под этим «слоганом», прям очень комфортно на ней было). Возможно потому что в семье я постоянно слышала, что я «больная» и всё, что я делаю - «плохо, ужасно, молчи и уйди, всё равно ты ничего не понимаешь»
Я однажды нашла сравнение «гештальтистов» и экзистенцианалистов, и описание гештальтистов мне показалось жёстким.
Яломов и пр. я не читала пока. Ну вот как-то так.
no subject
Date: 2024-12-05 01:39 pm (UTC)для меня "высокое" философствование на сеансе- повторение моей истории с так называемой гуру. Что-то типа секты.
Прочитала Ялома первые две главы "Лжеца на кушетке". У меня полное ощущение, что там смакование сексуальных фантазий самого терапевта.
no subject
Date: 2024-12-05 04:42 pm (UTC)Оно и есть.