Делимся опытом
Apr. 9th, 2019 08:24 pmЗдравствуйте, большое спасибо за отличное пространство, безопасное и исцеляющее :)
Вопрос про присваивание результатов терапии, точнее, про не-наказание-себя-за-них. У меня классная тер, не очень опытная но очень поддерживающая и безопасная, мне с ней неожиданно нормально идти даже в самые страшные дебри травмы (то есть, может быть страшно доставать глубокие слои, но я чувствую её полное принятие и набираюсь ресурса идти дальше). Мы около двух лет вместе, сначала было медленно и с большим моим сопротивлением, потом, после переломного момента, когда я всем телом почувствовала себя в полной безопасности с ней, прогресс пошёл очень быстрый. Тер меня хвалит и искренне радуется, мне от этого очень тепло и хочется жить. После долгих лет отвержения и не-принятия меня родителями, окружением и мной самой она как глоток чистого воздуха. Для меня до сих пор шок, что может существовать такой человек, с которым я могу всё своё самое больное доставать на свет и изучать (хотя я много читала по моим темaм до неё и внутренне, возможно, была готова к чему-то такому).
Единственное, что по-настоящему омрачаеет всё - это моё подсознательное желание убиться о угол сразу после какого-то хорошего достижения в терапии - то есть буквально бьюсь обо всё подряд и "забываю" элементарные правила безопасности после очередного инсайта. Не совпадения, а закономерность уже, и меня это пугает. Тер говорит, что это психика защищается от слишком быстрой перемены, что во мне заложено наказывать себя за хорошее (это так, мы доставали, откуда и от кого это взялось). И как будто то, что саботировало терапию вначале, переместилось глубже, и теперь его не видно как мыслей или ощущений, но чувствуется в каких-то сбоях нервной системы. Тер предлагает замедлиться и прорабатывать каждый такой момент, больше внимания уделять принятию, присвоению, медленному проживанию. Я согласна с ней, но очень хочется рваться вперёд, т.к. изменения колоссальные и кардинальные. И мне пока очень больно, что "а что, можно было?" уже давно, а в норму я вхожу только сейчас . При этом я очень боюсь, что действительно себя покалечу или что-то случится неожиданное и необратимое. При этом я понимаю, что сейчас это не первичная уже эйфория - терапия наложилась на давно зревшее во мне, тер мне очень в тему как человек и у меня зверская мотивация, поэтому меня "несёт". Может, я действительно слишком тороплюсь? "Умом" понимаю, что быстрый прогресс должен уложиться, но пока в замешательстве. Сталкивался ли кто с подобным? Спасибо.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
Почитать отзывы о терапевтах можно тут
no subject
Date: 2019-04-10 06:33 am (UTC)О, меня очень воодушевило, что в терапии можно добиться таких больших результатов. У меня инсайты маленькие и осознание быстро проходит. С психологом работаю только 9 месяцев правда, а хочется в жизнь вернуться быстрее.
По поводу "острых углов". Мне кажется, ваше подсознание всё контролирует и не даст сделать что-то больнее, чем удариться о косяк. Инстинкт самосохранения сильнее.
BULKA8
no subject
Date: 2019-04-10 07:05 pm (UTC)спасибо, успехи только благодаря удаче с моей тер и моей постоянной практике и постоянному чтению много чего по этой теме. Дело в том, что и бОльшие травмы случались (например, перелом на ровном месте) именно после хороших результатов. То есть вроде я понимаю, что это может быть и не связано, но вот это чувство, что рефлекс самонаказания сидит где-то глубоко, это здорово всё осложняет.
no subject
Date: 2019-04-11 08:52 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-11 10:28 am (UTC)у меня было много тем про родственные отношения и семейные сценарии, так что помогли книги типа "Токсичные родители" и "Материнское чувство", тексты по теме "нелюбимые дочери нелюбящих матерей", "отсутствующая мать", "парентификация" и "травмы поколений" (Л.Петрановская), и несколько статей разных психологов по теме, навскидку сейчас не вспомню, но по словам в кавычках в интернете довольно много.
no subject
Date: 2019-04-11 06:57 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-12 08:45 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-10 02:32 pm (UTC)Поэтому очень важно сохранять принятие того, что не обязательно удерживаться всегда в неком хорошем положении, а допускать некую неидеальность или негативные эмоции.
no subject
Date: 2019-04-10 07:08 pm (UTC)спасибо, я скорее связываю это с тем, что психике как-то тяжело справляться, когда всё хорошо, нет привычного чувства что всё плохо, и она ак будто не знает, что с этим делать и стремится обрести привычный п*здец вокруг, такой родной и предсказуемый. вот как ей объяснить, что это уже не надо, уже дальше едем давно...
no subject
Date: 2019-04-11 09:16 am (UTC)вспомнилось из интернета
- вот у вас здесь п.здец, давайте его уберем
- но как?! это же несущая конструкция!..
(извините, если задела, я иногда так про себя шучу)
no subject
Date: 2019-04-11 10:29 am (UTC)оно! :))))))
вот, кажется, в том и задача - как эту несущую конструкцию заменить на что-то толковое и не развалиться без опоры.
no subject
Date: 2019-04-10 02:40 pm (UTC)я боюсь ошибиться, но мне кажется, что вырвать на полном ходу стопкран с опасностью для жизни или здоровья, можно, когда речь идет о буквально панике..
no subject
Date: 2019-04-10 07:09 pm (UTC)спасибо, похоже на стоп-кран, действительно.
no subject
Date: 2019-04-10 03:56 pm (UTC)Непонятно о какого рода ситуации идет речь. Может это что-то безопасное и хорошее, немного перетряхнет, и все наладится, станет привычным, улучшит качество жизни. А может связано с какими-то опасностями. Если это финансовые сделки, вождение транспортных средств и т.д. я бы не рисковала, а маааленький шаг вперед, и долгие вдох-выдох-вдох-выдох, и снова маааленький шажочек.
Наверное у меня проекции. Но "несет", "зверская мотивация, "эйфория" для меня звучит как погоня, марафон. Как на бизнес-тренингах и в сетевом маркетинге "заряжают" всех на успех и достигаторство, люди рвут и мечут с горящими глазами за чужие цели, и в этом мало заземленности, своего, часто строится на иллюзиях.
no subject
Date: 2019-04-10 07:17 pm (UTC)скорее, неосторожное поведение на транспорте, споткнуться на ровном месте и больно удариться, самому себе сделать неудобно или что-то не взять, что само идёт в руки. От обычных жизненных косяков это отличается тем, что следует после успеха с тер и всегда сопровождается фоновым чувством вины, как будто напоминает, что за всё хорошее надо платить, хотя виноватых мыслей нет или внутреннего критика, который ругал бы за что-то.
про "несёт" - не погоня точно, скорее терапия накладывается на какие-то уже замеченные и прочувствованные мной до терапии вещи. Это было не сначала и не сразу, а после того, как в какой-то критический момент интенсивная работа по нахождению причин наложилась на мою сильную внутреннюю готовность меняться, и скопом "дошли" вещи, с которыми давно пыталась разобраться сама. Тут, в принципе, не "заблуждения выжившего", я не пытаюсь сказать, что всё легко и безоблачно, мне действительно очень сильно повезло с тер и я прекрасно понимаю, что далеко не у всех так, просто знаю, какая долгая работа стояла за тем, чтобы сейчас было интенсивно при хорошем тере.
no subject
Date: 2019-04-10 04:58 pm (UTC)Смотрите, вы в начале пишете что у вас проблема в наказании себя за результаты (за хорошее?), а потом, что раньше было такое, потом вы с ним вроде справились, а потом оно "ушло" глубже. Почему бы не посмотреть на проблему с обратной стороны - что у вас всегда была проблема, просто она редко проявлялась в контексте хороших результатов, потому что их раньше было меньше. Терапию иногда сравнивают с луковицей как раз из-за таких вещей - казалось бы справился с проблемой, а когда снимаешь ещё один слой луковицы, оказывается, что червоточина есть и там, и похоже, что она идёт из глубины.
Второй способ как посмотреть на эту проблему - как на проявление проблемы стремления к результату. Нужен результат, нужен результат, а оставаться в процессе и ориентироваться в нём трудно. Нужна или определённость, или отсутствие плохого в процессе, или обещание что будет хорошо, или чтобы не поругали за плохой результат, разные варианты. В детстве многих из нас направляют на результат, это может развиться в то, что просто получать удовольствие от делания чего-то не получается, надо чтобы всё уже закончилось, получил оценку и выдохнул. Получается, что живёшь от, слава богу, ухода предыдущего груза до тяжкой необходимости выдерживать следующий. И получается как будто жизни нет. И важно поскорее закончить - то есть хочется скорости.
Это тоже большая отдельная тема в терапии - как жить в процессе?
Третий способ посмотреть на проблему - а что вы в ней делаете? Добиваетесь хороших целей или работаете над процессами? Это два разных способа смотреть на терапию. Если добиваться целей - то это, например, "я стал спокойным". Если с точки зрения процессов на то же самое смотреть, то "у меня увеличилась устойчивость к стрессорам среды, у меня усилилась способность останавливать внутренние осуждающие оценки, выросла способность принимающей самоподдержки" и т.п. В результате улучшения этих способностей и изменения этих процессов моя жизнь стала спокойнее. А если на вашу проблему посмотреть с точки зрения способности что-то делать, это недостаток чего? Что вы хотите исследовать и потенциально улучшить? Какой процесс?
Четвёртый - есть так называемые мета-эмоции, т.е. эмоции лежащие над эмоциями, эмоции по поводу эмоций в противоположность эмоциям по поводу событий. Например, в неприятных ситуациях я хронически обижаюсь на людей и обстоятельства, чтобы избегать стыда. А стыд - это страх негативной оценки с плохими последствиями от людей. А плохие последствия могут быть осуждением, отвержением, символической смертью, наказанием, отсутствием контакта, отказом вносить ясность и т.п.
То есть есть базовый страх, допустим, отвержения, над ним мета-эмоция стыда, над ней мета-эмоция обиды (иногда смотрят в обратную сторону - что обида первична, под ней стыд, под ним страх).
И обычно приходящие с терапию люди понимают только верхний слой ("я обижаюсь") или его последствия ("мне плохо живётся, вокруг много злых людей"), а потом в процессе терапии вскрываются другие слои.
С найденной вами штукой может быть точно так же, она может быть мета-проблемой, которая лежит под (или над) чем-то, и может быть не над одной вещью, которую вы прорабатываете, и шире, чем представляете.
no subject
Date: 2019-04-10 04:59 pm (UTC)Шестой - если посмотреть на то как действуют дети, можно заметить, что они всё делают с разной степени неуклюжести, пониженной способностью понимать зачем и просчитывать последствия и с неадекватной (очень большой и маленькой) силой. И сначала они делают, а потом только на последствиях и в процессе могут осознать что и зачем. Ну и вообще способность осознавать развивается сильно позже, чем способность пробовать и действовать.
Детям хорошо - детство признано возрастом, когда можно учиться и пробовать (если не находишься в нарциссической требовательной среде). А образ взрослого - должен уметь, должен понимать.
Может ли быть так, что вы действуете и вам не нравится результат, он не совпадает с тем, который представляется? Может, вы натыкаетесь и на неприятные последствия ошибок, на то что пока не умеете и учитесь? Тогда надо пересмотреть свои ожидания что всё будет осознанно и хорошо, что раз, и сумеете, раз, и поймёте. Всё новое неуклюже и сильно.
Хотя может быть что это и правда проявления какого-то другого процесса. Тут трудно понять, пока не исследовано.
no subject
Date: 2019-04-10 07:24 pm (UTC)Спасибо большое за развёрнутый комментарий.
Дело как раз в том, что мне действительно нравятся результаты, моя жизнь действительно меняется, в том и дело. Инсайты с тер наложились на долгую мою внутреннюю работу с причинами и т.д., и таки больше нужен процесс, чем результат - а хороший результат в моём случае - логическое продолжение долгого пути уже. Не всё безмятехно, конечно, но меня уже не пугают неудачи или боль или когда что-то не усваивается или непонятно сразу. Меня пугает, что моё тело при этом куда-то не туда функционирует, как будто я не могу им как следует управлять. Как будто, грубо говоря, в моём компютере сидит вирус, я переустанавливаю операционку и не всё идёт гладко, но тут как будто вирус, которого я не вижу, он достался от предыдущего владельца и проявляет себя как раз там, где новая операционка или скрипт чинит баги старой системы.
no subject
Date: 2019-04-11 06:58 am (UTC)В любом случае, если вам кажется, что вы наказываете себя за успехи - это хорошая тема для терапии
no subject
Date: 2019-04-11 07:16 am (UTC)no subject
Date: 2019-04-12 11:14 am (UTC)У меня схожее было, но, например, разбивание и порча вещей была скорее из-за того, что у меня ушла установка на то, что я всемогуще-разрушителен и всё надо беречь. Поэтому перетал беспокоиться и ограничивать себя, движения стали более размашистыми и попытки что-то сделать более настойчивыми - то есть как раз детская стадия пробования.
Ещё в процессе терапии начал оступаться, думал, тоже симптом. Через некоторое время выяснилось, что купил обувь на толстой подошве, а она мне не подходит, ортопед сказал, чтотолько на тонкой по возможности, подобрал стельки и всё прошло. И ещё до меня дошло после этого, что обувь с толстой опдошвой я стал носить осенью, а неуверенность в поступи была и раньше, и случалась зимой - когда тоже такую носишь. Я просто тогда ни с чем это не связывал, а тут решил, что это терапия и почва психики уходит из-под ног, и это проявляется в симптоме :)
Зато проблемы с ЖКТ у меня повязаны на соматику.
no subject
Date: 2019-04-10 09:39 pm (UTC)А пассивная агрессия зачастую единственный способ ребенка защитить себя или настоять на своем, или победить. Вот признаки: опоздания. "нечаянное" самоповреждение. Поломка техники, внезапная, конечно же. Проблемы с деньгами "оно само как-то почему то". Травмы и болезни, ничем вообще по объективной причине не должные случиться. Полное упрямое неделание или отказ делать что-то, упертость копытами так сказать, даже хорошее, даже полезное.
Могу предположить, что уговорить ребенка на "пользу" напором и тасканием за ручку к доброй тете невозможно: будет хуже. Так что послушайте своего терапевта, идите потихоньку. Внутренний малыш тоже должен иметь свое время на адаптацию. А у него все таки интеллект никакой, подсознание во многом очень эмоциональное, инстинктивное, интуитивное, иррациональное, интеллект там не играет такой роли. Вы, воодушевленная, бежите вприпрыжку, а ребенок этого не разделяет, ему пока что опасно, да и ножки коротенькие. Думается, повторяя действия плохих взрослых, то есть игнорируя его чувства и настаивая на своем, вы, может быть, ретравмируете его. Убегание в болезнь, увы, тоже детская реакция: остановись, пожалей меня.
Может статься, вас в детстве не особо слушали. не особо считались. И что, если это надо изменить? Взять себя маленькую, послушать, вернуться, притормозить, приноровиться к детским шажкам?
Все это предположение, конечно.
no subject
Date: 2019-04-10 09:54 pm (UTC)no subject
Date: 2019-04-11 06:57 am (UTC)ТС Спасибо. похоже на то, только как раз с внутреннего ребёнка мы и начали. По большому счёту, вперёд бежит он, поскольку чувствует себя защищённым. То, что наталкивает на самоповреждения, похоже на немного более поздний слой, когда любопытного ребёнка одёргивают, но по времени - сильно после периода, когда естественное любопытство уже проснулось полностью. Похоже на реакцию на токсический стыд, когда ребёнка стыдят за то, что он живой. Возможно, тут как с реальным ребёнком - бежит вперёд и суётся везде, не понимая, что хочет при этом есть или уже устал, а его затыкают и одёргивают, и его реальные потребности в отдыхе заменяются на потребности матери в отдыхе. В любом случае, интересное направление поработать, спасибо большое.