transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

В свете недавних обсуждений о непрофессионализме терапевтов и после прочтения отзывов о недачных терапиях, я понимаю, что это явление распространенное (раньше я думала, что это только мне так "везет"). У меня раньше были терапевты и иногда они были бесполезны или даже вредны, но я далеко не сразу это понимала. Если бы кто-то мне сказал об этом раньше, то, думаю, я бы смогла избежать последствий взаимодействия с непрофессиональными терапевтами.

Сама я в терапии больше 4 лет, нашла "своего терапевта" и очень довольна. Моя хорошая подруга поначалу была настроена скептически, потом, видимо, заметив позитивные изменения в моей жизни заинтересовалась, расспрашивала меня о терапии. Потом у нее наступил тяжелый период в жизни и она пошла на терапию. То есть я особо не вмешивалась, но мой пример на нее повлиял (и она мне об этом говорила сама).

И по рассказам я понимаю, что к ее терапевтке есть вопросы. Например, она сама ей предложила моей подруге свои услуги, хотя они приятельствовали до этого онлайн. Они продолжают, как я поняла, общаться вне сессий, переписываясь в соцсетях. Продляют время сессии, то есть длительность сессии меняется.

Я волнуюсь за свою подругу, но понимаю, что все-таки это ее дело и ее терапия. Если моя подруга упоминает что-то, что вызывает у меня вопросы, я стараюсь высказываться максимально корректно, например "ой, а я думала, что с терапевтами вроде бы не поддерживают двойные отношения и не общаются вне сессии". Но не уверена, что поступаю правильно.

Как бы вы вели себя на моем месте?


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-03-31 02:50 am (UTC)
From: (Anonymous)
С.

Я в свое время сбросила человеку ссылки на обсуждения здесь, чтобы человек знал, что происходит.
(Я думаю, что плотнее вмешиваться вам не нужно - во-первых, это действительно ее дело, а, во-вторых, объяснять что-то человеку в таком состоянии бесполезно. Но мне кажется важной дать ей понять, что а) ситуация ненормальна, б) что у такой ситуации есть риски, в) что вы находите нужным ее предупредить.
Тогда, когда она дозреет до ухода от терапевта, ей будет на что опереться).

Date: 2019-03-31 09:08 am (UTC)
From: (Anonymous)
Н
Да, тут двоякая ситуация. Скажешь - будет нарушение границ, навязывание. Промолчишь - через годы и после ретравм окажется что вы знали и молчали.
Наверное можно попытаться аккуратненько сказать, что по правилам сеттинга такие вещи недопустимы. Если не заинтересуется и отмахнется - вы будете с чистой совестью, вы ведь пытались поделиться. Заинтересуется - можно немного подробнее сказать, кинуть ссылок на посты здесь на эту тему, статьи, книги.

Date: 2019-03-31 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Да, думаю, правильно поступаете. Люди обычно тяжело воспринимают, когда им говорят что их выборы и решения неверные, а люди, которым они доверяют, не стоят доверия. Из этих же соображений советуют не вмешиваться в семейные отношениях других.
Ну и ещё обычно в начале терапии есть позитивный перенос и может быть даже идеализация терапевта. Без позитивного переноса - хоть какого-то доверия и ожидания от терапевта, - пишут что терапия не работает. Так что возражения или сомнения пойдут против существующего отношения. А если есть идеализация, тем более.

Я примерно делаю так как вы пишете - говорю в общем, или про себя. В надежде, что если появятся сомнения или негативные переживания, человек не сбросит автоматически не себя, а подумает "может, это про терапевта?". И стараюсь не обесценивать то что у другого в терапии, и не говорить плохого про терапевта, если мне сначала не высказали сомнений насчёт него
Edited Date: 2019-03-31 10:03 am (UTC)

Date: 2019-03-31 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Спасибо, очень актуальный вопрос. Мне кажется, я бы вела себя примерно так же, как поступаете вы - старалась бы по возможности нейтрально и безлично комментировать сами действия, не характеризуя и не обвиняя терапевта ("вообще-то это двойные отношения"). В данном случае (тем более, что они приятельствуют, видимо :( ) , если более резко высказываться, то это может только побудить подругу защищать терапевта от вас (не говоря уже о том, что это действительно ее дело).
Еще хорошо бы найти ссылку на какое-нибудь описание того, как надо - мне попадался только список нарушений (при этом там большинство прямо совсем жуткие), а хорошо бы именно список правил.

Date: 2019-03-31 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] maydayrain.livejournal.com
Я бы, наверное, сказала прямо, но постаралась, чтоб это звучало, как забота, а не критика.
"Ты знаешь, я волнуюсь за тебя, потому что то, что ты рассказываешь о своем терапевте, создает у меня впечатление, что терапевт не слишком профессионален. Например....".

Но сказала бы это один раз. ну может два. А дальше уже ее дело.

Date: 2019-03-31 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Для себя я решила, что не вмешиваюсь вопросы терапии друзей. Готова ответить на прямой вопрос от них, но инициировать разговор сама не стану. Дело в том, что я понимаю, как хрупко там равновесие и добавлять себя как дополнительный элемент системы не буду. Сами разберутся, взрослые же люди.

Date: 2019-03-31 11:39 am (UTC)
From: (Anonymous)
Если мне очень хочется помочь, я стараюсь спросить что-нибудь о состоянии такой знакомой. Вроде "ух ты, здорово, что ты интересуешься развиваться, и как тебе терапия? Как впечатления? Ты ощущаешь себя безопасно? Мне было бы сложно разобраться, как общаться с терапевтом, если она мне и подруга, и тер, как ты переключаешься? А если ты захочешь ей пожаловаться, как приятельнице в переписке, то это как будет?" То есть, постараться поддержать здоровые намерения и расспросить подробнее.
Я больше сужу по своему опыту, мое знакомство с терапией произшло потому, что знакомая стала проводить мне бесплатные сессии для тренировки, продолжая параллельно со мною дружить. Я прекрасно знала, что так нельзя, поскольку она сама же мне об этом и сказала вроде "так вообще нельзя, но давай я проведу тебе сессию", но я продолжала брать ее психологическую помощь, когда та предлагала, поскольку нуждалась, и паралелльно ощущала, что это как бы моя вина, и не ощущала в себе сил взять и сбежать тоже. Сейчас думаю, что мне бы мог помочь именно вопрос "как ты себя чувствуешь?" потому что была бы возможность наткнуться на свое чувство запутанности и страха и сообразить, что мне плохо, например. Я прекрасно знала, что так нельзя, просто изнутри ситуации мне казалось, что это я плохая-дрянная-гнилая и пользуюсь этой знакомой, а не наоборот. Потому что конечно же она запрашивала эмоциональную поддержку как подруга с меня, и надо было именно безусловно поддерживать и подтверждать ее, а мои запросы оказывались как к терапевту и я получала разные умные интерпретации про вечные обиды, невзрослость, как я недостатчно вижу других, эгоистична и т.п.

Date: 2019-03-31 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] hey-johny-jay.livejournal.com
Потому что конечно же она запрашивала эмоциональную поддержку как подруга с меня, и надо было именно безусловно поддерживать и подтверждать ее, а мои запросы оказывались как к терапевту и я получала разные умные интерпретации про вечные обиды, невзрослость, как я недостатчно вижу других, эгоистична и т.п.

Т.е. она на вас оттачивала свои проф.скиллы без оплаты/значит, можно и лажануть - тренировка же (это к фразе про эгоистичность)/ + эмоциональная поддержка. Ощущение, что под предложением помощи было такое нормальненькое использование, хотя, наверняка, вам это что-то и дало тоже, правда, судя по вашему отзыву, как-то больше минусов, чем плюсов.
Я вот тоже всё не понимал, а почему, собственно, нельзя совмещать. Знал, что нельзя, а почему - не понятно. А вы вот написали и стало чуточку яснее: всё путается, границы сеттинга стираются, становится непонятно, кто кому, что и в какой момент должен - ты еще терапевт или уже друг/приятель?..
Ну и у вас как бы на дружбу перенеслись моменты ее отработки терапии - вместо эмоциональной поддержки всякие оценки и препарирования. Хотя от терапевта хочется и эмпатии тоже, а не только бесконечных интерпретаций.
Надеюсь, вы ее послали в итоге?
Edited Date: 2019-03-31 09:49 pm (UTC)

Date: 2019-04-01 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ekaterina-beads.livejournal.com
Ваш способ мне кажется очень правильным. Говорить про подругу а не про терапевта.

А с подругой-терапевтом знакомая проблема, вот тут вроде по дружески общаемся, а тут она резко яжепсихолог и ей видней, а мы не уважаем авторитетного специалиста. Сопротивляемся.

Date: 2019-04-01 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] benazir.livejournal.com
Не исключено, что ПТ умеет разделять границы между сессией и простым общением. Например, мы с подругой-врачом часто обсуждаем "болячки" (и ее, и мои, и детские, бо педиатр), но я не отношусь к ее словам, как к диагнозу, если только предварительно не было заявлено: "Скажи мне, как врач".

Наверное, можно спросить подругу об этом. Скажем: "А у вас есть сигнал, когда заканчивается терапия и начинается просто общение?". Это, по крайней мере, позволит ей задуматься о разграничении. Ну, и даст повод поговорить об этом самом разграничении отвлеченно, без назидания и вмешательства. Как бы, в третьем лице (что, как мне кажется, Вы и пытаетесь делать, и что выглядит как деликатная забота).

Ну, и, конечно же, очень много зависит от состояния подруги. Если ей такая "полудружеская" терапия помогает, может, пусть. Вот, начнет жаловаться на токсичность ПТ, можно настойчивее предложить ограничить общение только строго регламентированными сессиями. Впрочем, я думаю, в таком случае лучше советовать менять ПТ. Токсичность необратима, увы.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 03:02 am
Powered by Dreamwidth Studios