transurfer: (Default)
[personal profile] transurfer

Добрый день! Что вы думаете про завершающие сессии? Нужны ли они? Для чего?

Спасибо.


Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.

Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут


Почитать отзывы о терапевтах можно тут [livejournal.com profile] ru_therapists, а добавить собственный отзыв можно здесь

Date: 2019-03-10 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] maydayrain.livejournal.com
Мне кажется, завершающие сессии бывают полезны для клиентов, которые привыкли к модели отношений "если что-то не нравится - молчи или уходи". И вот они молчат и терпят, а потом уходят.
А к тому, что можно рассказать о своих чувствах, что их выслушают с эмпатией и постараются найти взаимовыгодное решение, они не привыкли и даже могут не задумываться о таком варианте.
И завершающие сессии дают этому шанс.

Date: 2019-03-10 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] klonik-z.livejournal.com
Я думаю, для 3 ситуаций:
- терапия дошла до чего-то болезненного, и хочется уйти (ну и в обсуждении может оказаться, что захотелось остаться и самая работа пойдет)
- в отношениях терапевт-клиент кризис, и не потому, что терапевт непрофессионален или сделал что-то ужасное, а просто так получилось (и после обсуждения опять же может второе дыхание открыться)
- когда решение завершить принято просто потому, что уже достаточно и терапия стала не нужна, ну и это неплохая штука тогда - тепло, неспеша расстаться, погоревать о том что это пройденный этап.
Во всех остальных случаях, думаю, оно штука ненужная и даже вредная (если тер что-то натворил и вряд ли исправится, если терапевтических отношений толком и не было, если пользы особой от терапии не было, и тд).

Date: 2019-03-10 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Присоединюсь, для меня причины те же.
Частая вещь, которую пишу клиентам терапевтов, которые спрашивают о чём-то в процессе: "А вы терапевту об этом говорили?", потому что обычно нет. Это может происходить из-за того как проходило детство и ожиданий. Не принято разговаривать с другим о том, что у меня в отношениях с ним плохо, и не принято предъявлять слабость в виде боли, потому что в первом случае будет крик, порицание, наказание и возможный разрыв отношений, во втором точно не помогут, еще и по боли потопчутся, а потом будут её использовать.
Поэтому если в отношениях плохо, или молча терпишь, или уходишь, а если больно, то надо закрыться, чтобы защититься.

Date: 2019-03-10 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] klonik-z.livejournal.com
Согласна :))

Date: 2019-03-10 06:10 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мне нравятся ваши комментарии,спасибо. Можно вопрос? Я сейчас в запутанном состоянии. Я делюсь очень многим с терапевтом впервые и такое состояние безнадежности попадаю. И думаю что это может ретравма? Опыта в терапии мало и не знаю у кого спросить.

Date: 2019-03-10 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Спасибо :)
А что кроме чувства безнадёжности испытываете? В каких обстоятельствах? Если просто чувство безнадёжности - да, оно нормальное, и часто большой кусок терапии сопровождает, у меня так было, бывает, что его приносит из травмирующей ситуации, когда мало что мог сделать и твои силы были несравнимы с масштабом ситуации. И сейчас оно частенько бывает, я просто научился с ним больше смиряться и не бежать из него изо всех сил в "я могу", потому что оно вполне может соответствовать ситуации.

Вообще, может вам прислать сюда же как запрос, чтобы все видели вопрос и могли ответить?

Date: 2019-03-10 08:14 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Хорошая мысль про отдельный вопрос. Сделаю. Спасибо.
Какие чувства? Бессилие,беспомощность тоже есть,но и безнадёжность. Мне сложно поверить,что есть будущее. Уже долгое время я вижу впереди чёрную чёрную вуаль. Темень. Не могу передать. Живу от одного дня к другому и не сказать что в реальной жизни как-то плохо что-то.

Date: 2019-03-11 02:42 am (UTC)
From: (Anonymous)
Это в терапии началось или раньше?

Date: 2019-03-11 06:53 am (UTC)
From: (Anonymous)
Было раньше. В терапии обострилось, вернее точнее стало видно это.

Date: 2019-03-11 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] orrine.livejournal.com
Печально что так, сочувствую. Может, вам вдобавок к терапии нужна медикаментозная поддержка? Может быть что у вас есть депрессия.

Date: 2019-03-11 09:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я думаю в последнее время об этом. Про депрессию скрытую.
Спасибо, что пишете. Меня это поддерживает.

Date: 2019-03-10 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tyy-tikki.livejournal.com

По-моему, тут как с любыми отношениями. Есои они хорошие и заканчиваются - потому что переезд, потому что достаточно, потому что больше не нужно - лучше попрощаться и погрустить. А если это насилие в любой форме - лучше бежать не оглядываясь, чтобы потом отгрустить и отругаться в безопасной обстановке (у другого терапевта), а не травмироваться еще больше о то, что не работает

Date: 2019-03-10 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kotomyava.livejournal.com
Мне кажется, что скорей полезная - как внутреннее завершение отношений. Выразить свои чувства.
Но если выражать нечего или не видишь смысла... тогда зачем?
Очень, очень сложная тема. Очень индивидуальная

Date: 2019-03-10 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Я от нескольких терапевтов слышала, что да, нужна хотя бы одна (это не была попытка развести на большее количество сессий:)) Теоретически я считаю, что да, нужны, как минимум получить опыт нормального завершения отношений и структурирования итогов. На практике с моим долговременным терапевтом произошла неясная фигня (видимо, негативный контрперенос с активным стряхиванием на меня своих чертиков), что я просто боялась с ним оставаться в одном помещении. Соответственно, никаких завершающих сессий не было(

Date: 2019-03-10 09:02 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Скажите,пожалуйста,а как ощущается негативный перенос? Я похоже его не развиваю.

Date: 2019-03-11 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] h-kitty.livejournal.com
Я скорее знакома с негативным контрпереносом( У меня было ощущение, что терапевт вносит в контакт интересные ему (не мне) темы и активно спорит о них с каким-то другим человеком, глядя сквозь меня

Date: 2020-06-01 08:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ага, у меня так же. Как будто мы вообще не слышем друг друга. Было больно

Date: 2019-03-11 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] balakynya.livejournal.com
Я ходила на завершающую сессию с двумя терапевтами.

Первая пыталась меня убедить, что это какой-то временный клин в наших с ней отношениях, рассказывала, что у неё сформировался контрперенос, а я ей напоминаю её психически больную сестру (!) - лучше бы она такого не говорила, ей богу. Но я была к ней очень привязана и ещё несколько раз пыталась возобновить терапию. Брала несколько сессий, но в итоге всё равно ушла - без объяснений. В этой терапии было много нарушений, связанных с границами, сеттингом. Терапевт - то мама, то подружка, то фрустратор. Как оказалось, самым лучшим решением было просто уйти. В противном случае был риск снова поддаться на уговоры.

Ещё раз я пошла на завершающую сессию со своим предыдущим терапевтом. Я её ощущала как холодную, негативно настроенную по отношению ко мне (думаю, так оно и было). Ничем мне эта завершающая сессия не помогла. Накосячившая терапевт осталась уверенной в своей правоте.

Соглашусь ли я на завершающие сессии с текущей тер - не знаю. На данный момент не вижу смысла в таком завершении. Подвести итоги? Я и сама могу их подвести. Что моё, оно уже со мной.

Date: 2019-03-11 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] fenec.livejournal.com
один из важных моментов итоговой сессии - возможность услышать то, что терапевт до времени не проговаривал, рассчитывая на продолжение терапии и ожидая наиболее уместного момента для интерпретаций и гипотез

Date: 2019-03-11 08:47 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Это возможно, но совсем может быть не так. У тер.могут быть др.взгляды на завершение.
Мой последний тер.сказала, что нужно 4 завершающих сессии..я спросила, о чем на них нужно говорить..тер сказала, обо всем..Я не поняла зачем 4, если я уже хочу уйти. я говорила, что мне в тягость уже ходить, как буд обязанность..но лучше не стало. и мы вообще про итоги не говорили и тер.ни чего важного на последок не сказала.
После 3й сессии, я написала, что больше не могу и не хочу себя заставлять, что не вижу смысла и пользы. На что она написала мне обиженное сообщение, что мне ни кто не поможет, но я могу и дальше переберать терапевтов.

Date: 2019-03-11 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] hirial.livejournal.com

Считается, что на завершающей сессии клиент может проанализировать, с какими запросами он пришел на терапию, как они изменились, чего удалось достичь, чего не удалось и почему и т.д., что должно помочь ему работать дальше с другим терапевтом. Потому что анализ позволяет осознать и закрепить произошедшие изменения, чтобы у клиента не осталось ощущения, что, например, он тут три года рыдал за свои деньги, и все.
Ну и отношения, длившиеся несколько лет, хорошо бы завершить, чтобы не оставалось " хвостов" печали, обиды  и злости( если терапия завершается по не зависящим от клиента причинам, например).
Естественно, если терапевт допускает этическое нарушение, смысла в завершающей сессии нет, тут бы себя уберечь от повторения, а анализировать произошедшее лучше с другим терапевтом.
И, вообще-то, на завершающей сессии терапевт не должен уговаривать клиента продолжать терапию: она для подведения итогов и закрытия гештальтов, а не для давления и манипуляций.

Date: 2019-03-11 10:35 am (UTC)
From: (Anonymous)
Mrs Dalloway

Для меня завершением отношений с разной степени непрофессиональности терапевтами стала возможность оставить о них отзыв в новом журнале Эль. Об'яснять что-то аб'юзеру, непрофессионалу или глупцу просто бессмысленно. Мне это не нужно, а принесло бы только боль за мои же деньги. А вот возможность высказаться публично сильно помогла завершить то, что казалось висит в воздухе, к тому же я предостерегла других людей, и вроде как моя боль уже не была напрасной.

Date: 2019-03-12 08:28 am (UTC)
From: (Anonymous)
у меня была ситуация, когда терапевт на завершающей сессии драматизировал и был активно против моего решения. окончилось это тем, что я взял еще 2 сессии, на которых мне было супернекомфортно и бессмысленно, а потом я просто без лишних слов все свернул.

Profile

transurfer: (Default)
transurfer

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 56 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 08:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios