Делимся опытом
Feb. 11th, 2019 09:11 pmКак и по каким признакам вовремя распознать что хороший терапевт начал выгорать/портиться и что с этим (точнее, с собой) делать?
Что происходит когда терапевт переживает серьезную личностную/мировоззренческую трансформацию и меняется? Как это отражается на терапии? Ведь терапевт работает на терапии своей личностью, а клиент пришел на ту личность, кем терапевт был на момент начала терапии.
Должен ли терапевт позаботиться о том, чтобы его перемены негативно не отразились на процессе терапии или как-то предупредить клиентов о том, что он стал другим, и теперь может не подходить клиенту?
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят.
Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
Прислать свою ситуацию для обсуждения можно тут
no subject
Date: 2019-02-12 05:21 am (UTC)Если терапевт после многих лет терапии переобулся в прыжке или внезапно поломался, то это не только признак непроработанности, но и очень низкого профессионализма. Терапевт работает собой и своей психикой, и если она у него состоит из косяков, непроработанных травм и слепых пятен, то это все равно, что хирург, который оперирует грязными, ржавыми и негодными для работы инструментами.
Конечно, терапевт не просто должен, а обязан о себе заботиться (см. про хирургические инстументы). И терапевт, который это регулярно делает, может и будет заботиться о том, чтобы его личные проблемы не отразились негативно на клиентах.
Если терапевт начал выгорать, он изначально не был хорошим.
no subject
Date: 2019-02-12 06:12 am (UTC)Мне кажется, может быть вариант, когда у терапевта в жизни что-то случилось и он перестал справляться (может быть, у него кто-то умер, или, например, у кого-то в семье обнаружили хроническую болезнь и пр.). Или, например, у него самого обнаружили какую-то болезнь и пошли уже чисто физиологические изменения. В общем, внезапно обнаружилась дыра под ватерлинией.
Но, мне кажется, что профессиональный терапевт в такой момент должен сам это озвучить, перераспределить нагрузку и перенаправить к другим специалистам тех клиентов, с которыми он не справляется.
Но, опять же, учитывая общую ситуацию с терапией в русскоязычном пространстве... мне кажется гораздо более вероятным вариант не когда "терапевт портится", а когда "клиент чинится" - то есть те вещи, которые клиенту были нормальными, ему быть нормальными перестают. И это случай, когда клиент перерос терапевта и пора искать кого-то еще.
no subject
Date: 2019-02-12 06:16 am (UTC)+1
no subject
Date: 2019-02-12 01:23 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-12 03:41 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-12 03:58 pm (UTC)Подписывайтесь!
no subject
Date: 2019-02-12 07:25 am (UTC)А возможно ли проработать все при все?
Мне думается так: человек/будущий терапевт может очень хорошо проработаться на какой-то момент жизни, и стать "вау" по сравнению с тем что было. А по ходу жизни и изменений в мире будут всплывать новые пласты, с которыми надо будет разбираться, адаптироваться по новой.
Другой вопрос, что терапевт должен быть "всегда в хорошей форме". Как летчиков, спорстменов, сотрудников спецслужб и т.д. периодически мониторят, повышают квалификацию, проверяют здоровье (физическое, психическое), потому что от их состояния зависят жизни людей и интересы компании/государства. Также и терапевты должны быть в кондиции и ресурсе позволяющем работать им качественно. Хорошо отдыхать, восстанавливаться, вовремя бить тревогу в случае ляпов, своевременно ходить на терапию и супервизию.
Имхо, терапевту недостаточно один раз походить на терапию вначале карьеры. А надо ходить на нее долго, а потом курсами раз в несколько лет или еще как-то. Иначе получается, что ремонт они делают чаще чем к терапевту заглядывают. А психическая гигиена нужна регулярно... и простое протирание пыли, и ген.уборка, и капитальный ремонт. Каждый своей интенсивности и периодичности.
no subject
Date: 2019-02-12 08:02 am (UTC)Насчет терапии я считаю, что терапевту надо быть в личной терапии на протяжении всей своей терапевтической деятельности. Да и вообще всем, кто находится в позиции серьезного дисбаланса власти в свою пользу (родителям, начальникам, учителям, врачам).
no subject
Date: 2019-02-12 09:43 am (UTC)+много. Хотела то же самое написать. Личная терапия у практикующего должна быть постоянна независимо ни от чего. Как любят оправдывать свои косяки гештальтисты "терапевт тоже человек". Именно потому, что тер тоже человек и он работает с другими людьми, он сам должен терапироваться постоянно. Это как в спорте, например, поддерживать свою форму: необязательно упарываться в зале каждый день на износ, но для хорошей работы организма пару раз в неделю достаточно.
no subject
Date: 2019-02-13 10:03 am (UTC)мне эта мысль кажется воодушевляющей, окрыляющей и обнадеживающей. не знаю почему. просто.
когда мне терапевт сказала в контексте настоящего времени, которое началось в прошлом, еще идет и продолжится в будущем - "мой терапевт", что-то вроде "и я обсуждаю это со своим терапевтом", я думала, левитировать начну от радости:)
это как-то грамотно и правильно, в каком-то смысле гарантия от того, что специалист вдруг решит забронзоветь в граните
no subject
Date: 2019-02-12 07:55 am (UTC)Я еще думаю, в определенных случаях клиенту легче думать что терапевт был хороший, но испортился и выгорел... чем признать, что он изначально выбрал слабого терапевта, вовремя не распознал. Как будто ты этим обесценишь проделанную работу, вложенные силы и время, и признаешь очередной свой неудачный выбор (сначала не у тех родителей родился, потом всю жизнь неправильно поступал, теперь еще оказывается и с терапевтом ошибался).
no subject
Date: 2019-02-12 08:05 am (UTC)no subject
Date: 2019-02-12 12:24 pm (UTC)А потом постепенно все ломается, я так полагаю потому, что у тер были некоторые ожидания о скорости терапии, но не хватало навыков, поэтому чтобы не думать о своей возможной нехватке знаний, она становится просто фрустрирована тобою как клиентом. И вот уже ты не самый лучший клиент с самой большой скоростью, а все остальные клиенты понимают, как себя вести, а ты один почему-то нет. И пора бы уже начинать работать. И раньше тер извинялась, если сделала что-то не то, и была против жесткой терапии, а теперь жесткая, потому что с тобою так надо.
Для внутреннего ребенка естественно тер вроде бы сначала была профессиональна, потому что она правда сначала была очень теплая, но тепло это было направлено на идеальные проекции похоже, а потом перестала ей быть, и наверное выгорела. Для взрослого скорее видно, что у тер изначально не хватало навыков, просто на первое время этого было незаметно. Да и когда я пришла как новый клиент, и тер и я допустим не знали, что я могу десять сессий подряд жаловаться ей на изматывающую мелочь, поэтому ей было проще принять. Короче, мне кажется, немного не то что выгорание, сколько неспособность терапевта выдержать реальность и отсутствие понимания как работать с клиентским материалом дальше чем общая идея. Но вначале есть впечатление, что все было очень профессионально.
Извините, что длинно, короче не выходит сформулировать.
no subject
Date: 2019-02-12 05:28 pm (UTC)Вы наверное хотели отдельной веткой написать, и случайно отправили ответом Эль
no subject
Date: 2019-02-12 09:33 am (UTC)no subject
Date: 2019-02-12 07:47 am (UTC)Я, как я могу предполагать, наблюдала некоторый отъезд в религию/попсовые "духовные практики". Ничего хорошего не происходит, начинается гурувание. Теоретически хорошо бы осознавать терапевту в таких случаях, что он уже при этом не психотерапией занимается, но на практике (особенно в гнилом российском профессиональном сообществе, которое грудью становится даже на защиту астропсихологов без образования) он наоборот начинает думать, что перерос эти глупые рамки психотерапии.
Мне признаками выгорания кажутся еще навязчивые попытки терапевта обратить внимание клиента на "хорошее" и подчеркивать успехи терапии или быстро дотащить клиента до какого-то результата с пинками. Еще если вдруг возникает желание позаботиться о терапевте, хотя раньше у вас не было склонности к такому, то это тоже может быть реакцией на скрытую усталость терапевта.
Я долго ходила к одному терапевту, не вполне согласна с мнением, что терапевт обязательно изначально был непрофессионален/не проработан, но я хорошо вижу, как изначально поддававшиеся коррекции недостатки в условиях безнаказанности и взаимных поглаживаний в профессиональном сообществе отлично прорастают в полноценную профессиональную деградацию.
no subject
Date: 2019-02-12 08:10 am (UTC)Под "клиенты идут на личность, а терапевт может со временем пережить трансформацию личности" имею ввиду например:
-Клиент из всех терапевтов выбрал себе близкую себе по духу современную терапевтку, динамичную, открытых взглядов, модно одетую, путешествующую. Через несколько лет терапевт родила ребенка, и превратилась в скучнейшую "яжемать".
-Терапевт была семейной в крепком браке, и к ней шли именно те клиенты, которым нужен мудрый и опытный семейный наставник. А терапевт развелась, ушла в загул, стала яростной феминисткой или лесбиянкой или еще кем.
-Смена религии, философии, эзотерических взглядов
-Переход из заземленного практичного человека с бизнес-мышлением в "творческие личности", "жить надо проще", "слушать свое сердце"
-Переход с душевного и творческого человека в более жесткого.
-Переход с материнского типа на демократичный.
И т.д.
Примеры гипотетические.
Это не значит что какой-то из стилей плох. Все мы разные, и каждый выбирает терапевта под себя и свои цели. И люди в течении жизни могут меняться. Важно чтобы клиенты в заблуждении не были, и негативно на них терапия не отражалась.
no subject
Date: 2019-02-12 09:43 am (UTC)к слову. подруга моя, далекая от психологии, рассказала про бывшего одноклассника. он гештальтист, развелся с женой, тоже гештальтисткой, ушел к другой женщине, с женой у них началась вялая сетевая война на фб, ну такие пространные рассуждения на тему меркантильности или предательства, общие френды все это конечно читают. и раньше они совместные тренинги вели, сейчас нет. практикуют оба
это конечно ен мировоззренческий слом, не трансформация личности, это маятник качнуло - и полезла вся непроработанность, причем не сказать, что глубинная
no subject
Date: 2019-02-12 11:26 am (UTC)Здесь кмк не смена мировоззрения, а смена обстоятельств. Они не были христианскими психологами с мировоззрением "один раз и на всю жизнь", "надо прожить с одним человеком до конца жизни". Но наверное на тренингах зарабатывали именно на имидже крепкой пары и семьи, которые сильно дорожат отношениями, и вели тренинги на тему как жить дружно, сохранить любовь и уважение. Тогда получилось что врали, транслируя не настоящие свои ценности.
То что говно такое с них полезло - да, ужасно.
no subject
Date: 2019-02-13 09:31 am (UTC)да, конечно, смена обстоятельств и непроработанность, но информационные атаки идут под видом личностных трансформаций "я вдруг внезапно осознал, что растрачивать свою жизнь на человека, способного подставить подножку - это бессмысленная роскошь. но я все осознал, прошел этот этап и всех простил".
ну это, сорри, просто было к слову как одно может казаться другим
no subject
Date: 2019-02-12 02:06 pm (UTC)Согласна с вами. После того, как моя терапевт увлеклась христианством, я спросила её - не повлияет ли это на нашу работу. Она сказала, что нет. Однако это было одним из нескольких факторов, после которых терапия сильно изменилась (не в лучшую сторону). Но заметить это и решиться уходить из терапии мне пришлось уже самой.
no subject
Date: 2019-02-12 03:22 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-12 04:02 pm (UTC)Читайте внимательнее. А если бы я написала "развелась, и стала фоткаться голой, ходить по кабакам", надеюсь вы не написали бы "а в браке нельзя ню фото и по кабакам ходить?".
Неприятно, когда к словам цепляются(((. Я писала про переходы и разные этапы.
no subject
Date: 2019-02-12 12:15 pm (UTC)Вот эти две идеи мне очень отзываются:
"мне кажется гораздо более вероятным вариант не когда "терапевт портится", а когда "клиент чинится" - то есть те вещи, которые клиенту были нормальными, ему быть нормальными перестают. И это случай, когда клиент перерос терапевта и пора искать кого-то еще. "
и
"Но вполне возможен вариант, когда клиент перерос терапевта . То есть вариант win - win. На определкнном этапе первый терапевт помог. Дальше - нужен другой . Но при этом ни первый терапевт не стал плрхим, ни клиент не ошибся с выбором - тогда, несколько месяцев (или лет) назад . Просто изменились и клиент, и, возмлжно, терапевт."
Согласна. Когда только приходишь в терапию, уровень терапевта тебе видится очень высоким, получаешь много изменений и пользы. Подмечаешь столько плюсов, открываешь новый мир. Как будто начала учить иностранный язык с репетитором, или впервые попала в средненький мед.центр после деревенской поликлиники. Дальше ты развиваешься, растешь, читаешь спец.литературу, обмениваешься опытом, и дорастаешь до такого уровня, когда ясно видишь все недостатки и ограничения своего терапевта. Начиная с какого-то момента пользы от такого терапевта уже быть не может, только вред. Просто, пора переходить на другой более высокий уровень.
Для меня эта мысль очень освобождающая и радостная!
Мне действительно, стало тесно, а потом и разрушительно с терапевтом. Раньше я нарадоваться не могла на нее, и результаты были хорошие. По-хорошему, я должна была поменять терапевта полгода назад.
Может от терапевтов не надо ждать слишком высокого уровня, что он на сильно много лет, и быть готовым в любой момент "отлипнуть", и найти более подходящего? Если бы можно было условно "маркировать" терапевтов как мастеров "первой категории", "второй категории", "высшей категории". И понимать, что даже если терапевт не самой высокой категории, то может быть для определенного этапа, определенных задач и круга проблем очень хорош. Но подойдет не всем и не навсегда. И в отзывах обозначать что когда у меня была такая-та степень запущенности и круг проблем, он мне помог... ровно до момента такого-то... а вот с этим и этим этапом и задачами не справлялся.
Другая хорошая новость в том, что соломки подстелить я успела :-). И у меня сейчас новый прекрасный терапевт.
no subject
Date: 2019-02-13 06:57 pm (UTC)Поддержу Вас в этом.
По своему опыту прошлый терапевт мне виделся важным и большим и помогающим именно в ряде вопросов и я могла в этих вопросах на него опереться, вырасти.
Когда мы пытались разбираться в ряде вопросов, которые меня тоже волновали, то (на тот момент) прогресса не было (ну, вернее были инсайты, но больше какого-то иного толка) и тема все равно скатывалась к исходному запросу.
В новой терапии работа с другим запросом, но и его (тера) я воспринимаю иначе (и с багажом первой терапии к тому же). В первой терапии я не могла воспринимать прошлого терапевта будучи такой как сейчас (что резонно). Словно была в некоей определенной позиции и видела его соответственно только из нее. И я пыталась выйти, пыталась, но не могла видеть его другим.
Именно таким другим, который для меня сейчас является новый терапевт...
Прошлый терапевт решал определенные задачи и, конечно, я брала все, что можно взять и действительно: в какой-то момент я почувствовала, что переросла его. Просто уже и приходить незачем, и помочь, в общем-то, уже не может. И как таковая надобность отпала и мы расстались. Хорошо, спокойно.
Решила, что могла решить с ним и пошла дальше.
no subject
Date: 2019-02-14 02:10 pm (UTC)Здорово, что вы расстались мирно и дружелюбно! Всем бы вот так красиво и по доброму отношения завершать!
Я тоже хочу с прежней тер так цивильно завершить, и не знаю насколько она к адекватным переговорам готова.
no subject
Date: 2019-02-15 04:16 pm (UTC)А что она может сказать? Реактивно среагировать на Ваше желание?
no subject
Date: 2019-02-16 05:14 am (UTC)Я в прошлой пятничной перекличке описывала свою ситуацию детально. Она запустила себя, заболела, и сейчас очень некрасиво бросает клиентов, ускользая...
no subject
Date: 2019-02-16 08:38 am (UTC)Тогда понимаю, да.
no subject
Date: 2019-02-13 11:46 am (UTC)В своём живом журнале в посте от 1.01.19 г. 9:52 психотерапевт Андрей Камин в оскорбительной форме отзывается об этом журнале и его комментаторах. Вот как лечиться у ТАКИХ терапевтов?
no subject
Date: 2019-02-13 01:21 pm (UTC)Правильный ответ - НИКАК:)
И хорошо, что он это написал - теперь всем ясно, что он из себя представляет - как человек и как специалист. А заодно - как он собирается вести себя с клиентами во время сессии. Я думаю, это очень полезное знание, и очень хорошо, что оно стало очевидным.
Я думаю, хороший вариант - сделать скриншот высказывания и добавить его в отзывы под рубрикой "плохие терапевты".
no subject
Date: 2019-02-13 04:41 pm (UTC)no subject
Date: 2019-02-13 05:22 pm (UTC)Это ж наш
обосранецчеловек, неспособный распланировать туалет на 1 час вперед.А кто-то его воспринимает всерьез? Ведет себя в интернете как шут и городской сумасшедший. В день десяток постов, каждый прокопирует в фб, твиттер, жж, инстаграм. Сразу видно, работы нет. Не думаю, что у него есть хоть один клиент.
Посты все агрессивные с озлобленностью на весь мир. Никто его не комментирует. Сам себе под тем постом оставил комментарий.
no subject
Date: 2019-02-13 10:05 pm (UTC)Посмотрела тот пост, во его несет 😐 неадекват полный.
no subject
Date: 2019-02-13 01:39 pm (UTC)Для Нижнего Новгорода 3 000 рублей в час - не маленькая цена.
То, что терапевты обсуждают разные темы в общем доступе, зная, что их читают потенциальные клиенты, говорит о весьма невысоком IQ. Они публично пережёвывают свои комплексы с такими же некомпетентными товарищами и не в состоянии найти другой источник информации для профессионального усовершенствования. Интернет - штука крайне полезная, можно узнать, к кому точно не стоит обращаться.